Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ОТЕЦ И ДЕТИ. НЕТ ОПЕРЫ ТРАГИЧНЕЕ НА СВЕТЕ...

    Р. Вагнер «Валькирии»
    Баварская государственная опера (Мюнхен)
    Дирижер Кент Нагано.
    Режиссер Андреас Кригенбург, сценография Харальд Тор, костюмы Андреа Шраад

    Если в опере «Золото Рейна», поставленной Андреасом Кригенбургом, лишь стены Валгаллы складывались великанами Фафнером и Фазольтом из человеческих трупов, то в «Валькириях» бутафорские трупы присутствуют в каждой сцене. Они висят на кроне ясеня, в который воткнут волшебный меч Вотана (Музыкальная тема «золота» из первой оперы переходит во второй на упоминание о «мече»). Зиглинда (Аня Кампе) и Зигмунд (Клаус Флориан Фогт), разлученные близнецы, встречаются, заново знакомятся, влюбляются, решают вместе бежать — все это происходит на фоне бесперебойного обмывания и зашивания в саван мертвецов, одного за другим, как на конвейере. Влюбленные бегут от мести мужа Зиглинды, Хундинга, через поле сражения, увязая в человеческих останках. Таким образом Кригенбург подчеркивает особенность этой невозможной любви в невозможных условиях всеобщей войны, насилия и смерти.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВАЛЕРИЙ ФОКИН О НЕОБХОДИМОСТИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ГИЛЬДИИ

    Недавно на российском пространстве вновь возникла Режиссерская Гильдия. Последние годы о ней не было слышно, уехал Анатолий Васильев, умер Роман Козак, и о Гильдии как-то перестало быть слышно.С ее новым Председателем, художественным руководителем Александринского театра, сегодня побеседовала Марина Дмитревская

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • НА МОСТУ, ВЕДУЩЕМ В ЯПОНИЮ

    Рэйдзиро Цумура и Кайдзи Морияма в Доме Актера

    У японской национальной культуры есть удивительная способность синтезировать различные традиции, сохраняя как исходный вариант, так и итоговый результат. 20 марта в Доме актера им. К. С. Станиславского нам была предоставлена возможность увидеть это на примере представления классической японской ёкёку «Каменный мост»: сперва в исполнении актера традиционного театра ногаку, а затем в авангардно направленной постановке современного танцора. Возможность редкая, ведь на сцене были рядом Рэйдзиро Цумура — живое национальное сокровище Японии в области театра ногаку, и Кайзди Морияма — выдающийся танцор, актер, телеведущий Японии.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ТЕАТР АБСУРДА ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Э. Гайдай «Третье путешествие Гулливера» (по мотивам книги Джонатана Свифта).
    Балтийский дом.
    Режиссёр Эдуард Гайдай, художник Александр Мохов

    Первая сцена освежает в памяти самые свирепые штампы советского театра для детей. Перед нами огромная металлическая конструкция, по которой прыгают взрослые дяденьки и тётеньки, изображающие пиратов. Невольно вспоминаешь, что находишься не где-нибудь, а в зале Первого Ленинградского ТРАМа — зале, где легко мог бы взлететь вертолёт, если бы понадобился по ходу действия.

    Вместо вертолёта над изображающей корабль конструкцией повисает едва ли не самое древнее НЛО в истории мировой литературы — измышленный Джонатаном Свифтом для третьей книги о Гулливере летающий остров Лапута.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • ПАМЯТИ ТОНИНО ГУЭРРЫ

    Сегодня не стало Тонино Гуэрры. В новостных лентах его сразу назвали не только «сценаристом великого Феллини», но и «русским итальянцем».

    Действительно, с Россией его связывала не только жена Лора, но и многие долгие дружбы.

    «ПТЖ» знал Гуэрру «через одно рукопожатие»: Резо Габриадзе, Юрий Норштейн, Марина Азизян были его близкиим друзьями, и в их публикациях, в наших разговорах Тонино присутствовал постоянно.

    Особенно тесная дружба связывала его с Мариной Азизян: выставки, ковры, общие проекты...

    В память о Тонино Гуэрре мы публикуем «Письмо Марины Азизян Тонино Гуэрре», из № 41. Пусть он получит его еще раз...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕГОДНЯ — ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА КУКОЛ

    Его отмечают члены уникального сообщества, отличного от всех партий — Международного союза деятелей театра кукол UNIMA, — а также все причастные и сочувствующие этому древнему и вечно юному искусству, не престающему удивлять и радовать своих зрителей и творцов многие и многие века.

    Редакция «ПТЖ» шлет свои искренние поздравления петербургским кукольникам и их коллегам во всех уголках страны и частях света! Да будут всегда с вами, дорогие друзья, мир и вдохновение! А мы всегда рады отразить лучшие образцы вашего творчества на страницах блога и журнала...

    В качестве праздничного бонуса прилагаем письмо каталонского художника и кукольника, автора стихов, научных статей и оригинальных спектаклей Хуана Байшаса, которое передал нам Российский центр UNIMA по рекомендации президента международного кукольного сообщества Жака Трюдо.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ИВАНЫ» — В ПОСЛЕДНИЙ РАЗ

    Сегодня и завтра в Александринском — «Иваны» Андрея Могучего. Эти представления станут последними на основной сцене театра.

    Мы отмечаем это событие публикацией рецензий, посвященных премьере спектакля, из № 48 «ПТЖ».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВАМПУКА В БАЛЕТЕ

    Г. Малер, И. Штраус «Тайна Венского леса».
    Одесский национальный академический театр оперы и балета.
    Дирижер — Оксана Лынив.
    Либретто и постановка — Юрий Васюченко.
    Художник — Михаил Безчастнов, костюмы — Наталья Баданина

    В 1909 году в Санкт-Петербургском театре «Кривое зеркало» состоялась премьера оперы В. Эренберга на либретто князя М. Волконского «Вампука — невеста африканская. Образцовая во всех отношениях опера». В «Вампуке» высмеивались условности, нелепости, махровые штампы, переходящие из одного оперного либретто в другое.

    В 2011 году в Одесском театре оперы и балета по либретто хореографа-постановщика Юрия Васюченко был поставлен балет «Тайна Венского леса» на музыку Густава Малера и Иоганна Штрауса.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

    Презентация книги И. П. Владимирова «Как нарисовать птицу»

    В самом прямом смысле незатейливых этих слов — 15 марта, на Малой сцене театра им Ленсовета, при аншлаге — случилась презентация только что вышедшей книги Игоря Владимирова «Как нарисовать птицу».

    Для неофитов одной строкой: И. П. Владимиров (1919-1999) — народный артист СССР, главный режиссер театра имени Ленсовета, возглавлявший его сорокалетие (с1960 по 1999 годы), один из самых харизматичных лидеров российского театра.

    Читать дальше | Комментарии 10 комментариев
  • АНТРОПОМОРФНЫЙ РЕЙН И ФАСАД АПОКАЛИПСИСА

    Р. Вагнер «Золото Рейна».
    Баварская государственная опера (Мюнхен).
    Дирижер — Кент Нагано.
    Режиссер — Андреас Кригенбург, сценография — Харальд Тор, костюмы — Андреа Шраад

    Каждая новая версия «Кольца Нибелунгов» Вагнера непременно вызывает дискуссии любителей и специалистов — особенно в Мюнхене, где в 1869 году началась сценическая история тетралогии. Она продолжилась в 1876-м, на первом фестивале в Байройте, и с тех пор не прекращается «вагнеровское состязание» между двумя городами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАЧИНАЮТСЯ ГАСТРОЛИ ВОРОНЕЖСКОГО КАМЕРНОГО ТЕАТРА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

    Гастроли продлятся с 14 по 18 марта на сцене Академического Малого драматического театра — театра Европы. Впервые Воронежский Камерный представит в Петербурге сразу четыре постановки своего создателя и художественного руководителя Михаила Бычкова: «Дураки на периферии» Андрея Платонова, «Циники» Анатолия Мариенгофа, «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, «До и После» Роланда Шиммельпфеннига.

    С полной афишей гастролей можно ознакомиться здесь.

    А мы предваряем это событие публикацией статьи Евгении Тропп, посвященной спектаклю «Циники» (см. также № 63 «ПТЖ»)

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ПРОЧТЕНИЕ

    Итоги драматургического конкурса конкурсов в рамках проекта «Новая пьеса» (фестиваль «Золотая маска»)

    11 марта состоялось объявление победителей драматургического «конкурса конкурсов». Возможно, кто-то не совсем понимает, что скрывается за этим названием. На самом деле, вполне рациональная и удобная вещь — собрать в десятку лучшие тексты, награжденные премиями на различных драматургических конкурсах, представив тем самым, по возможности, объективную картину драматургической жизни, пульсирующей на русском языке в России и странах ближнего зарубежья — Белоруссии, Украине.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АПОКАЛИПСИС НА ПАЛОЧКЕ ВЕРХОМ

    «Шинель. Dress code» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Шинель».
    «Приют комедианта».
    Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко

    Все мы вышли из «Шинели», а вот как войти в нее снова?

    Сегодняшний мир потребителей, представленный в зале жителями мегаполиса, вряд ли драматически воспримет историю с потерей собственно шинели: ну, тряпку украли...

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ГОРОД-ЗАГС

    «Горько!» Марата Гацалова и Веры Поповой на фестивале «Новая пьеса»
    Прокопьевский драматический Театр им. Ленинского комсомола

    Спектакль «Горько!» сделан в жанре «городского вербатима», уже опробованного не на одном населенном пункте. На память приходят «Так-то да» Максима Курочкина, Александры Денисовой и Любови Мульменко в режиссуре Бориса Павловича или питерский «Адин» Ольги Стрижак и Константина Федорова, режиссером которого был Алексей Забегин. Еще некоторое время назад «вербатим» можно было назвать московским театральным жанром, а теперь уже везде, от Сахалина до Питера, появляются документальные спектакли о городе, деревне, поселке, вернее, об их обычных и, тем не менее, таких неповторимых как в языковом, так и в человеческом плане жителях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НЕТ ПАПЫ, НЕТ МАМЫ, НЕТ ВОРОНЫ И НЕТ МЕНЯ...»

    «Язычники» А. Яблонской на фестивале «Новая пьеса».
    Прокопьевский драматический Театр им. Ленинского комсомола

    Показанный в программе «Новой пьесы», при всей своей внешней простоте и отсутствии ярких театральных эффектов, сложных декорационных решений, спектакль засасывает, забирает тебя в какой-то страшный омут, в самый эпицентр нашего славянского коллективного бессознательного.

    Сюжет последней и такой неоднозначной пьесы Яблонской можно пересказывать, а можно и нет. В любом случае, он ничего не объяснит.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

    «Хаос» М. Миллиахо на фестивале «Новая пьеса».
    Национальный драматический театр Литвы

    Случайно или нет, но проект «Новая пьеса», организованный в рамках фестиваля «Золотая маска», в этом году проходит под знаком «femina». Семинар, посвященный женской драме, собрал драматургов-женщин из Швеции, Финляндии, Литвы, Эстонии, Украины и России, шорт-лист пьес драматургического «Конкурса конкурсов», в большей части тоже женский: Нина Беленицкая, Наталья Ворожбит, Марина Крапивина, Екатерина Васильева, Анна Батурина. Вот и спектакль «Хаос» из Национального драматического театра Литвы исследует тему женского в современном обществе.

    Финский режиссер и драматург Мика Милиахо, автор «Хаоса», рассказывает о трех женщинах, оказавшихся в ситуации внезапного отчуждения и равнодушия общества. Все трое становятся «преступницами» в глазах общественности и автоматически исключаются из общества. Выход за границы общественной морали и толерантности, право на гнев, любовь, ненависть, смерть, которые обнаруживают в себе женщины, разрыв целостной личности и поиск своего «я» — все это обнаруживает явный кризис современного европейского общества, но прописано драматургом, скорее, с ироничной и нежной горечью на манер Гришковца. Сам спектакль неожиданно становится для зрителя психотерапевтическим сеансом...

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 63

    В архиве появился № 63. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше
  • МЕЧТЫ И РЕАЛЬНОСТЬ РОМАНА ФЕОДОРИ

    «Наташина мечта» Я. Пулинович на фестивале «Новая пьеса».
    Красноярский ТЮЗ

    Спектакль «Наташина мечта» Романа Феодори сделан по той версии пьесы Ярославы Пулинович, где есть только одна героиня — детдомовка Наташа Банина и, соответственно, один ее монолог.

    И вот тут — вся необычность замысла. «Наташина мечта» красноярского ТЮЗа, руководителем которого и является Феодори, — это многонаселенный масштабный спектакль с внушительным сценографическим, пластическим и музыкальным решениями. Жанр его театр определяет как мюзикл (но тут возможны варианты). Режиссер выводит на сцену не только всех героев повествования Наташи, но и будто бы весь ее внутренний мир, а также некую антитезу ему, но об этом чуть позже.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТАКАЯ У НАС ВЕРА, МАТЬ ЕЕ

    «Ипотека и Вера, мать ее» Е. Черлак на фестивале «Новая пьеса».
    Красноярский ТЮЗ

    Пьесу, по которой поставил свой спектакль в Красноярском ТЮЗе Семен Александровский, автор её Егор Черлак написал для одного из драматургических конкурсов на тему что-то вроде «Вера в современном обществе». Главную героиню пьесы зовут Вера, и она (простите за тавтологию) верит... что, если собрать этикетки от восьмидесяти творожных сырков, то можно выиграть домашний кинотеатр, а если упаковки от «колец кальмара», то японский мотор для лодки. А еще она верит, что если все это продать, то хватит, на первый ипотечный взнос, и что ребенок её, когда вырастет, будет жить долго и счастливо в большой просторной квартире купленной в ипотеку. И так она во все это верит, что даже дочку свою назвала Ипочкой, Ипотекой.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПОДОЖДЕМ С ВОПРОСАМИ

    А. Миллер. «Смерть коммивояжера».
    Театр им. Ленсовета.
    Режиссер Олег Еремин, художники Александр Мохов и Мария Лукка

    ... Есть в этом спектакле замечательная сцена: молодой, элегантно одетый и безмятежный начальник (Олег Федоров), исполненный радости своего спокойного и сытого бытия, по-детски увлеченно «мочит монстров» в стрелялке на планшетнике Apple. И ему мешают. Вилли Ломен (Артур Ваха), какой-то весь помятый, огромный, раздражающе «неуспешный», по всей видимости, не совсем здоровый, настырный... Он что-то говорит, потом кричит, жестикулирует...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария