Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ВСЕ ОТТЕНКИ СЕРОГО, ИЛИ СЕАНС САМОРАЗОБЛАЧЕНИЯ ГЕНРИХА ТИЛЕ

    «Собачий вальс». Л. Андреев.
    Никитинский театр.
    Режиссер и художник Михаил Бычков

    Михаил Бычков никогда не ставил спектаклей «про любовь», тем более — про смертельную любовь, любовь, доводящую до депрессии, запоев и финального самоубийства. Ну, разве что была Катерина в «Грозе», но она явно не являлась режиссерским alter ego.

    Михаил Бычков давно держал в уме «Собачий вальс» Леонида Андреева: либо им, либо «Береникой» когда-то должен был открыться Воронежский Камерный театр, но карта выпала на «Беренику», и несколько десятилетий декадентские страсти Андреева, как видно, не заботили режиссера, раз «Собачий вальс» так и лежал невоплощенным. Да и страдания от любви и измены точно не были режиссерской темой Бычкова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ДЕТИ БЕЗ МИРА ВЗРОСЛЫХ ТАБУ

    Х Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка» в Красноярском ТЮЗе

    Темы смерти, потери и проживания горя, которым в этом году была посвящена лаборатория «Вешалка», пожалуй, одни из самых легитимных среди всех не «детских»: с ними работают и стриминговые подростковые сериалы и литература, и — часто запаздывающие — театр и детская драматургия. Выход темы смерти на передовую в продвинутых детских театрах объясняется не только ее относительной безопасностью с точки зрения российского законодательства, но и ее неотвратимостью в жизни каждого.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БАХТИНСКИЕ ВЕДЬМЫ, САРДИНСКИЙ МАКБЕТ

    «Макбет». У. Шекспир.
    Театр Сардинии и Компания Театроперсона в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Алессандро Серра.

    Алессандро Серра сегодня считается одним из главных театральных режиссеров Италии. В Москву его спектакли уже привозили, а в Петербурге показывают впервые.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МАЯКОВСКИЙ. ТИХИМ ГОЛОСОМ

    «Ничто. Nihil». На основе трех текстов В. Маяковского.
    Театр FULCRO.
    Режиссер Дарья Шамина.

    FULCRO — это команда молодых актеров, выпускников мастерской В. М. Фильштинского. Год назад они создали свой театр, дав ему интересное название, которое переводится как «точка опоры» и «связующее звено». В конце сентября FULCRO сыграл премьеру «Ничто. Nihil».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КАК НАЗВАТЬ ОТЕЛЛО?

    «Отелло». У. Шекспир.
    ОКТ/Вильнюсский городской театр, в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Оскарас Коршуновас.

    На «Отелло» Оскараса Коршуноваса можно поставить маркировку 12+, 40—. Постановка для тех, кто переживает первые «отношения» и конфликты, кто ходит набирать и сбрасывать напряжение в клубы. Кто, скорее всего, не читал пьесу Шекспира (что — реальность, и, на самом деле, без снобизма, это должно влиять на стратегию постановок классики). В спектакле звуки, костюмы, визуальные образы, движения, свет, чувства такие, как на рок-концерте. По сути, это рок-опера, хотя в ней поют мало, поют не только рок, но и черный спиричуэлс. Играют на инструментах вживую, поют хорошо.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ОДИНОЧЕСТВО МЫШИ

    «Кыхи». Ю. Иванова.
    ЦЕХЪ театр.
    Режиссеры Михаил Абрамов и Юлия Иванова, художник Лидия Колпакова.

    Мышь — одна из самых популярных сказочных героинь: мышка-норушка и глупый мышонок, гордая мышь и целый мышиный король. Не всегда мыши бывают главными героями, но всегда имеют в сюжете ключевое значение. Мышка из «Курочки Рябы» своим хвостиком зафиналила старания целой семьи. Мышь — идеальный объект для воспитания, на ней легко отрабатывать нравственные постулаты. Мышонка часто ассоциируют с несмышленым ребенком, которому конечно надо указать, как жить. Звездные герои масскульта — добряк Микки Маус, храбрец Бэтмен — тоже ведь мыши.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВЫШЕЛ НОВЫЙ НОМЕР «ПТЖ», № 105

    Это журнал о разных возрастах, в основном «о свойствах старости» (перефразируем Пастернака, писавшего «о свойствах страсти»). Он возник как реакция на разлитый в театральном воздухе эйджизм. Парадокс в том, что этот тренд вступает в конфликтное противоречие с европейским трендом старости как ценности и предмета искусства. И правда, собственно, чем пожилой возраст слабее молодости? Что такое старость вообще и чем отличается? Статьи крупных психологов, открывающих номер, неожиданно свидетельствуют: возраста вообще-то нет, а есть когнитивные особенности разных периодов жизни, ничто ничего не хуже, а что уж до творческих людей, то тут и вовсе все развивается особенным образом и преимущества молодости не вполне очевидны...

    И одновременно захотелось разведать — кто пришел и что там написано на «белом листе» молодости. И кто та молодая шпана, прокламирующая горизонтальность мышления и связей, намеренный дилетантизм и незнание, располагающаяся, как правило, на территориях новых технологий и поверхностно понятой перформативности...

    По иронии судьбы все эти темы оказались в одном номере с текстом памяти Вадима Гаевского, патриарха, считавшего, что «театральные эпохи отличаются друг от друга стилистикой сценической речи».

    А еще интервью с Юрием Хариковым... А еще, а еще... Смотрите оглавление, читайте, покупайте, заказывайте.

    Содержание номера
    Марина Дмитревская. К читателям и коллегам

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ДВОЕ. ЧАПЛИН И МИХОЭЛС» ДМИТРИЯ КРЫМОВА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня и завтра на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Дмитрия Крымова «Двое. Чаплин и Михоэлс». Публикуем специально к показам текст Милы Денёвой об этом спектакле и приглашаем к комментированию всех неравнодушных.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТО ИЛЛЮЗИЯ, ТО КОМЕДИЯ

    Фестиваль ленинградских областных театров «Великолепная пятерка»

    В сентябре состоялся фестиваль ленинградских областных театров, организованный Лодейнопольским драматическим театром-студией «Апрель». Фестиваль планировали провести еще в прошлом году, однако несколько раз он был перенесен из-за ковидных ограничений и в конечном счете прошел в дни празднования 30-летия театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ШАТУНЫ» РОМАНА МУРОМЦЕВА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Романа Муромцева «Шатуны». Открываем материал Наталии Дьяченко об этом спектакле из номера 104 и приглашаем к комментированию всех неравнодушных.

    Читать дальше | Комментарии
  • «БОЛЬШЕ ЧЕМ МЕНЬШЕ» В ТЕАТРЕ ПОКОЛЕНИЙ

    «больше чем меньше». По мотивам романа Э. Елинек «Любовницы».
    Театр Поколений.
    Режиссер Алина Никольская.

    Роман «Любовницы» написан австрийской писательницей — современным классиком — Эльфридой Елинек в 1975 году. Свежим материалом для театра его никак не назовешь. На первый план в романе выходит социальная критика: сатира на общество потребления, обывательское сознание, мир покупающихся и продающихся симулякров. Необычна избранная Елинек жанровая форма — пародия на женский роман, повествовательная интонация где-то между притчевой благостностью и разоблачающим пафосом брехтовского зонга. Помимо того, что роман гомерически смешной и острый, он еще удивительно музыкальный. Елинек обладает тонким поэтическим даром, который в сочетании с сатирой порождает гротескность и специфическую театральность ее текстов.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ ЯН, ЗАВТРА ИВАН

    «Брак с ветром». Е. Корняг, К. Аверкова.
    Республиканский театр белорусской драматургии в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер Евгений Корняг, художник Татьяна Нерсисян.

    На темном пиршестве богов и Бога, различных тварей и существ, с поддержкой духов рода и небольшим количеством живых и мертвых белорусов, случилось ветер поженить. Да вот не знаем, поможет ли это разломленной земле и пантеону разлом дальнейший умолить.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «СМЕРТЬ ТАРЕЛКИНА» ОСКАРАСА КОРШУНОВАСА НА ФЕСТИВАЛЕ «БАЛТИЙСКИЙ ДОМ»

    Сегодня на XXXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом» будет показан спектакль Оскараса Коршуноваса «Смерть Тарелкина». В нашем блоге этот спектакль рецензировал Андрей Кириллов. Приглашаем всех заинтересованных к комментированию.

    Читать дальше | Комментарии
  • СЛИШКОМ УМНЫЙ ДОМ

    «Passionaria/Пассионария».
    Танцевальная компания «La Veronal» (Испания) в рамках IX Международного фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva.
    Хореография Маркоса Морау совместно с артистами.

    Планета, населенная искусственными системами, (почему-то) похожими на людей. В кратком виде концепция «Пассионарии» Маркоса Морау похожа на завязку научной фантастики или антиутопию. Первые минуты в пустоватом, стерильном доме под «Страсти по Иоанну» Баха усиливают впечатление. Но «Пассионария» обманывает. Это и вправду особый мир. Однако главное в нем — не превращение людей в суррогаты. Морау собирает на сцене острые темы: корреляция шаблона «власть (владение)/белые люди», высокое эмоциональное напряжение, нагрузка на работающих людей.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОПРАВДАНИЕ ИЗМЕНЧИВОЙ СИЛЫ ФАБРА

    «Изменчивая сила любви».
    Театральная компания Трубляйн / Ян Фабр (Бельгия) на сцене Гоголь-Центра в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
    Режиссер, хореограф, сценограф и автор текста Ян Фабр.

    Яна Фабра любят и ненавидят за одно и то же: бесстрашие, бескомпромиссность и безудержную провокацию. На моем коротком веку с его спектаклей уходили либо с тихим шепотом «гений», либо с несдержанным криком «мерзость». После показа «Изменчивой силы любви» доносилось лишь «как скучно» и «Фабр сдал». Но если хотя бы немного затронуть бельгийский контекст, оказывается, что эта постановка со всей ее размеренностью и гомогенностью — самый настоящий акт реактивного сопротивления.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕНАСТРОЕННОЕ ПИАНИНО

    «Город Эн». Л. Добычин.
    Малый драматический театр — Театр Европы.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Леонид Добычин — писатель не большой, но писатель тонкой и грустной музыкальной настройки. Он и сам о себе писал скромно: «Я не занимаюсь литературой. Будни я теряю в канцелярии, дома у меня нет своего стола, нас живет пять человек в одной комнате. Те две-три штучки, которые я написал, я писал летом на улице или когда у меня болело горло и я сидел дома» (это из письма Чуковскому).

    Читать дальше | Комментарии 6 комментариев
  • КОРОЛИ И КАПУСТА

    «На всякого мудреца».
    Театр Наций.
    Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.

    В своем новом спектакле «На всякого мудреца» в Театре Наций Константин Богомолов заговаривает свои страхи. Перед властью, перед жизнью, перед потерей близких наконец. Он не хочет в них признаваться, но их легко разглядеть сквозь отвязный, на грани (и за гранью) вкуса текст, капустнические репризы и приемы Comedy Club. Однако начнем издалека.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕНЬ ВИДИМОСТИ

    Неделю назад в Санкт-Петербурге награждали победителей «Прорыва-2021» — театральной премии для молодых. Тех, кто в сезоне 2019/20 оказался, по мнению жюри, достоин статуэтки, все заинтересованные уже знают, не об этом пойдет и речь.

    Едва ли не больше споров породили в этом году не названные имена, а сама церемония награждения — и это при том, что в истории «Прорыва» бывало уже всякое. И беззвучное действие от Дмитрия Волкострелова, и комический суд от театральных фриков «Организмы», и пронзительная трогательность Ивана Пачина, посвятившего свою версию всем мамам участников. Понятно, что каждый раз приглашенные режиссеры ищут возможности не свалиться в традиционный формат объявления победителей и выслушивания благодарностей. Возможно, сейчас это желание стало еще острее, ведь в наше непростое время все ждут от публичных выступлений остроты, вскрытия нарывов, слов в защиту политзаключенных или, как минимум, высказывания об актуальных проблемах театрального сообщества.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДЕМАГОГИЧЕСКАЯ ПОЭМА

    «Бешеный хворост». О. Маслов.
    Московский театр «Школа современной пьесы» в рамках XXXI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом».
    Режиссер и сценограф Иосиф Райхельгауз, художник по костюмам Виктория Севрюкова.

    На ковер к директору вызвали десятиклассника: он, ученик самого престижного в городе лицея, был задержан полицией на митинге. С ним был еще один, кого полиция упустила. Директору важно знать его имя, чтобы наутро представить фамилии нарушителей властям. Иначе — крест на ее карьере, а директриса метит в региональные министры... Таков зачин спектакля «Бешеный хворост», премьера которого прошла на сцене «Школы современной пьесы».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ЖИВАЯ ГЕОМЕТРИЯ РОМАНА

    «Идиот». Ф. М. Достоевский.
    Рязанский областной театр юного зрителя (Театр на Соборной).
    Режиссер Наталия Лапина, сценография Николая Слободяника, художник по костюмам Татьяна Виданова.

    На программке спектакля «Идиот» Наталии Лапиной в Рязанском ТЮЗе изображен увесистый кирпич с гравировкой даты выхода романа Достоевского. Трактовать его, конечно, можно по-разному. Но я воспринимаю кирпич как условную тяжесть, которую решил поднять своими лишенными бицепсов (финансовых и прочих ресурсов) руками детский провинциальный театр. Решил, потому что обстоятельства довлеют: с одной стороны, 200-летний юбилей классика, с другой — школьная программа.

    Читать дальше | Комментарии (0)