Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПАМЯТИ ГАЛИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ ТИТОВОЙ

    ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ

    Титова ошеломила меня сразу и навсегда. Это была любовь с первого взгляда. Я приехала на факультет повышения квалификации из провинциального вуза. Тогда было положено, что каждые пять лет все вузовские преподаватели должны проходить это испытание. (Когда я уже была у Титовой в аспирантуре, она со смехом сказала мне, что едет в ГИТИС на ФПК. Боже мой, чему можно было учить Титову?) Она пришла к нам, шестерым преподавателям из разных городов Союза, представилась и начала лекцию. И я сразу полюбила в ней все. Ее голову, гордо посаженную на длинную шею и как будто облитую коротко стрижеными черными волосами. Ее длинные, прекрасной формы ноги, которые она закидывала одну на другую, когда чувствовала себя свободной. Она иногда чуть заикалась, и это тоже было прекрасно. Я никак не могла определить, в какой момент это происходило. На лекциях — никогда. Иногда в разговорах, когда она волновалась. Но что и в какой момент заводило ее — это загадка. Еще у нее была потрясающая манера совершенно неожиданно, на какой-то фразе, которая всегда означала конец мысли, бросать: «Перерыв», сразу вставать и уходить в коридор. Она никогда не смотрела на часы, но это всегда было на 45-й минуте.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • НОЧЬ В МУЗЕЕ

    «Земля Нод».
    FC Bergman (Антверпен, Бельгия) в рамках Театральной олимпиады.
    Концепция FC Bergman: Стеф Эртс, Джо Агеманс, Барт Холландерс, Маттео Симони, Томас Верстретени, Мари Винк.

    Нидерландскую компанию FC Bergman, приглашенную к участию в Театральной олимпиаде в Петербурге, в 2008 году основали шесть актеров/театральных деятелей/художников: Stef Aerts, Joé Agemans, Thomas Verstraeten, Marie Vinck, Matteo Simoni и Bart Hollanders. На сайте компании можно прочитать: «Компания быстро разработала собственный театральный язык, который, помимо того, что он анархичен и немного хаотичен, по сути визуален и поэтичен. В их показах колеблющийся, постоянно стремящийся человек часто занимал центральное место». И действительно, в работах группы есть что-то от визуального и физического театра, от оживших инсталляций Ромео Кастеллуччи.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К 80-ЛЕТИЮ ТЕАТРОВЕДЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА РГИСИ

    В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДВИЖЕНИЕ — ЖИЗНИ

    «Два перстня». П. Пряжко.
    театр post.
    Над спектаклем работали: Ксения Волкова, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Коробков, Иван Николаев, Максим Петров, Алексей Платунов, Алена Старостина.

    Спектакль «театра post» «Два перстня» заявлен как приквел к вышедшему в 2018 году «Диджею Павлу» и поставлен по структурно схожей пьесе того же автора — так же состоящей из набора музыкальных треков прошлых лет, смонтированных определенным образом. Но стилистически режиссура спектакля довольно сильно отличается от привычного волкостреловского минимализма.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 96

    Год Театра. Шумят марафоны, светятся красными дорожками миллионнозатратные Форумы, по улицам Воронежа под громогласные рулады ведущих маршируют театры Черноземья и средней полосы. Идет широкоформатный, затратный праздник, и все бы хорошо, но праздник этот — со слезами на глазах, и впору уже писать «список благодеяний» власти в Год Театра.

    На фоне этих сюжетов, конечно, жизнь профессионального журнала никого не волнуют. Но в Год театра погибает «Экран и сцена», а и наш журнал, как в самые худшие времена, не получил еще ни одной копейки грантовой поддержки ни от города, ни от Минкульта. И номер издан на деньги, «сэкономленные на водке и мороженом», как писали когда-то в капустнике молодые авторы, а также на средства от рекламы на сайте (спасибо всем рекламодателям).

