«Колобок». Большой театр кукол.
Режиссер Руслан Кудашов, художники Андрей Запорожский, Алевтина Торик
Руслан Кудашов поставил «Колобка»! Интересная прослеживается динамика: от Сент-Экзюпери, через Гофмана, Андерсена и Милна, с переменным успехом освоения постановочной специфики для самых и не самых маленьких — к самой детской из всех детских русских сказок… Получилось ли на этот раз?
Сценографическое решение, спору нет, удалось. И в композиционном плане и в смысловом. Вообще, нельзя не заметить одну из замечательных особенностей творчества этого режиссера: равноправно уважительную требовательность к своему зрителю. Неважно — взрослому или крошечному. Вне зависимости от того, обеспечен ли сидящий в зале достаточным культурным багажом, Кудашов верит в его способность «прочесть» так или иначе символику, например, огромного прялочного колеса (центр сценической композиции, выполняющий и функцию игровой площадки для кукольных персонажей). Для кого — солярный символ, или образ временного цикла, для кого — просто веселая карусель… И, конечно же, безошибочный вариант организации камерного сценического пространства.
Корни постановочного решения в целом явно простираются из «Волхвов», рождественского представления, очень удачно смонтированного из студенческих этюдов (см. № 58 «ПТЖ»). В одном из них вертепный сюжет разыгрывала парочка залихватских колядовщиков, приспособивших для исполнения ролей Марии и Иосифа собственные варежки. А в «Колобке» варежкам (теперь художественно переосмысленным в полноценных персонажей) доверили роли Бабки и Дедки — «благородных родителей» заглавного героя (клубочка из солнечно-желтых шерстяных ниток).
Нельзя не признать, что получилась замечательная сезонная история: посмотревшие спектакль малыши дома обязательно попытаются сделать Серого Волка из носка, Медведя из шапки, и лисий хвост из шарфа любого цвета. Вызвать интерес одной из самых сложных категорий театральной публики явно удалось: как детишки смотрят, как реагируют! Пожалуй, изумленно-восторженный младенческий «ах» — в тот момент, когда Колобок-клубочек впервые поворачивается к зрительному залу своей «мордочкой» с черными глазками-пуговками — одно из незабываемых премьерных впечатлений автора.
«Колобок» выпечен не без проблем. Например: показался не решенным такой ключевой момент, как процесс рождения главного героя. Откуда и как появляется та желтая ниточка, из которой смотают клубочек? Вроде как из ниоткуда, а просится нечто более внятное (учитывая богатые возможности «прялочного» решения пространства). Но самая серьезная проблема премьерного спектакля — это актерское существование трех студентов кудашовского курса, играющих детскую сказку, увы, не в лучших традициях детского театра. Как будто не те же молодые артисты были поразительно искренними, трогательными, забавными, жизнерадостными и душевными в своем рождественском представлении! В «Колобке» они (Мария Батрасова, Ренат Шавалиев, Денис Казачук) совершенно неожиданно «пережимают» и суетятся. Возможно, «перебоявшись» играть мишек-зайчиков, ребята еще не полностью осознали собственные возможности в этом непростом жанре. Возможно, обретение истинно художественного успеха в детском репертуаре для них уже близко. Чего и хочется от всей души пожелать как студентам, так и их мастеру.
А интерактивный финал спектакля придуман самобытный и замечательный: надо видеть, с какими заговорщицкими довольными личиками маленькие зрители бережно прячут в карманы крошечные шерстяные клубочки, которые им вручают артисты!
Разве дети остались бы довольны, если бы актеры не были «искренними, трогательными, забавными, жизнерадостными и душевными»? Мне показалось, что ребята без всякой суеты разыграли все образы. И именно после такого Медведя дети (и не только они) дома должны повторять «Маслице, медок…», потому что Медведь это говорил вполне искренне и трогательно.
Очень понравилась Мария Батрасова: сначала шамкает старушечьим голосом, а через 10 минут вальяжно завлекает Колобка.
«Колобок» Кудашова хорош не только тем, что понравился детям, но и тем, что не оставил равнодушными взрослых.
В Большом театре кукол трудятся замечательные придумщики. Которые смешат, удивляют и смотрят красивыми чистыми глазами в зал.