
-
«Женитьба». Н. В. Гоголь.
Школа драматического искусства.
Режиссер Александр Огарев, художник Ася Скорик.Такого Подколесина мы еще не видели. Образчик нерешительности и мечтательной задумчивости, беглец, исполненный страха перед жизнью, трагический одиночка — как только ни трактовали режиссеры героя гоголевской комедии, порой совершенно лишая ее комедийных черт. В новом спектакле Александра Огарева в Школе драматического искусства Подколесина играет Игорь Яцко. Он не ходит — он упруго похаживает по сцене, уютно полеживает, чаек попивает, трубку покуривает. Настолько откровенно человеку хорошо дома, так он доволен жизнью и собой, что слегка дурачится от хорошего настроения — лукаво выпытывает у слуги, не спрашивал ли кто, мол, не надумал ли барин жениться.
-
«Стиляги».
Театр Наций.
Автор идеи Валерий Тодоровский, автор музыкальной идеи Евгений Маргулис, режиссер Алексей Франдетти, художник Тимофей Рябушинский.Не будет преувеличением сказать, что Алексей Франдетти — самый востребованный режиссер мюзикла в России. Его профессионализм и трудолюбие вызывают уважение, его преданность и энергия восхищают. Своей любовью он умеет зажигать сердца даже тех, кто к жанру относится скептически, приговаривая, что в России мюзиклу никогда не бывать, а если и бывать, то не цвести, а если уж цвести, то непременно цветами зла. Франдетти пропускает эти замечания и упорно, изобретательно, без устали доказывает — ерунда. Его спектакли получаются то удачными, то, к сожалению, не слишком — что, впрочем, совершенно нормально для процесса поиска и попытки приживить российскому театру жанр, с которым он действительно не умеет обращаться (хочется добавить «пока»).
-
«Три маски короля». Балет-притча Ю. Смекалова на музыку М. Крылова.
Самарский академический театр оперы и балета.
Авторы либретто Вячеслав Заренков и Юрий Смекалов, художник-постановщик и художник по костюмам Вячеслав Окунев, дирижер-постановщик Евгений Хохлов.В репертуаре Самарского оперного театра появился балет, которого нет и никогда не было ни в одном театре мира. Это «Три маски короля». Его сочинили «с нуля» петербуржцы — миллиардер Вячеслав Заренков (идея, либретто), композитор Михаил Крылов и хореограф Юрий Смекалов. Главный в этой тройке Заренков: постановка осуществлена на его средства. Можно сказать, что он купил себе балет — приобрел сценическое воплощение своих «масочных» фантазий, удовлетворил амбиции творца. А можно — что подарил оплачиваемую работу композитору с хореографом, в результате чего у провинциальной балетной труппы появился репертуарный эксклюзив. И то и другое правда.
-
В архиве появился № 93. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Режиссерские театральные кинолаборатории становятся такими же частыми, как и просто режиссерские лаборатории по новым текстам. Театр раздвигает свои границы, в том числе и за счет киносценариев.
Режиссеры Театра ЦЕХЪ, выпускники двух первых курсов Анатолия Праудина, привлекая новых студентов своего мастера, выбрали сценарии любимых/важных для них фильмов и пустились «во все тяжкие». Кто-то, как Александра Мамкаева, следовал событийному ряду «Декалога 6» , потому что история первой любви от Кшиштофа Кесьлёвского будоражит не только предельной откровенностью, но и тем, что фиксирует шаг за шагом движение к катастрофе. Кто-то, как Александр Серенко, перенес на русскую почву (изрядно переработав) авантюрные приключения двух смертельно больных немцев из «Достучаться до небес». Рача Махатаев взялся за сценарий «Писем мертвого человека» и взаимодействовал, скорее, с поэтикой фильма и тем ощущением ужаса, которое возникает от содеянного человеком разумным. София Капилевич сосредоточилась на рефлексии актера о себе самом, а не на обличении нравов в «Тупом жирном зайце. P. S.». А Степан Пектеев решил поговорить о том, что такое кино сейчас, и привлек к сотворчеству драматурга Анну Агапову.
-
«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». У. Старк.
РАМТ.
Режиссер Александра Толстошева.«Is there anybody going to listen to my story...» — любимая песня Ульфа, которая звучит темой персонажа в спектакле «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?». Она предполагает, что дальше последует история. Песня, давшая название самой книге и спектаклю, зрителю неизвестна, а поэтому не звучит. Зато можно услышать музыкальную тему «У Черного моря» в исполнении Утесова — она сопровождает жизнь пожилых людей. Музыкальный контрапункт в этом спектакле многое подсказывает.
-
«Номер 6». Инсценировка Ю. Поспеловой по мотивам повести А. Чехова «Палата № 6».
Челябинский театр драмы имени Наума Орлова.
Режиссер Данил Чащин, художник Максим Обрезков.Надпись «Номер 6» расплывается по экрану подобно кляксам в тесте Роршаха. Вот, например, первая черточка буквы «м» напоминает человека с ветвистыми рогами, стоящего на абрисе полурыбы-полусвиньи; «о», конечно, глаз с расширенным от ужаса зрачком; «р» похожа на корявый ствол березы. Само слово «номер» читается одновременно и как «номер», и как английское home. А цифра 6 при этом напоминает открытый замок.
-
XXVI Пушкинский фестиваль в Пскове
В программе нынешнего Пушкинского фестиваля присутствовала неочевидная драматургия, рифмы и параллели. Два полноценных пушкинских спектакля — «Выстрел» из Казани и «Пушкин. Борис Годунов» из Петербурга. Два моноспектакля и два женских образа в них. Две премьеры самого Псковского театра драмы. Пара спектаклей «по классике», разных по подходу: добротный традиционализм Владимира Туманова в «Мещанах» и новация Олега Еремина в «Собачьем сердце» из Южно-Сахалинска. А в пандан к «Собачьему сердцу» булгаковский же «Морфий» Этюд-Театра. Афиша в виду дефицита средств формировалась в чем-то стихийно, но «спонтанность» как эстетическая категория пошла фестивалю только на пользу. Арт-директор Андрей Пронин пригласил спектакли, вошедшие в офф-программу «Золотой Маски», заехать в Псков, что называется, «по пути». Так в афише появились «Свидетельские показания» Семёна Александровского из Красноярска и все то же «Собачье сердце». Международный аспект задала «Женитьба» из Бухареста, но тоже «русская душою», потому что появилась на свет из режиссерской лаборатории Олега Лоевского. Присутствие генеральной «цементирующей» идеи в афише фестиваля — вещь репрессивная: где заданы тема, сюжет, там всегда возникают рамки.
-
«Сцены из супружеской жизни». И. Бергман.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Анатолий Праудин, художник Ирина Бируля.За основу своего спектакля «Сцены из супружеской жизни», приуроченного к 100-летию Ингмара Бергмана, Анатолий Праудин взял сценарий одноименного фильма. «Сцены» — работа довольно нетипичная для Бергмана, быть может, наиболее максимально вписанная в жизнь, словно растворенная в ней. Режиссер не делает сюжет интересным, не расцвечивает его юмором, образными обобщениями и не нагнетает интригу. Он концентрирует внимание на бытовом диалоге, неспешном наблюдении за будничным существованием героев, подмечая их мгновенные и не всегда проявляющиеся внешне переживания и эмоции. Бергман обращается к глубокому психологическому реализму. При этом его занимает не текст, но течение жизни. Он далек от оценок и финальных вердиктов.
-
«Рождение Сталина».
Александринский театр.
Спектакль Валерия Фокина. Сценография Николая Рощина.Е. Вольгуст — М. Дмитревской
21 февраля 2019 г. 0.30 Предспектакльное ночное.Не счесть знакомых, увидевших наружную рекламу спектакля — наводнившие город билборды с его названием — и завопивших: «Ужас какой, вздрагиваю каждый раз, как вижу!»
