В Петербурге открылся ЦЕХ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ.
10 августа уже издали по приближении к дому № 41 по ул. Восстания слышались трубные звуки, а саму неширокую Восстания фактически перегородила толпа зевак. С балкона эркера человек в цилиндре рубил стихи, похожие на лозунги. Другие во фраках и ярком гриме выдували из длинных полых труб, высекали из велосипедных спиц прямо на тротуаре свою музыку. Пара оживших манекенов в витрине — красная фурия и белый «Пьеро» с красным похожим на шрам шнурком на шее— принимали декадентски-вычурные позы. Двое художников с мольбертами тут же «увековечивали» происходящее маслом. В афишнице театра виднелся плакат с двумя накладывающимися друг на друга, но не совпадающими квадратами: красным «Камерный театр Малыщицкого» и черным «Цех свободных художников».
Те, кто видели спектакль Юрия Васильева «ФутуризмЗрим», узнали в уличном действе приметы этой учебной работы, поставленной в мастерской Анатолия Праудина. Плакат в афишнице как нельзя лучше передавал смысл случившегося. Выпускной курс Анатолия Праудина решил не расставаться. А руководитель Театра Малыщицкого Светлана Балыхина-Малыщицкая пригласила его работать к себе на площадку. Сюда перекочевали некоторые из учебных работ этого курса. Здесь уже в сентябре сыграют две премьеры.
Я припозднилась к началу. Но очевидцы рассказывали, что эту несогласованную сходку, не особо вникая в происходящее, пыталась разогнать милиция. Руководитель театра только разводила руками и обещала, что через полчаса это безобразие закончится. Безобразие, действительно, закончилось. Франт с поэтической шевелюрой широким жестом облаченных в белые перчатки рук пригласил всех в фойе театра. Внутри зрителей ждал «Никошенька. Петербургский дебют» — уже не вызывающий, а, наоборот, подростково-нежный, с пробивающимся через петербургскую бледность малороссийским румянцем, спектакль по письмам и произведениям молодого Гоголя.
Объединение Театра Малыщицого с Цехом — это объединение на добровольно-неформальных началах и на взаимовыгодной основе. Оно, несомненно, взбодрит театр. А Цех сможет играть здесь свои прошлые работы и ставить новые. Даром что ли, что 15 или 35 «душ» на этом курсе — режиссеры? К тому же «неформатность» этого курса в чем-то корреспондирует с диссидентским ореолом, сохранившимся у Театра Малыщицкого. Конечно, такого рода неофициальные соглашения иногда чреваты финалами, подобными тому, чем закончилось сотрудничество «Этюд-театра» с Театром на Васильевском. Но… политика города сейчас такова, что открыть новый молодой театр, да еще и получить помещение, практически невозможно. Поэтому остается один выход — примыкать к уже существующим корпорациям.
Актерско-режиссерский курс Праудина — один из самых своеобычных курсов, возникавших на Моховой в последние лет 5-7. Может быть потому, что, помимо Праудина, в этот курс вложились Юрий Васильев, научивший актеров виртуозному искусству звукописи, Александр Кладько, Александр Кабанов и многие другие мастера… Может быть потому, что при наборе Праудин прежде всего ориентировался на человеческую индивидуальность. За четыре года индивидуальности подросли. И сейчас при взгляде почти на любого из этих актеров видишь прежде всего человека, его мир, и уже потом — артиста с набором ремесленных навыков. При взгляде на этих ребят, особенно если они еще и в мертвенном гриме «ФутуризмЗрим», если честно, возникала мысль: «Ну и куда пойдут после выпуска эти эффектные уроды»? А вот куда. Не стали искать лучшей доли в сытых государственных театрах, а решили сохранить свою самость.
Кое-какие работы, например, сложную в постановочном отношении «Кабалу святош» Праудина, рассчитанную на Учебный театр, никак не протащить в камерное пространство Театра Малыщицкого. Кое-что из драгоценного, например, «Казус Кукоцкого» или «Чудотворец» (гран-при Международного фестиваля театральных школ в Варшаве), в афише пока не видно. Но зато в течение недели с 15 по 24 августа здесь сыграют «Это вы, ангелы?» (по «Москва-Петушки»), «Прозу великих» и конечно «ФутуризмЗрим» — самое адекватное по брутальности и виртуозности прочтение поэзии футуристов. А в сентябре здесь представят две премьеры. Пластический спектакль «Шекспириада» и «Маленькие трагедии», на каждую — по одному молодому режиссеру (Виталий Дьяченко, Александра Мамкаева, Евгения Никитина, Степан Пектеев).
Хочется надеяться, что в репертуаре появятся новые работы Юрия Васильева и Александра Кладько. Тем более, что оба педагога в этом году фактически остались не у дел.
Подробнее с афишей Цеха можно ознакомиться на сайте театра и в группе Цеха Вконтакте.
Ну и хорошо!