Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 декабря 2022

БЕЗ ГРАНИЦ И «КЛОУНОВ В ООН»

Первый Международный фестиваль циркового искусства «Без границ».
Большой Санкт-Петербургский цирк на Фонтанке (Цирк Чинизелли).
Российская государственная цирковая компания (Росгосцирк).

Компания «Росгосцирк» давно специализируется на проведении «первых» фестивалей. По иронии судьбы они становятся и последними, и даже шутить по этому поводу уже скучно. Петербург видел и первый фестиваль клоунов, и первый фестиваль циркового искусства, которые так и остались первыми, не обретя продолжения. С 3 по 6 ноября в Петербурге прошел очередной «первый» — первый международный фестиваль циркового искусства с новым названием «Без границ».

Сцена из программы фестиваля.
Скриншот трансляции.

Говорящее название фестиваля на волне политических катаклизмов манифестирует важную заповедь — искусство может и должно преодолевать всякие политические, географические и социальные границы. Как искусство априори интернациональное, понятное носителям любых культур и языков, цирк в этом смысле часто оказывался в авангарде, поскольку наименее инертен из всех искусств. Но в случае с этим фестивалем есть и оборотная сторона медали.

Новый петербургский фестиваль мог бы претендовать на высокие моральные категории, если бы изначально не позиционировался как форум, альтернативный Международному фестивалю цирка в Монте-Карло, на который в этом году принципиально не приглашены российские артисты. Факт этот, конечно, вопиющий на фоне того, что именно российские артисты во все времена, а в последние годы в особенности, обеспечивали монегаскам и высочайший уровень программы, и выдающиеся оформление и антураж, и следовавший за этим восторг публики. Мало какая страна может похвастаться тем количеством золотых, серебряных и бронзовых клоунов, которые получали российские артисты на главном цирковом смотре мира. Для российских цирковых артистов решение монегасков особенно досадно — за наградами на этом фестивале всегда следовали выгодные контракты в престижных европейских программах. Обида подпитана и недавно объявленным составом участников фестиваля в Монте-Карло: почти треть номеров на фестивале, который пройдет в конце января 2023 года, будет представлена украинскими артистами.

Однако если у отборщиков Монте-Карло в распоряжении весь мир, то устроителям фестиваля в Петербурге пришлось ради презентабельной афиши не просто днем с огнем искать достойных претендентов, но даже хитрить. Состав участников, вопреки правилам, организаторы держали в тайне чуть ли не до старта фестиваля, и он, за исключением буквально нескольких номеров, не порадовал. Из итальянского Цирка Тоньи, мучавшего петербургских зрителей почти год в сезоне 2020–2021 и обладающего уровнем захудалого шапито, на фестиваль привезли три номера. Две слонихи показали, что умеют садиться на тумбу и вставать с нее, держаться за хвостик и даже есть батон. Шесть холеных тигров под музыку арии Каварадосси проделали три с половиной убогих трюка. При этом дрессировщик Давио Тоньи в латах римского легионера вызывающе работал на публику, не смущаясь тем обстоятельством, что из зала на его «высокое» искусство смотрят выдающиеся отечественные дрессировщики Николай Павленко и Сергей Нестеров, а прямо у манежа стоит не менее опытный в дрессуре тигров Эдгард Запашный.

Сцена из программы фестиваля.
Скриншот трансляции.

Чуть больше драйва оказалось в выступлении Ивана Дефоржа со смешанной группой животных, в которой на фоне пришпоренного до тиков жеребца и выпущенных для антуража страусов безусловными хедлайнерами оказались могучий, прыгающий через барьеры зубр и милый кенгуру. Однако Цирк Тоньи был нужен этому фестивалю — он же итальянский, да еще из недружественной страны. А публике сообщать о том, что Тоньи путешествуют по циркам России и Азии уже почти десять лет, потому что по новым европейским законам не могут ввезти своих животных обратно в Европу, совершенно необязательно.

Столь же внушителен стаж российских гастролей и других иностранных участников фестиваля: эквилибрист на «Колесе смелости» Андрей Канахин, жонглер Анар Джабраилов и эквилибрист на катушках Алмаз Алжанов представляли, соответственно, Казахстан, Азербайджан и Кыргызстан, но уже давно выступают на аренах российских цирков. В похожей ситуации и номер акробатов на встречных качелях под управлением Михаила Филинова: в афише он был заявлен от Беларуси, но на деле представлял компанию «Росгосцирк». Не стал новинкой и номер акробата на трапеции из Перу Дейви Франко — в 2018 году он уже был в программе московского фестиваля «Идол».

В целом иностранные артисты привезли довольно рядовой репертуар — не зажгли моря ни молдавские эквилибристы на першах под руководством Сергея Эфтоде, ни гимнастка из Венгрии на кор-де-парели Вивьен Новакович, ни украинский соло-эквилибрист Эрнест Пальчиков, ни испанский дуэт акробатов Хесус Конейро и Эстебалиса Асперазу. Иностранной экзотики добавили эфиопские артисты под руководством Йененхе Тесфайе с полным энергии и драйва номером плечевой акробатики и вьетнамская эквилибристка на полотнах с мечом Чу Тхи Хан Хуен, показавшая эффектный, но по меркам вьетнамской цирковой традиции вполне ученический номер.

На протяжении фестиваля не покидало ощущение, что к участию в фестивале привлекли всех, кто согласился ехать в Россию в нынешних условиях. Памятуя о прошлых фестивалях в Цирке на Цветном бульваре и фестивале «Идол» в БМГЦ, невозможно не признать, что право поднимать планку петербургского фестиваля до мирового уровня было отдано именно российским артистами, видимо, как раз тем, что не поедут в Монте-Карло. И они, надо сказать, не обманули ожиданий.

Сцена из программы фестиваля.
Скриншот трансляции.

Уровень фестиваля задавал «Королевский цирк Гии Эрадзе», тот самый, что в 2019 году ошеломил Монте-Карло феерическим размахом постановочных идей, художественным решением костюмов и реквизита, оригинальностью хореографии и качеством кордебалета. Петербургский фестиваль показал, что коллектив продолжает свой однажды выбранный творческий путь: Гия Эрадзе привез в Петербург десятки оригинальных, специально созданных костюмов (художники Наталья Буханова и Надежда Рус), эффектный реквизит и прекрасный, лучший в стране цирковой кордебалет, умеющий сохранять хореографический рисунок даже на фоне обычных цирковых перестановок. Участие «Королевского цирка» стало украшением и главным визуальным событием фестиваля.

Ошеломительный пролог сразу задавал высокий градус зрелища: на разных уровнях, в разном темпе на манеже, барьере, в проходах, на трапециях под куполом цирка двигались артисты в самых фантазийных, но развивающих тему цирка-праздника костюмах. Чего стоили одни только головные уборы, в которых можно было увидеть карусели, воздушные шары, пирамиды, конские головы, арлекинские колпаки. Заданное в прологе визуальное пиршество продолжалось в первом номере программы: групповой жонглерский номер «Дворцовые забавы» под управлением Халиля Сафаргалина («Королевский цирк Гии Эрадзе») таким же образом поражал воображение. Ожившие фигуры маленькой рождественской карусели в стилизованных костюмах двигались в разных направлениях, поднимались на специальных выставленных в проходах площадках, катались на велосипедах, забирались на купол карусели, а в их руках тем временем летали (и, увы, незаметно падали), совершенно запутывая зрительское внимание, светящиеся всеми цветами радуги, в том числе и цветами российского флага, булавы.

Кульминацией фестиваля стали номера российских артистов, созданные в Цирке Никулина на Цветном бульваре, в Большом московском государственном цирке и в «Королевском цирке Гии Эрадзе», которые и получили все три золота петербургского фестиваля. Два номера на ремнях буквально порвали зал. Марат и Диляра Бикмаевы начинали свой номер в зеркале залитого водой подиума, в мареве клубящегося тумана, продолжали уже на высоте, достигая кульминации под обрушивавшимися из-под купола потоками искрящейся и переливающейся в свете софитов воды. Одному богу известно, как мокрые до нитки, на скользком аппарате артисты продолжали свои сложные эволюции без единого намека на опасное падение.

Э. Бледанс и Э. Запашный.
Скриншот трансляции.

Но если успех этого номера «Королевского цирка Гии Эрадзе» был в равной степени заслугой постановщиков и артистов, то Егор и Лючия Сухоруковы, представлявшие Цирк Никулина, поразили прежде всего трюковой составляющей. Известные на весь мир комбинации дуэтной работы на ремнях в исполнении Сухоруковых усложнены до крайности и именно сейчас могли бы претендовать на высшие награды самых престижных фестивалей. Не менее впечатляющим было и выступление акробатов на подкидных досках под управлением Анатолия Рубана. Наряду с рекордными трюками их номер отличается изящно придуманной постановкой: под звуки патефона оживают подзапылившиеся пьеро и коломбины и начинают свою вечную игривую перепалку с зонтиками, чемоданами, подкидными досками и ходулями, в которой есть место и шаловливому лукавству, и горделивому хвастовству, и смущенной застенчивости.

Нужно отдать должное постановочной команде фестиваля. При невысоком уровне большинства номеров режиссер Елена Петрикова сумела грамотно выстроить ритм фестивального показа: клоунские выходы (в фестивале приняли участие трио «Без носков» и дуэт «Ребята с Лиговки») органично чередовались с выступлениями кордебалета и неотъемлемым для любого фестиваля конферансом.

Последний, однако, стал поводом заново задуматься о названии фестиваля и границах в общечеловеческом понимании. Эвелина Бледанс и Эдгард Запашный исправно объявляли участников, но наличие конфронтаций скорее подчеркивали, не стеснялись лишний раз намекнуть на щекотливость политической обстановки. Выступление клоунов предваряли шутки про «лучших клоунов в ООН», жонглеров объявляли под сомнительные гэги о жонглировании фактами в Пентагоне. Досталось и отечественным героям — неоднократно Эдгард Запашный сожалел, что на манеж в качестве клоуна не выйдет, но мог бы выйти и иметь успех Виталий Милонов. Полные драматизма объявления номера Эрнеста Пальчикова как представителя Украины подчеркивали политизированность момента, но умалчивали о его переезде в крымскую Евпаторию на фоне февральских событий.

Сцена из программы фестиваля.
Скриншот трансляции.

Недоговоренности, двусмысленности и насмешливые намеки здесь, скорее, расставляли границы, подчеркивали разделение на «наших» и «ваших», а общая развязная интонация и вовсе заставляла задуматься об истинном посыле организаторов и ведущих. Снисходительность в ведении циркового фестиваля совсем недавно имела место быть и на саратовской «Принцессе цирка», однако если там она казалась странной манерой заезжей столичной звезды, то в Петербурге дешевые шутки стали выходом за границы приличия, фестивального стиля и такой важной для объединения мирового циркового искусства политкорректности. Если уж без границ, то, наверное, и без двойного дна, и, уж конечно, без инсинуаций и язвительности на грани фола. Потому что как раз с преодолением границ российское цирковое искусство, лишенное политической ангажированности, справится и без сомнительного конферанса, и это отчетливо продемонстрировали лучшие номера фестиваля.

Комментарии (1)

  1. Dominique Jando

    Excellent review, right on target!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога