Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 октября 2022

ПАДАРОЖЖА З МIНСКА У ПЕЦЯРБУРГ / ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ МИНСКА В ПЕТЕРБУРГ

Три спектакля из Беларуси были показаны в Петербурге в начале октября. «Записки юного врача» Евгения Корняга, «Каренина» Татьяны Самбук и «Камень глупости» Дмитрия Зимина. Они оказались очень разными и мы предлагаем читателям рецензионный «триптих».

ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА

«Записки юного врача». М. Булгаков.
Белорусский государственный театр кукол.
Режиссер Евгений Корняг, художник Татьяна Нерсинян.

Судьба глуха, как тот немой.
Не зарекайтесь, люди, от чумы,
Сумы, тюрьмы и участи Мумы…

А. Кортнев. «Герасим и Муму»

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Судьба доктора Полякова, сгубившая юного врача, в спектакле Белорусского театра кукол, далеко не нема. Она, Певица (Екатерина Трофимук) в роковом красном, кристаллически-белом и траурном черном кабаретных платьях, сопровождает Полякова до самой смерти. Инфернальный персонаж как воплощение неврастении юного врача, распевает Алексея Кортнева, Александра Вертинского и композиции в стиле начала XX века о сомнениях и переживаниях доктора. Экстравагантная бестия, оживляющая ритм монотонного действия, издевается над мнимой решительностью главного героя, наблюдает за его разложением — «голос ясный, громадный дан темной душонке».

Темны, однако, все обитатели уездной больницы. Не в наркотическом опьянении кажутся они Полякову (Дмитрий Чуйков) гротескно уродливыми, а просто мир такой. Режиссер Евгений Корняг вскрывает скальпелем гнойники действительности, выдавливает на сцену физическое и моральное неблагополучие. Его «Записки юного врача», соединенные с «Морфием», не про наркотики, а про то, что эта реальность невыносима.

Слева шкафчики с морфиновыми склянками, справа — такие же ряды с безликими куклами-пациентами на больничных койках. Рядом — вешалки из десятков ступней с бирками. Кажется иногда, что все происходит на том свете: может ли жизнь быть такой облупленной, гадкой, мрачной и совершенно беспросветной? Замызганное оконце под потолком уныло напоминает не то тюремную камеру, не то больничный подвал. Ад не ждет самонадеянного доктора. Ад здесь.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Пространство спектакля функционально: операционный стол попеременно становится кроватью Полякова, ванной и планшетом для кукол. Юного врача окружают «бывшие люди», куклы. Кукла и актер открыто существуют в одном пространстве. Медсестры (Анна Господарик, Наталья Кот-Кузьма, Светлана Тимохина) катают за собой ростовых кукол, как капельницы, — постоянная материализация кукольного альтер эго, фантасмагоричного и мертвого.

Мир, созданный Корнягом, лишен чувства. Медсестры разбрасывают по залу кукольные части тела и играют в дартс, целясь дротиками-шприцами в больных.

Режиссер работает с масштабами и гротескными образами. Кукла отца девочки, попавшей в мялку, — ноющее бесхребетное существо, тряпка на палках, которой вытирают пол. Девочка-«стальное горло» — лишь голова в формалиновом аквариуме, водруженная на раковину. Бабушка «стального горла» — огромный деревянный крест, падающий на спину Полякову. Крошечные пациентики на столе, как на конвейере, влачат свои иссушенные тельца в руки врачам, чтобы окончить свое существование в мусорном ведре и начать очередной круг. И всей этой кукольной толпой управляют три медсестры и фельдшер (Алексей Сенчило).

Евгений Корняг акцентирует драматическое напряжение на внутренней неопределенности героя и тотальном отчуждении от мира. Попытка Полякова слиться в любви не приносит результатов. Сама Анна (Наталья Кот-Кузьма) — одна из вариаций одинаковых медсестер. Она неловко семенит в кричаще-пошлых красных лабутенах, пытаясь уподобиться бывшей жене Полякова. Любовная линия выражена кукольно-физиологично через подробности сексуальных поз. Руки и ноги Анны облепляют голое тело Полякова, образуя из деконструированной куклы паука. В черной косматой голове Анны мало прекрасного: она чувственная фурия, жертвенное чудовище.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Каждый прием морфия связан с эротической сценой. Любовь становится формой болезни/зависимости. Поляков же, решившись на связь с Анной, прежде всего мстит своей бывшей жене-певице, раздевается перед ней, смотрит на нее. Отсюда начинается новый этап его жизни, сразу после соития он получает от певицы удар в живот — это та самая беспричинная боль, из-за которой впервые врач попробует морфий.

Персонаж Чуйкова — самонадеянный, местами уходящий в пустой героический пафос — оказывается побежденным. Он часто перемещается со спущенными штанами — это опережающая готовность к принятию дозы, сексу и одновременно детская беспомощность.

Несколько раз герой объявляет, что будет бороться. Ожидаемо — с морфинизмом, по факту — с «тьмой египетской», с болезной реальностью, которая, однако, оказывается неизлечима. Ведь Поляков не может побороть даже собственную зависимость. На самом деле — и не хочет.

Доктор все время стремится скрыться, исчезнуть: залезть в огромную голову, чтобы вынуть зуб, или в лоно роженицы, чтобы достать ребенка, нырнуть в ванну или закутаться с головой в покрывало — убежать от хоррорной реальности в тупое морфиновое забытье, суть одна. Наркотики не спасают от кошмаров реальности, монструозных пациентов и язвы тоски. Единственным рецептом оказывается смерть. В какой-то степени это даже не выбор героя: медсестры по очереди стреляют в безмолвно стоящего у микрофона Полякова. Другого выхода нет буквально: за дверью — стена не то снега, не то кристаллического вещества… Провалившись в белую массу, Поляков оказывается лишь половиной от человека.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

История зависимости героя тонет в бесконечных криповатых миниатюрах из врачебной практики. Все персонажи, будто выползшие из кунсткамеры, важны режиссеру как наглядная иллюстрация — в таком окружении или спиться/сколоться, или повеситься. Для Корняга Поляков — это герой, которого заела среда.

Медсестра поет романс Ф. Чернова, негласный гимн первой волны русской эмиграции: «Замело тебя снегом, Россия, / Запуржило седою пургой. / И холодные ветры степные / Панихиды поют над тобой». Остается петь панихиды обществу снова.

Корняг приводит Полякова к экзистенциальному поражению, но не только профессиональному и личностному — это крах современного социума. Спектакль кончается общей сценой обычной жизни больничной комнаты, с которой и начинался. Глухо хлопает окно, разомкнутое в зияющую черную пустоту. Мир пережевал и выплюнул человека, даже не заметив.

АННА В МЫЛЕ

«Каренина». По роману Л. Н. Толстого.
Театральный проект «ТриТформаТ».
Режиссер Татьяна Самбук.

Что такое спектакль современного театра? Конечно, неясная сценография, никакого павильона и жизнеподобия! Не обойтись без фарсового персонажа, а если их будет парочка, то отлично! Поиграть со старыми хитами можно еще… Точно! Игра! Театр в театре! Кроме того, если выбросить из Толстого самого Толстого, оставить только пару фабульных событий об одних только изменах — получится чудная мелодрама. Присыпать все бумажным снегом, странными скрежещущими звуками — и «Каренина» режиссера Татьяны Самбук готова.

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Зайковский.

Бытового здесь нет. Боже упаси попасть в ряды нафталинных спектаклей. На сцене кровать без матраса, к ней прислонена игрушка хоббихорс, стол и лампа. Сумрачно… Темнота друг театра! Еще и возведен помост, на котором постоянно будут происходить главные события истории — все признания и все ссоры, — и один раз пройдет концерт Вронского (Дмитрий Егоров), исполняющего перед Кити (Маргарита Киселите) песню Леди Гаги «Bad Romance» 2009 года, кажется (одна из самых прослушиваемых песен в 2022 году…). Но кроме того на этой мини-сцене выступает ведущий-репортер-шоумен Стива Облонский (Юрий Баранов), он же персонаж, отвечающий за смех и диалог со зрителем (чтобы напомнить: все условно). Пантомима, шутки, кривляния, трикстер такой модный. И жена у него клоунесса с простреленным сердцем (измена пронзила ее как стрела!).

Так и Левин: он настолько поражен отказом Кити (а ведь он пришел в рубашечке и камзоле), что, опять же, сердце стало кровоточить. Но как только юная красавица одумывается (почему, кстати, не ясно, но это же сила любви, ее невозможно ни объяснить, ни показать в театре), ее платье меняется с черного на белое, ведь героиня чиста и невинна, не то что изменщица Каренина в красном. А под подолом оказываются ходули — она выше всех этих прелюбодеев.

Образ Карениной «по-настоящему роковой». Она выходит в черной комбинации и с красной помадой на губах (та еще штучка), шутит, уговаривает Долли простить измену мужа (лежащего в этот момент на кровати и корчащего всякие рожицы, будто он раскаивается). Однако встреча с Вронским меняет абсолютно все. Весь мир останавливается и тускнеет, свет падает только на будущих возлюбленных. В лучших традициях голливудских мюзиклов середины XX века. И медленно кружится снег.

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Зайковский.

Рапид как прием повторяется несколько раз. Когда Вронский падает с лошади (как и интерес к этой постановке), мир встает на паузу, слышен только стук взволнованного сердца Карениной. Счастье любви будет недолгим. Вот и сына (Глеб Ракитин) не устраивает положение вещей, он играет в перетягивание каната с вечно молчаливым Вронским. Только вот вместо веревки сама Анна — на сцене буквально за руки разрывают актрису в разные стороны. Хотя сын просто хотел быть с родительницей. Он бежит ей навстречу, она раскидывает руки, он падает ей в объятия, она с умилением говорит: «Сережа, мальчик мой». То же и с Карениным (Александр Тимошин). Сын бежит ему навстречу, он раскидывает руки — и дальше по сценарию.

Каренин в спектакле почтенный господин, любящий отец и достойный муж. Когда к нему приходит осознание, что жена уходит из семьи, он начинает «уничтожать» себя физически, а потому ест ту самую «вредную еду» — фаст-фуд.

Весь текст Толстого сводится к простой мелодраматичной сюжетной линии, достойной сериалов федеральных каналов. Здесь есть и преступная связь, и достойные счастья люди, и наказание сладострастницы, позволившей себе адюльтер. Смерть Карениной неизбежна, из-за нее разрушена счастливая семья. А потому она выходит на помост в своем красном платье и поет «Позови меня с собой», но звук поезда все перебивает, ее голова опускается… Все остальные счастливы. Кити (почему-то опять в черном платье — на ходулях, наверное, неудобно выходить второй раз) и Левин составили «блестящую партию». Стива снова будет шутить и изменять (мужчинам это все же позволительно), делая из жены клоунессу. А Сережа переживет смерть нерадивой матери, классики ему уже начертили на авансцене.

Сцена из спектакля.
Фото — Виктор Зайковский.

Песня, проходящая лейтмотивом в спектакле, пугает. «Я отправлюсь за тобой» звучит угрожающе со сцены «Балтийского дома». Лучше не стоит…

ТЕНЬ ПИЛИГРИМА

«Камень глупости». К. Стешик.
Республиканский театр белорусской драматургии.
Режиссер Дмитрий Зимин.

Пьеса Константина Стешика тиха и меланхолична. Тут Стешик не социален, «Камень глупости» 2019 года — типичный для драматурга дрейф по надломленному сознанию героя. Оказавшись персонажем средневекового сюжета голландских живописцев, молодой человек Роман путем операции на головном мозге избавляется от «камня глупости». И взамен получает ощущение тотальной бессмысленности существования. Привычная жизнь по шаблону «семья-работа» больше невозможна; выйти из рамок и исчезнуть куда-нибудь, с кем-нибудь — хотя бы с новой знакомой из больницы Мариной — таково устремление героя. Экзистенциальный кризис как предлагаемые обстоятельства, Дантово скитание как форма.

На сцене — белоснежная пустота. Художница Алена Игруша создает пространство светотенью и минималистичным реквизитом: белый свет конструирует прямой угол стены и пола. Стерильное помещение палаты — место встречи Романа и его любви Марины — одновременно и метафизическое Нигде, и заснеженная улица где-то в Беларуси, и сознание героя. Реальность расколота на повседневность и иллюзорность. Операторы сцены (Никита Чеботарь, Владислав Виленчиц) в костюмах медперсонала — и действительны, и эфемерны, они конструируют и переключают эпизоды, меняя место действия.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Актеры Республиканского театра белорусской драматургии скупы на эмоции: минимализм как принцип постановки руководит и актерским существованием. Буднично произносят текст, непринужденно двигаются по планшету, часто замирают в статичных мизансценах — движение действия так неторопливо, словно времени нет вовсе.

Стешик вбрасывает зрителя в диалог, ничего не объясняя. В первой сцене даны два ярких пятна на белом холсте: Марина — Анна Семеняко в красной куртке, и Роман — Максим Брагинец в черном пальто. Снежное поле пустоты — это, скорее, остановившееся мгновение гармонии между героями. После того как Марина уйдет, пространство вокруг Романа сузится до маленькой полоски — тени наползают так, словно сдвигаются стены. Взамен простора свободы — теснота жизненного шаблона.

Несуразно-большой Роман в шапке с помпоном, молчаливый и печальный, по выражению Марины — «тютя», путешествует по привычным местам обитания — квартирам отца, матери и друзей. Череда встреч воспринимается героем как череда прощаний. Столкновения высвечивают несовпадение нового Романа с прошлой жизнью. Друзья предстают карикатурными масками: с гоповатым спортсменом Сашей (Максим Пониматченко), с медитирующими веганами-шаманами Оксаной (Вероника Буслаева) и Олегом (Максим Коростелёв), с буддистом-отшельником Маратом (Дмитрий Давидович) у героя больше нет ничего общего. Роман молчаливо просит о помощи, но разговоры остаются бессодержательными, и тогда ему остается только раздать долги — деньги или вещи, — чтобы очиститься и начать новую жизнь.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Но с новой жизнью все не так просто. Действительно важными оказываются встречи героя с отцом и матерью. Отец — Виктор Богушевич первоначально кажется плоским клише: сгорбленный, одинокий и усталый алкоголик, добродушный и немного нелепый. Разрушил семью и одновременно свою жизнь. Стереотипна и мать — Галина Чернобаева: она по-доброму смешна в своем вороноподобном парике, ласкова с сыном, надоедлива в обидчивых причитаниях о муже. Однако именно архетипический персонаж матери, создаваемый актрисой, растапливает ледяной спектакль, отрезвляя героя и зрителя. И даже звучит сцена по-иному: если до этого тишину сменяла только тревожная, ирреальная электроника (композитор Александр Ситников), то в комнате матери играет что-то ностальгически эстрадное.

Все-таки выйдя из оцепенения, Роман почувствует боль: в деревенском домике, куда он приехал вместе с Мариной, герой свернется клубком на полу и зарыдает. Просто — потому что невыносимо жить, сложно — от необходимости делать выбор: бросать семью или терпеть. Алёна Игруша, решая эту сцену, находит точную визуальную метафору: пространство почти полностью заполняют полосы черных теней с узкими белыми просветами. Условное изображение стены бревенчатого дома становится образом и клетки-тюрьмы, и бесконечного тоннеля, и призрачного небытия, в котором заперт герой.

Теневой прием раскрывается и особенно сильно срабатывает в кульминации. По-прежнему сгорбленный отец Романа сидит один на стуле и отбрасывает гигантскую тень. Герой Виктора Богушевича из простецки-жалкого типа превращается в драматического персонажа: оказывается, что отец в молодости тоже пережил операцию по извлечению «камня глупости». Скитания Романа обретают новый содержательный смысл: не бесцельное блуждание, а бег — от тени, от повторения судьбы отца. В каком-то смысле юнгианский мотив: герой существовал в отрыве от осознания себя и своей жизни, а встретившись со своей Тенью (в лице отца) — все понял. И решил не повторять отцову ошибку.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Следующим открытием (но вполне логичным) становится смерть Марины, случившаяся еще до начала действия. Скитания Романа обретают новый содержательный смысл: не бесцельное блуждание, а глубокое, сложное переживание утраты. Разговор с Мариной — кольцевой композицией завершающий спектакль — это подлинное освобождения героя, избавление от болезненного сомнения в ценности жизни, извлечение «камня глупости».

В белоснежном пространстве пустоты «ничего не происходит». Спектакль Дмитрия Зимина, премьера которого состоялась в марте, эстетически относится к периоду «до февраля», такая светлая ностальгия по тем временам, когда действительно ничего не происходило. Когда в фокусе еще могло быть личное, а не политическое.

В именном указателе:

• 
• 
• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога