
-
Р. Вагнер «Валькирии»
Баварская государственная опера (Мюнхен)
Дирижер Кент Нагано.
Режиссер Андреас Кригенбург, сценография Харальд Тор, костюмы Андреа ШраадЕсли в опере «Золото Рейна», поставленной Андреасом Кригенбургом, лишь стены Валгаллы складывались великанами Фафнером и Фазольтом из человеческих трупов, то в «Валькириях» бутафорские трупы присутствуют в каждой сцене. Они висят на кроне ясеня, в который воткнут волшебный меч Вотана (Музыкальная тема «золота» из первой оперы переходит во второй на упоминание о «мече»). Зиглинда (Аня Кампе) и Зигмунд (Клаус Флориан Фогт), разлученные близнецы, встречаются, заново знакомятся, влюбляются, решают вместе бежать — все это происходит на фоне бесперебойного обмывания и зашивания в саван мертвецов, одного за другим, как на конвейере. Влюбленные бегут от мести мужа Зиглинды, Хундинга, через поле сражения, увязая в человеческих останках. Таким образом Кригенбург подчеркивает особенность этой невозможной любви в невозможных условиях всеобщей войны, насилия и смерти.
-
Недавно на российском пространстве вновь возникла Режиссерская Гильдия. Последние годы о ней не было слышно, уехал Анатолий Васильев, умер Роман Козак, и о Гильдии как-то перестало быть слышно.С ее новым Председателем, художественным руководителем Александринского театра, сегодня побеседовала Марина Дмитревская
-
Рэйдзиро Цумура и Кайдзи Морияма в Доме Актера
У японской национальной культуры есть удивительная способность синтезировать различные традиции, сохраняя как исходный вариант, так и итоговый результат. 20 марта в Доме актера им. К. С. Станиславского нам была предоставлена возможность увидеть это на примере представления классической японской ёкёку «Каменный мост»: сперва в исполнении актера традиционного театра ногаку, а затем в авангардно направленной постановке современного танцора. Возможность редкая, ведь на сцене были рядом Рэйдзиро Цумура — живое национальное сокровище Японии в области театра ногаку, и Кайзди Морияма — выдающийся танцор, актер, телеведущий Японии.
-
Э. Гайдай «Третье путешествие Гулливера» (по мотивам книги Джонатана Свифта).
Балтийский дом.
Режиссёр Эдуард Гайдай, художник Александр МоховПервая сцена освежает в памяти самые свирепые штампы советского театра для детей. Перед нами огромная металлическая конструкция, по которой прыгают взрослые дяденьки и тётеньки, изображающие пиратов. Невольно вспоминаешь, что находишься не где-нибудь, а в зале Первого Ленинградского ТРАМа — зале, где легко мог бы взлететь вертолёт, если бы понадобился по ходу действия.
Вместо вертолёта над изображающей корабль конструкцией повисает едва ли не самое древнее НЛО в истории мировой литературы — измышленный Джонатаном Свифтом для третьей книги о Гулливере летающий остров Лапута.
-
Сегодня не стало Тонино Гуэрры. В новостных лентах его сразу назвали не только «сценаристом великого Феллини», но и «русским итальянцем».
Действительно, с Россией его связывала не только жена Лора, но и многие долгие дружбы.
«ПТЖ» знал Гуэрру «через одно рукопожатие»: Резо Габриадзе, Юрий Норштейн, Марина Азизян были его близкиим друзьями, и в их публикациях, в наших разговорах Тонино присутствовал постоянно.
Особенно тесная дружба связывала его с Мариной Азизян: выставки, ковры, общие проекты...
В память о Тонино Гуэрре мы публикуем «Письмо Марины Азизян Тонино Гуэрре», из № 41. Пусть он получит его еще раз...
-
Его отмечают члены уникального сообщества, отличного от всех партий — Международного союза деятелей театра кукол UNIMA, — а также все причастные и сочувствующие этому древнему и вечно юному искусству, не престающему удивлять и радовать своих зрителей и творцов многие и многие века.
Редакция «ПТЖ» шлет свои искренние поздравления петербургским кукольникам и их коллегам во всех уголках страны и частях света! Да будут всегда с вами, дорогие друзья, мир и вдохновение! А мы всегда рады отразить лучшие образцы вашего творчества на страницах блога и журнала...
В качестве праздничного бонуса прилагаем письмо каталонского художника и кукольника, автора стихов, научных статей и оригинальных спектаклей Хуана Байшаса, которое передал нам Российский центр UNIMA по рекомендации президента международного кукольного сообщества Жака Трюдо.
-
Сегодня и завтра в Александринском — «Иваны» Андрея Могучего. Эти представления станут последними на основной сцене театра.
Мы отмечаем это событие публикацией рецензий, посвященных премьере спектакля, из № 48 «ПТЖ».
-
Г. Малер, И. Штраус «Тайна Венского леса».
Одесский национальный академический театр оперы и балета.
Дирижер — Оксана Лынив.
Либретто и постановка — Юрий Васюченко.
Художник — Михаил Безчастнов, костюмы — Наталья БаданинаВ 1909 году в Санкт-Петербургском театре «Кривое зеркало» состоялась премьера оперы В. Эренберга на либретто князя М. Волконского «Вампука — невеста африканская. Образцовая во всех отношениях опера». В «Вампуке» высмеивались условности, нелепости, махровые штампы, переходящие из одного оперного либретто в другое.
В 2011 году в Одесском театре оперы и балета по либретто хореографа-постановщика Юрия Васюченко был поставлен балет «Тайна Венского леса» на музыку Густава Малера и Иоганна Штрауса.
-
Презентация книги И. П. Владимирова «Как нарисовать птицу»
В самом прямом смысле незатейливых этих слов — 15 марта, на Малой сцене театра им Ленсовета, при аншлаге — случилась презентация только что вышедшей книги Игоря Владимирова «Как нарисовать птицу».
Для неофитов одной строкой: И. П. Владимиров
(1919-1999) — народный артист СССР, главный режиссер театра имени Ленсовета, возглавлявший его сорокалетие (с1960 по 1999 годы), один из самых харизматичных лидеров российского театра. -
Р. Вагнер «Золото Рейна».
Баварская государственная опера (Мюнхен).
Дирижер — Кент Нагано.
Режиссер — Андреас Кригенбург, сценография — Харальд Тор, костюмы — Андреа ШраадКаждая новая версия «Кольца Нибелунгов» Вагнера непременно вызывает дискуссии любителей и специалистов — особенно в Мюнхене, где в 1869 году началась сценическая история тетралогии. Она продолжилась в
1876-м, на первом фестивале в Байройте, и с тех пор не прекращается «вагнеровское состязание» между двумя городами. -
Гастроли продлятся с 14 по 18 марта на сцене Академического Малого драматического театра — театра Европы. Впервые Воронежский Камерный представит в Петербурге сразу четыре постановки своего создателя и художественного руководителя Михаила Бычкова: «Дураки на периферии» Андрея Платонова, «Циники» Анатолия Мариенгофа, «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, «До и После» Роланда Шиммельпфеннига.
С полной афишей гастролей можно ознакомиться здесь.
А мы предваряем это событие публикацией статьи Евгении Тропп, посвященной спектаклю «Циники» (см. также № 63 «ПТЖ»)
-
Итоги драматургического конкурса конкурсов в рамках проекта «Новая пьеса» (фестиваль «Золотая маска»)
11 марта состоялось объявление победителей драматургического «конкурса конкурсов». Возможно, кто-то не совсем понимает, что скрывается за этим названием. На самом деле, вполне рациональная и удобная вещь — собрать в десятку лучшие тексты, награжденные премиями на различных драматургических конкурсах, представив тем самым, по возможности, объективную картину драматургической жизни, пульсирующей на русском языке в России и странах ближнего зарубежья — Белоруссии, Украине.
-
«Шинель. Dress code» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Шинель».
«Приют комедианта».
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег ГоловкоВсе мы вышли из «Шинели», а вот как войти в нее снова?
Сегодняшний мир потребителей, представленный в зале жителями мегаполиса, вряд ли драматически воспримет историю с потерей собственно шинели: ну, тряпку украли...
-
«Горько!» Марата Гацалова и Веры Поповой на фестивале «Новая пьеса»
Прокопьевский драматический Театр им. Ленинского комсомолаСпектакль «Горько!» сделан в жанре «городского вербатима», уже опробованного не на одном населенном пункте. На память приходят «Так-то да» Максима Курочкина, Александры Денисовой и Любови Мульменко в режиссуре Бориса Павловича или питерский «Адин» Ольги Стрижак и Константина Федорова, режиссером которого был Алексей Забегин. Еще некоторое время назад «вербатим» можно было назвать московским театральным жанром, а теперь уже везде, от Сахалина до Питера, появляются документальные спектакли о городе, деревне, поселке, вернее, об их обычных и, тем не менее, таких неповторимых как в языковом, так и в человеческом плане жителях.
