
-
В седьмой раз Нижневартовский Городской театр провел фестиваль «Северные встречи»
Когда-то в Щелыкове, театральном доме отдыха, бывали сногсшибательные капустники. Посудите сами, 14 августа, в день Аркадиады, местного праздника, их осуществляли Поламишев и Юрский, Яковлев и Адоскин, Тенякова и Сальников, Васильев и Максимова. Великие отдыханцы и грибники. А до того — Подгорный, Садовский и прочие легенды Малого театра и здешних мест, оставшиеся в щелыковской мифологии так же, как Снегурочка...
-
В городе Тара прошел II Международный конкурс-лаборатория современной драматургии для подростков на остросоциальные темы «Своя территория».
Иногда легко понять, что служит стимулом для организации того или иного фестиваля или конкурса. Осознав, что в регионе остро стоит проблема детского и подросткового суицида, Анджей Неупокоев, директор Северного драматического театра им. М. А. Ульянова, решил бороться с ней доступными ему средствами, а именно — с помощью театра рассказывать и показывать, что да, проблема есть, но есть и выход. Подобное просвещение и происходит на лаборатории: спектакли и эскизы записывают и показывают в удаленных школах и интернатах и затем обсуждают с психологами.
-
«Озор». По мотивам рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Озорник».
Мирнинский театр (Якутия).
Режиссер и художник Елизавета Бондарь, драматург Екатерина Августеняк, композитор Николай Попов.Спектакль «Озор» родился из двух источников: инсценировки рассказа Мамина-Сибиряка и лабораторной работы по тексту с жителями Мирного. И потому эта постановка, недлинная — чуть больше часа, естественно разделяется на две части. Вначале артисты в стилизованных костюмах с помощью сложных интонационных и пластических масок разыгрывают историю неудалой сибирской любви, — а затем, переодевшись в повседневное, озвучивают слова горожан. Прошлое заглядывает в настоящее и задает вопросы о будущем.
-
«В лучах». А. Палыга.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Анджей Бубень, художник-постановщик Светлана Тужикова.«Пленный дух» — так назвала Марина Цветаева свое эссе, посвященное Андрею Белому. Она же писала в своих дневниках: «Люблю не людей, но души, не события, а судьбы». Презирая события, факты, даты, она в своей биографической прозе устанавливала как непреложную лишь одну правду — правду поэта, право поэта на историю, поэтически осмысляя каждый вывих судьбы своего героя — будь то Пушкин или Мандельштам. Кажется, именно таким ключом открывал биографию Марии Кюри польский драматург Артур Палыга, когда создавал пьесу «В лучах» — о жизни нобелевского лауреата Марии Склодовской-Кюри.
-
День тишины к 100-летию Вахтанговского театра
Вот точно, что такого юбилея, какой отпраздновал Вахтанговский театр, мы на своем веку не видели. Ведь как обычно? Торжественный вечер, записные поздравляльщики из других театров... Иногда — целый хороший спектакль о своей истории (недавно такой https://ptj. spb. ru/blog/v-poiskax-radosti/ сделал к юбилею «Современника» Виктор Рыжаков). Но вот чтобы такая неделя и такой юбилейный День тишины, — такого не было никогда.
-
«Три сестры». А. П. Чехов.
Volkstheater (Австрия) в рамках 22-го фестиваля NET (Новый европейский театр).
Режиссер Сюзанна Кеннеди, художник-постановщик Лена Ньютон.Фестиваль NET открылся спектаклем Сюзанны Кеннеди «Три сестры». Да не обманет название на афише желающих посмотреть еще одну вариацию чеховской пьесы — театральное действо ушло от нее весьма далеко, драму радикально переписала Хелена Эккерт.
-
«Αντιγόνη, или Я/Мы Антигона». По мотивам пьесы Ж. Ануя.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссёр Владимир Бортко.Режиссёр Владимир Бортко перед выпуском своей постановки «Αντιγόνη, или Я/Мы Антигона» сделал заявление о том, что «уходит из кино ради театра». Заявление смелое и, к сожалению, нисколько себя не оправдавшее, потому что после просмотра спектакля возникает лишь одно желание — вернуть режиссера обратно.
