
-
«Старая женщина высиживает». Т. Ружевич.
Александринский театр.
Постановка, сценография, костюмы, свет, сценическая редакция текста Николая Рощина, композитор, автор звукового оформления Иван Волков.Спектакль «Старая женщина высиживает»— авторская, от сценографии и сценической редакции текста одноименной пьесы Т. Ружевича до костюмов и постановки света, работа Николая Рощина, создателя и художественного руководителя московского театра «А. Р. Т. О», имеющего репутацию экспериментатора. Уникальные способности артистов труппы Валерия Фокина к эксцентрическому существованию на сцене, типичная для Александринского театра лаконичность сценографии, да и сама Новая сцена с ее космическими возможностями оказались прекрасным полем для постановки постиндустриальной антиутопии.
-
«Ричард II». У. Шекспир.
Королевская Шекспировская компания (RSC), Великобритания, 2013 год.
Режиссер Грегори Доран, художник Стивен Бримсон Льюис.В Петербурге и России продолжают показывать лучшие спектакли Национального и Шекспировского театров, перенесенные на экран.
Первое, о чем задумываешься на «Ричарде II», что и этот спектакль (заснятый специально для показов в кинотеатрах) — тоже «маниакально точная иллюстрация к тексту», по верному замечанию Т. Джуровой о «Макбете» К. Браны. Все идет вслед слову. Бодро развивается сюжет: два кряжистых, упитанных «брутала» в доспехах и латах — Генри Болингброк (Найджел Линдси) и Томас Маубрей (Энтони Бирн), призывая зрителей в свидетели, пытаются доказать королю Ричарду II (Дэвид Теннант), кто из них верный подданный, а кто предатель. Аргументов ни у того, ни у другого нет, оба красноречивы, у обоих глаза сверкают праведным гневом. И как тут поступить душке-королю, желающему принять правильное, но, скорей всего, просто быстрое решение и покончить со всем этим?
-
19 февраля в офф-программе премии «Прорыв» — «Камень» М. фон Майенбурга в постановке Театра Наций (Москва). Предлагаем вашему вниманию рецензию Сергея Лебедева на этот спектакль.
-
С 3 по 10 февраля в Пскове проходил XXI Международный Пушкинский фестиваль.
Бывает так, что театр в городе есть, а театральной жизни нет. Так и в Пскове, белом городе на реке Великой, с 1000-летней историей, приземистыми «супрематическими» церковками и сохранившимся кольцом средневековых городских стен, в 50 километрах от которого родилась моя мама и мимо которого я ни летом, ни зимой не могу проехать, не заглянув в него. Городе, в последние годы печально известном поджогом исторической Покровской башни и убийством священника Павла Адельгейма.
Как и во многих других городах «с историей», театральная жизнь Пскова, олицетворяемая уныло-обязательным списком культурно-зрелищных организаций, казалась навеки уснувшей.
-
«Сказка о Попе и о работнике его Балде». А. С. Пушкин.
Театральная компания «Открытое пространство».
Режиссер Борис Константинов, художник Виктор Антонов, художник по костюмам Наталья Корнилова.Что именно побудило авторов спектакля «для всякого лика от мала до велика» обратиться к «Сказке о попе и о работнике его Балде»? Можно предположить, что причиной стала актуализация темы взаимоотношений народа и церкви. Вероятно, поиск истинно народного героя, которого явно недостает театральной современности. А возможно и сценическая история «Сказки о попе...», довольно богатая, связанная со знаковыми спектаклями и громкими именами советского периода (к пушкинскому сатирическому сюжету когда-то обращались, и небезуспешно, великие: Сергей Образцов, Олег Попов...). Так или иначе, спектакль театральной компании «Открытое пространство», вторично привлекшей к сотрудничеству режиссера-кукольника Бориса Константинова, выполнен в жанре «скоморошья потеха». Решение, признаем, не новаторское. Хотя и оправданное стилистическими особенностями первоисточника.
-
14 февраля некогда легендарному Делегатскому Собранию Театра Юных Зрителей имени А. А. Брянцева исполняется 90 лет. Уникальное детское сообщество сегодня, увы, не существует. Но забыть его, вычеркнуть из истории ТЮЗа или, если хотите, страны невозможно. Чтобы помнили!
-
«Алиса». А. Могучий, С. Носов, С. Щагина.
Большой драматический театр им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, художник Мария Трегубова.Не знаю, как сработает магия места, если «Алиса» вместе с труппой вернется домой на Фонтанку. Но пока спектакль начинается с бегства из суетного центра на невозможной красоты питерскую окраину, потому что играют его в сияющем обновленном Каменноостровском театре.
