
-
В архиве появился № 20. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
Сегодня 100 лет Ефиму Копеляну
Ефим Копелян принадлежит той породе актеров, которые транслируют значительность и загадку помимо слов, текста, драматургии, роли. В нынешнюю эпоху тайн не осталось, все выболтано, а природа Копеляна говорила что-то помимо и сверх.
-
Завтра, 12 апреля, отмечает свой день рождения театр имени Е. С. Деммени. С того дня, как впервые вышли на сцену артисты с марионетками в руках, впоследствии вошедшие в труппу первого из российских профессиональных государственных кукольных театров, пойдет уже девяносто четвертый год!
В истории театра марионеток — и трудные времена, и славные творческие победы, и невосполнимые утраты, и фантастическое везение, и новаторство, и бережное сохранение традиций. Все, как положено «настоящему взрослому» театру. События, происходившие на его сцене не раз давали повод и для публикаций в «ПТЖ».
Сегодня мы предлагаем вспомнить статью из № 22, посвященную основателю театра марионеток, Евгению Сергеевичу Деммени. Она появилась в журнале благодаря прекрасному артисту, настоящему кукольнику, и вернейшему из хранителей истории своего театра — Никите Владимировичу Охочинскому.
-
Вышла новая книга о династии Боярских
Кажется, что высшие силы, часто/всегда несправедливые к нам, пусть и грешным, распоряжаются на неведомом своем верху так, чтобы удары смягчались, чтобы сквозь скорбь от потерь человек все-таки мог улыбнуться... Или, быть может, ВС подают некие сигналы. Вдруг нами трактуемые...
-
Умер Анатолий Равикович. Люди обзванивают друг друга, само имя актера становится щемяще родным. Уход выдающегося актера воспринимается как личная потеря. Ощущение обвала значительного куска жизни, целого мира. Равикович давно стал легендой петербургской (и ленинградской, конечно!) сцены. Актер мощного, казалось, неистощимого комедийного дара, Равикович добивался в своих ролях сложного эмоционального сплава. Он, лирический комик, как никто умел показать со сцены — как писал автор «Мистерии буфф» — «человека просто». Это было — про каждого в зале, вы узнавали себя — и нечто еще, всегда не банальное, узнавали с его помощью, слышали его сущностные вопросы к жизни и человеку.
-
10 и 11 апреля театр «Потудань» покажет на малой сцене БТК свой «Невский проспект», марионеточно-петрушечное представление по мотивам повести Н. В. Гоголя. Спектакль в постановке Руслана Кудашова — обладатель «Золотой Маски» и других престижных фестивальных наград. А также — персонаж наших публикаций.
Статьи из № 29 «ПТЖ», посвященные «Невскому проспекту», мы предлагаем вашему вниманию сегодня.
-
С 9 по 15 апреля 2012 года в Санкт-Петербурге пройдет XIV Международный театральный фестиваль «Встречи в России» с участием русскоязычных театров ближнего и дальнего зарубежья: Белоруссии, Израиля, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Украины, Эстонии.
Многие из зарубежных русских театров сегодня — своеобразные перекрестки культуры. С ними плодотворно сотрудничают российские режиссеры, в спектаклях заняты актеры различных национальностей. Всех их объединяет русский язык и приверженность русской театральной школе.
Среди участников фестивальной программы — и хорошо известные петербуржцам имена.
С подробной программой «Встреч в России» можно познакомиться здесь.
-
«Life: Reset/Хроника утомленного города».
В рамках фестиваля «Exit» (Кретей, Франция).
Автор пьесы и режиссер — Фабрис МюржиаФинал. На поклон выходит человек восемь. Это при том, что на сцене всю дорогу была одна актриса.
И вот я уже в метро, открываю свой ноутбук. Я не знаю, как писать об этом спектакле. Не знаю, как писать об этом спектакле. Не знаю, как... Это, конечно, не шедевр, мне интересна технология: над созданием образа отчуждения работала большая и, видимо, дружная команда. Ничего, восьмая линия самая длинная. Пока доеду до Парижа, через два пригорода, в голове что-то уляжется. В Кретее метро проложено не под землей, а по земле. Едешь как в электричке. За окном — дома, совсем другие, чем в центре Парижа, десятиэтажные, кажется, квадратные, одинаковые как гвозди и какие-то слепые. Это оттого что в окнах нет света, хотя всего одиннадцать вечера. Но там точно — жизнь, я знаю, просто этим людям завтра рано вставать, заваривать чай-кофе, чистить зубы, включать ноутбуки, наскоро проверить/отправить личную почту, выложить комментарии в соцсетях, заглянуть на секундочку в группу, опубликовать новость в своем блоге, хотя нет, это уже не успеть, и бегом бежать в контору. Ровно также начинает свой день героиня спектакля.
-
7 и 8 апреля на малой сцене Большого театра кукол покажут «Потудань» в постановке Руслана Кудашова. Для этого соберется команда, не встречавшаяся в одном спектакле уже несколько лет...
