21 сентября открылся Санкт-Петербургский Международный кинофорум 2012
На открытии кинофорума нет-нет, да проскальзывала идея, что это первый опыт МКФ в СПб. Мысль эта была даже инсценирована — выходом многочисленных молодых мамаш с колясками, из которых все они потом извлекли кинопленку. И ритуальным для киношников жестом — битьем тарелки о кинокамеру, что при полном восторге публики артистично проделал президент Кинофорума Василий Семенович Лановой. Символический жест начала огромного предприятия был встречен восторженными аплодисментами, и в этом чувствовалась некая странность: и сам-то Форум проводится в третий раз, а уж входящий в него международный фестиваль неигрового кино и короткого метра «Послание к человеку» — с 1989 года. Однако объединить почти все бюджетные питерские кинофестивали под одной вывеской действительно удалось впервые — и мысль о том, что это полезно и хорошо, витала в воздухе, и даже была озвучена в диалоге ведущих церемонию открытия Ирины Пеговой и Сергея Шолохова. Нынешний Форум — детище Правительства Санкт-Петербурга, вне сомнения — заявка на МКФ, если не класса А, то уж непременно — большого стиля. Конкурс — громкие европейские и азиатские новинки игрового кино. Председатель жюри — Эмир Кустурица, заявивший, что энергия Достоевского, Пушкина и Гоголя должна материализоваться в новом питерском МКФ. Программы — одна лучше другой: тут и индийское авторское кино, и кино Ирана, и даже ретроспектива «Неизвестный Ленфильм»: картины снятые сценаристами — долгая счастливая жизнь Геннадия Шпаликова с прекрасной работой Кирилла Лаврова и «Происшествие, которого никто не заметил» нашего дорогого Александра Моисеевича Володина. То есть, содержательно — заявка на некую грандиозность видна уже по каталогу.
Однако обнаруживалась и противоречивость замысла: к примеру, зачем МКФ с «питерским акцентом», на чем настаивал в официальной речи вице-губернатор Василий Николаевич Кичеджи, иметь московское руководство? И чем плох был Алексей Герман в роли президента Форума? Согласимся, что есть в этом что-то провинциальное — приглашать в руководители «столичных». Провинциальность ощущалась и в «загогулине» красной ковровой дорожки, которая как-то нелепо сворачивала с Малой Садовой на Невский, а потом опять — к главному входу театра Комедии, где собственно и проходила церемония открытия. Но главная — изумившая автора этих строк — провинциальность открылась в тот момент, когда закончились брызги шампанского, выступления звезд, представление спонсоров и началось КИНО. Публика, что терпеливо внимала официальным речам, стала массово уходить во время показа гомерически смешного и одновременно страшного «Большого представления» Бенуа Делепена и Гюстава Керверна. Этот бельгийско-французский фильм, лидер программы «Форум» последнего берлинского МКФ — традиционный по поэтике, но чрезвычайно жесткий по проблематике — говорит о тотальном кризисе капиталистической идеи. Бунт стареющего панка в маленьком европейском провинциальном городе, центр которого — супермаркет, не привлек внимания питерского элитарного кинозрителя: народ откровенно томился, на юмор не реагировал, к концу сеанса в зале осталась лишь треть публики.
Так нужен ли Питеру свой МФК? Вопрос, который так и остался висеть в воздухе, когда открытие завершилось и уборщицы пришли сметать мишуру. Захочет ли, сможет ли город, где цветет «милоновщина», а 99% кинозрителей «подсажены» на телевизор, оценить продвинутое мировое кино? Продвинутое и, что называется, «неголливудское»? Кстати, я не сомневаюсь, что любой фильм из конкурсной программы — повод для очередного депутатского запроса. Вытравляя нормальный европейский взгляд на действительность и ее отражение в искусстве, стоит ли тратить средства города и Газпрома, чтобы завозить «эту заразу» из-за границы? Есть ли, будет ли у города зритель для МФК? Или же культурная столица в очередной раз проявит себя как глубокая культурная провинция?
Что ж, Кинофорум начался, поживем — увидим.
Взгляд Натальи Степановны на причины «московского руководства» — какой-то сияющий идеализм… Наташк, ты чего? Централизованный пилеж, денежки Москву любят, а она их…
Чувствуется всё-таки здесь тонкая ирония: показать на открытии фестиваля антибуржуазный фильм буржуазной публике. А вообще на фестивале много бонусов для студентов. В частности, на общей пресс-конференции было объявлено, что студенты Театральной академии могут проходить на сеансы бесплатно по студенческим. Также они допускаются и на некоторые пресс-конференции. Например, завтра, 24 сентября, в 13.00 с Эмиром Кустурицей. Есть даже отдельная программа для театралов «Театр плюс кино» в первом павильоне «Ленфильма» со спектаклями Театра.DOC. И т. д… Есть много чего интересного.