По ступенькам все вверх и вверх, по коридорам туда и сюда — долгое путешествие к спектаклю продлилось уже внутри театра. Вот, наконец, темный зал с маленьким партером и небольшим амфитеатром в уютном полумраке.
-
Пишу ночью — по следам только что пережитых хороших мгновений на юбилейном спектакле Александра Коршунова «Бедность не порок». Все было, как положено в таких случаях: юбиляра встретили аплодисментами, по окончании поздравили и завалили цветами, зачитали правительственную телеграмму от Дмитрия Медведева, выступили с приветными словами коллеги, а потом все пошли «отмечать». Все как всегда, и писать, казалось бы, особо не о чем. Но на душе уж больно хорошо — и от самого Коршунова, выступившего в легендарной роли Любима Торцова, и от праздничного спектакля, не только ни в малейшей степени не состарившегося, но еще и приобретшего дополнительные актерские краски.
-
Если бы Боре пришлось писать некролог, у него, скорее всего, получился бы памфлет — так остр был его взгляд на любое явление, в том числе на человека, и так нетривиален писательский посыл. Он был писателем и поэтом, оставившим ряд статей и подборку стихов, писавшихся в разные годы. Эти тексты собраны в двух книжках: одна петербургская — «Тихий город», другая московская. Только Борис Васильевич Тулинцев мог назвать книгу о самом публичном из искусств — театре — как поэтический сборник.
-
«Митина любовь». И. Бунин.
«Гоголь-центр», Москва.
Режиссер и художник Владислав Наставшев.«Митина любовь» открыла офф-программу V Петербургской театральной премии для молодых «Прорыв». Для латвийского режиссера Владислава Наставшева — это первая работа на русской сцене, год назад ею открывался столичный «Гоголь-центр». Спектакль настолько прелестен и мил, что с него можно, не боясь, начинать что угодно. Он, собственно, и сам про начало начал. Впрочем, если посмотреть с другой стороны, — одновременно и про финал, про финал пубертатного периода.
-
10 февраля в Петербурге на сцене Молодежного театра на Фонтанке в пятый вручили театральную премию для молодых «Прорыв». Поставила церемонию Екатерина Гороховская, будто нарочно противопоставившая агрессивному панк-минимализму прошлогодней церемонии (режиссер Андрей Могучий) разноцветье игровой комнаты с бинбэгами, грузовичками, деталями конструктора лего и традиционно разговорчивыми конферансье, в качестве которых выступили сама режиссер в дуэте с актером Александром Новиковым.
-
«В поисках радости. Век ХХI». По пьесам В. Розова и А. Володина.
Театр «Старый дом», Новосибирск.
Режиссер Галина Пьянова, художник Антон Болкунов.Мы завершаем публикацию статей авторов, печатающихся в газете Володинского фестиваля «Проба пера».
Вчера видела знакомого, удивлялась, какое же у него лицо красивое. Не просто красивое — иконописное. Смотрю на него и не могу оторваться. И каждый раз снова и снова удивляюсь его красоте, как произведению искусства.
А во Пскове ночью возникает проблема с вызовом такси, потому что у них после полуночи подача машины от 20 минут. В две службы звонила, потом поняла, что быстрее пешком дойду.
-
В архиве появился № 73. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Развалины». Ю. Клавдиев.
Центр драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина, Москва.
Режиссер Кирилл Вытоптов.Мы продолжаем публикацию рецензий студентов-театроведов на спектакли фестиваля «Пять вечеров».
Пьеса Юрия Клавдиева «Развалины» прозвучала впервые на Володинском фестивале 2010 года. Спустя несколько лет она вернулась, но уже не в форме читки, а полноценной постановкой Кирилла Вытоптова.
Безусловно, фестивальная атмосфера не всегда помогает спектаклю раскрыться, да и чужая сцена нередко бывает немилостива. Работе Вытоптова не повезло: спектакль потерялся в пространстве Театра на Литейном. Отсюда ‒ отсутствие энергии, невнятность, вялотекучесть. Кажется, будь «Развалины» сыграны в подвальчике ON. TEATРа, было бы намного лучше.
-
«Осенний марафон. P. S.». А. Володин.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Алексей Порай-Кошиц.Сегодня на Володинском фестивале — «Осенний марафон. P. S.» Анатолия Праудина. О нем — январская статья Оксаны Кушляевой и Надежды Стоевой.
