
-
Сегодня юбилей у режиссера, который во многом определил историю российского театра второй половины XX века. Для многих из нас минуты настоящего театрального счастья — это спектакли Любимова, они — эстетический код для целого поколения, общая молодость и ни с чем не сравнимый театральный восторг перед Таганкой, «полной огня». «Послушайте!» — трясли нас когда-то за шиворот, и с первой секунды мы понимали, зачем и что нужно слушать.
Поздравляем великого режиссера Юрия Петровича Любимова с днем рожденья и публикуем текст Павла Руднева из № 68 о спектакле «Бесы», который сегодня играется в театре им. Вахтангова честь юбилея его создателя.
-
Ф. Шиллер. «Коварство и любовь».
Малый драматический театр —Театр Европы.
Сценическая композиция и постановка Лев Додин, художник Александр БоровскийВ самом конце спектакля, когда на сцене остались только мертвые Фердинанд и Луиза, по радио раздается речь Президента. Совершив свои подлости и интриги, сохранив стабильность власти, приведя ради этого к смерти сына, он пафосно рассуждает о будущем страны, об опоре на молодежь, для которой главное — развивать национальное самосознание и богобоязненность. И повторяет: «Главное — богобоязненность!». Политический трагизм — сильная и достойная сторона спектакля. Читая сегодня пьесу Шиллера, театр не любуется трогательным уходом из жизни влюбленных, взявшихся за ручки, как победой любви.
-
«Сон смешного человека». По рассказу Ф. М. Достоевского.
Александринский театр.
Режиссер Ирина Керученко, художник Мария УтробинаСпектакль Ирины Керученко сделан при участии выпускников курса Юрия Красовского, пополнивших в этом году труппу Александринского театра. Это их аттестат зрелости, тест на то, какое место они займут в ней. Но и по духу этот спектакль — студенческий. Кажется, будто фантазии, расцвечивающие планету антиподов, «детей солнца», выросли из студенческих этюдов, неоднородных по степени изобретательности.
-
Руководство театром «Мастерская П. Фоменко» принял Евгений Каменькович
Евгений Каменькович стал художественным руководителем «Мастерской П. Фоменко». Собственно, другого никто не ждал, но сейчас, во времена всеобщих встрясок и парадоксального поведения властей, уверенности — ни в чем ни у кого. Поэтому с назначением Каменьковича стало как-то спокойнее. И сегодня мы связались с Евгением Борисовичем — не столько для того, чтобы поздравить его, сколько для того, чтобы задать несколько кратких первых вопросов.
-
Нина Садур «Панночка».
Учебный театр «На Моховой».
Режиссер Галина Бызгу, художник Эмиль Капелюш«Вся эта повесть — народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте».
Ох, и добрая вышла страшилка у пани Галины и казаков и казачек мастерской пана Сергея!
В программке к спектаклю «Панночка» приведены слова из «детских выдумок», начинающие также и одноименную пьесу Нины Садур по мотивам повести «Вий». Они, как и сама повесть, известны всем: «в черном доме стоит черный стол...».
-
Лаборатория в Театре драмы и комедии на Камчатке
Театрально-лабораторная лихорадка, охватившая уже немало регионов России, добралась, наконец, и до самой отдаленной ее окраины — Камчатского полуострова. Представьте себе: быстрого интернета там еще нет (только в 2015 году собираются начать прокладку оптоволоконного кабеля по дну Охотского моря), а вот театральная лаборатория «Современная драматургия и молодая режиссура» — уже есть! Прошла она в сентябре, когда сезон в Петропавловско-Камчатском театре драмы и комедии еще был закрыт, но и актеры, и зрители были рады возможности встретиться. -
Олег Басилашвили. «Неужели это я?! Господи...».
Москва, «Эксмо», 2012 годЧто слышу я все чаще и чаще от коллег про некоторых, известных им и всей стране, театроведов? «Да не напишет статью Х, да не заставить написать рецензию Y, да в лучшем случае Z наговорит на диктофон, н-е-е-ет, своей рукой не станет».
То есть люди, профессия которых — создание текстов, все чаще по неведомой причине не хотят заморачиваться.
Олег Басилашвили, задумав написать книгу о жизни и судьбе, с легкостью мог бы окружить себя «диктофонными девушками» любого гуманитарного толка: филологического, театроведческого или же просто красивыми/молодыми, владеющими русским языком и записывающим устройством. За честь бы сочли, гордились бы! Так и вижу Олега Валериановича, сидящего в глубоком удобном кресле, рассказывающего, вспоминающего, воспламеняющегося от восторженных глаз напротив.
-
«Онегин». По роману А. Пушкина.
Театр «Красный факел» (Новосибирск).
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко22 и 23 сентября театр «Красный факел» открыл сезон премьерой «Онегин» в постановке Тимофея Кулябина. Мы публикуем в блоге два противоположных мнения о спектакле: проректора Новосибирского театрального института Яны Глембоцкой и петербургской студентки-театроведа Дарьи Макухиной.
-
Х.-С. Синистерра «Любовь после жизни» («Ay, Carmela!»)
Молодежный театр на Фонтанке
Режиссер Магуи Мира (Испания), художники-постановщики Магуи Мира, Ольга МорозоваВ 1990 году знаменитый испанский режиссер Карлос Саура снял фильм «Ах, Кармела!», получивший 13 премий «Гойя» в различных номинациях. Если попробовать кратко передать смысл его высказывания, в конце концов упрешься в элементарную формулу: «действие происходит во время гражданской войны». И этого достаточно, чтобы все остальные вопросы (к примеру: «на что готов человек, чтобы выжить?», «какова судьба художника в стране, где набирает силу фашизм?» и пр.) казались лишь частностями. Магуи Мира на глобальность не претендует: ее камерный спектакль, премьерой которого открыла сезон Малая (кто-то по привычке говорит «старая») сцена Молодежного театра, исследует всего одну, но очень конкретную проблему.
-
Свет российского театра (в самом прямом смысле слова) Евгений Ганзбург празднует свое 50-летие!
Лучшие из лучших театральных деятелей города получили приглашения в конвертах, на которых графически изображен юбиляр, на вложенной открытке — тоже его портрет. Редакция «ПТЖ» видела эти конверты. Они, несомненно, станут раритетами и войдут в театральную историю, как и сам Евгений Леонидович, освещающий собой, своим мастерством и искусством десятки и сотни спектаклей России.
Между перелетами и премьерами он любит неожиданно появиться в редакции, и — наш постоянный читатель — язвительно попросить чаю, чтобы в процессе чаепития подвергнуть нас сокрушительной критике: мы мало пишем о насущных проблемах, о ремесле, стали не остры (тупы, иначе говоря) на слово. И вообще критика никому не нужна. Вслед за этим Евгений нехотя покупает очередной номер и уходит для его изучения, чтобы в следующий раз найти новые ошибки, не забыв при этом, что в № 46 мы перепутали подписи, назвали Самарскую драму Саратовской, и после этого с нами дело иметь приличный человек не может...
Дорогой Женя! Мы счастливы видеть Вас — и лично и в световом воплощении! Мы гордимся жить с Вами в одну историческую эпоху и желаем Вам бодрости! Светите всегда и везде — в Самаре и Саратове, Москве и Подмосковье, и чтобы ни один фонарь не перегорел!
А для читателей блога Ваш юбилей — еще и прекрасный повод перечесть интервью из № 29 «ПТЖ».
-
Иван Вырыпаев «Иллюзии»
Приют Комедианта
Режиссер Александр Баргман, художник Анвар Гумаров, костюмы — Ника ВелегжаниноваВ кратком изложении сюжет пьесы Вырыпаева, представляющей чередование монологов от лица четырех персонажей, напоминает анекдот. В первом рассказе умирающий старик Дэни горячо благодарит жену Сандру за счастливо прожитые в браке пятьдесят два года и ее любовь, которая наполнила смыслом всю его жизнь и сделала из него человека. В следующем эта самая жена перед смертью признается другу мужа Альберту, что всю жизнь любила его одного. После чего Альберт огорошивает свою жену Маргарет сообщением: полвека их совместной жизни были ошибкой, и на самом деле он всегда любил соседку, хотя сам не подозревал об этом. А оскорбленная жена в отместку заявляет, что всю жизнь была любовницей его друга, того самого, что умер в самом начале.
-
21 сентября открылся Санкт-Петербургский Международный кинофорум 2012
На открытии кинофорума нет-нет, да проскальзывала идея, что это первый опыт МКФ в СПб. Мысль эта была даже инсценирована — выходом многочисленных молодых мамаш с колясками, из которых все они потом извлекли кинопленку. И ритуальным для киношников жестом — битьем тарелки о кинокамеру, что при полном восторге публики артистично проделал президент Кинофорума Василий Семенович Лановой. Символический жест начала огромного предприятия был встречен восторженными аплодисментами, и в этом чувствовалась некая странность: и сам-то Форум проводится в третий раз, а уж входящий в него международный фестиваль неигрового кино и короткого метра «Послание к человеку» — с 1989 года.
-
Сегодня 75 лет Э. С. Кочергину. И я хочу его, дорогого Эдуарда Степановича, великого театрального художника и всесторонне награжденного писателя, а еще, на секундочку, моего крестного и крестного редакции «Петербургского театрального журнала», поздравить. Вот так, в общем, незамысловато.
-
Людмила Улицкая. «Зеленый шатер».
Театр-фестиваль «Балтийский Дом».
Режиссер Анджей Бубень, художник Елена ДмитраковаОбращение Анджея Бубеня, несколько лет назад столь успешно подобравшего ключи к самому несценичному из романов Улицкой, «Даниэль Штайн, переводчик», к ее же «Зеленому шатру» — ожидалось как своеобразное продолжение творческих взаимоотношений между автором и режиссером, а также между театром и современной прозой. Поэтому, когда я шла на премьеру в Балтдом, главный интерес заключался не в том, «про что Бубень поставит Улицкую», а в том, «как театр адаптирует прозу и что из этого получится». И тут сюрприза не вышло. Бубень попытался открыть роман все теми же ключами.
