
-
«Жанна д’Арк». Музыка О. Шайдуллиной, текст М. Бартенева.
Красноярский театр юного зрителя.
Режиссер Роман Феодори, сценограф Даниил Ахмедов, дирижер Николай Балышев.Этот ТЮЗ поет уже шесть лет — в 2017-м он увез из Москвы «Золотые Маски» за мюзикл «Биндюжник и король» (и в номинации «Лучший спектакль», и за лучшую работу режиссера). Но оперу в нем все-таки поставили впервые — даже «оперу для драматического театра», как обозначен жанр на афише. Худрук театра Роман Феодори сначала экспериментировал с жанром в пермском Театре-Театре («Антигону» сочинила Ольга Шайдуллина, много работавшая с Феодори как композитор в драматических спектаклях), а затем — после триумфа в Москве на «Маске»-2022 (а это были не просто полученные награды, весь театральный люд спрашивал друг друга «вы это видели?!») — выпустил в родном театре «Жанну д’Арк». За музыку отвечала та же Шайдуллина, за текст — Михаил Бартенев.
-
29 сентября не стало Франко Драгоне, имя которого многие десятилетия было синонимом самых интересных событий в области циркового искусства. 15 лет в Цирке дю Солей и девять поставленных им самых грандиозных шоу, среди которых «Nouvelle Experience», «Saltimbanco», «Alegria», «La Nouba», «O», «Quidam», «Mystere», принесли ему славу не только режиссера-первооткрывателя, но и неудержимого фантазера. Годы, отданные собственной компании Dragone, только укрепили репутацию великого выдумщика — Драгоне ставил шоу, праздники, концерты, придумывал новые зрелищные форматы, как, например, Дом танцующей воды в Макао. Сегодня о его уходе скорбит без преувеличения весь цирковой мир. В блоге ПТЖ Франко Драгоне провожает его многолетний соратник, режиссер и хореограф Павел Брюн.
-
С 11 по 17 сентября в Выборге, в Театре драмы и кукол «Святая крепость», состоялся III Международный фестиваль театров кукол «Балтийский кукловорот», в котором приняли участие кукольники шести стран.
Нынешний фестиваль был посвящен памяти Игоря Всеволодовича Игнатьева (1950–2019), педагога и режиссера, имя которого связано, в первую очередь, с Ленинградским/Санкт-Петербургским Кукольным театром сказки, а также с кукольными театрами Кирова, Вологды, Пензы и Перми. Творческий тандем супругов Игнатьевых, тандем думающего режиссера и тонко чувствующего художника Анны Игнатьевой (1952–2019), немало привнес в культуру детского театра, воспитал не одно поколение поклонников театра кукол и заслужил множество наград и премий. На фестивале прошел вечер памяти Игнатьева, где был показан фильм о творчестве Игоря Всеволодовича и прозвучали воспоминания людей, близких семье режиссера. Также в рамках клубной программы был показан спектакль «Синяя Борода», отмечающий в текущем году свое 35-летие, но ничуть не потускневший и не «замылившийся» за три с половиной десятилетия жизни. Судить об этом можно по восторженным отзывам зрителей и профессионалов театра, присвоивших спектаклю Игнатьева особый приз фестиваля «Балтийский кукловорот», приз главного символа этого театрального форума, крошечного шута и менестреля Куки — «Кукины симпатии».
-
«Космос». А. Житковский.
Краснодарский академический театр драмы.
Режиссер Арсений Фогелев. Художник Константин Соловьев.Ну почему, впрочем, не пытайтесь... Из татарского городка Бугульма, как рассказывает драматург Алексей Житковский, однажды вышел аж целый космонавт, Сергей Лысов1. Навсегда уехал из своего города, осуществил американскую (зачеркнуто) универсальную мечту и выбился в люди.
-
«Гоголь. Триптих».
Екатеринбургский театр кукол.
Режиссер Игорь Казаков, художники Денис Козлов и Ольга Дворовая.Гоголя с его гротеском, фантасмагорией, мистикой часто ставят в театрах кукол. Однако в спектакле Игоря Казакова «Гоголь. Триптих» в Екатеринбургском театре кукол нет места мистике. Здесь объединены «Шинель», «Повесть о капитане Копейкине» и «Записки сумасшедшего». Три повести — три героя — три «маленьких человека» и их взаимоотношения с системой.
-
«Делай все, что хочешь, пока я тебя люблю». С. Баженова.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Мурат Абулкатинов.В Прокопьевском театре драмы, где уже много лет проходят различные тематические лаборатории, регулярно ставят молодые режиссеры. Это вообще удивительный театр: он живет в большом монументальном здании в центре серого города, где не так много юных лиц, но репертуар его нацелен на разговор с молодыми — откровенный и честный.
-
«Саша, привет!». По роману Д. Данилова.
Театр Наций.
Режиссер Марат Гацалов, художник-постановщик Николай Симонов, художник по костюмам Мария Данилова.Сергей Петрович согрешил. Он (Игорь Гордин) — муж, филолог, преподаватель — переспал с влюбленной в него симпатичной двадцатилетней студенткой Илоной (Вера Макаренко). Кто-то донес. Суд признал его виновным и вынес приговор: смертная казнь. Через расстрел из пулемета. Жена Сергея Света (Наталия Вдовина) — тоже филолог, преподаватель — опечалена. Преступник отправляется в тюрьму, называемую комбинатом, ожидать исполнения приговора — когда оно случится, никому неизвестно, потому что этим процессом управляет компьютер, вольно назначающий время расстрела и никому его не сообщающий. По крайней мере, так говорит начальник комбината (Артем Тульчинский), давший пулемету имя — Саша.
-
Проект «Танец и современное искусство». Diana Vishneva Foundation и Cosmoscow Foundation в рамках Параллельной программы ярмарки Cosmoscow.
«Место действия». Авторы Ольга Тимошенко и Алексей Нарутто.
«Вместилище». Автор Илья Манылов.Вечер перформансов, который предваряет основную программу Фестиваля современной хореографии Context. Diana Vishneva, появился еще в июне 2022 года. На благотворительном аукционе фонда Cosmoscow в Переделкине лотом стал кинотанец — видео сочинений Ольги Тимошенко, Алексея Нарутто и Ильи Манылова. Через три месяца перформансы вышли «к людям», то есть на площадку.
-
«Один восемь восемь один». По пьесе Б. Акунина.
Александринский театр.
Режиссер Валерий Фокин.Несколько лет назад спектаклем «Жизнь за царя» Театро ди Капуа, предчувствуя и понимая неизбежность нового кровавого витка отечественной истории, открыл в нашем городе тему исторической драмы. «Жизнь за царя» — история о народовольцах, бомбистах, которые во имя народного блага и страны пошли на цареубийство. Составленная из дневников, писем, протоколов допросов, выступлений на суде членов террористического кружка «Народная воля». Эта литературная композиция, разбитая на несколько мощных голосов молодых актеров, поражала соединением документа и личностного начала. Зритель, сидящий в редакции журнала «Звезда», словно сам находился на конспиративной квартире и был включен в происходящее за круглым столом — немым, но соучастником.
-
«Дядя Ваня». А. П. Чехов.
Серовский театр драмы.
Режиссер Анатолий Праудин, сценография Владимир Кравцев.Каждая пьеса Чехова — вызов режиссеру и его актерам, постоянно действующий конкурс. Внутренние режиссерские причины и поводы не важны, как и статус взявшегося за Чехова театра — значима только новизна результата. И вот еще один «Дядя Ваня» — Серовской драмы («имени Чехова», кстати). Режиссура Анатолия Праудина, сценография Владимира Кравцева. Пытаюсь собрать воедино многозначные впечатления от этого по-праудински обаятельного и по-праудински же сложного спектакля с его плотно «застроенным» событиями-смыслами-эмоциями и по-кравцевски натуралистичным, по-хорошему почвенническим в своем материальном субстрате художественным миром. В голове, однако, «калейдоскоп» образов, мыслей, откликов. Не буду загонять их в прокрустово ложе одного взгляда-умозрения.
-
XXIV фестиваль современного танца «Open look» — первый, прошедший в кардинально новых условиях. Он сохранил статус «международный» — ровно потому, что руководителям компании «Каннон данс» Наталии и Вадиму Каспаровым (они же руководители феста) удалось привлечь к сотрудничеству двух хореографов из Северной Македонии, но о прежней роскоши — от Нидерландов до Южной Кореи — можно забыть. При этом сама компания весной получила государственную поддержку: после долгих лет существования в «частном» режиме «Каннон данс» теперь входит в структуру Петербург-концерта, что, очевидно, влияет на производительность труда (менее чем за полгода — три премьеры). И еще одна новость: фестиваль, всегда существовавший в границах Петербурга (да, некоторые перформансы выпрыгивали из театральных залов — но строго на центральные улицы), впервые на один день от города удалился — спектакли были показаны в Зеленогорском парке культуры и отдыха.
-
Сегодня великому сценографу и выдающемуся писателю Эдуарду Степановичу Кочергину — 85. Каждые пять лет мы поздравляем его с юбилеем и каждый раз удивляемся тому, как быстро бежит время. Казалось, еще недавно он был «крестным» «Петербургского театрального журнала», вел в нем авторскую рубрику «Рассказы „бродячей собаки“», которые впоследствии вошли в книгу «Ангелова кукла», водил студентов в свою василеостровскую мастерскую и накрывал фламандские столы — и вот 85. Как быстро все же бежит время!
Сегодня в нашем блоге мастера поздравляют его ученики Никита Сазонов, Мария Лукка и Александр Мохов, а мы скромно присоединяемся к ним.
-
Горькое это дело писать некролог о своей студентке. Трудно. Не помню года выпуска Туяны на театроведческом факультете ГИТИСа, давно это было. Зато ее саму, тоненькую, изящную, упертую и задающую трудные вопросы не только о театре, и сейчас представляю очень ясно. Еще тогда Туяну волновала именно нравственная подоплека событий — не сплетни, нет, но соотношение добра и зла, справедливости и произвола, таланта и бездарности на сцене и за ее пределами. Еще тогда она демонстрировала абсолютное презрение к компромиссам по всему спектру этих проблем и редкостное бесстрашие в декларации собственного мнения, даже если оно вопиюще не совпадало с мнением большинства. Она не изменилась с годами. Только проявился в ней скрытый, еле угадываемый драматизм одиночки, отчетливо сознающей собственную миссию.
-
«РыСи».
Центр Вознесенского.
Режиссер Филипп Виноградов, художник Катя Эрдени.Транс-фу-ризм. Последний вскрик русского авангарда. Советское неофициальное искусство. Трагический лиризм и эксцентрика.
Рука не поднимется окрестить явление трансфуризма забытым. В последние пять лет вышло два «трансфуристских» сборника: с текстами участников группы и с исследованиями, им посвященными.
А «РыСи» — уже третий «трансфуристский» спектакль. Оба его предшественника были поставлены в Петербурге: микроопера «Ры» (режиссер Александр Савчук, театр «LUSORES») и читка-перформанс «Театр трансфуристов» (режиссер Вадим Максимов, «Театральная лаборатория Вадима Максимова»).
Впрочем, «РыСи» не похож ни на один из них. Его заявленный жанр — лекция-перформанс. Поначалу в самом деле веришь, что режиссер Филипп Виноградов стремится рассказать о феномене на человеческом языке — и в этом главная просветительская и эстетическая цель. Оно и понятно: трудно ставить спектакль о явлении, у которого даже название такое, что попробуй произнеси. Не обозвав трансфуТУризмом, например.
-
В Новокузнецком драмтеатре прошла лаборатория под руководством Александра Вислова, ставшая частью фестиваля «Окна», тема которого в этом году — «Фундаментальные частицы». В отличие от предыдущих опытов, которые были связаны с творчеством писателей (последние — Солженицына, Набокова и Платонова), эта лаборатория посвящена изучению научпопа в искусстве. В финальные дни режиссеры показали эскизы о коллективном бессознательном, устройстве и работе мозга, научных открытиях и заблуждениях.
-
В конце лета Швейцария превращается в настоящий театральный рай. На фестивали в Цюрих, Базель и Женеву съезжаются артистические компании со всего мира, которые показывают жителям и многочисленным в это время туристам главные хиты последних лет. На сей раз среди зрителей повезло оказаться и мне. В результате я увидела около двух десятков самых разнообразных спектаклей — от танц-перформансов в воде (Theater Spektakel проходит прямо на берегу Цюрихского озера) до нового цирка с элементами социального театра, активистской современной оперы и музыкально-светового шоу в исполнении одного из самых известных композиторов нашего времени Яна Тирсена.
-
Переписка Марины Дмитревской и Алексея Исаева
«Материнское сердце».
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Андрей Могучий, сценография и костюмы Александра Шишкина.А. Исаев — М. Дмитревской
Доброй ночи, Марина Юрьевна!
Не знаю, как Вы, но я после просмотра спектакля Андрея Могучего «Материнское сердце» испытал чувство какой-то острой зрительской досады, словно меня пригласили на яркий разрекламированный аттракцион, но в итоге показали не «шар смелости», где мотоциклисты едут по кругу, нарушая все мыслимые законы гравитации, и даже не посадили на заднее сиденье мотоцикла «Урал», на котором на протяжении всего спектакля едет героиня Нины Усатовой, а определили в люльку, что всегда считалось чем-то стыдным и неловким (никто из пацанов никогда не садился в люльку — засмеют же потом, то ли дело на заднее сиденье, это всегда было почетно и престижно). Но постараюсь быть последовательным и идти от общего к частному.
-
«Не приедет Питер в Питер», — это была такая печальная советская шутка про нереальность приезда в Питер — Питера Брука.
Теперь круче. Не приедут Римас, Дима, Иосиф, Боря, Марфа... Из Москвы не приедут, не из Парижа. Из Парижа теперь не приедет никто. И из Балтии тоже. Не приедут любимцы фестиваля Эльмо, Алвис, Римас, Оскарас... И это логично. Но из Москвы? С Сахалина? Из Ярославля?..
Фестиваль Балтийский дом отменил приезды не только «Бориса» Крымова и «Ангелы пошли покурить» Райхельгауза, но и «Горку» Марфы Горвиц и спектакль «Циолковский» Бориса Павловича — об отце русской космонавтики.
А теперь не приедет и «Война и мир» Туминаса.
-
О театральной лаборатории «Живая классика» в Кудымкаре
Перед началом театрального сезона в Коми-Пермяцком национальном драматическом театре прошла режиссерская лаборатория «Живая классика». Темой этого года стало культурное наследие финно-угорских народов. И вместо того чтобы в привычном для лаборатории формате эксплуатировать уже известные тексты, Национальный театр инвестирует в появление новых пьес в репертуаре. Констатируя дефицит спектаклей на национальном языке, озадачивается поиском драматургии финно-угорской языковой группы, чтобы в дальнейшем, минуя русский, можно было перевести пьесы на близкий этой группе язык коми. В итоге местный зритель познакомился не столько с классикой, сколько с живыми и точно попадающими в местный ландшафт историями ныне живущих драматургов. Для регионального театра — большой шаг вперед.
-
«Итальянка в Алжире». Дж. Россини.
Мариинский театр.
Дирижер Валерий Гергиев, режиссер Екатерина Малая, сценограф Вячеслав Окунев.Не у многих комических опер есть надежная историческая основа: в 1805 году алжирские пираты взяли на абордаж корабль, на котором путешествовала прекрасная миланка Антониетта Фраполли, и продали приобретенное сокровище своему бею, тот воспылал страстью к итальянке. Что происходило дальше — покрыто завесой тайны (дама впоследствии при вопросах лишь загадочно улыбалась), но через некоторое время красавица вернулась домой, при этом никто не платил за нее никакого выкупа. С алжирских берегов доносились смутные слухи, что итальянка сумела так настроить гарем, что жизнь бея стала невыносимой, и он с почестями проводил в родные края источник ежедневных тревог и скандалов. Но слухи слухами, а современники, естественно, гадали, что же случилось.
комментарии