В этот питерский бесконечный сентябрь (увы, не апрель), в эту абсурдную издевательскую осень, смешавшую ночь и день единым грязно-серым пейзажем за окном, соединившую и зеленые елки, и помпезную новогоднюю иллюминацию, в эту беспросветную, безжалостную осень безжалостный режиссер Анатолий Праудин на большой сцене «Балтийского дома» выпускает свой бесконечный и безвыходный, злой и страшный «Осенний марафон». И это совсем другое кино. Здесь нет парадного Петербурга с разводящимися мостами и рассекающими волны «метеорами», нет грустно-усталого лица Олега Басилашвили, лирической музыки Андрея Петрова и этой возвышенно-щемящей интонации, поэтической тоски, которую мы все по инерции так любим. Есть только ряды грязно-серых полотнищ (художник Алексей Порай-Кошиц), уходящих под колосники, груда кирпичей, нескончаемый ремонт в квартире и некрасивый человечек в растянутых трениках, не писатель и не поэт, нелепый марафонец, добежавший к нам из 70-х изрядно потрепанным, «самого себя смешной осколок».
-
«Фабричная девчонка». А. Володин.
«Первый театр», Новосибирск.
Режиссер Павел Южаков, художник Егор Овечкин.На фестивале «Пять вечеров» работает фестивальная студенческая газета. Предлагаем вашему вниманию статью одного из ее авторов.
«Фабричная девчонка» была написана Александром Володиным в 1956 году. Пьеса вызвала множество споров, однако с успехом шла и в Москве, и в провинции. В центре сюжета — история Жени Шульженко и трех ее подруг: Лели, Иры и Нади. Они живут вместе в общежитии и составляют лучшую комсомольскую группу фабрики. Про них даже приезжают снимать сюжет для киножурнала (был в советские времена такой особый жанр — сборник небольших видеороликов предварял киносеансы). Но вот незадача: Женя Шульженко не слишком-то вписывается в идеальную комсомольскую компанию: ходит в клуб, одевается ярко, даже пытается увести жениха у подруги...
-
Продолжается Володинский фестиваль. Сегодня на нем покажут «С любимыми не расставайтесь» Генриетты Яновской. Правильно будет рассказать об этом спектакле словами Александры Лавровой («Любимым» был посвящен один из ее последних текстов в блоге ПТЖ), описавшей его как «трагедию безлюбовья».
-
Сегодня 5 февраля концертом кабаре-бэнда «Серебряная свадьба» открывается юбилейный — X Международный фестиваль «Пять вечеров». Серию публикаций о фестивале мы начинаем с материала Оксаны Кушляевой — про «Серебряную свадьбу».
-
На столе — текст Саши про «Турбиных» в Тюмени, делаем номер, вчера она ждала замечаний, мы работали («Мариш, текст подошел?»), я тянула («Сашк, завтра, сегодня не успела прочесть...»). Как теперь к этим страницам прикасаться?..
Саша, Саша...
Добила-таки ее жизнь — добрую, безотказную, вечно неустроенную Сашу. Не устроенную когда-то и в Новосибе (любови, дети, журналистская пахота). «Вот умеет Сашка найти того, кто сядет ей на голову», — это была чуть ли не первая информация от общей подруги, предваряющая наше знакомство почти двадцать лет назад.
-
«31 июня». К. Федоров. По пьесе Дж. Б. Пристли.
Театр «Карамболь».
Режиссер-постановщик Борис Павлович, композитор Александр Зацепин, стихи Ильи Резника, Леонида Дербенева, Риммы Казаковой, Юрия Энтина, сценография Виктора Шилькрота.Утвердившийся в амплуа новатора, интеллектуального режиссера и пассионария, Борис Павлович в своей первой после отъезда из Кирова постановке шутя нырнул в стихию мейнстрима. Приветливо помахал нам со сцены совсем другим ярлычком. И зарябило в глазах: блики стразов и искры люрекса. Дорогой и блестящий, глянцевитый и мерцающий мюзикл о тщете дороговизны, блеска, глянца и... дальше по тексту. История о том, как художник, которому душно в начале XXI века, пользуясь тщеславием бестолковых магов и повсеместной несуразицей, соединился с принцессой, которой душно в конце века XII (в новой версии драматурга Константина Федорова — иначе: в вымышленном мире). Бесспорно, это риск и смелый поворот на индивидуальном пути. Капризный легкий жанр требует самоограничения: отказа от смысловой сложности в угоду беспечности (за коей — безупречная отточенность). Ясно, какой вызов бросает коммерческий мейнстрим постмодернисту, и что в случае успеха может подарить. Интрига в том, что даст постмодернист мейнстриму?
комментарии