
-
«Русскiй романсъ».
Театр Наций.
Режиссер Дмитрий Волкострелов, художник Ксения Перетрухина.Год русской классики в Театре Наций стартовал интригующе и парадоксально — спектаклем «Русскiй романсъ» Дмитрия Волкострелова, поддержанным Фондом Михаила Прохорова. Интеллектуал и мастер «постдраматических» сюжетов, режиссер, казалось бы, никак не мог вписаться в эту историю. Волкострелов и Пряжко — почти идиома, Вырыпаев, Мюллер или Беккет также его соратники. Но русский романс, почти сброшенный с корабля современности, лишь для украшательства звучащий в спектаклях старой школы? Примета иной, давно канувшей в Лету жизни с ее манерами и человеческими связями. Издевательски высмеянный когда-то поэтом революции в адрес Собинова:
-
«Странствия Нильса». Мюзикл Максима Леонидова и Александра Шаврина по географической сказке Сельмы Лагерлёф.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Эмиль Капелюш.Большинство книг-путешествий, от Гете до Толкиена, по своей природе являются книгами взросления, воспитания человеческой души испытаниями, из которых герой выходит преображенным. «Путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф — не исключение. Но, в отличие от других книг, «Нильс» еще и географический роман. Драматическая линия в нем проложена пунктирно. И познание окружающего мира занимает такое же важное место, как и познание себя. Это ставит перед театром ряд препятствий, так как отдельные главы-очерки не несут драматической нагрузки.
-
Совершенно неожиданно Дмитрию Воробьеву исполняется 50. Ну, как-то совсем внезапно. Неужели звездный курс Бызгу-Баргмана-Воробьева-Полянской подходит к этой дате?.. Видимо, Дмитрий Воробьева — первый. Надо точить перья...
При этом есть большое внутреннее воодушевление — поздравить именно Дмитрия Воробьева, еще недавно — Диму. Потом что если и есть у нас кто — так это он, настоящий крупный драматический актер, который всегда больше каждой своей роли (при этом роль не меньше его).
-
Каникулы-каникулы! Редакция «ПТЖ» проводит их, как и положено, на новых детских спектаклях...
«Малыш и Карлсон». А. Линдгрен.
Санкт-Петербургский театр «Мастерская».
Режиссер Галина Бызгу, художник Наталья Дружкова.Ставить в Петербурге «Малыша и Карлсона» ‒ все равно что в Москве «Синюю птицу».
Множество поколений выросли на ленсоветовском «Малыше». На чье-то детство пришелся дуэт Алисы Фрейндлих ‒ Анатолия Равиковича. Но Карлсон ‒ Равикович менял партнерш, и кто-то рос под печаль романтического «маленького принца», Малыша Галины Никулиной, на чье-то детство выпал обаятельный шалун Ирины Мазуркевич, а позже на вахту заступил Карлсон ‒ Александр Новиков, а с ним Елена Руфанова, Светлана Письмиченко... Словом, есть легенда, и все мы пели «Хорошо иметь собаку...», и все помнили Фрекен Бок ‒ Ларису Леонову, «вынянчившую» много поколений Малышей...
-
О XXI фестивале «Рождественский парад»
Ежегодный петербургский фестиваль негосударственных театров «Рождественский парад» разменял третий десяток насыщенной программой: за 10 дней — 20 спектаклей, семинары, мастер-классы и, конечно, открытые обсуждения спектаклей членами жюри. Впервые за историю «Парада» председателем жюри стал не театровед — актер БДТ Михаил Морозов. Но фестиваль помнит, что театрально-критические обсуждения — одна из его основ, изначальная традиция. К созданию «Парада» был причастен Лев Гительман, и вот уже второй год существует премия памяти Льва Иосифовича, присуждаемая в рамках фестиваля. В этот раз бронзовой статуэткой льва-джентльмена во фраке и цилиндре наградили Елену Иосифовну Горфункель, которая почти все эти годы — с момента основания фестиваля — создавала его особую атмосферу (будучи сперва одним из членов жюри, а затем председателем).
-
В то, что Регины с нами больше нет — невозможно поверить и, думаю, к этому так и не удастся привыкнуть. Есть в факте ее ухода что-то не согласное с порядком вещей. Если смерть является частью нашей жизни, то в ее жизнь этот преждевременный уход никак не интегрируется. Можно ли, чтобы после ночи не пришел рассвет? Ведь солнышко, если и закатывается, то потом снова встает.
«Я же солнечная!» — заметила она в ответ на описание критика, упустившего это ее абсолютное качество, нетленный корень ее личности, и человеческой, и актерской.
-
Под конец 2014 года Сатаровский ТЮЗ Киселева в десятый раз собрал и провел лабораторию «Четвертая высота» (благодаря гранту Министерства культуры провел широко, с удвоенным количеством показов и читок). Стоит ли говорить, что все годы курирует ее Олег Лоевский («Какая разница!» — сказал бы он сам. Да никакой!) и что посвящена она всегда драматургии для детей и подростков.
-
Спектакль-посвящение к 100-летию Камерного театра
В финале этого спектакля-посвящения знаменитый таировский пожарный занавес все-таки появился. Он медленно поехал сверху вниз и вскоре отсек сцену с ее правдой и вымыслом от уже начавшего аплодировать зала. А незадолго до финала прозвучали слова Таирова о том, что ему не нужна на сцене бытовая правда, что театр есть театр. В известной степени из-за этой своей позиции неприятия сиюминутной актуальности, унылого бытоподобия и массовой удобопонятности, из-за приверженности законам, казалось бы, чистого искусства Таиров и пострадал, ибо Совдепии такое вовсе было не нужно и даже враждебно.
-
На фоне падения доллара, евро,
На фоне коллапса и криков «Крымнаш»,
Мы рады, что все еще живы, по-первых,
А дальше — что точим еще карандаш...Побили рекорды «Театр и искусства».
Ведь Кугель его протащил 20 лет,
А нам 22... И приятное чувство
Не можем мы скрыть. Правда, денег-то нет...И нету надежды на старенький Смольный,
И нет упованья на новый Минкульт,
Ползем, каждой новой копейкой довольны...
Всё паперть и паперть: а вдруг подадут?..Но книги выходят, выходят журналы,
На сайте людей — уж почти миллион...
И это, друзья, согласитесь, не мало,
Есть стимул и дальше тянуть наш вагон.А сколько? Куда? Кто в стране это знает?
Грядет Новый год. Что грядет вместе с ним?
И все же. ВАС ВСЕХ «ПТЖ» ПОЗДРАВЛЯЕТ!
ВЫ СТАВЬТЕ, ВЫ СТАВЬТЕ! А МЫ ПОСТОИМ... -
Сигналы нового номера (тираж приедет после праздников) мы получаем в день нашего 22-го дня рождения.
Традиционное «К читателям и коллегам» в этот раз имеет название «Без санкций»: в одном едином процессе, «без санкций», мы рассматриваем в нем театр запада и востока, юга и севера...
А теперь про цифру «22».
Это много.
Мы побили рекорд Кугеля, державшего журнал 20 лет...«Кугелю помешала советская власть», — сказал нам недавно Ю. М. Барбой.
«Ему она помешала на 21-м году, а мне она мешает все годы без перерыва», — ответила ему М. Ю. Дмитревская.
И это правда. -
«Записки сумасшедшего». По одноименному рассказу Лу Синя.
Cont art Family.
Режиссура Женя Анисимов и Владимир Варнава, балетмейстер Владимир Варнава.За отправную точку хореограф Владимир Варнава и режиссер Евгений Анисимов взяли рассказ знаменитого китайского писателя начала века Лу Синя. «Записки сумасшедшего» ведутся от лица человека, который с маниакальностью шизофреника подозревает всех окружающих — от родного брата до играющих у дома соседских детей — в каннибализме. В новелле немало культурологических ссылок, вводящих частное помешательство в общеисторический контекст. В итоге мифы и фразы исторических деятелей складываются в голове помешанного в историю насилия, которая составляет историю его страны, а значит, и его гибель неизбежна. «Я, у которого за спиной четыре тысячи лет людоедства, только сейчас понял, как трудно встретить настоящего человека».
-
«Тысяча и одна». Сценарий и диалоги Яны Туминой и Елены Чарник.
Театр «Приют комедианта».
Режиссер Яна Тумина, художник Эмиль Капелюш.Неизвестно, что вдохновило режиссера Яну Тумину на создание спектакля: восточные сказки или идея театральной игры в «психоделическую» игру — то есть жанр квеста, ставший жанром спектакля. О том, что это такое, подробно рассказывается в программке, там же прописана (для полного погружения зрителя) инструкция из восьми пунктов, что могут и чего не могут делать участники квеста. В последние годы из виртуальной реальности компьютерные «бродилки-искалки» переместились в реальную. Интересная тенденция — видимо, подростки и молодежь начали скучать по живому общению.
-
Не стало Екатерины Ивановны Мокиенко. Народная артистка РФ, ведущая артистка Красноярского драмтеатра им. А. С. Пушкина скончалась на 94-м году жизни.
Она была из тех, о ком на театре говорят «не мыслила себя без сцены». Играла без малого почти до 90 лет. И дальше продолжала бы работать, если бы не сразил внезапный недуг — инсульт. Екатерина Ивановна болезней никогда не боялась — и со сломанными ребрами приходилось играть, и с сердечными болями. И, как сама она с удовольствием не раз любила говорить, стоило только ей выйти на сцену — ни высокой температуры не ощущала, ни одышки. Но в этот раз болезнь оказалась сильнее актрисы...
-
«Из жизни марионеток». Ингмар Бергман.
БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Анджей Бубень, художник Олег Головко.С фильмом Бергмана «Из жизни марионеток» у меня складываются странные отношения: я пересматриваю его раз за разом, потому что никогда не могу вспомнить, смотрела ли раньше. А пересмотрев, тут же забываю. Он кажется тягучим, медленным, расфокусированным, его трудно смотреть и еще труднее вспоминать. В памяти остаются картинки — холодные черно-белые или чувственные черно-красные. Этот фильм завораживает внешней красотой, но оставляет неприятное брезгливое ощущение: как будто подглядел в дверную щелку откровенную до неприличия сцену. Только непристойным занятиям предавались не человеческие тела, а души. И от того, что ни герои, ни ситуации, ни проблематика не вызывают идентификации, чувство гадливости не перерастает в сладкое запретное эротическое переживание, как бывает при просмотре некоторых других фильмов Бергмана. Автор проводит отстраненное, беспощадное и очень субъективное препарирование отдельно взятой человеческой души, а заодно и узкой социальной прослойки.
-
«Тангейзер». Р. Вагнер.
Новосибирский театр оперы и балета.
Режиссер Тимофей Кулябин, художник Олег Головко.«Тангейзер» Вагнера считается одной из самых сложных для постановки опер. И дело не только в запутанном сюжете, соединяющем историческое (состязания миннезингеров), мифологическое (грот Венеры) и христианское (паломничество Тангейзера в Рим), но и в сложности партитуры, резкой смене настроения музыки. Найти решение для «Тангейзера» и обосновать переходы от одного эмоционального состояния к другому — задачи именно режиссерские. Тимофей Кулябин обе эти задачи решил приемами, свойственными его работам в драматическом театре. «Тангейзер» Кулябина — это квинтэссенция его режиссуры, и тут есть некоторый иронический парадокс: хочешь увидеть концентрированную драматическую режиссуру Кулябина — сходи на его оперу.
-
«В Питере пошла борьба площадок за контент», ‒ сказал мне недавно один нестарый режиссер. И правда, возникшие в последние годы в Петербурге площадки «Скороход» и Новая сцена Александринки, функционирующие «Легкие люди», возродившийся ON. ТЕАТР, как будто, удовлетворяют спрос не очень многочисленных проектов, способных дать настоящее художественное качество. Поэтому, прослышав про открытие новой сцены в Музее современного искусства «Эрарта», редакция решительно двинулась за комментариями к программному директору музея, театральному режиссеру Денису Рубину.
-
«Свидетель обвинения». По одноименной пьесе Агаты Кристи.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Мари-Луиз Бишофберже.«Я ничего не вижу: сломались дорогие очки, а дешевые на гастроли МХТ я надеть не решилась», ‒ жаловалась блондинка с пухлыми губами с соседнего ряда своей подруге. Я же, нимало не комплексуя, решилась взять те очки, которые были, и рассмотрела все вполне, хотя смотреть, в общем-то, было не на что. На сцене — простенькие декорации, напоминающие зал суда. Слева в глубине — трибуна судьи, чуть ближе к зрителям — стол адвоката со стороны обвинения. Справа — места для подсудимого и адвоката защиты. В центре — место свидетеля.
-
«Отрочество». Я. Пулинович по произведениям Л. Н. Толстого.
Академический ТЮЗ им. Ю.П. Киселева (Саратов).
Режиссер Алексей Логачев, художник Ольга Колесникова.«Бывают, мой друг, бывают», — уверяет Николеньку отец, а нас Алексей Логачев. И синие, и белые зайцы на сцене ТЮЗа чувствуют себя как дома — спектакль родился здесь, на прошлогодней театральной лаборатории «Четвертая высота». В пьесе Ярославы Пулинович ни о каких зайцах речи не идет, драматург выбирает из трилогии Толстого самые болезненные моменты взросления героя, где основной акцент — реакция Николеньки на смерть матери. «Отрочество» выходит довольно напряженным, мрачным. Эта мрачность пьесы выворачивается режиссером наизнанку, главное для него — не болезненность взросления, а «белоснежность» детского сознания.
-
Вот все хорошее, что только бывает в жизни, олицетворял Вадик, Вадим Фиссон — это праздник, несмотря ни на что, подарки, радости, мечты, которые вдруг сбываются... «Если бы я распоряжался временем, я бы дал хорошим людям возможность еще немного пожить»... Это его слова...
Не каждому взрослому человеку придет в голову такая фраза — он мыслил как волшебник, и впрямь распоряжавшийся временем, и возвращал в детство, возвращал детский взгляд, веру в чудеса, дарил чистоту, бесстрашие и свободу, пренебрегая скучными законами действительности. И каждый, каждый, кто его видел или оказывался рядом, испытывал счастье и поневоле переосмысливал свою жизнь и отношения с миром. И ничего невозможного не было, границы реальности раздвигались — вот ровно настолько, насколько ты сам сможешь вообразить. И то, что он мог воспринимать мир еще и с высоты детского роста — он и сам понимал это, — давало некий объем, другой ракурс, другую меру весов, парадоксальное мышление.
-
«Это все она». А. Иванов.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Семен Серзин.Шахтерский город Прокопьевск в последнее десятилетие стал довольно заметной точкой на театральной карте России. Конечно, это произошло не сразу. С «Преступлением и наказанием» Ольги Ольшанской театр ярко показался когда-то на фестивале «Театры малых городов России». Приглашенный просто на постановку Марат Гацалов на глазах стал художественным лидером и начал подтягивать в театр свое поколение режиссеров, за которыми потянулись художники. Его спектакль «Экспонаты» был представлен на «Ново-Сибирском транзите», на «Золотой Маске» получил «Маску критики». «Класс Бенто Бончева» (режиссер Дамир Салимзянов) и «Парикмахерша» (Семен Александровский) были показаны на нескольких российских фестивалях, первый прокопьевский вербатим «Горько!» ‒ на «Маске плюс».
комментарии