В самом словосочетании «Рождение Сталина», хоть режь меня на тонкие полоски, — слышен некий позитив. «Рождение» как факт всегда прекрасно: будь то еще не распустившаяся роза или появившийся на свет ребенок. Мы с тобой, когда обсуждали эту переписку, трижды ошиблись, назвав спектакль «Смерть Сталина».
Подсознание не принимает его рождения, оно принимает его смерть.
-
«Аустерлиц». По мотивам романа В. Г. Зебальда.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер, автор инсценировки и художник-постановщик Евгения Сафонова.По меткому определению критика Марии Степановой, Винфрид Георг Зебальд по-прежнему «подземный классик, потому что на поверхности его буквально нет, к нему отсылают, как к зарытому сокровищу». И действительно, писатель, чья посмертная слава давно уже превзошла славу прижизненную, лишь со второй попытки и через достаточно большой временной интервал (первое издание «Аустерлица» вышло в 2007-м) смог добраться до российского читателя.
-
В архиве появился № 92. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Первая читка» в рамках XV Международного фестиваля «Пять вечеров» имени Александра Володина
В юбилейный год Александра Володина состоялся уже XV, посвященный памяти драматурга, Международный фестиваль «Пять вечеров». Традиционно часть программы фестиваля составляла «Первая читка» — читки пьес молодых авторов, которые проводились в Театре «На Литейном» при участии актеров этого театра и «Мастерской». После проходили обсуждения с участием аудитории, автора, режиссера и театральных критиков.
-
«Пермские боги».
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.Вот так живешь-живешь всю жизнь в Перми, да и не замечаешь того, что кажется привычным. Ходишь в галерею с детства, видишь Пермских богов. Ну да, боги. Деревянные, с крестьянскими терпеливыми лицами. Говорят, нигде больше таких нет. Но, оказывается, для того, чтобы они стали частью тебя, должен прийти человек «со стороны» и свести вас, поместив в какое-то особое пространство, добавив туда каких-то ему ведомых ингредиентов, заварив, смешав, заговорив... получив на выходе не то чтобы спектакль, а некую именно встречу, соприкосновение, со-общение. И если ты не настроишь свои чувства и душу на этот процесс, то он, наверное, и не произойдет. А боги глядят со стен — на зал, на сцену, они-то все видят и все знают...
-
Как-то так получилось, что в последние недели имя Давида Карасика звучало часто: именно на съемках его «Большой кошачьей сказки» познакомились Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Сама она рассказывала об этом так. «У нас на курсе преподавал наш замечательный телевизионный режиссер Давид Карасик. И на третьем курсе он позвал меня на съемку „Большой кошачьей сказки“ по Чапеку. Сказал: „Наталья, придешь, сыграешь эпизод — невесту Юрского“. — „Что?!! Как?!!“ — „Ничего, завтра придешь на репетицию“. Я вошла. Огромный репзал, сидит Юрский, что-то читает, листает. Давид говорит: „Познакомьтесь, Сергей Юрьевич, это моя студентка, Наташа Тенякова“. У меня — „паркинсон“: живого! вижу! кумир! боже! Это потом оказалось, что у нас разница — всего девять лет.
-
Три вологодские премьеры
Из массы спектаклей на фестивале премьер Вологодской области «ВОТ» выделялись несколько работ, которые могут достойно представить регион на различных фестивалях, имеют федеральное значение.
В большой форме лидером был «Сирано de Бержерак» Вологодского театра для детей и молодежи в режиссуре корифея этой сцены Бориса Гранатова. Труппа создала красивую сказку о самом прекрасном человеке на земле, в которой просто и ясно, спокойно и с достоинством творится тот градус идеализма, который чаще всего недоступен сегодня, тотально не совпадает с уличной реальностью. Сила театра — в перемещении зрителя в нездешнее пространство. Ремарка вербализуется, называется время действия — 1640 год, и для зрителя это настолько далеко, что вообразить невозможно.
-
С 27 января по 1 февраля в Петербурге проходил «Так себе» драматургический фестиваль
«Новая волна андеграундного театра» — смело заявил о себе «Так себе» фестиваль, впечатав эту строчку во все афиши. Организаторы — шесть драматургов мастерской Н. С. Скороход. Сегодня выпускники этой мастерской — участники почти любого драматургического конкурса. На Новой сцене Александринки регулярно проводят читки пьес студентов, накануне фестиваля в Городском театре состоялась лаборатория «Вишневый Сартр» по текстам этой мастерской, их пьесы в шорт-листе «Первой читки» Володинского фестиваля, а скоро их прочтут и на студенческой лаборатории «Просто пьесы». Это только небольшой список событий, в афише которых можно встретить одни и те же имена, одни и те же названия.
-
Выставка Юрия Кононенко в Театральном музее им. А. А. Бахрушина продлится до 10 марта
Она называется «На вешалке крылья не мять». Это строчка из его стихотворения если не совсем дает понять, с кем мы имеем дело, то приоткрывает щелочку. А имеем мы дело с ярчайшим российским художником второй половины ХХ столетия, создавшим свой мир — живописный, графический, театральный. Колючий и странный мир, в то же время исполненный таинственной жизнеутверждающей силы. Стоит пообщаться с его картинами, как настроение меняется, груз житейских тяжестей теряет в весе. Будто тебя продули-прочистили и выпустили в мир новеньким. И ты изумляешься, ибо видишь то, чего раньше не различал. Зависающих в воздухе птиц. Не каких-то ворон, ласточек или голубей, а птицу вообще, птицу — символ и знак. И мучаешься: что за знак? Пытаешься разгадать его работы, как ребусы. Почему в его графике столько столбов, свай, бревен? Да потому, что он видел это вокруг, он же в Сибири рос, такое было пространство. Полгода — снега́, бездорожье. Молчаливые мрачные лица. Заборы с вышками и без. И персонажи, и предметы — словно увидены через торосы, через слой льда (Байкал недалеко от Иркутска, где он жил). Художник обычно не давал названия своим работам. Он подписывал их свободным нерифмованным стихом.
-
«Одиссея». Гомер. Инсценировка А. Сальниковой.
СамАрт (Самарский театр юного зрителя).
Режиссер Алексей Елхимов, художественный руководитель постановки Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский.Спектакль Анатолия Праудина и Алексея Елхимова — не про героя, и даже не про древнегреческий эпос, и уж точно не про богов Олимпа. Одиссея нового времени — полуторачасовой сторителлинг с вкраплением коротких зонгов (музыкант Кук — Владимир Елизаров) о дураках. И о человечестве как очень глупом, по-детски наивном и совершенно безответственном виде жизни на Земле. Век героев канул в Лету, остатки разбросанной армии троянцев по крупицам возвращаются домой, легенды об их подвигах позабыты, а миром правят эмоции и скука. Боги устали нас любить, герои измельчали.
-
«Можно попросить Нину?». К. Булычев.
Камерный драматический театр «Левендаль».
Режиссер Искандер Сакаев, художник Наталья Кузнецова.В здании бывшего детского кинотеатра «Веснушка» в спальном районе города приютился Камерный драматический театр «Левендаль», открытие которого состоялось летом 2018 года. За свою недолгую жизнь театр успел выпустить два спектакля (первым стала детская сказка «Царевна-лягушка»). Премьера первого взрослого спектакля состоялась 27 января 2019 года и была посвящена 75-летию снятия блокады.
Спектакль «Можно попросить Нину?» — «история, которой, возможно, никогда не было», поставленная режиссером Искандером Сакаевым (художественным руководителем театра) по одноименному рассказу Кира Булычева. Место действия (как и в другой постановке этого материала, сделанной в Нягани - ред.) перенесено из Москвы в Ленинград и этим приближает нас к истории, рассказанной писателем: в текст автора вплетены режиссером дневниковые записи реальных блокадных подростков и детей. Время же повисает в воздухе и становится неопределенным. Известно только, что героиня Нина переживает трудное блокадное время, когда ее собеседник, Вадим, выброшен куда-то в современность.
комментарии