
-
«Стиффелио». Дж. Верди.
Московский театр «Новая Опера».
Режиссер Екатерина Одегова, дирижер Александр Самоилэ, художник Этель Иошпа.Вслед за постановкой «Мертвого города» Корнгольда московская «Новая Опера» продолжает приобщать публику к новым для России названиям: во время Крещенского фестиваля слушателей познакомили с неизвестной в России оперой Верди «Стиффелио» в концертном исполнении, а нынче представили ее публике сценически. Созданное в 1850 году музыкально-сценическое произведение в связи с его непривычно религиозной тематикой еще при жизни Верди неоднократно кромсалось цензурой и досужими постановщиками, а потом вообще исчезло с театрального горизонта. Через сто с лишним лет в библиотеке Неаполитанской консерватории обнаружили партитуру, близкую к оригинальной, и в 1968 году Teatro Regio в Парме осуществил ее постановку. Однако исследователи утверждают, что настоящий подлинник увидел свет рампы только в 1993 году в Mеtropolitan Opera.
-
«Stalin 24». По пьесе А. Соломонова «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».
Тбилисский театр Komli.
Режиссер Серго Кения, художник Нина Калатози.Забавная драматургия случается иногда не на бумаге. В реальной, невыдуманной, нашей сейчашней жизни. Позволю себе пару слов, не относящихся к критическому делу. К человеческому зато. Как в геометрической школьной задачке, в «дано» было следующее: спрашивает меня в личном сообщении драматург Артур Соломонов, не хочу ли я съездить в Тбилиси на премьеру его пьесы «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича».
-
К юбилею Олега Рыбкина
Особенно смешливым я назвать себя не могу. Тем более хохотуном. И уж тем паче в театральных креслах. Могу усмехнуться удачной репризе, улыбнуться комическому антре, но когда публика в едином порыве надрывает пресловутые животики, мне, по обыкновению, бывает довольно сложно разделить эту бурную эмоцию. Но однажды в театре я смеялся!.. Вместе со всем залом, в едином порыве. Сгибаясь пополам, утирая слезы и будучи совершенно не в силах остановиться.
-
Три спектакля из Беларуси были показаны в Петербурге в начале октября. «Записки юного врача» Евгения Корняга, «Каренина» Татьяны Самбук и «Камень глупости» Дмитрия Зимина. Они оказались очень разными и мы предлагаем читателям рецензионный «триптих».
-
Вышел традиционный молодежный номер, студенческий. Но у этого номера своя судьба — вполне драматическая, как и вся наша жизнь сейчас.
Он начинался еще в прошлом году силами замечательного курса студентов-театроведов. Чтобы было понятно: эти люди уже печатаются, ездят, обсуждают, занимают призовые места на всяких конкурсах студенческих работ, их имена вы найдете в разделе «Авторы» на сайте «ПТЖ». Театроведы Театроведычи хотели исследовать границы театра: в тот момент, как помню, их совсем не устраивало определение «театр — это все, что так себя называет», они хотели разобраться с дефинициями и сутью.
А потом наступило 24 февраля, полностью переменилась жизнь, слово «границы» стало употребляться в другом контексте, мы не понимали, как существовать в условиях подцензурного времени, казалось — тему надо менять… И все-таки он вышел. Покупайте. Читайте.
Содержание номера
Марина Дмитревская. К читателям и коллегам
Арина Хек, Алена Ходыкова, Алиса Фельдблюм, Александра Зазнобина. Задачка для молредов -
«Пульчинелла».
Новосибирский театр «Старый дом».
Режиссер Андрей Прикотенко, художник Ольга Шаишмелашвили.Спектакль Андрея Прикотенко как будто появляется из ничего. В нем почти нет текста: изредка на полоску над сценой транслируются титры — фрагменты из книги Джорджо Агамбена «Пульчинелла, или Развлечения для детей» (философ ищет ответ на вопрос, почему художник Джандоменико Тьеполо после крушения Венецианской республики заперся на своей вилле и стал писать фрески с сюжетами про Пульчинелл). В спектакле почти нет декораций: на сцене дощатый помост с несколькими люками, наклоненный в сторону зрителей, — по нему скачут, сползают, скатываются артисты, завернутые в объемные костюмы-толщинки. В пластических этюдах, найденных в импровизации, они «рассказывают», как живут Пульчинеллы, и этих средств оказывается достаточно, чтобы втянуть зрителя в происходящее, сделать его участником ритуала, в котором должен родиться, погибнуть и воскреснуть персонаж.
-
«Чайка». Сочинение для сцены Л. Додина по мотивам одноименной пьесы А. П. Чехова.
Малый драматический театр — Театр Европы.
Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.На открытой сцене плотно, борт к борту, расставлены лодки. Их много. Они занимают едва ли не бóльшую часть планшета: от авансцены — вглубь. Внезапно возникает звук плещущейся воды, и лодки оживают, начинают покачиваться. Прямо по ним из левой кулисы один за другим, переступая через борта и балансируя, выходят действующие лица спектакля и рассаживаются по отдельности — каждый в свою лодку. Метафора пресловутой чеховской некоммуникабельности реализуется сразу: пространственно, пластически. А общение осуществляется не столько в словах, сколько взглядами. Герои буквально поедают друг друга глазами. Тригорин (Игорь Черневич) и Заречная (Анна Завтур). Присматривающая за ними Аркадина (Елизавета Боярская). Влюбленная в Треплева (Никита Каратаев) Маша (Полина Севастьянихина). Влюбленный в Машу Медведенко (Олег Рязанцев)...
-
16 октября завершается двухгодичный марафон российских показов легендарного «антисоветского» мюзикла «Шахматы». Шестьсот представлений об игре, которая подчиняет себе человеческие судьбы, и о политике, которая их ломает. Каждая реплика в «Шахматах» с каждым днем звучит все актуальнее и все более безнадежно — но заканчивается спектакль словами о вере в счастье, «что ждет нас в самом финале».
О «Шахматах» и о мюзиклах в России сегодня с Татьяной Беловой говорит Александр Суханов, исполняющий роль Анатолия Сергиевского — советского шахматиста, получившего убежище на Западе, но под давлением КГБ вынужденного отказаться от жизни в Европе и вернуться в Москву.
-
«Моня Цацкес — знаменосец». По одноименной повести Э. Севелы.
Театр «Шалом».
Режиссер Олег Липовецкий, художник Ваня Боуден.В программке спектакля есть текст, объясняющий публике, что такое «сторителлинг». Таким образом, нас готовят к тому, что будет рассказана история, где первостепенной задачей актера становится «рассказать и показать, а не прожить ситуацию и оправдать ее с психологической точки зрения». В известной степени спектакль и играется согласно обозначенному жанру. Однако есть в нем другие и «степени», которые допускают в актерской игре если не буквальные психологические оправдания, то, во всяком случае, вещи, весьма к ним близкие: мгновенные перевоплощения, темперамент и страсть, точнейшие характерные зарисовки. Словом, перед нами весьма специфический, нестандартный сторителлинг, слишком театральный, чтобы точно соответствовать букве жанра.
-
«Миф о Светлане». По мотивам одноименной пьесы Е. Греминой и В. Долиной.
Небольшой драматический театр.
Режиссер Мария Скачкова, художественный руководитель постановки Лев Эренбург, художник Екатерина Барышникова.«Какая слабая, беспомощная пьеса», — думал я на премьере «Мифа о Светлане», не будучи знаком с оригинальным текстом Елены Греминой. Недооценил я тот факт, что смотрю постановку не пьесы, а «драмеди по мотивам». Прочитав пьесу после спектакля, думал уже иначе. «Какая плоская адаптация пьесы, в которой есть и второй план, и подтекст, и символика, и тональность, и нелинейная временная композиция, и обобщение, и петрушевские и вампиловские нотки... Как будто Вампилов переписан под Розова». Не Вампилов, конечно, и не под Розова.
-
Переписка Марины Дмитревской и Елены Строгалевой
«Идиот». Семен Саксеев & Ко по мотивам романа Достоевского.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Петр Шерешевский, художник Анвар Гумаров.Елена Строгалева — Марине Дмитревской
Марина Юрьевна, давайте поделим переписку на:
Акт первый: сюжет, время, пьеса, Достоевский.
Акт второй: пространство (черный куб как внутреннее пространство героев Достоевского).
Акт третий: герои и актеры. Мышкин — поэт.
А начать хочу, знаете, с какого вопроса, который мы и не обсуждали вовсе? А сошел ли с ума Мышкин после всего? Этот Мышкин? Помните, что одной из главных идей в решении Козловым «Преступления» было то, что Раскольников никого не убивал. Что все это — бред его воспаленного сознания. А здесь? Здесь Мышкин «Идиот?»
-
«С неба упали три яблока». По книге Н. Абгарян.
Ведогонь-театр.
Режиссер Татьяна Тарасова, художник Ольга Галицкая.Никогда не знаешь заранее, где обретешь свое театральное счастье. На четырехчасовой театральной саге Татьяны Тарасовой по чудесной книжке Наринэ Абгарян я его почувствовала сразу, как только открылся занавес и я увидела слева на авансцене сидящих рядком и курящих трубки армянских мужчин, а справа женщин, просеивающих муку сквозь сито, и услышала прекрасные звуки распевов армянских песен.
Действие этих армянских «Ста лет одиночества» происходит в некоей деревне Маран — полуреальной, полумифологической, которая находится высоко в горах, вдали от большого мира в долине, куда спускаются редко и только в случае крайней нужды, например за медицинской помощью. Здесь по-другому течет время; предания, обряды и поверья вплетены в быт. Мир между живыми и мертвыми проницаем, и покойники приходят в гости к своим близким, укоряя за прежние грехи и предупреждая о грядущих бедах. Здесь все со всеми связаны, нет чужой беды, есть свои ясновидящие и даже свой злодей...
-
«Елизавета Бам». Д. Хармс.
Кукольный театр сказки.
Режиссер Светлана Дорожко, художник Александр Алексеев.Играют в фойе, поставив друг против друга два ряда стульев. С одного края импровизированной сцены высится необъятный зеленый шкаф, с другого — винтовая лестница, принадлежность самого Театра сказки, а не декорация. Легкая развлекательная музыка настраивает на приятное времяпрепровождение, ощущаешь себя немного нэпманом прошлого века, из уюта своей жизни выбравшегося, наконец, в театр культурно провести время. И театр тебе в этом желании подыгрывает до финала, усыпляет твою бдительность — все будет хорошо и приятно.
-
«Дневник ласточки». П. Квартальнов, О. Пташник.
БТК.
Режиссер Ксения Павлова, исполнительница Екатерина Ложкина-Белевич.В маленькой каморке на тридцать человек (будто мы на старом чердаке, где под крышей так любят селиться маленькие ласточки) — теплая желтая солома, которой застелен пол, в соломе проглядывают серые камни. На фоне черного задника натянуты провода. В центре стоит невероятно красивая деревянная сфера с несколькими вращающимися вокруг своей оси кругами, более всего похожая на старинный астрономический прибор — армиллярную сферу, по которой раньше определяли координаты небесных светил.
Этот прибор и задает с самого начала тему путешествия, в которое вскоре отправится маленькая птичка — деревенская ласточка, живущая где-то в Ирландии. По чердаку ходит сосредоточенная хрупкая женщина в длинном черном пальто и белом платье, с копной непослушных волос. Она развешивает на проводах листочки или тряпочки с рисунками — странички дневника. Это и есть главная героиня спектакля — ласточка, точнее — актриса, которая от лица ласточки будет рассказывать ее историю. Екатерина Ложкина-Белевич.
-
«Context.10».
Проект-открытие Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.*У фестиваля Context — 10 лет с первого сезона. В нынешних условиях этому даже не получается радоваться. В Москве проект-открытие, «Context. 10», шел в ЦСИ Винзавод в Цехе Белого. Диана Вишнева отметила в приветственной речи, что здесь начиналась история далеких предшественников вечера, лаборатории молодых хореографов. Вернуться к истокам — красивый жест. Но не думать, что мы не в привычном зале Гоголь-Центра, более не существующего, сложно. Как и о том, что появление множества оригинальных постановок — тринадцать новых вещей российских хореографов, которые заказал фестиваль, — объясняется не только тем, что команда растила постановщиков и им доверяет, но и внешними обстоятельствами. В том числе невозможностью кого-либо, как всегда делали, пригласить.
-
«Муть. Мухаджиры». М. Галяу.
Театр им. Г. Камала.
Режиссер Фарид Бикчантаев, художник Сергей Скоморохов.«Муть. Мухаджиры», премьеру Театра Камала и Фарида Бикчантаева, показали на Александринском фестивале 21 и 22 сентября. Думаю, вопрос — почему с таким опозданием я пишу о гастрольном спектакле, должен отпасть сам собой. 21 сентября не требует комментариев. И не надо объяснять, какая муть окончательно затянула именно с этих дат горизонт. Но именно в эти дни, думаю, как никогда, сошлись вторая и первая реальности — спектакля и жизни. И хотя спектакль был задуман Бикчантаевым давным-давно, одних инсценировок романа Махмуда Галяу было несколько, подготовка заняла годы, а эскиз спектакля был сыгран ровно четыре месяца назад на юбилее Фарида Бикчантаева, — надо было случиться именно 21 и 22 сентября, чтобы финал «Мухаджиров» зазвучал особенно.
-
«Вадик поет свою музыку». П. Коротыч.
Театр «Шалом».
Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова и Антон Трошин.Филипп Гуревич поставил нежный спектакль по ритмизованной пьесе молодого драматурга Полины Коротыч о том, как важно замедлиться и почувствовать. Особенно когда на твою планету летит чудовищная комета.
Как всегда у Гуревича — выбеленные лица-маски. Как всегда — живопись световой партитуры (художник по свету Павел Бабин) и плейлист как отдельно действующее лицо. К нему здесь добавляется еще один персонаж, у автора не обозначенный — небо. Оно вспыхивает иероглифами мечты всякий раз, когда герои разрешают себе заявить: я хочу... я хочу... я хочу. Петь свою музыку! Танцевать свой танец! Свой. Чтобы не орать и не умирать хором.
-
«Жанна д’Арк». Музыка О. Шайдуллиной, текст М. Бартенева.
Красноярский театр юного зрителя.
Режиссер Роман Феодори, сценограф Даниил Ахмедов, дирижер Николай Балышев.Этот ТЮЗ поет уже шесть лет — в 2017-м он увез из Москвы «Золотые Маски» за мюзикл «Биндюжник и король» (и в номинации «Лучший спектакль», и за лучшую работу режиссера). Но оперу в нем все-таки поставили впервые — даже «оперу для драматического театра», как обозначен жанр на афише. Худрук театра Роман Феодори сначала экспериментировал с жанром в пермском Театре-Театре («Антигону» сочинила Ольга Шайдуллина, много работавшая с Феодори как композитор в драматических спектаклях), а затем — после триумфа в Москве на «Маске»-2022 (а это были не просто полученные награды, весь театральный люд спрашивал друг друга «вы это видели?!») — выпустил в родном театре «Жанну д’Арк». За музыку отвечала та же Шайдуллина, за текст — Михаил Бартенев.
-
29 сентября не стало Франко Драгоне, имя которого многие десятилетия было синонимом самых интересных событий в области циркового искусства. 15 лет в Цирке дю Солей и девять поставленных им самых грандиозных шоу, среди которых «Nouvelle Experience», «Saltimbanco», «Alegria», «La Nouba», «O», «Quidam», «Mystere», принесли ему славу не только режиссера-первооткрывателя, но и неудержимого фантазера. Годы, отданные собственной компании Dragone, только укрепили репутацию великого выдумщика — Драгоне ставил шоу, праздники, концерты, придумывал новые зрелищные форматы, как, например, Дом танцующей воды в Макао. Сегодня о его уходе скорбит без преувеличения весь цирковой мир. В блоге ПТЖ Франко Драгоне провожает его многолетний соратник, режиссер и хореограф Павел Брюн.
-
С 11 по 17 сентября в Выборге, в Театре драмы и кукол «Святая крепость», состоялся III Международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот», в котором приняли участие кукольники шести стран.
Нынешний фестиваль был посвящен памяти Игоря Всеволодовича Игнатьева (1950–2019), педагога и режиссера, имя которого связано, в первую очередь, с Ленинградским/Санкт-Петербургским Кукольным театром сказки, а также с кукольными театрами Кирова, Вологды, Пензы и Перми. Творческий тандем супругов Игнатьевых, тандем думающего режиссера и тонко чувствующего художника Анны Игнатьевой (1952–2019), немало привнес в культуру детского театра, воспитал не одно поколение поклонников театра кукол и заслужил множество наград и премий. На фестивале прошел вечер памяти Игнатьева, где был показан фильм о творчестве Игоря Всеволодовича и прозвучали воспоминания людей, близких семье режиссера. Также в рамках клубной программы был показан спектакль «Синяя Борода», отмечающий в текущем году свое 35-летие, но ничуть не потускневший и не «замылившийся» за три с половиной десятилетия жизни. Судить об этом можно по восторженным отзывам зрителей и профессионалов театра, присвоивших спектаклю Игнатьева особый приз фестиваля «Балтийский кукловорот», приз главного символа этого театрального форума, крошечного шута и менестреля Куки — «Кукины симпатии».
комментарии