
-
«Дядя Ваня». А. П. Чехов.
Московский художественный театр им. А. П. Чехова.
Режиссер Денис Азаров, сценография Николая Симонова.18 марта 2023 года состоялась премьера «Дяди Вани» — первая постановка режиссера Дениса Азарова на большой сцене МХТ. Выбор чеховской пьесы для дебюта в этих прославленных стенах — решение смелое и отчасти претенциозное, обрекающее молодого, но уже вполне опытного режиссера на неизбежное пристальное внимание и разбор его спектакля «под лупой» как со стороны критики, так и со стороны театралов и преданных поклонников МХТ.
-
«Аскольдова могила». А. Н. Верстовский.
Большой театр, Камерная сцена.
Режиссер Мария Фомичева, дирижер Иван Великанов, художник Алена Глинская.«Аскольдова могила», впервые показанная в Большом театре в сентябре 1835-го, за год до премьеры «Жизни за царя» Глинки, — один из странных «кентавров» русской музыки. Если Глинка в его стремлении создать русскую национальную оперу сделал ставку на героическое начало, придав своему оперному первенцу, «Жизни за царя», черты оратории (даже квартет главных героев в «Жизни за царя» полностью соответствует ораториальной классической диспозиции солистов — сопрано, альт, тенор и бас), то Верстовский, уже имевший богатый театральный опыт, ориентировался на водевиль, добавив ему черт немецкого зингшпиля и попытавшись обозначить сквозное музыкальное развитие...
-
О выставке Александра Орлова в Санкт-Петербургском Доме Актера
В залах Дома Актера недавно состоялся вернисаж Александра Орлова, одного из лучших сценографов страны. По идее, выставка юбилейная, но последние несколько лет в связи с развитием альтернативной истории даты у нас как-то не всегда совпадают с событиями, вот и тут — юбилей случился в июне прошлого года, а выставка — в марте этого.
-
«Евгений Онегин». По роману в стихах А. С. Пушкина.
Красноярский ТЮЗ.
Режиссер Мурат Абулкатинов, художник Софья Шнырева.Всем известный сюжет режиссер решает внешними средствами: важным становится, как звучат голоса персонажей, как соотносятся действия главных героев и хоровой группы, какое положение они занимают относительно друг друга. «Переживание формы, а не переживание одних душевных эмоций» — спектакль можно описать этой формулой Мейерхольда, причем с «переживанием формы» не только актерами, но и зрителями. В «Евгении Онегине» есть партитура, и если актеры точно ей следуют — наполняют статичные мизансцены внутренним ритмом, задают вектор движения от одной картины к другой, — это сообщает зрителю сильное эмоциональное переживание, похожее на то, какое бывает при прослушивании оперы.
-
«Фрагмент». По мотивам третьего акта «Трех сестер» А. Чехова.
Клайпедский драматический театр.
Идея, композиция и постановка Дмитрия Крымова, художник Ирина Комиссарова.Дмитрий Крымов — несмотря ни на что и вопреки всему — находится в такой творческой форме, что в своей новой постановке на сцене Клайпедского драматического театра показал по сути три спектакля одновременно. Притом что она называется «Фрагмент» и идет около полутора часов без антракта. Так много он хочет и, главное, может сказать.
-
Сегодня 85 лет Алексею Петренко — выдающемуся артисту. В этот день мы решили опубликовать воспоминания самого Алексея Васильевича из книги «Большой человек. Книга об Игоре Владимирове», выпущенной нами пару лет назад. Огромная часть творческой жизни Петренко была связана с Театром Ленсовета, куда он приехал из Мариуполя...
-
Сериал «Раневская». 8 серий.
Первый канал.
Режиссер Дмитрий Петрунь, художник Назик Каспарова.То, что вы прочитаете ниже — спойлер иронический. Я смотрела сериал на платформе Kion до федерального показа.
И это отнюдь не рецензия байопика, не профессиональный анализ художественного продукта.
Терпение, понимание, надежда. Три, как мне кажется, составляющие при просмотре любого сериала, если, конечно, это не «Острые козырьки», которые затягивают в свой омут с первых тактов. Пять серий «Раневской» я отсмотрела спокойно.
Вспоминаем знакомый закадровый прием: «В предыдущих сериях...» Так вот. Если в двух словах про пять серий.
-
«Конец света, моя любовь». А. Горбунова.
Театр (Не)нормативной Пластики.
