
-
«Саша, не бойся!». По книге Е. А. Ельчина «Сталинский нос».
А-Театр.
Режиссер Сергей Азеев, инсценировка Константина Федорова и Сергея Азеева.На сцене площадки «Скороход» — два человека, актеры Анна Лебедь-Кочеткова и Стас Демин-Левийман, и две куклы (автор Татьяна Стоя). Одна из них — Саша, мальчик, мечтающий стать пионером, другая — бюст Сталина, который большую часть спектакля повернут спиной к зрителям, но его присутствие важно для всего спектакля. Он — как охранник в Паноптикуме: не важно, смотрит ли он на самом деле, важно, что он может смотреть в любой момент.
-
«Илья Муромец».
Кабаре «Шум».
Режиссер Эдгар Закарян.Фарс и абсурд прочно закрепились в реальности. Формы осмысления действительности в искусстве — все больше комические. Вот и древнерусский былинный эпос режиссер Эдгар Закарян решает в актуальном преломлении — с китчем и клоунадой. В конце побеждает любовь. Может, и у нас так будет?
В баре «Кабаре ʺШумʺ» молодой режиссер Закарян, известный по Minecraft-спектаклям БДТ и работе с Константином Богомоловым, ставит спектакль, заигрывая с жанром кабаре.
-
18 декабря стало известно, что в результате несчастного случая погиб Алексей Стрельников, один из самых известных исследователей и кураторов независимого, нового театра Беларуси, театральный критик, человек, которого знали и любили по обе стороны границы, кажется, все, кто так или иначе был причастен к современному независимому театру в России и Беларуси, кто следил за белорусской драматургией, наш автор. Поток горьких, трагических слов его товарищей, друзей, коллег в соцсетях говорит лишь о том, что к смерти привыкнуть нельзя, а пространство, которое он занимал в жизни многих людей, огромно. С разрешения авторов мы публикуем несколько постов памяти Алексея Стрельникова.
-
«Гамлет. Эпизод первый. Призрак». По трагедии У. Шекспира.
Арт-пространство «Третье место».
Режиссер Мария Милютина, сценография Алексея Порай-Кошица, художник по костюмам Юлдус Бахтиозина.Спектакль «Гамлет. Эпизод первый. Призрак» родился в театральном институте на Моховой, в знаменитой 51-й аудитории — как выпускная работа режиссера, актрисы и педагога Марии Милютиной. Вышел за «учебные» пределы, обосновался в арт-пространстве «Третье место» — в бывшем особняке XIX века на углу Литейного и Невского — и, кажется, зажил новой жизнью, самостоятельной и взрослой.
-
«Явь».
X Фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva.
Хореограф Анна Щеклеина, художник Татьяна Луданик.«Явь» Анны Щеклеиной начинается с лобового, но красивого хода. Рамку блэкбокса в винзаводовском Цехе Белого закрывает полупрозрачное матовое полотно с рельефом-разводами — и через него видно чуть дрожащий шар оранжевого света и огромный силуэт. Точнее даже, силуэт прорисовывается не сразу. Сперва видна тень-рамка, нечто свисающее из нее. Через пару минут точно понимаешь, что это широко расставленные в приседании ноги, подсвеченные снизу. Они пульсируют, раскачивается висящий кусок ткани — как позже станет ясно, подол свободного платья, — и постепенно уменьшаются. На экране появляется контур фигуры, больше напоминающей неровный шар: тело то раскидывается, то сворачивается куда-то к солнечному сплетению, не перестает горбиться. Несколько раундов «ближе — дальше», то гигантских расставленных бедер, то угловато-шарикового тела, и материя наконец падает, открывая артиста — это Лидия Кривошеева из труппы Context. Тема заявлена: трансформации тела.
-
«Мещане». М. Горький.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер и художник Михаил Бычков.Неприлично начинать с самоцитаты, но начну. «Михаил Бычков ходит в последние годы на поиски в русской классике отечественных констант, несгораемых ментальных кодов и неизменных форм русского мира. Он примеряет платья классической драматургии на фигуры советских людей — наших, близких, знакомых. И находит созвучность Чехова и Островского советским реалиям. Таким был „Дядя Ваня“ из 1970-х. Такой была „Гроза“ из 1930–1950-х. Триптих завершился в этом сезоне „Бальзаминовым“. И то сказать — завершился ли, ведь возможна и тетралогия... Гоголь?»
-
В архиве появился № 107. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Ленка». По мотивам повести В. Железникова «Чучело».
Приморский краевой драматический театр молодежи (Владивосток).
Режиссер Павел Макаров, художник Петр Окунев, драматург Гуля Насырова.На экране-занавесе бегут буквы, это первые строки повести Владимира Железникова «Чучело»: «Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам...» По авансцене и проходам в зале бежит девушка, вернее две, это Ленка и Катя Г. Но сначала кажется, что одна, так они похожи: красная шапка, незастегнутая куртка, какая-то врожденная неловкость движений. Так начинается спектакль.
-
«Комедия двенадцатой ночи». По пьесе У. Шекспира «Двенадцатая ночь».
Театр на Малой Бронной.
Режиссер Олег Долин, художник-постановщик Елизавета Борисова.Режиссер Олег Долин, однажды прикипев к комедии дель арте и затем поставив в этом ключе несколько хороших спектаклей, кажется, прочно занял эту, в общем, пустующую нишу. Если руководству театра хочется заполучить в свой репертуар что-то яркое, вызывающее в зрительном зале смех, дающее чисто театральную радость без жима и пошлых смачных красок, то кого же звать на постановку, как не Долина? На Малой Бронной это уже второй, после «Женщины-змеи» Карло Гоцци (до того была «Зобеида» того же автора в РАМТе), его опыт. Но на сей раз вместо Гоцци, которому приемы комедии дель арте написаны на роду, в ту же эстетику отправился Шекспир, пьеса «Двенадцатая ночь». Спектакль называется «Комедия двенадцатой ночи». То есть без всякой жанровой приписки, которая обычно значится на афише мелкими буквами, нам прямо сообщается, что веселье обеспечено.
-
«Андрей Меркурьев. Признание».
Вечер хореографии Андрея Меркурьева на сцене РАМТа.
Художник по свету Сергей Шевченко.Главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета Республики Коми, в недавнем прошлом солист Большого театра, а в прошлом давнем солист Мариинки, Андрей Меркурьев объяснился в любви к танцу, зрителям и артистам на вечере авторской хореографии «Признание», устроенном в Москве, на сцене Молодежного театра.
-
С 30 ноября по 2 декабря в Мензелинске, на базе Татарского драматического театра им. С. Амутбаева проходил Первый Всероссийский фестиваль бэби-театров «Ләкләк». И несмотря на то что театр для самых маленьких (возрастной маркер, как правило, 0+) в России уже вовсю действует и набирает популярность, такой масштабный смотр, да еще в весьма небольшом, хотя и очень театральном городе не может не обратить на себя внимание.
-
Юбилейная переписка между Петербургом и Нижним Новгородом в день 80-летия Анатолия Смелянского
Марина Дмитревская — Ольге Наумовой
Петербург — НижнийОля-Оля! Ну, ты меня знаешь, весь этот хаос сознания и ничегонеуспевание (поэтому, в частности, мне никогда не удалось стать Смелянским, который ни одной минуты не тратил попусту, был собран, целеустремлен, организован, учил на пляже английский и достигал всего, про уникальный ум и талант даже не упоминаю). Короче, с утра паника: Анатолию Мироновичу сегодня 80, наш блог по части юбилейных и прочих почестей всегда — как пионер, а тут забыли, не предупредили...))
-
II Международный фестиваль «ТеатрАll» в Астане
Фестивальная жизнь Казахстана после пандемии бьет ключом. Одновременно в нескольких городах проходят самые разные театральные фестивали — республиканские и международные, куда истосковавшиеся по общению творческие люди из разных стран съезжаются, чтобы увидеться друг с другом, поделиться опытом, показать себя, посмотреть на других и научиться новому. Сам же казахский театр, как мне представляется, сегодня переживает период расцвета, усиленно занимается поисками новейшего языка, смыслов и формы, причем старого театра здесь хватает. Будучи преданным национальным традициям, своему богатейшему культурному и духовному наследию, казахский театр активно ищет пути развития, пробует разные виды театра — от психологического до постдраматического, экспериментирует с жанрами и стилями, не чурается авангарда и постмодерна
-
Сегодня, 12 декабря — девятый день с ухода Валерия Ивановича Шадрина, директора Чеховского фестиваля, президента Международной конфедерации театральных союзов.
Обстоятельства непреодолимой силы. Умер создатель чеховского фестиваля...
Валерий Шадрин был театральным деятелем и человеком огромного масштаба, силой своей любви к театру преобразившим голодный, унылый поздне- и постсоветский театральный ландшафт. Порой казалось, что он владел какой-то магией — с такой стремительностью он ворвался в мировой театральный контекст, преодолевая самые немыслимые обстоятельства.
-
Первый Международный фестиваль циркового искусства «Без границ».
Большой Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке (Цирк Чинизелли).
Российская государственная цирковая компания (Росгосцирк).Компания «Росгосцирк» давно специализируется на проведении «первых» фестивалей. По иронии судьбы они становятся и последними, и даже шутить по этому поводу уже скучно. Петербург видел и первый фестиваль клоунов, и первый фестиваль циркового искусства, которые так и остались первыми, не обретя продолжения. С 3 по 6 ноября в Петербурге прошел очередной «первый» — первый международный фестиваль циркового искусства с новым названием «Без границ».
-
«Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Петербург Дягилева». Выставочный проект Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства в рамках XIII Международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.».
Шереметевский дворец — Музей музыки.
Куратор и художественный руководитель проекта Наталья Метелица, сокураторы Ирина Климовицкая и Ольга Краева, приглашенный куратор выставки Аркадий Ипполитов.
Дизайн Юрий Сучков.Петербург и Венеция — что называется, match made in heaven. Два города на воде, окутанные легендами и, иногда кажется, в них и существующие по большей части. Необыкновенно популярные в культурном пространстве. Источники вдохновения. Разве что — в Петербурге его герои жили, а Венеция манила и оказывалась местом последнего приюта.
-
К юбилею Клима, режиссера и драматурга
У Клима, говорят, юбилей. То ли 70, то ли 120 (разные ходят слухи). Хотел написать по этому поводу что-то умное. Про Подвал. Но на полдороге вдруг вспомнил, как год примерно назад моя младшая дочь Соня приходит утром на кухню и говорит: «Знаешь, папа, мне сейчас приснился сон, что ты, папа, ученый и пишешь какую-то научную работу»...
-
«Галерея».
Цирк Machine de cirque (Канада).
Режиссер Оливье Лепин.Спектакль канадского цирка Machine de cirque можно было бы назвать не «Галерея», а «Манифест». Редко когда встретишь настолько точное соответствие того, о чем говорится, и того, как это делается. Речь в представлении автора и режиссера Оливье Лепина (Olivier Lépine), созданном в сотрудничестве с художественным руководителем Винсеном Дюбэ (Vincent Dubé), идет об искусстве, о том, что это такое и зачем оно нужно. Мысль, к которой актеры приводят нас в конце, не нова: настоящее искусство — это азартное и свободное самовыражение. Однако звучит она свежо и убедительно, поскольку именно такое самовыражение мы и наблюдаем в течение полутора часов, которые идет спектакль.
-
«Гуинплен. Погружение». По мотивам романа В. Гюго «Человек, который смеется».
«Тотальный театр» (Алматы).
Режиссер Антон Зайцев, художник Айгерим Бекмухамбетова.Роман Виктора Гюго в «Тотальном театре». Звучит. Звучит пафосно, будто бы «Тотальный театр» — это алматинский мюзик-холл, и в него ходят дамы в вечерних платьях поплакать над «Отверженными». Спектакль «Гуинплен. Погружение» по роману «Человек, который смеется» можно тоже обозначить своего рода мюзиклом. Только вместо громады мюзик-холла здесь уютный зал на 150 человек, а вместо оркестра — небольшой кавер-бэнд, объединяющий песни Пугачевой, Киркорова, Ваенги и группы «Ленинград». Слишком громко для мюзикла? Ок, пусть будет кабаре, в котором жестоко играют с ожиданиями от материала, перемалывая их в постмодернистской мясорубке.
-
«Сурский рубеж». Е. Иванова-Блинова.
Чувашский театр оперы и балета (Чебоксары).
Дирижер Никита Удочкин, режиссер Ирина Гаудасинская, художник Елисей Шепелёв.Один из старейших музыкальных форумов России — XXXII международный оперный фестиваль имени М. Д. Михайлова — прошел в этому году в обновленном формате, под руководством молодого креативного директора театра Андрея Попова. По традиции фест начинался с премьеры, но если прежде речь шла об очередной постановке какого-нибудь репертуарного хита, выполненной своими силами или, изредка, приглашенными из столиц режиссерами, то в 2022 году театр заказал петербургскому композитору Екатерине Ивановой-Блиновой новую партитуру и открылся мировой премьерой оперы «Сурский рубеж». Спектакль поставила в Чебоксарах Ирина Гаудасинская — внучка знаменитой оперной певицы Ирины Богачевой и режиссера Станислава Гаудасинского. Автором стихотворных текстов выступила Иванова-Блинова, опираясь на либретто Карины Шебелян (это она написала либретто к популярнейшему мюзиклу Евгения Загота «Винил», идущему сегодня в нескольких театрах). Оформил постановку художник Елисей Шепелёв.
комментарии