Камерный кукольный спектакль по мотивам рассказа А. Платонова создавался в режиссёрской мастерской Г. Козлова в 2000 году, как курсовая работа студента Кудашова, выступившего в качестве режиссёра и сценографа. Сыгранная несколько раз в аудитории alma mater, «Потудань» получила широкий резонанс в профессиональных кругах и дала название коллективу единомышленников, который возглавил ее постановщик. Спектакль был многократно показан на петербургских сценах, номинировался на «Золотую маску» и «Золотой софит», отмечался дипломами российских и международных фестивалей. И, что (как нам кажется) не менее важно, о «Потудани» написали Елена Строгалева и Анна Иванова-Брашинская в № 22 «ПТЖ».
-
Д. Рубина. «Любка».
Театральная компания «Открытое пространство».
Режиссер Иван Латышев, продюсер Алла ДанишевскаяКниги Дины Рубиной можно «пить по глоточку», наслаждаясь ароматом и послевкусием. Возникают яркие живые картины, звучит музыка, переплетаются мотивы и интонации, рождая затейливый мир бытовых и ирреальных характеров.
Спектакль-рассказ по повести «Любка» (так определил жанр режиссер и автор инсценировки Иван Латышев) — не только уникальное по своей точности прочтение рубинской прозы, но и попытка создать трагикомичный образ Эпохи, которую мы знаем только по воспоминаниям и фильмам, таким, как «Холодное лето 53-го».
-
На обложке этого номера — рисунок Резо Габриадзе. Условно говоря, театр-храм под звездным небом, весь мир — театр или вертеп, что-то в этом роде. С такого многозначительного образа мы начинаем юбилейный год.
Этот номер — первый в 2012, а в декабре 2012 года «ПТЖ» исполнится 20 лет. Последние годы казалось, что город и его власти уже осознали, что такое «ПТЖ» и его проекты, в том числе интернетные, в которых нам помогал Комитет по культуре («Отделу кадров» помогает Минкульт, спасибо ему). Но вот надо было так случиться, что в день получения номера мы узнали: в юбилейном году Комитет по культуре, во главе с новым начальником г-ном Месхиевым, не дал нашим конкурсным проектам ни копейки. Ладно бы располовинили запрашиваемые суммы, дали бы десятую часть... Нет, ноль, мы вернулись, видимо, в 1990-е, когда каждому начальнику надо было объяснять, что журнал расходится по всей России и по рейтингам европейских журналов занимает место в пятерке лучших, иногда выбираясь и на первое место... Скольких начальников журнал уже пережил, несть им числа — и все опять сначала...
-
А. Н. Островский «Лес»
Театр им. Ленсовета
Режиссер Кирилл Вытоптов, художник Нана АбдарашитоваЗнаменитую формулу хрестоматийной комедии Островского — «Весь лес лицедействует» — молодой режиссер Кирилл Вытоптов, дебютировавший в Петербурге со спектаклем «Лес», трансформировал — у него весь лес танцует. Если точнее — вытанцовывает. Именно танец оказывается единственно возможным способом преодоления шаблонной, трафаретной жизни провинциального уезда (не случайно именно трафареты с силуэтами ветвей деревьев висят на штанкетах). Танец — как форма общения, и шире — существования. Каждый из персонажей спектакля рано или поздно вовлекается в общий «хоровод» из индивидуальных хореографических упражнений, сольных и дуэтных танцевальных сцен. Можно сказать, что именно в танце совершаются все важные повороты этого спектакля.
-
1 апреля желающие могут в это не поверить, но 30 марта в Таврическом дворце состоялась семнадцатая церемония награждения победителей престижного конкурса «Золотое перо 2011». Представители четвертой власти называют его «журналистским Оскаром».
Всем, кому интересно изучить структуру конкурса — сюда. Всем, кто желает узнать имена победителей — вот они. «Петербургский театральный журнал» был представлен своей мультимедийной образовательной программой «Приглашение в театр» (рабочая группа в лице Марины Дмитревской, Елены Вольгуст, Марии Смирновой-Несвицкой, Веры Харламовой значилась поименно).
И хотя конкурс журналистский, и наш проект в формат его не попадал, — программа была отмечена специальным призом жюри. В придачу к диплому — сертификат на компьютер, что очень кстати.
-
Сегодня в Смольном институте свободных искусств и наук (ул. Галерная, д. 58-60), в 12:00, состоялось открытие Международного фестиваля студенческих непрофессиональных театральных коллективов «Местоимение»-2012. В фестивальной афише будут представлены театральные студии из Гамбии, Ирана, Эстонии, России и Израиля.
В «Местоимении» традиционно принимают участие студенты, осваивающие как основную профессию нетеатральные специальности. Театр для большинства их них — не столько способ реализации творческих амбиций, сколько практическая возможность приложения своих теоретических познаний. Поэтому одной из центральных задач фестиваль считает соотнесение академического подхода к изучению человеческой личности с театральной практикой, соединение театрального процесса с научным познанием.
Тема «Местоимения»-2012 — «Мы все откуда-то родом». Коллективы-участники представят работы, созданные по мотивам фольклора своей страны. Первым станет спектакль «Путями Каина» («Студия № двенадцать», Санкт-Петербург), который состоится сегодня в 18:00.
Более подробно о фестивале можно узнать здесь.
-
Мастерская Анатолия Аркадьевича Праудина в СПГАТИ выходит из темноты аудитории, где тайно шел скрытый от посторонних глаз педагогический процесс, — к зрителям. Идут актерско-режиссерские спектакли «Футуризмзрим», «Дионисии» (прикосновение к к эллинистическому), 31 марта и 1 апреля будут сыграны обе части «Казуса Кукоцкого» (о первом спектакле мы писали).
Сегодня о педагогических принципах Анатолия Праудина с ним беседует в нашем блоге Юлия Нечаева.
-
Вышла в свет моя «ХРОНИКА МИРОВОЙ ОПЕРЫ». Это — первая в мире электронная видеоэнциклопедия оперного искусства (1 том). Внешне это небольшая красивая книга, внутри которой буклет и 4 DVD-диска для чтения статей и просмотра 1000 видео и аудио-фрагментов лучших спектаклей мирового музыкального театра, иллюстрирующих текст. Готовится к изданию 2-й том и пишется 3-й. Все вместе представит 3-томную историю оперы, которую В. Гергиев назвал «национальным оперным проектом». В авторской энциклопедии перед вами предстанет вся 400-летняя история оперы.
В этом году я должен издать 2-й том (1851 — 1900), где будут представлены самые известные оперы Верди, Бизе, Вагнера, Чайковского, Мусоргского, Пуччини и др.
-
С 22-го по 27-е марта 2012 года в Санкт-Петербурге прошел первый «ФЕСТИВАЛЬ ПЛОХОГО ТЕАТРА», организованный молодыми режиссерами Владимиром Антиповым, Александром Артемовым, Алексеем Забегиным, Денисом Шибаевым и театроведом Анастасией Мордвиновой. В программе фестиваля были «плохие» спектакли, читки «плохих» пьес, художественные (тоже, видимо «плохие») выставки, провокативные мастер-классы, обсуждения.
Как указывается в афишах, фестиваль был посвящен авангардному театру. Критик и искусствовед Екатерина Деготь как-то дала определение авангарда, вполне подходящее ко многим спектаклям фестиваля: «Авангард — это стратегия рискованного создания неискусства, которое тут же становится искусством».
-
«Так говорил Заратустра» по текстам Ф. Ницше и К.-Г. Юнга.
Театр «Особняк».
Режиссер Алексей СлюсарчукВ недавнем блистательном театральном капустнике «Гвоздь сезона», половина которого уже разошлась на пословицы, почти как «Горе от ума», Константин Богомолов и Сергей Епишев острили по поводу якобы предполагающейся постановки Марка Захарова «Критика чистого разума» и читали распределение ролей: «Звездное небо над нами — нар. арт. Александра Захарова, Нравственный закон внутри нас — Антон Шагин, Трансцендентное — нар. арт. Сергей Степанченко, Автономная этика — Инна Чурикова, Категорический императив — Леонид Броневой» и так далее... Они острили там, в Москве, на Страстном, не ведая, что у нас, в Питере, на Каменноостровском, только что поставлен спектакль по текстам Ницше и Юнга, и что Алексей Слюсарчук и Дмитрий Поднозов (в сопровождении Данилы Ежкова, Даниэлы Стоянович, Варвары Репецкой, Полины Шмидт и Светланы Мельник) безо всякой иронии осваивают на наших глазах философские тексты, которые, конечно, не стоят в одном ряду с Кантом, но, с другой стороны, не все ли равно в театре — Кант, Гегель, Ницше, не в тексте же в конце концов театральная суть...
-
В Минске начались гастроли негосударственных театров кукол из Беларуси, России, Литвы
Сегодня в столице Беларуси стартовал проект «Бродячие кукольники». За три дня три камерных театра, не имеющие государственного статуса, покажут минским зрителям свои спектакли: «О тиграх и слонах» («ТриЛика», Москва), «Сказка о мертвой царевне» («Провинция», Гродно), «Путешествие ягненка» («Стало театрас», Вильнюс). Вроде бы, ничего особенного — этакий гастрольный мини-фестиваль, без оглушительных имен и грандиозных постановочных расходов, со спектаклями в жанре кукольного и синтетического театра, предназначенными для детей. Инициатором проекта «Бродячие кукольники» выступил продюсерский центр «Тезаурус» — можно сказать, идейное детище частного театра «Провинция» из белорусского города Гродно.
-
С утра ВКонтакте я написала друзьям: «С Днем театра и матерью его Софией!» (когда ходишь в театр каждый день, при слове «театр», несомненно, хочется вспомнить его мать...).
Но через минуту в Facebook я решила, что поздравлять надо так: «С Днем театра и мачехой его Софией!» (ведь, точно, мудрость и театр — вещи несовместные, в отличие от гения и злодейства).
Какая из формулировок верна — не знаю, но, так или иначе, с Днем театра, дорогие читатели и коллеги!
Напомним себе в этот день строчки поэтов, писавших о нашем с вами искусстве.
комментарии