    Это номер об исторической памяти и работе с нею, а также — об исторической амнезии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТУЧИ СГУЩАЮТСЯ

    «Оливер Твист». Ч. Диккенс.
    Красноярский театр юного зрителя.
    Режиссер-постановщик Никита Бетехтин, художник-постановщик Надя Скоморохова, драматург Анастасия Букреева.

    Историю Оливера Твиста, мальчика, который оказался на мрачных лондонских улицах среди беспризорников, преступников и пьянчуг, Никита Бетехтин вместе с командой постановщиков превратил в жутковатый комикс. Инсценировку романа Диккенса сделала Анастасия Букреева, значительно сократив текст, отказавшись от некоторых персонажей и переставив события местами, чтобы интрига, закрученная Монком (старшим братом главного героя, который хочет сделать из Оливера вора, отправить его на виселицу и заполучить отцовское наследство), запускалась раньше и создавала напряжение в течение всего действия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕКРЕТИКИ

    «Я умер от варенья». По стихам О. Григорьева.
    Один театр (Краснодар).
    Режиссер Дмитрий Егоров, художники Константин Соловьев и Филипп Крикунов.

    Дмитрий Егоров стал уже специалистом рефлексии по поводу советского прошлого: в своих спектаклях по Довлатову и Пригову, по Алексиевич и Володину он работает с мифами оттепели, застоя и перестройки, обращается к темам советского двуязычия и двоемыслия. Казалось бы, эту тематику было бы логично продолжить и при обращении к стихам питерского поэта Олега Григорьева, известного как автор детских стихов и «народных» юмористических виршей.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ДИЛОГИЯ ПО СТРУГАЦКИМ

    «Пикник на обочине». По повести А. и Б. Стругацких.
    «Понедельник начинается в субботу». По повести А. и Б. Стругацких.
    Санкт-Петербургский Городской театр.
    Режиссер Наталия Лапина, художник Александр Якунин.

    Сцена спектакля «Пикник на обочине» замысловато «порезана» трубами, условно обозначающими места действия, — этакий прием «Догвилля» Ларса фон Триера, но трехмерный. Его сложность, создающая неудобство актерам, присуща и самому строению спектакля. Режиссер Наталия Лапина, с одной стороны, потерялась в тексте произведения Стругацких, а с другой, усложнила сценическую версию несколькими сюжетными линиями и временными планами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ЮРИЯ ПЕТРОВИЧА ОШЕРОВА

    Умер Юрий Петрович Ошеров — многолетний худрук Саратовского ТЮЗа.

    Не просто вот — умер. Ему стало плохо на сцене, он упал в оркестровую яму театра, которому отдал жизнь, покалечился, уже не пришел в сознание. То есть, отдал жизнь в прямом смысле.

    Есть что-то невероятно образное в этом во всем, какая-то особая сюжетность, которая отмечает избранных. Юрий Петрович много играл «маленьких людей», будь то «вечный муж» или старосветский помещик Афанасий Иванович. В его героях была лирическая нелепость, несуразность, и сам он был весь такой маленький, светлый и странный, смешной и драматический, что его реальная смерть тоже встает в ряд судеб его героев. Только Ошеров уже не выйдет на аплодисменты...

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

    Третья режиссерская лаборатория, проходившая с 28 апреля по 8 июня на базе Драматического театра Балтийского флота, в этом году строилась вокруг традиции игрового театра, исследуемой на 4-м режиссерском курсе Геннадия Тростянецкого. Для этого в работу были взяты одноактовые пьесы. А отправной точкой стал вопрос о самой природе игрового театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В ПОИСКАХ ДЮ СОЛЕЙ

    «Сказка странствий». А. Митта, Ю. Дунский и В. Фрид.
    Русский драматический театр имени Н. А. Бестужева (Улан-Удэ).
    Режиссер Сергей Левицкий, художник Ольга Горячева, хореограф Игорь Григурко.

    Театр русской драмы имени Бестужева в Улан-Удэ закрыл свой юбилейный, 90-й, сезон громкой премьерой в новом для себя жанре. Режиссер Сергей Левицкий и хореограф Игорь Григурко поставили «Сказку странствий» по сценарию Александра Митты как яркое пластическое шоу с элементами цирка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПСИХОГЕОГРАФИЯ

    «Мне показалось».
    Творческая лаборатория «Угол» (Казань).
    Режиссер Вася Березин, текст Васи Березина и Михаила Дягтерева, актриса Роза Хайруллина.

    Казанский «Угол» — типичное пространство для театральных экспериментов. Туда ходят за необычным опытом, на какой нельзя рассчитывать в рамках большого государственного театра. Здесь — иммерсив, документ, и сюда, что кажется показательным, петербургский «театр post» приезжает на гастроли. Особую пикантность пространству придают местные крысы — небольшая лаборатория «Угла» расположена во дворе сразу между несколькими помойками, и драматические связи между нами и грызунами-перформерами возникают при первом же знакомстве. Если без шуток, то для создателей спектакля действительно очень важно место, в котором они будут работать. О психогеографии (сплаве психологии и социологии, в котором изучается влияние среды на человека) на обсуждении после спектакля говорил режиссер Вася Березин.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАМЯТИ АЛЛЫ ПОКРОВСКОЙ

    Покровская...

    Глубинный дар редкой и прочной породы. Вековая генетика.

    Неукротимая мощная натура, взрывной импульсивный темперамент, при этом — острота и тонкость понимания и искренность во всём. В ней всё полярно. Доброжелательность и резкость, творческая неуверенность и неожиданность ярких решений. И всё доказательно, «петелька — крючочек», тончайшее кружево, всё рукотворно, как у родных прабабок.

    Такова Алла Покровская.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ЗАПОЛЯРНЫЕ СЮЖЕТЫ

    Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского закрыл сезон

    Этот сезон для самого северного театра России был очень насыщенным. Премьер случилось много, и они продемонстрировали возможности актеров и режиссеров работать с разной драматургией, легко меняя стили и жанры. Театр представил классику и современную пьесу, выпустил визуальные и VR-спектакли, устраивал лабораторные процессы. Конечно, не все удалось увидеть, речь пойдет о самых последних премьерах. Но стоит понимать, что театральная жизнь гораздо шире и богаче представленного в этой статье. Проблем, безусловно, тоже немало. Но у кого их нет? Впрочем, ясно: театр их осознает и ищет пути к преодолению. Ну а теперь о том, что было.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АНИМАЦИОННЫЙ ЦИРК

    «Сны Босха».
    Цирк «7 пальцев на руке» в рамках Театральной олимпиады.
    Идея и концепция Самуэля Тетрео, сценарий Самуэля Тетрео, Мартина Тулиниуса и Анжа Потье, видеопроекции и анимация Анжа Потье.

    Цирковая программа Театральной олимпиады невелика, но внушительна. Организаторы опираются на проверенные в России имена — Даниэле Финци Паски, Виктории Тьере-Чаплин. Цирк «7 пальцев на руке» (сокращаемый в названии обычно до «7 пальцев») в России тоже не новичок, и уже представлял свои спектакли как на Чеховском фестивале, так и в рамках независимых гастролей. На Театральную олимпиаду канадский коллектив привез свой спектакль 2016 года «Сны Босха».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЗАМЕРЗШИЕ

    «Чайка». А. П. Чехов.
    Камерный театр Малыщицкого.
    Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.

    Одиннадцать, по количеству действующих лиц, фортепиано в норильском «Дяде Ване» Петра Шерешевского задавали спектаклю концертную форму. По пустой сцене метались взметываемые сквозняком мусорные пакеты, отсылая нас в неопределенное постапокалиптическое будущее. А герои, казалось, легко могли изъяснять себя текстом «Чайки»: их живые души пока еще не совсем угасли, но все-таки им «холодно, холодно, холодно, пусто, пусто, пусто» и, пожалуй, немного страшно. В  условиях КТМ все измельчало: пианино, за исключением того, за которое в начале садится тапер Дорн, детские. Взяв их на руки, артисты извлекают звуки, напоминающие резкий металлический звук ксилофонных молоточков. Звучит увертюра — ернический, в силу специфики инструментов, наигрыш, в который вплетается тема из «Лебединого озера». Далее оркестр естественным образом распадется на группу лиц без центра, чтобы в финале собраться вновь — в сцене игры в лото.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • «ЗАПОЛУННАЯ» СВАДЬБА

    Свадебный карнавал «Les Noces du Moulin».
    Идея, концепция и режиссура Славы Полунина.
    Творческая группа: Татьяна Бесараб, Александра Гутнова, Алена Коган, Мария Манаенкова, Давид Мативосян, Михаил Мокеев, Анна Назарова, Ваня Полунин, Елена Русланова, Елена Ушакова.

    На Желтой Мельнице Славы Полунина во французском Креси-ля-Шапель праздник живет всегда, и иногда поселяется праздник особенный. Этим летом на два дня, 15 и 16 июня, Мельницу заполонили свадьбы. Фантасмагорические и даже две реальные, они стали поводом для проживания и переживания свадьбы как особенного и единственного в своем роде события. Создатели этого действа, срежиссированного коллективом артистов и художников, откликнулись на идею свадьбы как многослойного, выразительного и значимого явления. Не приуроченный ни к каким календарным датам, праздник изначально был связан с созданием нового мельничного пространства — Розового сада, но, как это обычно бывает на Мельнице, перерос свой повод и сущность.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕДУРАКИ НА НЕПЕРИФЕРИИ

    В Воронежском Камерном театре прошел вечер в честь 25-летия

    Воронежский Камерный театр, отпраздновавший свое 25-летие, конечно, — особая история и особое место на театральной карте России. Это сбывшаяся мечта, реальная сказка, пример образца и образец примера.

    Много рождается театров, но немногие выживают. Камерный за 20 первых лет в немыслимых условиях ДК железнодорожников окреп, развился, вырос, стал номинантом и лауреатом.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОЛУСМЕШНЫХ, ПОЛУПЕЧАЛЬНЫХ, ПРОСТОНАРОДНЫХ И ДРУГИХ

    Режиссерская театральная лаборатория «С любовью, Пушкин!» в Краснодарском академическом театре драмы

    220-й день рождения Пушкина в Краснодарском драмтеатре отметили режиссерской лабораторией. Два местных актера/режиссера, основатели частных театров — Стас Слободянюк и Арсений Фогелев, и приезжий режиссер Константин Солдатов ставили Пушкина.

    Лабораторию организовал сам театр. Год назад, после горьковской лаборатории в репертуар вошли «Мещане» в постановке Геннадия Шапошникова. Как обещают, один из пушкинских эскизов также станет полноценным спектаклем, и кажется, тут возможен неожиданный сюжет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «THE GOD THEY TRUST IN IS ALIVE»

    О спектаклях XIV Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз»

    Среди вопросов, которые задавали иностранные гости «Науруза», чаще прочих звучал следующий: «What’s the difference between Russian theatre and Turkic one?» Вопрос этот широк, как и фестивальная программа, и ответить на него односложно значило бы ответить мимо. Можно попытаться выделить самое сущностное в возможном ответе. Самое же сущностное, кажется, в том, что человек тюркоязычного театра находится в диалоге в первую очередь с мирозданием, он погружен в живой и огромный, обладающий волей и смыслом мир. Это разговор двух пространств: пространства человеческого тела и пространства мира. Фокус «Науруза» был сосредоточен на глубинных процессах обоих пространств, на бездне, которая разворачивается изнутри человека в космос. Так устроены самые сильные работы, так устроены и слабые спектакли. Тюркоязычный театр стремится к вертикали.

    Читать дальше | Комментарии (0)