-
Жан-Батист Мольер «Мнимый больной».
Театр Эстрады им. Аркадия Райкина.
Режиссер Нина Чусова, художники Ольга Шаимелашвили, Петр ОкуневНачну с хорошей новости — то, что играют в Театре Эстрады под названием «Мнимый больной», не имеет с пьесой Мольера практически ничего общего.
Поначалу кажется, что Чусова, по своему обыкновению, занялась активным переосмыслением классического текста. Так, в первой же сцене мы видим младенца-Аргана, которого строгая маменька не выпускает из кровати, пугая болезнетворными бактериями и смертельными недугами. На этом огромном ложе, занимающем почти все зеркало сцены, и будет впоследствии разворачиваться действие спектакля, а главного героя, так и не повзрослевшего, сыграет тот же актер, что изображал «младенца».
-
После семилетнего перерыва в столице Карелии возобновлен Международный фестиваль камерных спектаклей «Ламбушка»
«Ламбушка» (см. с финского — lambо, с карельского — lambi, озеро) — некогда была театральным фестивалем Северо-Запада. Где этот Северо-Запад? Миновали годы, с последней «Ламбушки» прошло семь лет (никто не финансировал), и усилиями петрозаводского СТД, при практической помощи карельского МК (федералы обещали деньги и не дали) фестиваль состоялся в этом году — с 7 по 12 сентября. Статус международного ему придало участие коллективов из Сербии, Финляндии и Германии. В организации и проведении помогали все наличные театральные силы Петрозаводска — Музыкальный театр, Творческая мастерская (теперь Театр драмы), Национальный театр и Театр кукол, а во главе — Союз театральных деятелей.
-
Карло Гольдони «Трактирщица».
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова (Новая сцена).
Режиссер Андрей Прикотенко, художники Ольга Шаишмелашвили, Пётр ОкуневБДТ открыл новый сезон и новую площадку, и сделал это красиво, если не сказать изящно. Премьера состоялась в Каменноостровском театре, об открытии которого после нешуточной реконструкции так долго говорили, в памятнике русского деревянного зодчества, изрядно перекроенном изнутри и зарывшемся подсобными помещениями вглубь островных болот.
Хитрый Андрей Прикотенко во-первых сместил акцент прославленного театра в качественную антрепризу, пригласив из разных петербургских театров актеров, которые ему подвластны и приятны. Во-вторых, он превратил Большой Драматический — в театр драмы и комедии, поставив комедию с такой изрядной долей иронии и актуализации, что от привычной чопорности БДТ здесь и следа не осталось. Даром что на новой сцене и весьма оригинально сыграно.
-
Фестиваль, открывшийся 14 сентября, приурочен к 80-летию Екатеринбургского театра кукол. В нем примут участие театры из 8-ми стран и 8-ми городов России. В их числе — и герои наших публикаций: «Колобок» Большого Театра кукол в постановке Руслана Кудашова, «Пиковая дама» Олега Жюгжды из белорусского Гродно и челябинское «Удивительное путешествие кролика Эварда» Александра Борока.
Познакомиться с программой «Петрушки Великого» более подробно можно здесь.
А с комментариями очевидцев фестиваля - у нас в блоге!
-
В Санкт-Петербургской Государственной театральной библиотеке открылась выставка «Театр Эдуарда Кочергина»
К 75-летнему юбилею народного художника России Эдуарда Кочергина, действительного члена Российской академии художеств, лауреата Государственных и международных премий, готовится череда внушительных торжеств и солидных поздравлений — в том числе и в Москве, и тем милее совсем небольшая, но очень «петербургская» выставка, которая открылась 12 октября в нашей театральной библиотеке. Она посвящена первой работе художника на сцене БДТ — костюмам к спектаклю Георгия Товстоногова 1972 года «Генрих IV»...
-
Московский Международный фестиваль спектаклей для детей пройдет в рамках Года Германии в России
Сегодня в Москве открывается очередной «Гаврош», посвященный немецкому театру для детей. Экспертным советом отобраны и приглашены в программу спектакли из Дрездена, Фрайбурга, Хамма и Берлина. В диалоге с ними — спектакли из Иваново, Самары, Саратова, Ростова-на-Дону и Москвы.
В программе «Гавроша»-2012 — несколько концептуальных направлений: «Классика в новом формате», «Маленький размер», «Дети в социуме», «Больная тема», «Премьера». Участников и гостей ждет также традиционно насыщенная спецпрограмма фестиваля (особенный интерес, на наш взгляд, представляет такой ее пункт, как документальный детский театр, проект международной драматургической программы «Премьера PRO»).
Подробно познакомиться с программой фестиваля можно здесь.
комментарии