Режиссер Борис Павлович.Основатель ТНП Роман Каганович пригласил для постановки в свой негосударственный театр Бориса Павловича, решив так отметить десятилетие театра. Это первый опыт приглашения другого режиссера в кагановичецентричный театр. Новый спектакль — «Конец света, моя любовь» — поставлен по одноименной книге Аллы Горбуновой, и это первое представление текста в Петербурге.
-
Виктор Абрамович Новиков, который отмечает 23 марта свой 80-летний юбилей, является ярким примером верного служения: своей семье, любимой профессии, родному Театру имени В. Ф. Комиссаржевской, которому он в разных качествах отдал более 50 лет жизни.
Его тонкое художественное чутье, талант, эрудиция и обаяние сделали возглавляемый им театр одной из горячо любимых Питерскими зрителями сцен.
Верность Виктора Абрамовича любимому делу прочно связала его с Ленинградом, затем Санкт-Петербургом, откуда один за другим уезжали его друзья. И все же ни одно заманчивое московское предложение не убедило его оставить город на Неве и Театр, ставшие его родной стихией.
-
Сегодня, в день столетия выдающегося французского актера-мима Марселя Марсо, мы публикуем текст Елены Марковой, напечатанный в № 49 «Петербургского театрального журнала»:
Сцене он отдал без малого 60 лет жизни. И все эти годы отклики на его выступления сопровождались восторженными заголовками: «Поэт тишины», «Чародей молчания», «Он говорит языком сердца», «Браво, Бип!», «Спасибо, Марсо!»...
Магия его таланта была столь велика, что если человек хотя бы однажды видел Марсо на сцене, то ни с чем не сравнимое впечатление от его игры сохранялось на всю жизнь.
-
Выставка «Первая позиция. Русский балет».
Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург).
Бюро Planet9 при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Авторы концепции Анна Ялова и Агния Стерлигова, креативный куратор Павел Каплевич.Первая позиция ног в хореографии — пятки вместе, носки врозь, стопы развернуты в прямую линию. От природы человеку суждено ходить косолапо — так тело более устойчиво и ноги меньше устают. Но который век подряд культура в поисках изящества стопы разворачивает — и в обыденной жизни, и конечно же в балетной. Первая позиция — начало обучения классическому танцу, но, разумеется, устроители выставки в петербургском Манеже имели в виду не только это. Подразумевается — важность искусства балета для страны, вот это «впереди планеты всей» (фраза у Визбора-то звучала вполне в ироническом ключе, но про это почти все забыли). И очевидная цель выставки — предъявить прекрасное и балетоманам хорошо известное прошлое в яркой и талантливо сделанной упаковке.
-
О трех спектаклях Пермского академического Театра-Театра
Марк Букин (куратор площадки Театра-Театра) в интервью с молредами «ПТЖ» (№ 109) сказал: «Я не хочу, чтобы Сцена-Молот стала площадкой имени меня. Я хочу видеть там спектакли разных форм и разных художников, которые, быть может, даже противоречат друг другу. Сейчас концепт, который я отстаиваю, — это уникальный материал. Уникальным может быть как новая пьеса, так и форма спектакля по классике. Интересно, как взять несценический текст и сделать из него театральную историю». Такими и стали «Живая история о смерти» и «Солярис».
Также Марк Букин — педагог музыкального курса Бориса Мильграма, чей спектакль «Сонная Лощина» вышел на Большой сцене Театра-Театра.
Во всех трех спектаклях нет ничего общего, кроме попытки новаторства при сохранении кассовости и масскультовости.
-
«Истории».
Театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Егор Перегудов, сценография и костюмы Владимира Арефьева.На гастроли приехал Театр Маяковского со спектаклем «Истории» — первым спектаклем Егора Перегудова в качестве худрука театра. Спектакль приурочен к 100-летию Театра Маяковского, бывш. Театра Революции, который открылся в 1922-м под руководством Вс. Мейерхольда. Логично, что сохранившийся (якобы или на самом деле) стол Мейерхольда презентует в начале спектакля старейшая актриса театра Светлана Немоляева, сидя за этим самым столом под лампой, — и он даже участвует как реквизит в некоторых эпизодах, бедняга...
-
«Золушка». Д. Россини.
Цюрихский оперный театр.
Режиссер Чезаре Леви, художник Луиджи Перего.8 марта 2023 года публику Цюрихской оперы порадовали возобновлением одной из самых знаменитых комических опер мирового репертуара — «Золушкой» Джоаккино Россини. Посмотрев ее, мы в очередной раз задались вопросом, так ли хороша практика переноса спектаклей со сцены на сцену и повторного обращения к давним, во всех смыслах «классическим» постановкам?
-
О режиссерской лаборатории в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина
25 февраля завершилась пятая режиссерская лаборатория в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, впервые посвященная автору, чьим именем назван сам театр. Лаборатория длилась с декабря 2022-го по февраль 2023 года: за эти три месяца молодые режиссеры показали публике эскизы трех спектаклей в двух разных пространствах — в основном здании театра на Тверском бульваре и неподалеку, на Камерной сцене филиала.
-
«Кармен». Ж. Бизе.
Нижегородский театр оперы и балета.
Дирижер Дмитрий Синьковский, режиссер Лиза Мороз, художник Денис Шибанов.Нижегородский оперный театр странным образом всегда выпадал из общего театрального контекста страны, и длилось это довольно долго. Новая жизнь началась совсем недавно, с предпандемийного 2019-го, сейчас ее пытается организовать уже вторая по счету команда. Ответ на вопрос, что же там происходило в прежние годы, я неожиданно получила в зале, перед самым началом оперы «Кармен». Приятный мужской голос вежливо попросил «воздержаться от перемещений по зрительному залу». То есть люди во время представлений запросто гуляли? Можно вообразить, что там показывали. Говорят, была сплошная аренда...
-
«Войцек». Г. Бюхнер.
Московский академический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Филипп Гуревич, художники Анна Агафонова, Антон Трошин и Павел Бабин.Георг Бюхнер умер в 23 года. За свою короткую жизнь он многое успел — и поучаствовать в организации революции, и издать политический памфлет, и написать учебник по анатомии, но вот закончить свою пьесу «Войцек» не успел. А может быть, просто не захотел, бросив мысль на полуфразе. Текст не только лишен финала, он шершав, ребрист, из него все время что-то выпирает. Его и собрали-то в новый и, как считается, более близкий к авторскому замыслу вариант, расшифровав невнятный докторский почерк, относительно недавно. В спектакле как раз используется русский перевод этой версии, сделанный Александром Филипповым-Чеховым.
-
«Боркман». По мотивам пьесы Г. Ибсена «Йун Габриэль Боркман».
Александринский театр.
Режиссер и художник Андрей Калинин.Затактовая шансоньетка исполняется перед занавесом двумя нелепого вида артистами, в вызывающей повадке которых есть что-то неуловимо шутовское. Забитая, несчастная и грустная девочка с огромными пугливыми глазами, в голубом платьице, с немой виолончелью в руках едва подпевает. Партию ведет рослый, нагловатый и всклокоченный, словно только с подушки, спутник в потасканном пальто с бренчащей гитарой. Узнаваемый зачес и пышные бакенбарды не оставляют сомнений — некороткую наивную песенку о поганце Боркмане исполняет Генрик Ибсен собственной персоной, на время примеривший роль чиновника Фулдала.
-
«Церковь Пресвятого Макчикена». М. Малухина.
Театр Поколений.
Режиссер Анна Овчинникова, художник Валерия Камольцева.Подростки сейчас тренд. В Театре Поколений новый репертуарный поворот: три премьеры сезона — «Церковь Пресвятого Макчикена», «И мы смеемся» и «Русалки» — либо поставлены по современной подростковой драматургии, либо к подростковой аудитории обращены. Государство тоже интересуется тинейджерами, но по-своему — полицейские устраивают облавы на юных участников некой анимешной ЧВК...
-
Этой зимой в закрытом уральском городе Озерске проходила лаборатория «Эхо Большого детского фестиваля». Эскизы на сцене Театра драмы и комедии «Наш дом» представили режиссеры Ксения Павлова, Екатерина Шихова, Ирина Криворукова. По условиям лаборатории будущие спектакли должны быть интересны детской аудитории разных возрастов — зрителям до 4 лет, детям от 6 лет и старшим подросткам.
Во всех трех эскизах привычное, обыденное показывается с другого ракурса, обретает иное звучание. У каждого — есть потенциал. Работы не спекулируют на актуальности, не выезжают на злободневности тем (хотя могли пойти по такому вектору, сделав акцент, скажем, на социальной проблематике). И предоставляют театру на выбор бэби-спектакль, спектакль для подростков и новое прочтение сказки.
комментарии