Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • МАГИЯ ПУСТОГО АНГАРА

    Фестиваль «Драама» в университетском — чуть ли не единственном в своем роде на постсоветском пространстве — городе Тарту прошел в первую неделю сентября в десятый раз. Но гораздо важнее юбилейной оказалась другая дата — четвертый год фестивалем руководит сменный куратор, так что олимпийский огонь хорошего вкуса переходил от продюсера и режиссера к театроведу, от театроведа к актеру и, наконец, оказался в руках у сценографа Иир Хермейлин. До этого театры поставляли спектакли на фестиваль на свой выбор. И выбор этот, кроме самих этих театров, редко кого радовал.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 8

    В архиве появился № 8. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • STURM UND DRANG

    11 сентября в Театре им. Ленсовета прошла пресс-конференция по случаю открытия юбилейного 80-го сезона. Грамотно продуманного и  насыщенного.

    Нечастое впечатление. Сидела на пресс-конференции в Театре Ленсовета, предваряющей новый, юбилейный, восьмидесятый сезон и думала: все у них сладится.

    Юрий Бутусов, сосредоточенный, несуетный, уверенный. В нормальном, старинном смысле глава театра, строитель. Не форсированностью голоса, пластикой или кичливыми заявлениями, а как-то уловимо-энергетически он это транслировал.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • СКАЗОЧНЫЙ БАЛАГАН

    «Волшебное кольцо». По мотивам сказки Б. Шергина.
    Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки.
    Режиссер Оксана Дмитриева, художник — Наталья Денисова.

    Сказка Бориса Шергина «Волшебное кольцо» в интерпретации украинского режиссера Оксаны Дмитриевой превратилась в «балаганное представление в двух частях» — таков жанр, указанный на афише и в программке. Обозначенная форма, казалось бы, отвечает заявленному содержанию, находя свое отражение как на внешних, так и на внутренних, глубинных уровнях организации действа.

    Занавес открывается, перед зрителем возникает еще один — красно-синий, ярмарочно яркий, расписной, расшитый изображениями разных созвездий, с огромной эмблемой солнца посередине.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПРОДОЛЖАЕТСЯ СБОР ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ЯРОСЛАВСКОГО «ДОМА АКТЕРА»

    Уважаемые читатели и коллеги!

    На сайте OnlinePetition продолжается сбор подписей в поддержку ярославского Камерного театра, над которым висит угроза лишиться помещения. Вот что говорится в петиции:

    «Еще в сентябре 2012г. местная власть решила отобрать помещение у знаменитого «Дома актера», включив его в план приватизации. Но депутаты муниципалитета вычеркнули адрес «Актера» из плана. С КУМИ договор безвозмездного пользования заключен до 2020г. Но мэрия настаивала на своем и подала в суд на владельцев с целью расторжения договора. Над первым частным штатным репертуарным театром России нависла угроза закрытия. И все это накануне пятнадцатилетнего юбилея театра.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • 60 ЛЕТ САН САНЫЧУ МЕРКУЛОВУ

    Наступает осень юбилеев, будь они неладны, и первым разменивает неприятный седьмой десяток наш бывший верстальщик Саша Меркулов, Сан Саныч, руки которого верстали «ПТЖ» с № 2 до № 33 во всех наших редакциях: от первого чердака до нынешнего подвала. Много лет они верстали его еще в тех программах, которые теперь не раскодировать для выкладки на сайт и которых нет у самого Саши (а у него обычно припасено и сохранено все, он бережливый...).

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В СТОРОНУ СВАНА

    В Москве пятый день идет фестиваль молодой драматургии «ЛЮБИМОВКА».

    «День назывался „первым сентября“, детишки шли, поскольку — осень, в школу, в театре открывался фестиваль...» Детишки, конечно, 1 сентября 2013-го никуда не пошли, но так писать про нынешнюю «Любимовку» легко и просто, поскольку тон такой и этот стиль заданы изначально открывшей фестиваль внеконкурсной пьесой Андрея Родионова «Проект «Сван», полной как собственных стихов поэта, так и реминисценций к спародированному тут Бродскому, или Цветаевой.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • ПРОДУКЦИЯ PREMIUM-КЛАССА

    Дебют Зимнего международного Санкт-Петербургского театрального фестиваля скрасит, смикширует пик самого невыносимо-депрессивного времени года... (14 — 29 ноября).

    Многочисленные имеющиеся у нас и успешные театральные форумы умножены на еще один, придуманный сверху. Кем? Правительством города. Видимо, в рамках углубленного изучения тезиса: в нашей культуре должно становиться еще более лучше.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТЕАТР, РАСПАХНУТЫЙ К ГОРОДУ

    Большой драматический театр, наконец, открыл карты. 2 сентября в Каменноостровском театре прошла пресс-конференция, в которой помимо Андрея Могучего, художественного руководителя БДТ, приняли участие художественный руководитель театра «Практика» Иван Вырыпаев и художественный руководитель Таллиннского городского театра Эльмо Нюганен.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВАЛЕРИЙ ФОКИН: «РАДИ ИСКУССТВА Я ГОТОВ ПОБРИТЬСЯ!»

    По традиции, 30 августа —указом императрицы Елизаветы Петровны именно от этого числа в 1756 году был учрежден старейший театр России — день открытия сезона в Александринском театре.

    Пресс-конференция по случаю открытия нового, 258-го, сезона Александринского театра началась с явления публике «черного квартета». Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, заведующий литературной частью и ректор Санкт-Петербургской театральной академии Александр Чепуров, главный режиссер Театрально-культурного комплекса «Александринский» Марат Гацалов и его программный директор Полина Васильева, одетые во все темное, идеально нуарные, заняв места за столом, приступили к рассказу о предстоящих премьерах.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ФЕСТИВАЛЬНЫЙ СЕЗОН НА СТАРТЕ

    Новый сезон едва-едва теплится, но уже в сентябре стартуют два, пожалуй, самых влиятельных из региональных фестивалей с абсолютно разными программами: «Реальный театр» в Екатеринбурге и Международный Волковский в Ярославле.Публикуем обзор их программ. Подробная хроника событий — в дни фестивалей.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • АЛЕКСАНДР БАРГМАН ПРИГЛАШЕН ГЛАВНЫМ РЕЖИССЕРОМ КОМИССАРЖЕВКИ

    Несколько дней назад Александр Баргман, актер, режиссер, создатель и руководитель «Такого Театра», дал согласие стать главным режиссером Театра им. В. Ф. Комиссаржевской. Он приступит к работе не сейчас, а в середине сезона, когда поставит спектакль "Графоман" по рассказу А. Володина. Баргман -- нечастый и счастливый пример естественного и внутренне мотивированного перехода актера в режиссерскую профессию, плавного наращивания режиссерской «мышечной массы» и существования в профессии без поблажек и скидок на «актерское происхождение». Как раз об этом интервью, сделанное Марины Дмитревской и опубликованное в 60-м номере «Петербургского театрального журнала» за 2010 год. Поздравляем Александра Львовича и предлагаем вашему вниманию тот (ТАКОЙ...) разговор.

    Читать дальше
  • ПАМЯТИ ДМИТРИЯ БАРКОВА

    Дмитрий Барков принадлежал великой когорте ленсоветовцев. Его ближайшие соратники были Леонид Дьячков, Ефим Каменецкий, Анатолий Равикович. Он был Ромео и Петруччо, его Джульеттой и Катариной была Алиса Фрейндлих. Он был Маратом в легендарном спектакле И. П. Владимирова.

    Что это было?

    Так долго шел спектакль «Король, дама, валет» в постановке Владислава Пази! На редкость долго шел, потому что король был — Король: Дмитрий Барков.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 11

    В архиве появился № 11. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПАМЯТИ ЛИЛИИ ТОЛМАЧЕВОЙ

    Ушла Лилия Толмачева. Смешно сказать, я не видела ее на сцене. Досталась только легенда и несколько эпизодов личного общения с кодовым замком и ключом «Володин». Собственно, с Володиным связана и легенда о молодом «Современнике», «Пяти вечерах», где она была Тамара, о «Старшей сестре», где она была Надя Резаева...

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕЗИДЕНТА ФОН ВАЛЬТЕРА

    Еще один лидер по номинациям на «Золотой Софит» — «Коварство и любовь» Льва Додина. Помимо номинаций на «Лучшую работу режиссера» и «Лучший спектакль большой формы», Экспертный совет премии отметил работы Ксении Раппопорт (Леди Мильфорд), Игоря Иванова (Президент фон Вальтер) и Данилы Козловского (Фердинанд). Предлагаем вашему вниманию один из лучших аналитических текстов об этом спектакле, написанный по следам премьеры.

    Читать дальше
  • ИГРАЕМ... МАКБЕТА!

    Официально номинанты Высшей петербургской театральной премии «Золотой Софит» будут объявлены в сентябре. Но уже сейчас некоторые театры разместили на своих сайтах названия спектаклей-номинантов, имена претендентов на «Софит». Один из них — «Макбет. Кино» Театра им. Ленсовета, его автор Юрий Бутусов (лучшая работа режиссера), его участники Лаура Пицхелаури (лучшая женская роль) и Виталий Куликов (лучшая мужская роль). «Командность» — сильная сторона этого спектакля, открывшего зрителям как актеров с солидным послужным списком работ в Театре им. Ленсовета, так и новичков. Мы поздравляем номинантов и предлагаем вашему вниманию опубликованную в последнем 72-м номере журнала статью Ксении Ярош, своего рода актерскую «мозаику», в которой, помимо ролей Лауры и Виталия, пристальное внимание работам Ивана Бровина, Александра Новикова, Григория Чабана и многих других.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ЗВЕРИ СМОТРЯТ НА НАС

    15 августа ушел Славомир Мрожек.

    «Звери смотрят на нас» — было написано на обратной стороне обложки книги Славомира Мрожека «Хочу быть лошадью». Год ее выхода — 1990 — символичен. Без дураков, это одна из самых важных театральных книжек 90-х годов, хотя нового в те годы появилось немало. Мрожек сделал нам прививку новой театральности — острой, смелой, праздничной, в меру «замороченной» и в то же время очень ясной, бьющей по нервам. Независимый театр тех лет невозможно представить без его пьес, так же, как сложно представить себе большую часть названий Мрожека в сегодняшней театральной афише.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • FRINGE. АНГЕЛЫ И ДЕМОНЫ

    2-26 августа проходит Эдинбургский Фриндж — самый масштабный из театральных фестивалей. В этом году в его программе, к сожалению, нет «Русского сезона» (фестиваль визуального и пластического театра), организованного АННОЙ БОГОДИСТ (она же бессменный менеджер театра DEREVO на протяжении девяти лет). Ровно год назад Анна стала первым в истории эдинбургского смотра продюсером, получившим почетную и желаемую для многих сотен театралов награду — Herald AngelAward. Мы предлагаем вашему вниманию интервью с Анной, сделанное АЛЕКСАНДРОЙ ДУНАЕВОЙ по следам прошлогоднего Фринджа — об особенностях эдинбургской фестивальной «кухни», фестивальных приоритетах и наградах. И с надеждой на новый «русский десант». Теперь уже через год.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • НА ФЛЕЙТАХ ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ

    В Петербурге открылся ЦЕХ СВОБОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ.

    10 августа уже издали по приближении к дому № 41 по ул. Восстания слышались трубные звуки, а саму неширокую Восстания фактически перегородила толпа зевак. С балкона эркера человек в цилиндре рубил стихи, похожие на лозунги. Другие во фраках и ярком гриме выдували из длинных полых труб, высекали из велосипедных спиц прямо на тротуаре свою музыку. Пара оживших манекенов в витрине — красная фурия и белый «Пьеро» с красным похожим на шрам шнурком на шее— принимали декадентски-вычурные позы. Двое художников с мольбертами тут же «увековечивали» происходящее маслом. В афишнице театра виднелся плакат с двумя накладывающимися друг на друга, но не совпадающими квадратами: красным «Камерный театр Малыщицкого» и черным «Цех свободных художников».

    Читать дальше | Комментарии (1)