«Легенда о Берене и Лютиень: Лэ о Лэйтиан».
Театр «Вита».
Композиторы Людмила Смеркович, Борис Кузнецов, Михаил Сидоренко, Михаил Потехин.
Режиссеры Полина Нахимовская, Николай Матюк.
Странствующий театр «Вита» (в марте будут в Петербурге и снова в Москве, в апреле во Владимире, далее куда позовет душа и бюджет позволит) наконец показал в Москве спектакль, который готовился целый год — «Легенду о Берене и Лютиэнь». В основе проекта — стихи и музыка Людмилы Смеркович (Скади), но к мелодиям известного барда добавились фрагменты, сотворенные еще тремя авторами. «Легенда» стала рок-оперой — и в истории этого нечасто нынче встречающегося жанра появилась новая, весьма увлекательная страница.

Сцена из спектакля.
Фото — Дмитрий Петров.
Сюжет взят из сочинений Джона Рональда Руэла Толкина — история любви бессмертной эльфийки и смертного человека на фоне охоты всех (и хороших и плохих) жителей волшебного мира за дивными камнями сильмариллами появляется в нескольких его книгах. Пять лет назад сын писателя свел все упоминания об этой истории в один том, как бы создав еще одну повесть полвека назад ушедшего Толкина. Это не фанфик и не работа на фанатскую аудиторию — скорее тщательное и очень уважительное исследование сочинений отца, несколько теряющее в энергии, свойственной «оригинальным» книгам. Новенькая рок-опера возвращает энергию в обстоятельный миф — по интонации это «сегодняшнее» повествование о еще всем памятных боях, а не работа ученого-историка.
Значительное большинство мюзиклов решительно перекраивают первоначальный сюжет, не принимая обязательств по изложению многим знакомой истории (даже «Норд-ост» в свое время некоторые ругали за то, как покромсали «Два капитана»). «Легенда о Берене и Лютиэнь» в этом смысле исключение — все взаимоотношения героев выстроены именно так, как было в книге. Нет, конечно, сокращены многие подробности (два второстепенных эльфа выполняли одну функцию — на сцене остался один эльф). Но при этом авторы исходят из того, что книжку читали (и помнят!) все зрители — спектакль вовсе лишен диалогов, хоть каких-то разговоров, проясняющих сюжет. Песенные эпизоды сменяются с бешеной скоростью и те зрители, что не купили программку и не принадлежат к мощному клану фанатов Толкина, выбравшемуся на премьеру, оценивают блестяще сделанные характеры, точно сработанные танцы, очень прилично спетые партии — но понять, в чем конфликт между какими-то второстепенными героями и героем главным, могут не всегда.

Сцена из спектакля.
Фото — Дмитрий Петров.
Главная же история понятна всем. Берен (харизматик Михаил Потехин) — единственный оставшийся в живых представитель одного из людских племен, поклявшийся отомстить оркам и делавший это весьма успешно. Несколько лет он вел жизнь партизана-боевика, пока не оказался в эльфийских землях, где с первого взгляда влюбился в эльфийскую принцессу Лютиэнь (Дарья Бурлюкало). Девушка ответила ему взаимностью — что очень не обрадовало ее отца. Лукавый король не стал отказывать Берену — но поставил условием брака добычу волшебного камня Сильмарилла из короны темного владыки (которую тот, натурально, носит не снимая), понадеявшись, что пришелец погибнет во время этой миссии. Собственно, так и случилось — победив, Берен погиб, но Лютиэнь выкупила его жизнь у судьбы ценой своего бессмертия. Эта патетическая повесть сыграна театром «Вита» с абсолютной верой в предлагаемые обстоятельства и с точными психологическими характеристиками персонажей.
Мгновенные реакции Берена — реакции бойца, знающего, что опасность может прийти с любой стороны. Властная усмешка Лютиэнь — принцесса здесь не цветочек на ветру, который надо срочно оберегать, она умеет постоять за себя. Отличная роль у Андрея Бабича — эльф и придворный певец, безответно влюбленный в принцессу, мгновенно «закладывает» ее родителям, как только понимает что она решила связать свою судьбу со смертным — сообщает о том начальству в явной надежде, что сейчас нарушившего границу наглеца прикончат. Чуть сутулости, часто опущенные долу глаза, тело будто стремится занять как можно меньшее пространство — но в каждой мышце чувствуется напряжение сжатой пружины, что вот-вот «вылетит из механизма», взорвется. Злодей Моргот осознанно лишен каких-либо сложностей в душевной конструкции — в старых сказках никто не пытался исследовать, почему плохой мальчик стал таким плохим, заведомых гадов просто уничтожали (и тем сильно облегчали жизнь хорошим людям). Эту монолитность зла Святослав Беседин воплотил совершенно безупречно, даже при эффектном «пугающем» костюме не перебарщивая с «потусторонностью» (хотя, конечно, его персонаж не человек). И вот что еще важно: героика героикой, любовь любовью, но в спектакле есть место и юмору: братья Феаноринги, тоже желающие заполучить сильмарилл, чуть лбами не сталкиваются в своем рвении, и вечно «хлопают ушами», когда пора действовать.

Сцена из спектакля.
Фото — Дмитрий Петров.
В спектакле нет декораций, кроме некой конструкции посередине (более всего похожей на мощный стол, покрытый тяжелой темной тканью до самых ножек), но даже если такое решение было принято только из бедности — это хорошее решение. Гораздо хуже было бы сотворить в видеопроекции эльфийские леса и мрачные крепости злых сил — сразу бы срабатывал эффект видеоигр, «невсерьезности». Здесь же, когда в полумраке идет суровая битва на мечах (кстати, отлично поставленная), танцуют эльфийские придворные или Берен бросает первый взгляд на Лютиэнь — каждый актер буквально хватает зрителя и втягивает его в повесть, полную любви и ярости. Он знает, что никакая декорация за него работать не будет. И даже тогда, когда художник по свету (Дмитрий Макаров) вдруг решает помечтать о карьере в шоу Киркорова и вдруг запускает несколько прыгающих цветовых пятен, — зритель морщится, но сквозь эту световую дискотеку всматривается в героев, старается понять, что с ними сейчас происходит, выживут ли, победят ли. Ну и разумеется, они побеждают. Потому что не может же вот этот, сидящий в темном замке, сидеть в нем вечно.
Комментарии (0)