-
«Шутки Достоевского».
Театр имени Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Мария Брянцева.На официальном сайте театра в анонсе спектакля указаны слова режиссера Марии Романовой: «За без малого двести лет ничего в человеческой природе не изменилось». Позиция неоднозначная, если не сказать, спорная, учитывая очевидную текучесть социального и мировоззренческого контекстов жизни в Петербурге, месте действия «Шуток Достоевского».
-
«L.A.D.»
Урал Опера Балет, в рамках XII Международного фестиваля искусств «Дягилев P.S.».
Вечер одноактных балетов Леонида Десятникова:Вечер «L. A. D» подходит фестивалю «Дягилев P. S.» едва ли не больше, чем родному Урал Балету. Разнообразная хореография с преимущественно петербургскими корнями и местный композитор (название — латинизированные инициалы Леонид Александрович Десятников) удачно совпадают с ДНК смотра: вещи достаточно выверенные, чтобы быть ориентиром, и притом смелые и небанальные.
-
«Коварство и любовь». Ф. Шиллер.
Ростовский молодежный театр.
Режиссер Дмитрий Акриш, технолог Данила Травин.Текст пьесы спрессован — обойдясь без гофмаршала, камердинера и камеристки, стал упругим и жестким. Действие стремительно катит к развязке, не обещающей ничего хорошего. И томительное начало уже рождает тревогу. В долгое молчание супругов Миллер врезается всем знакомый тихий, настырный механический голос: «Абонент недоступен...»
-
«Solaris». Проект, в котором соединяются театр, современное искусство и другая реальность.
Театр «Практика». Музей Москвы.
Режиссер Дмитрий Мелкин.Жанр научной фантастики (Sci-Fi) сегодня очень редко интересует театр. Мы живем в условиях, когда социальная проблематика куда ближе, ее этические вызовы привлекают больше. Режиссер Дмитрий Мелкин, постоянно работающий с темами постиндустриального искусства, взялся за постановку проекта по мифу о Солярисе, над которым потрудились множество авторов — от Станислава Лема и Андрея Тарковского до сотен фанатов (вплоть до Соденберга), тоже разминавших эту тему.
-
«Портняжка», братья Гримм.
Театр «Кот Вильям».
Режиссеры Алексей Шульгач, Диана Разживайкина.Несмотря на то, что название спектакля повторяет оригинальное название сказки братьев Гримм, в центре повествования оказывается фигура Короля. Илья Лисицын играет обаятельного в своей непосредственности простофилю, получающего истинное удовольствие от скромных привилегий, которые дает ему власть.
-
«Война и мир». Л. Толстой.
Театр им. Евгения Вахтангова.
Режиссёр — Римас Туминас, сценография Адомас Яцовскис.В сцене первого бала Наташи Ростовой нет ни колонн, ни люстр, ни паркета, ни танцующих пар. Стоит одна Наташа—Ксения Трейстер, совсем девочка, оглушенная происходящим, вся — сплошное желание, чтобы кто-то благородный и красивый закружил её в вихре танца. И появляется князь Андрей—Юрий Поляк, и они вальсируют на совершенно пустых подмостках.
-
«Пушечное мясо». П. Пряжко.
театр post.
Режиссер, художник — Дмитрий Волкострелов.В рамках фестиваля «Балтийский дом» состоялась премьера спектакля «Пушечное мясо» по пьесе Павла Пряжко — результат международной коллаборации белорусского драматурга, режиссера из Санкт-Петербурга, актрис из Риги и берлинского фестиваля.
Зрителю представлены три действующих лица: фотохудожник Алина (Яна Яцука), куратор выставки Марина (Анта Аизупе) и подруга Алины, Оля (Инес Пуджа). Марина организовывает выставку работ Алины, все три героини пытаются найти между собой общий язык, однако Марина понимает, что по личным причинам не хочет работать с Алиной, несмотря на талант художницы; организацию выставки завершает Оля. Здесь нет прямого нарратива, сюжет неясен, потому как не имеет ценности; в центре диалогов героинь их внутреннее состояние и мироощущение.
-
С 19 по 27 октября при поддержке Министерства культуры РФ прошла очередная Творческая Лаборатория по современной драматургии Государственного театра наций с участием театров Волгоградской области. Эскизы были показаны в Волжском и Волгограде.
Руководитель лаборатории Олег Лоевский иронично заметил на одном из обсуждений, что, как только речь заходит о современной пьесе, всегда находятся те, кто не глядя осуждает и ничего хорошего не ждет, а после эскиза или спектакля признается, что это было замечательно и против всяких ожиданий. Зритель склонен подозревать новую пьесу в исключительно чернушном мрачном взгляде на жизнь. В каждом эскизе на этой лаборатории современная пьеса обнаруживала глубину, сложность, тему и гуманизм.
-
«Евгений Онегин». П. Чайковский.
«Урал Опера Балет».
Режиссёр Дмитрий Волкострелов.3 ноября в театре «Урал Опера Балет» первый раз представили «Евгения Онегина» в постановке Дмитрия Волкострелова. ПТЖ заранее просил меня написать в блог об этой премьере, тем более, что и к П. И. Чайковскому, и к его «Евгению Онегину», и к Дмитрию Волкострелову, не говоря уже о родном новоназванном Оперном, я отношусь с искренним и давним уважением, граничащим с любовью. Вот и пишу, практически, репортаж — сразу после первой премьеры. Делюсь впечатлениями и некоторыми мыслями «по поводу».
-
«12 стульев. Фан-фикшн». Г. Колондо.
Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства.
Режиссер Никита Славич.Летом 2021 года в Театральном музее открылась выставка «НЭП: хлеба и зрелищ!», в рамках которой Никита Славич сделал спектакль «12 стульев». Или лучше сказать — интерактивную экскурсию?
Жанр «12 стульев» авторы спектакля определили, как «фан-фикшн» («новый для театра жанр», с помощью которого зритель выяснит, «как выглядела первая постановка „12 стульев“, и почему о ней ничего не известно»), однако тут больше подходит слово «мистификация». На протяжении полутора часов зрителя пичкают ложными фактами, иногда абсурдными, иногда просто неверными.
-
В последние годы ясно прослеживается уверенное нарастание новой волны самоорганизованных театральных групп и пространств, их поддерживающих. Большинство из них возникают и существуют исключительно по частной инициативе. Создатели проектов в такого рода театрах — молодые режиссеры, актеры, художники, получившие региональное образование, или люди, пришедшие из иных профессий. Вопрос об изменениях среды, взаимоотношениях локального и глобального и их влиянии на эволюционную динамику театрального процесса по-прежнему редко попадает в зону внимания современной театральной мысли. На этом фоне инициатива Оксаны Ефременко включить в программу крупнейшего фестиваля актуального театра за Уралом «ХАОС» шоу-кейс молодых театров Новосибирска кажется весьма прогрессивной, учитывая обыкновенную нечуткость российских театральных институций ко всему, что происходит за их стенами.
-
«Питер Пэн в Кенсингтонском саду». Р. Ильин, Я Пулинович.
Екатеринбургский ТЮЗ.
Режиссер — Роман Феодори, сценография и костюмы — Даниил Ахмедов, хореограф — Татьяна Баганова.Любимый бросил. Соблазнил и бросил. Когда участники спектакля вышли на поклон и им понесли цветы — внутри все упало: «Как?!» И из зала выходила уже с чувством обманутой дурочки — если тебя бросают в любви, ты всегда дурочка, будь хоть доктором наук.
-
С 8 по 12 октября в Великом Новгороде проходил XVI Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»
В этом году всю международную программу показывали в онлайн, но российских участников удалось привезти, и мы смотрели их, как и полагается, очно.
комментарии