-
«Язычники» А. Яблонской на фестивале «Новая пьеса».
Прокопьевский драматический Театр им. Ленинского комсомолаПоказанный в программе «Новой пьесы», при всей своей внешней простоте и отсутствии ярких театральных эффектов, сложных декорационных решений, спектакль засасывает, забирает тебя в какой-то страшный омут, в самый эпицентр нашего славянского коллективного бессознательного.
Сюжет последней и такой неоднозначной пьесы Яблонской можно пересказывать, а можно и нет. В любом случае, он ничего не объяснит.
-
«Хаос» М. Миллиахо на фестивале «Новая пьеса».
Национальный драматический театр ЛитвыСлучайно или нет, но проект «Новая пьеса», организованный в рамках фестиваля «Золотая маска», в этом году проходит под знаком «femina». Семинар, посвященный женской драме, собрал драматургов-женщин из Швеции, Финляндии, Литвы, Эстонии, Украины и России, шорт-лист пьес драматургического «Конкурса конкурсов», в большей части тоже женский: Нина Беленицкая, Наталья Ворожбит, Марина Крапивина, Екатерина Васильева, Анна Батурина. Вот и спектакль «Хаос» из Национального драматического театра Литвы исследует тему женского в современном обществе.
Финский режиссер и драматург Мика Милиахо, автор «Хаоса», рассказывает о трех женщинах, оказавшихся в ситуации внезапного отчуждения и равнодушия общества. Все трое становятся «преступницами» в глазах общественности и автоматически исключаются из общества. Выход за границы общественной морали и толерантности, право на гнев, любовь, ненависть, смерть, которые обнаруживают в себе женщины, разрыв целостной личности и поиск своего «я» — все это обнаруживает явный кризис современного европейского общества, но прописано драматургом, скорее, с ироничной и нежной горечью на манер Гришковца. Сам спектакль неожиданно становится для зрителя психотерапевтическим сеансом...
-
В архиве появился № 63. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Наташина мечта» Я. Пулинович на фестивале «Новая пьеса».
Красноярский ТЮЗСпектакль «Наташина мечта» Романа Феодори сделан по той версии пьесы Ярославы Пулинович, где есть только одна героиня — детдомовка Наташа Банина и, соответственно, один ее монолог.
И вот тут — вся необычность замысла. «Наташина мечта» красноярского ТЮЗа, руководителем которого и является Феодори, — это многонаселенный масштабный спектакль с внушительным сценографическим, пластическим и музыкальным решениями. Жанр его театр определяет как мюзикл (но тут возможны варианты). Режиссер выводит на сцену не только всех героев повествования Наташи, но и будто бы весь ее внутренний мир, а также некую антитезу ему, но об этом чуть позже.
-
«Ипотека и Вера, мать ее» Е. Черлак на фестивале «Новая пьеса».
Красноярский ТЮЗ
Пьесу, по которой поставил свой спектакль в Красноярском ТЮЗе Семен Александровский, автор её Егор Черлак написал для одного из драматургических конкурсов на тему что-то вроде «Вера в современном обществе». Главную героиню пьесы зовут Вера, и она (простите за тавтологию) верит... что, если собрать этикетки от восьмидесяти творожных сырков, то можно выиграть домашний кинотеатр, а если упаковки от «колец кальмара», то японский мотор для лодки. А еще она верит, что если все это продать, то хватит, на первый ипотечный взнос, и что ребенок её, когда вырастет, будет жить долго и счастливо в большой просторной квартире купленной в ипотеку. И так она во все это верит, что даже дочку свою назвала Ипочкой, Ипотекой.
-
А. Миллер. «Смерть коммивояжера».
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Олег Еремин, художники Александр Мохов и Мария Лукка... Есть в этом спектакле замечательная сцена: молодой, элегантно одетый и безмятежный начальник (Олег Федоров), исполненный радости своего спокойного и сытого бытия, по-детски увлеченно «мочит монстров» в стрелялке на планшетнике Apple. И ему мешают. Вилли Ломен (Артур Ваха), какой-то весь помятый, огромный, раздражающе «неуспешный», по всей видимости, не совсем здоровый, настырный... Он что-то говорит, потом кричит, жестикулирует...
комментарии