Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

19 января 2012

ПЕТЕРБУРГСКИЕ СЦЕНОГРАФЫ ПОДВОДЯТ ИТОГИ

17 января состоялось обсуждение ежегодной выставки петербургских сценографов в залах СТД

Три зала в СТД занимает ежегодная выставка театральных художников «Итоги сезона» — своеобразный отчет петербургских сценографов о проделанной за 2011 год работе. На экспозиции представлены проекты, реализованные в театрах самых различных городов России от Самары до Норильска, есть также несколько работ для латвийских и белорусских театров.

По традиции, свои произведения презентовали не только мэтры петербургской школы сценографии — Ирина Чередникова, Владимир Фирер, но и молодые художники — недавние выпускники Театральной академии. Академии художеств, и университета Профсоюзов.

Способ подачи работ художники выбирали сами — эскизы декораций и костюмов, фотографии со спектаклей, макеты и даже фотографии макетов. Впрочем, в некоторых случаях, дорисовать в своем воображении спектакли, многие из которых зритель не мог видеть по объективным причинам, было довольно затруднительно — эскизы говорили о самой постановке не так много, как хотелось бы. Если работы зрелых мастеров в комментариях не нуждались, то решения, найденные молодыми авторами, далеко не во всех случаях казались логичными и оправданными. Оригинальный подход нашли выпускницы Академии художеств Юлия Асташкина и Мария Горошко, оформившие спектакль «Время и семья Конвей» в «Таком Театре». На двух планшетах художницы разместили коллаж из эскизов и фотоснимков, который давал исчерпывающее представление о постановке.

Не только форма подачи, но и техника, в которой выполнены эскизы, весьма разнообразна. Надо отметить, что «живых» работ, сделанных «от руки» — не так много, к этому «классическому» методу прибегли, в основном, представители старшего поколения. Молодые художники сейчас все чаще обращаются к компьютерной графике — как например Алексей Левданский в эскизах к оперетте «Елена Прекрасная» театра «Зазеркалье» или Дарья Горина в эскизах к постановке Молодежного театра на Фонтанке «Время для посещений». Но многие сценографы, использовавшие новые технологии, еще не вполне свободно владеют этим методом — часть «компьютерных» работ лишена той энергетики, которой наполнены рисованные или выполненные в коллажной технике эскизы.

Впервые за много лет была возобновлена традиция обсуждений, в которых принимают участие искусствоведы, театроведы и сами художники. Впрочем, на этот раз, открытого диалога с молодыми сценографами не получилось — из присутствовавших на «разборе полетов» никто не решился вступить в дискуссию с маститыми коллегами и критиками.

Искусствоведами обсуждались не только произведения, представленные на выставке, но и сценографические тенденции этого сезона. Так, Надежда Хмелева затронула вопрос о «новом веянии», которое многие критики выделяют сейчас как отдельное течение в сценографии — видео-арт. По мысли Хмелевой, говорить об этом преждевременно — в большинстве случаев художники встраивают видео в свою эстетику, используя этот метод как инструмент для воплощения собственных приемов, выработанных ранее. Как пример был приведен спектакль театра «Зазеркалье» — «Волшебная флейта», оформленный Владимиром Фирером. Ранее движение цвета и формы достигалось художником за счет ярких, выразительных костюмов, выделяющихся на фоне нейтральной декорации — теперь этот ход был внедрен Фирером в видео-арт. Ирина Чередникова упомянула о том, что многие художники используют видео лишь как дань моде — зачастую этот ход не выглядит органично и убедительно. Однако Чередникова отметила два спектакля, в которых видео-арт используется художниками осмысленно и удачно — спектакль Александринского театра «Счастье», в оформлении Александра Шишкина и постановка МХТ «Мастер и Маргарита»- сценография художника Николая Симонова.

Кроме того, Надежда Хмелева отметила тенденцию прямой визуализации текста через видео — такой метод, по ее мнению, тоже не всегда выглядит оправданным. Нечто подобное наблюдается и в режиссуре — в «Злой девушке» молодого режиссера Дмитрия Волкострелова актеры напрямую «визуализируют» ремарки.

Специалист по сценографии Любовь Овэс заметила, что не только в сценографии, но и вообще, в искусстве, наблюдается тенденция инфантилизации. В экспозиции практически нет смелых, «энергетически заряженных» работ; в некоторых эскизах вовсе отсутствует решение, либо оно неавторское, неоригинальное — начинающие художники нередко дублируют или же открывают заново приемы, уже найденные и использованные до них. Молодому поколению, как ни удивительно, не хватает смелости на «хулиганскую» выходку, в отличие, к примеру, от уже вполне состоявшегося художника Александра Шишкина. Он представил экстравагантный экспонат, который уже был продемонстрирован ранее на персональной выставке художника в «Борее». Склеив боковые поверхности трех коробок из-под сока, Шишкин создал модель сцены-коробки или просто помещения, разграниченного двумя перегородками. Сквозь «стены», которые, согласно замыслу художника, остаются невидимыми для зрителя, пробирается маленький бумажный человечек — в каждом из отсеков фигурка зафиксирована в разных позах. Привлекая внимание зрителя необычной формой объекта, Шишкин, через свойственный ему ироничный подход, решает сущностные проблемы взаимоотношения пространства и предмета, пространства и времени. Любовь Овэс также говорила о том, что сейчас в сценографии наступает ответственный момент смены поколений, что, собственно, и демонстрирует собой выставка. Но пока об итогах, относительно молодых сценографов, говорить рано — еще нельзя с уверенностью предположить, какие плоды принесет именно этот пласт художников и какое место он займет в истории театра. Как и другие выступающие, Овэс отметила, что наличие такого большого количества молодых художников вселяет оптимизм, но векторы, по которым будут двигаться недавние выпускники художественных ВУЗов, пока не определены.

В заключении кураторы «Итогов сезона» говорили о перспективах и обсуждали варианты новых экспозиций — выставок-монографий, выставок станковой живописи театральных художников, а также тематических выставок, посвященных конкретным жанрам.

Комментарии 3 комментария

  1. Надежда

    Было бы очень здорово, если бы в конце подобных статей давали информацию о выставке — адрес проведения, в каких числах и т.д. В интернете ее не найти по названию. Спасибо.

  2. Редакция

    Надежда, место проведения выставки названо в самом начале статьи: это залы петербургского отделения Союза Театральных Деятелей (сокращенно — СТД).
    Точный адрес: Невский проспект, дом 86.
    Выставка проводится ежегодно, начинается примерно в ноябре. Обсуждение представленных работ было приурочено к ее закрытию.
    Спасибо за внимание к нашей публикации.

  3. Андрей Дановский

    Хотел бы передать привет питерским художникам, тем кто меня помнит из выпусков 70-х 75-х годов ЛГИТМиКа, в частности Ирине Бируля, Александру Орлову, Ирине Чередниковой и другим. Очень жаль что нет фотографий их работ. Андрей Дановский (выпуск1975 года, класс И.Г. Сегаля). Всего Доброго!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога