Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

5 сентября 2022

«ЭХ! ХОЛЕРА НА ИХ ГОЛОВУ! КОМУ ЭТО НУЖНО, ЧТОБ ЛЕЙЗЕР ИЗ АНАТОВКИ ГОВОРИЛ „ГУД БАЙ“»?

Вчера хоронили Горбачева, реального Горбачева, Михаила Сергеевича, хоронили эпоху гласности. Хочу послать ей скорбный поклон в тот момент, когда отечественный театр хоронит и хоронит спектакли, название за названием…

Похоронная команда обосновалась в московском Департаменте по культуре (совершенно остальной России неизвестном — кто эти люди?) и хоронит от души, широко, по-столичному, от щедрого московского сердца — организовывая большие именные склепы. Такие «Безенчук и нимфы», вспомним Ильфа и Петрова. Контору возглавляет гробовщик (зачеркнуто) гражданин Кибовский, еще недавно выступавший на сцене Школы современной пьесы у друга Иосифа Райхельгауза, ныне им снятого, в качестве исполнителя… Вообще именно в ШСП завязался какой-то странный узел. Артист Кибовский увольняет основателя театра Райхельгауза, а завлит этого театра Кретова управляет Телегой с доносами и заходится криком, повелевая Минкульту выбросить из афиши фестиваля нынешнего Балтийского дома спектакли разных неугодных ей режиссеров, в том числе спектакли своего многолетнего худрука, в создании которых она принимала участие… Правда, немножко странновато и даже болезненно? И что? И Балтийский дом меняет афишу фестиваля согласно ее посту! Объясните мне, что происходит, почему «стук» завлита одного театра имеет такие последствия для большого фестиваля, располагающегося в другом городе! Я прожила жизнь, но механизмы эти мне неизвестны.

Бывают вещи понятные и прозрачные. Вот Эдуард Бояков похвастался вкусной рыбешкой, которой его угощали в Мариуполе: «Здесь всё — и рыба, и дети, и взрослые — живее и настоящнее чем в Москве» (ВКонтакте, без комментариев) — и уже создается под его управлением новый театр в центре столицы. А со многим другим, в частности, с Балтийским домом, — сохраняется туманность… Не может ведь быть, чтобы пост в Телеге менял афишу.. Или чья тогда эта Телега?)))

За несколько месяцев Москву просто выжгли, спалили. Но пожар не способствует ей много к украшенью, из репертуара исчезают наиболее художественные, сильные спектакли, несущие, между прочим, театрам золотые яйца зрительского финансового внимания.

Сняли нескольких худруков, снесли с лица земли Гоголь-центр, обратно строят Театр Гоголя, обо всем этом мы писали.

Но именно со спектаклями, нежными художественными душами второй реальности, дело обстояло не так горестно.

Будем честны: спектакли по пьесам Ивана Вырыпаева снимали сами театры, сообразуясь с требованием автора, который повелел отсылать сборы в помощь Украине. Те, у которых отчислений не было, — продолжали его играть. Пересылать сборы туда, куда просил автор, изначально было нереально. Если бы Иван отсылал их сам — наверное, спектакли бы шли, деньги текли через его счет, но акция есть акция: теперь ни сборов, ни спектаклей, ни помощи тем, кого Иван имел в виду…

Или вот сын Александра Володина отозвал на время авторские права, не разрешает ставить пьес отца, и я хорошо понимаю его: Александру Моисеевичу было бы непереносимо видеть сейчас на сцене «Пять вечеров» с их финальной строкой: «Только бы войны не было». Это тоже была воля если не драматурга, то его наследника.

Исчез из Театра Наций «Горбачев»: уехала Чулпан Хаматова. Ходили слухи, что спектакль сохранят, введя на роль Раисы Максимовны Марию Смольникову, и это было даже смешно: ну, не может Горбачев жениться во второй раз…

А потом начались репрессии власти: сняты из Большого театра спектакли Александра Молочникова (один из них — лауреат «Золотой маски»), с ним расторгнуты договоренности на постановки, уже анонсированные в этом сезоне… А дальше Константин Богомолов легко отдал спектакли Молочникова с Малой Бронной (в чем, собственно, никто не сомневался) все той же похоронной конторе «Безенчук и нимфы».

Понятно, что идет очевидный репрессивный наезд на российскую культуру, но какую-то настоящую человеческую боль все почувствовали третьего дня, когда — без объяснений и формулировок — из репертуара московских театров сняли спектакли Дмитрия Крымова — те самые беззащитные, эфемерные, от сердца, из другой реальности… И это притом, что Крымов не уезжал специально, а в конце февраля планово выпускал «Вишневый сад» в США. Да, пока не вернулся. Да, выпустит спектакль в Клайпеде. Вынужденное отсутствие в Москве воспринимает трагически (смотрите его интервью). Призывает не быть собакой, которая забежала за угол и лает (так он говорил Анатолию Белому, тот процитировал в стриме с Ксенией Лариной). Да, он не пропадет, он работает и, как говорят, — создает в США Krymov.lab, будет делать спектакль с Чулпан Хаматовой в Риге…

Дима и Чулпан будут сочинять по-латышски… Как говорилось в «Поминальной молитве»: «Эх! Холера на их голову! Кому это нужно, чтоб Лейзер из Анатовки говорил „гуд бай“»?

Кому нужно, чтобы Крымов, начавший пять спектаклей в московских театрах, создавал что-то где-то, а его спектакли сдали в утиль? В них нет оскорблений армии и флота, я думаю, что у карающей власти московского Департамента даже нет с ними эстетических расхождений (какие расхождения с «Дон Жуаном» у Фоменок? Их и быть не может). За что?

Уничтожение культуры сегодня идет без ссылок на художественные свойства, это вам не борьба с формализмом, это какая-то сплошная подковерка. То есть власть хочет, чтобы все были лейзерами из Анатовки и перестали ставить по-русски. Патриотичненько так…

В снятии спектаклей Крымова нет никакой логики, он не ставит про политику, его спектакли — дети воздуха и театра, любви и рефлексии, они про вечный «амаркорд», про свободу дыхания и муку, когда не дышится… Наверное, такая острая реакция на эти репрессивные снятия именно потому, что задели самое незащищенное, нежное. Может быть, так больно еще и потому, что все мы помним, как мучительно переживал закрытие своих спектаклей Анатолий Васильевич Эфрос, отец Дмитрия Анатольевича Крымова, и чем закончилась эта трагедия отношений с советской властью, и какая для русской театральной истории рана — те, эфрософские снятия… И, казалось, черная кабала не будет уделом поколения, к которому принадлежим мы с Димой…

Политика московского Департамента отжимает, истощает, иссушивает театр, превращая репертуар в солому. Кому это надо, кому выгодно? Со всей очевидностью — в противоречии с Конституцией РФ — мы вернулись в подцензурные времена. Это непереносимо и для тех, кто цензуры не переживал, и для тех, кто успел с ней пободаться, но советская цензура всегда выставляла список аргументов (вспомним приемки спектаклей и многостраничные протоколы!) — кривых, косых, демагогичных, дико выглядящих с позиций истории… Но она старалась, потела, корпела, формулировала. А сейчас где аргументы? Почему исказилась афиша Балтдома, почему сняты спектакли Крымова?…

Наверное, для многих мертвых театров ничего не изменилось: как ставили мертвые спектакли вне времени — так и будут их лабать, им — «что воля, что неволя». В создавшихся условиях предстоит некоторое время жить… Ведь эмиграция — не выход для театра, связанного с языком и контекстом. История не знает великих эмигрантских театров, язык все равно замкнет такой театр в узком анклаве, Лейзер из Анатовки не хочет говорить «гуд бай»…

Когда-то, еще в глубокий застой, Лев Додин говорил: «В темноте зрительного зала человек испытывает самые сильные социальные эмоции». Вот, вернулись в темноту зрительного зала…

В честь снятия нескольких спектаклей Крымова ставлю большой черный крест. Как Лагранж, слуга Мольера в «Кабале святош», спектакле Эфроса в Ленкоме. Пока его не сняли…

Комментарии (1)

  1. Динара

    Это чудовищно!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога