Спектакль Элмарса Сенькова «Граненка» на фестивале «Радуга»
Для режиссера Элмарса Сенькова «Граненка» — дипломный спектакль, и создавался он этюдным методом вместе с молодыми актерами Рижского русского театра им. М. Чехова. Объединяет сцены одна тема — отношения людей с алкоголем. Тема опасная, изрядно заштампованная. С внутренним недоверием читаю программку: «Герои спектакля — обычные люди, потому и ситуации, разыгрываемые актерами — самые что ни на есть жизненные. Во всех эпизодах так или иначе присутствует алкоголь».
Вся театральная «кухня» полностью открыта. Помощник режиссера Людмила Гикале спрашивает, все ли на местах, актеры перешучиваются с ней. Они садятся за огромный, составленный из нескольких сегментов, темно-изумрудного цвета стол с ящиками,. Над ними по периметру стола — галогеновые лампы, прикрытые кружевными короткими занавесками, по-домашнему. Серию этюдов открывает бородатая шутка: один из актеров стучит по ножке стола, другой спрашивает: «Кто там?» И на столе появляется бутылка с условной водкой (без этикетки).
Но усиливающиеся было сомнения в теме быстро рассеиваются. В точных, смешных зарисовках актеры существуют остро, со свежими реакциями и юмором, но далеко от грани, где гротеск переходит в вульгарность. Это очень похоже на площадной театр: сценой становится сам стол, «кулисами» — стулья вокруг него. Актеры не забывают ни на секунду о среде обитания, придуманной для них сценографом и художником по свету Рейнисом Дзудзило, активно на нее реагируют. Если, например, дело происходит в новом доме, то один персонаж интересуется, почему же пол выкрасили в такой странный цвет, а другой со вздохом отвечает, что мода такая.
Актеры мгновенно меняют прически и аксессуары и с той же скоростью переходят из роли в роль. Русоволосая высокая Дана Чернецова превращается из молодой девахи — в глупую актрису-дебютантку, из говорящей на выдохе одинокой женщины — во властную жену, заставившую мужа кодироваться, потом — в маленькую девочку, ревущую от страха (папа пришел пьяный). Черноволосая маленькая Екатерина Фролова очень убедительно перевоплощается из девочки-подростка в старую пьяницу-актрису, потом сразу же переходит к другому типу старости — мамы, которая не хочет отпускать своего старшего сына. Она и «психолог», кодирующий от пьянства, и жена, которая все-таки пускает пьяного мужа домой, хотя зареклась это делать. Юрий Дьяконов отвечает за роли подростков, Алексей Коргин — за разнообразных мужиков-пьяниц, а Александр Маликов делит с ним это «амплуа» и играет на гитаре. Сам подбор музыки — ожидаемый: «Напилася я пьяной», «Я завтра брошу пить», но исполняются песни с юмором и обыграны так, что звучат не затерто. Песня Юрия Шевчука превращается в диалог с помрежем Людмилой, «Напилася я пьяной» — оказывается финалом спектакля про алкоголь, сыгранный старой и молодой актрисами перед желтой прессой с последующим обсуждением показанного (очень смешная и точная зарисовка-рефлексия на обсуждение на труппе). Неожиданно в музыкальном ряду возникает духовный стих «Что тебе надо, грешный человече», который чистые женские голоса поют как укор мужику, выпившему свои незаконные сто грамм.
Заканчивается спектакль снова открытым ходом: актеры перечисляют сцены, которые можно было бы сыграть, и чокаются гранеными стаканами. Алкоголь становится для них поводом найти абсурдные ситуации, где острее всего бы стоял вопрос такой привычной и сложной вещи, как свобода выбора. Но только не на метафизическом уровне, а на бытовом: всего лишь «пить или не пить», а какой неиссякаемый источник внутренних и внешних конфликтов.
Нынешняя «Радуга» дает прекрасный материал для размышлений по поводу этюдного метода, этюдов как материала для художественно обработанного текста, этюдах — как недо-жанра, который сейчас оказывается в театре востребован как жанр и пр. Этюды, обработанные в сюжетную, долгую жизнь у Херманиса, этюды (это еще предстоит) как средство обогащения и углубления материала doc. «Граненка» юного и талантливого Э. Сенькова — и способ снять театральные наросты с актеров, и несомненный контакт с публикой, и острые, внимательное наблюдение за жизнью — от школьного первого поцелуя под рюмку для смелости — до горького стакана в старости. Драматизм здесь мягок, к комизм не зол. Набюдательность при этом театрализована, все это игра, от которой получаешь зрительское удовольствие.
Лично мне показалась крайне тревожной продемонстрированная тринадцатой «Радугой» тенденция подмены стройного режиссёрского высказывания кучей наскоро слепленных и плохо организованных актёрских придумок.
Не возьму в толк, отчего фестиваль «Радуга» честно не проговаривает: мы делаем фестиваль не для зрителей, а уж тем более, нам совершенно наплевать и на подростка, и прости Господи, на ребенка помладше. Эти персонажи тут вообще не при делах. Мы стремимся показать взрослой публике спектакли за которые однозначно не стыдно, стремимся, чтобы гости были довольны приемом, чтобы критики пришли в полном петербургском и частичном столичном составе, стремимся, чтобы в театре на протяжении недели было ощущение некоего творческого варения. Все. Похвально. Но питерский тинейджер к этому не имеет никакого отношения. Да и хрен бы с ним. Просто, м.б. лучше без лукавства, чтобы более честнее получилось? Для своего, мол, статуса. И его поддержания.
Игра в бутылочку
«ГРАНЕНКА», авторский проект Элмара Сенькова
Рижский русский театр им. Михаила Чехова, г. Рига, Латвия
Свою сценическую версию театрального портрета поколения предлагает другой рижский режиссер Элмар Сеньков. Правда, здесь вместо брит-попа и диско – рок, а молоко, воду, траву успешно заменили пиво и водка.
Спектакль, начавшийся сакраментальным и отчасти риторическим вопросом «А чего не было бы, если б не алкоголь?» — далее представляет вниманию зрителя множество историй, объединенных темой присутствия в жизни каждого из нас тех или иных горячительных напитков. Любовь, семья, дружба, спорт, медицина – алкоголю оказываются подвержены все сферы человеческой деятельности. Наша жизнь и есть сплошное застолье. Эта мысль транслируется в спектакле буквально: артистический квинтет – три парня, две девушки — следуя схеме, заявленной в предыдущей работе «Звуки тишины» А. Херманиса, разыгрывает множество этюдов-вариаций на тему единого сюжета «я + обстоятельства + алкоголь = …». Первая любовь и первый алкоголь; экстрасенсы-кодировки и последняя рюмка водки; крепкая дружба и крепкие напитки; слабая воля и сильная тяга к спиртному; последняя в театре, первая в компании… За полтора часа перед зрителем предстает пестрая, нелепая, но довольно веселая и легко узнаваемая картина, галерея знакомых, узнаваемых персонажей. И все сыграно, сидя за огромным зеленым столом. Этот стол, составленный из множества крохотных столиков, чем-то напоминающий бильярдный, скрывает массу ящичков-тайничков, из которых, то и дело доставая реквизит, артисты, как из собственной кладовой воспоминаний, черпая вдохновение, извлекают необходимый реквизит. Над игровым полем висят огромные лампы, обтянутые по периметру белым ажурным тюлем, что вносит в эту несколько «казенную», формальную атмосферу игорного дома, ощущение теплоты и семейного уюта.
Все, показанное в спектакле «Граненка», верно. В том смысле, что правдиво. Большинство героев, изображаемых ребятами, вызывают симпатию и сочувствие, им веришь, как родным. Однако работа Элмара Сенькова не откровение — скорее, прекрасная, легкая, прозрачная, тщательно проработанная, интересно выстроенная и чудесно сыгранная, история, но не более. Нет в ней ни загадки, ни накала, ни терпкости — градус не тот. «Жизнь» не становится здесь подлинным произведением искусства, бриллиантом чистой воды – огранка не та. Да и граненый стакан — символом целой эпохи, в данном контексте оказывается всего лишь поводом для разговора, чем-то безличным – «граненкой»: без него можно легко обойтись, в крайнем случае, выпив из горла…