Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОТБОР ПЬЕС ДЛЯ ПРОГРАММЫ «ПЕРВАЯ ЧИТКА»

    Вниманию драматургов! Мы продолжаем прием и отбор пьес для программы «Первая читка», которая состоится в рамках ХI фестиваля им. А. Володина «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» с 5 по 10 февраля 2015 года.

    Напоминаем, что «Первая читка» — не конкурс, а стартовая площадка для новой пьесы и дискуссионное поле для интересующихся современной драматургией. У нас впервые были прочитаны легендарные «Кеды» Любови Стрижак, «Развалины» Юрия Клавдиева, «Жанна» Ярославы Пулинович, «Легкий способ бросить курить» Михаила Дурненкова и многие другие пьесы Вадима Леванова, Анны Яблонской, Марины Крапивиной, Валерия Печейкина... С пьесами работали такие режиссеры, как Семен Серзин, Савва Чеботарь, Глеб Черепанов, Георгий Цнобиладзе.

    «Первая читка» ждет ваши новые (нигде ранее не представленные публично!) произведения, чтобы презентовать их зрителям в прочтении молодых режиссеров.

    Пьесы присылайте на адрес pervochit@mail.ru до 1 января.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О ДОВЕРИИ К МОЛОДЫМ

    «Башлачев. Свердловск — Ленинград и назад». Ярослава Пулинович и Полина Бородина.
    Центр современной драматургии (Екатеринбург).
    Режиссер Семен Серзин.

    Деревянный особнячок на улице Тургенева, где прошли славные годы «Коляда-театра», теперь отдан Центру современной драматургии, который начинает строить собственную репертуарную политику, базируя ее, прежде всего, на феномене уральской драматургии. Ученики Николая Коляды разных лет выпуска составляют сегодня, наверное, более половины драматургического цеха российского театра, причем, что важно, их пьесы действительно театрами востребованы, ставятся активно в самых разных точках страны. Документальную историю о рок-поэте Александре Башлачеве написали ученицы Коляды — Ярослава Пулинович и Полина Бородина. И тут важно само это рукопожатие, подношение, венок памяти — от уральской драматургии, ставшей культурным феноменом Екатеринбурга 2000-х, уральской рок-музыке, бывшей культурным феноменом Свердловска 1980-х.

    Полуторачасовой стремительный спектакль Семена Серзина вскользь касается всей биографии Башлачева, но особое место тут — его свердловский след. В названии спектакля — строчка из песни «Поезд № 193», где топонимика советского Свердловска навсегда вписана в историю рок-музыки, а значит, и культуры.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПИРАТЫ С НАРОДНОЙ УЛИЦЫ

    «Том Сойер». М. Твен.
    Театр «Мастерская».
    Режиссер Галина Бызгу, художник Елена Чернова.

    «Том Сойер» — это первый после выпуска из Академии спектакль актерского курса Григория Козлова, с нового сезона вошедшего в труппу театра. Того, который играет «Тихий Дон».

    Вообще «Мастерская» активно взялась за обновление своего (надо сказать, и без того не бедного) детского репертуара. В августе Лариса Маркина (первый козловский курс — 2001 года) уже выпустила «Сказку о рыбаке, его жене и рыбке», теперь прошли премьерные показы «Тома Сойера» в постановке Галины Бызгу (в ближайших планах ее же «Малыш и Карлсон» на Малой сцене).

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПАЦИЕНТ ПОДРОСТКОВОГО КАБИНЕТА

    «Король Убю». А. Жарри на фестивале NET.
    Театр «Чик бай джаул» и театр «Э компани» (Франция — Великобритания).
    Режиссер Деклан Доннеллан, сценография Ника Ормерода.

    Отправной точкой режиссерского замысла в этом только что показанном на фестивале NET спектакле совершенно очевидно стало «пубертатное» происхождение пьесы «Король Убю». То есть тот факт, что ее написал 14-летний лицеист, что прототипом заглавного героя был неприятный школьный учитель. И действительно, пьеса Жарри имеет все признаки подросткового сознания, начиная с того, то Убю, в сущности, дурное, жестокое дитя, и заканчивая тем, что сюжет и диалоги совершенно линейны и хулигански неприличны.

    Историки театра утверждают, что папаша Убю породил все европейские театральные течения ХХ века: и сюрреализм, и абсурд, и «театр жестокости». То есть проложил путь от устойчивого мира ответственности, отраженной в реалистическом искусстве, к миру энтропии, инфантилизма и полной безответственности, столь же точно и беспощадно воплощенному европейскими художниками середины прошлого столетия.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ НИНЫ ИВАНОВНЫ ЖЕЛУДОВОЙ

    Не стало Нины Ивановны Желудовой, нашей дорогой Нины Ивановны... Когда-то наш журнал писал о ней. Десятки лет она была «мамой» всех заочников и вечерников ЛГИТМиКа-СПбГАТИ, клявшихся ей в любви и верности (а это сотни театроведов). Кто-то клятву исполнил, но последние годы, по ряду обстоятельств, Нина Ивановна жила страшно... Светлая, светлейшая ей память...

    А первым откликнулся на скорбную весть Юрий Кружнов. Наверное, напишут и другие...

    Читать дальше | Комментарии 12 комментариев
  • ЯВЬ О ГРУЗИИ

    VIII Петербургский театральный сезон в Тбилиси

    От современных отношений между Россией и Грузией страдает любой развитый человек.

    Правда, ему, человеку соображающему, подкинули изрядную порцию свежих впечатлений, связанных с другой родственной страной, и Грузия невольно отошла с авансцены сознания.

    Отошла, да не ушла.

    Читать дальше | Комментарии 9 комментариев
  • ЦИРК И НЕ ТОЛЬКО, ИЛИ ЛЮБОВЬ К СВОЕЙ ЛЮБВИ

    «Валентинов день». И. Вырыпаев.
    Небольшой драматический театр.
    Режиссер Вадим Сквирский.

    Две женщины — законная жена Катерина и любовница Валентина — свято хранят память о мужчине, которого уже лет двадцать как нет: в день рождения одной из них он умирает от сердечного приступа. Не смог, не выдержал, сломался, ушел. И хотя тем самым «подарочным» патроном смертельно ранило обеих, дамы смогли, пережили — и его, и себя прежних. Так и существуют: с дыркой в сознании и в сердце, пустотой в душе, в вечной ненависти и презрении друг к другу — слишком уж они разные. Чистенькая, дотошная, в розовом пальтишке аккуратистка Валентина (Татьяна Колганова), в особо нервные и тревожные моменты переходящая на латынь, интеллигентно недолюбливает помятую грязную алкоголичку Катю (Татьяна Рябоконь), крушащую, роняющую и опрокидывающую все на своем пути, путающую храм Христа Спасителя с «церковью Христа Спасателя».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • УРА! КАНИКУЛЫ!

    Фестиваль детских театров «АртКаникулы» в Перми

    Само название «АртКаникулы» и то, что фестиваль не был конкурсным — его целью было собрать и показать зрителям лучшие спектакли, — придало ощущение свободы, легкого дыхания, уверенности в том, что работа и будни непременно вознаграждаются праздниками. Фестиваль получился чрезвычайно интересным не только в собственно театральном аспекте — он отразил несколько тенденций, путей развития детского театра, явился «культурным срезом» нашей жизни. Пятнадцать спектаклей: разнообразие форм и художественных высказываний, возрастных адресов и режиссерских подходов — от многонаселенного мюзикла до авторского соло-театра, где создатель спектакля един во всех лицах — и драматург, и режиссер, и исполнитель. Собранный арт-директором фестиваля Татьяной Тихоновец показ обнаружил совпадения в откликах театров на главные запросы времени. Оказалось, что почти все «взрослые», 16+, спектакли — о сиротстве, и в прямом, и в метафизическом смысле этого слова, о неправильности, невыносимости мира без отца, без Отца, без Бога.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ВАЛЕРИЙ МИХАЙЛОВИЧ!

    Валерию Ивченко — 75. То есть, 75 лет артисту «последнего товстоноговского призыва», о чем писала когда-то на наших страницах Елена Горфункель. И хотя до БДТ у Валерия Михайловича была целая жизнь и в Харькове, в театре, помнящем Леся Курбаса (об этом мы тоже писали), и в театре им. Ивана Франко, с незабываемым «Дядей Ваней» Сергея Данченко, где они с Богданом Ступкой играли Астрова и Войницкого, для поколений петербуржцев Ивченко — одна из реликвий БДТ, словно бы всегда принадлежавшая Фонтанке, 65...

    «Петербургский театральный журнал» искренне поздравляет Валерия Михайловича Ивченко. Многия лета — и исключительно на сцене!

    Читать дальше
  • РАСКОЛЬНИКОВ И МЫШКИН НА БЕРЕГАХ ПЕРЕРЫТИЦЫ

    XVIII Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Ф. М. Достоевского в Старой Руссе

    Это фестиваль-дом. В самом буквальном смысле: двухэтажный дом-музей Федора Михайловича Достоевского на берегу маленькой старорусской речки Перерытицы. Шесть мемориальных комнат хранят цилиндр и перчатки писателя, фисгармонию и рабочее бюро Анны Григорьевны Достоевской, игрушки сына и дочери... В саду, в зеленой (в середине ноября!) траве под деревьями можно было найти подмерзшее, но вполне съедобное яблоко, там же гулял музейный кот фантастических размеров, прямой потомок котов из семьи Достоевских.

    Читать дальше | Комментарии 3 комментария
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?» АНДРЕЯ МОГУЧЕГО В БДТ

    «Что делать?». По мотивам романа Н. Г. Чернышевского.
    АБДТ им. Г. А. Товстоногова.
    Режиссер Андрей Могучий, художник Александр Шишкин.

    Что такое пресс-подход, дорогая публика? Да я и сама не знаю. Просто в преддверии спектакля пресс-служба нынешнего обновленного БДТ сообщила мне, что «после премьеры состоится пресс-подход, в рамках которого художественный руководитель театра Андрей Могучий и артисты расскажут о спектакле»... Не привыкши слушать рассказы режиссера о своем спектакле и смолоду усвоивши профессиональный запрет на контакты с создателями прежде, чем разберусь со сценическим текстом, — расскажу о спектакле «Что делать?» самостоятельно... В рамках, так сказать, глубоко личного и сугубо первоначального пресс-подхода. Не исключая, что будет и второй...

    Читать дальше | Комментарии 19 комментариев
  • ВАШ КОНСТАНТИН

    «Это я, Батюшков!».
    Моноспектакль Григория Печкысева.
    «Пушкинский театральный центр».
    Режиссер и исполнитель Григорий Печкысев, художник Светлана Тужикова.

    Широкое «пермяцкое» лицо, ладони разночинца, богатырская конституция — все это совсем не согласуется со знакомым по портретам утонченным образом щуплого, маленького, вечно мерзнущего Константина Батюшкова. В основу сценической композиции Григория Печкысева легли письма, записки, стихи поэта. Отталкиваясь от одних фактов биографии, записок, стихов, писем Батюшкова Гнедичу, Вяземскому, Жуковскому и полностью опуская другие, актер создает образ совершенно неожиданный, далекий от беззаботной маски поэта-эпикурейца. Контраст здоровой фактуры Григория Печкысева и анакреонтического имиджа его героя работает на главную тему спектакля — кризиса идентичности, разлада — с собой и с действительностью, которое преследовало Батюшкова на протяжении той половины жизни, которую он провел, будучи в сознании и под страхом его помрачения. Проклятие наследственного безумия висело над ним с рождения и настигло в 34 года.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОГДА ПОТОМ

    Рассказ о «Таком фестивале», который в третий раз проходит в Петербурге с 14 ноября по 2 декабря, мы начинаем с «Крейцеровой сонаты».

    «Крейцерова соната». Моноспектакль по повести Л. Толстого.
    Тюменский драматический театр.
    Автор композиции и исполнитель Александр Тихонов, режиссер Александр Баргман.

    Тогда, потом. Тогда или потом? Время спрессовалось, сжалось, склеилось, оставив в памяти лишь последнее событие: встречу Позднышева с детьми. Пространство сузилось, замкнулось до размеров клетки вагона-ресторана. Когда это все началось? Когда произошло первое падение? Тогда, еще до убийства жены? Или уже потом, после?

    Тогда, потом, тогда потом, тогдапотом...

    Слитые вместе, эти два слова, повторенные многократно, точно мантра, создают тот самый мерный ритм, что так напоминает стук вагонных колес.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СЕМЬЯ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, ИЛИ «СОБАЧИЙ ВАЛЬС» НА ПРОЩАНИЕ

    «Последние». М. Горький.
    Елецкий драматический театр «Бенефис».
    Режиссер Павел Зобнин, художник Всеволод Громовиков.

    Неисчерпаемы шутки в театральной среде, когда гордо заявляешь: «В Елец, на премьеру!» Но смех утихает, стоит ответить на традиционный вопрос: «Горький, „Последние“». И протяжное «а-а-а» сопровождает недолгий путь из Питера до Ельца. «Новый главный» Радион Букаев в репертуарной политике решил пойти простым и вроде бы проверенным путем: остановился на классике, которую никогда не ставили в этом театре. Как ни удивительно, но «Гроза» Островского в режиссуре Букаева оказалась первой в ряду. Блог «ПТЖ» писал об этом. Далее идут «Последние» в постановке Павла Зобнина. В прошлом году «Бесконечный апрель», сделанный командой «Бенефиса», был показан на Володинском фестивале. То есть режиссер и труппа хорошо знакомы друг другу, неудивительно, что акцент в решении спектакля поставлен на распределении ролей. Пьеса сегодня не самая репертуарная, и хочется скаламбурить: «Последнее время „Последних“ ставят мало». Сюжет многими забыт, а некоторым и вовсе неизвестен.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ТАЙНОЕ, НЕ СТАВШЕЕ ЯВНЫМ

    «Тайна Кармен». Э.-Э. Шмитт.
    Сценическая композиция на музыку Жоржа Бизе.
    Автор и исполнитель Эрик-Эмманюэль Шмитт.
    Режиссер-постановщик российской версии Александр Петров.

    Моноспектакль Эрика-Эмманюэля Шмитта «Тайна Кармен» в постановке Александра Петрова — перенос на сцену уже существующей программы Стива Сьюисса «Тайна Бизе». Разница переводов имеет принципиальное значение: в тексте Шмитта речь идет именно о композиторе. Анализируя музыкальные произведения Жоржа Бизе, сопрягая их с биографическими данными, он постепенно подходит к главному — истории создания оперы «Кармен». Гениальный мальчик Александр Сезар Леопольд Бизе, овладевший композиторской техникой и мастерством еще учась в консерватории, разделивший с Шарлем Лекоком в 1857 году первую премию на музыкальном конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, к моменту написания «Кармен» — человек исстрадавшийся, надломленный, уставший.

    Тайна Бизе — парадокс: произведение, известное всему миру, в трактовке Шмитта оказывается не более чем компромиссом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОЛЬСКИЙ «КОЛЯДА-PLAYS»: НАЧАЛО

    В Варшаве с 7 по 17 ноября впервые проходит зарубежный фестиваль «Коляда-plays»

    «Коляда-plays» в Польше — это не то что «Коляда-plays» в Екатеринбурге. Куратор Агнешка Любомира Пиотровска — давний друг и переводчик Коляды и других пьес уральской школы — придумала свой концепт фестиваля, где в фокусе все же Коляда-театральный, а не только и не столько драматургический. Каждый день идут читки переведенных ею пьес уральских драматургов — учеников Николая Владимировича (точнее учениц, поскольку сознательный акцент — на женскую составляющую: Пулинович, Батурина, Васьковская), будет круглый стол, где они встретятся с польскими режиссерами. Но Николай Коляда дает мастер-класс (тоже ежедневный) не как драматург, а как режиссер — репетирует с польскими актерами «Фронтовичку» Анны Батуриной, и, главное, вся вечерняя афиша фестиваля — спектакли «Коляда-Театра» по классическим текстам: такой парад-алле — «Годунов», «Гамлет», «Трамвай „Желание“», «Вишневый сад»... Будут, кстати, на фестивале и фильмы Алексея Федорченко, и концерты «Курары». Стремление организаторов понятно и замечательно: показать польскому зрителю, что в российской культуре есть не только Москва-Петербург, но — что особенно может быть важно — суметь провести такой фестиваль именно сейчас, когда социально-политическая ситуация диктует европейцам в отношении России совсем другие желания.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В ПЕТЕРБУРГЕ ПРОХОДИТ ФЕСТИВАЛЬ ЭРИКА-ЭММАНЮЭЛЯ ШМИТТА

    9 ноября в Молодежном театре на Фонтанке открылся фестиваль французского писателя, драматурга и сценариста, автора знаменитого романа «Оскар и Розовая дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта.

    Обширная программа фестиваля охватывает различные области творчества Шмитта. Помимо отечественных постановок — моноспекталь маэстро «Тайна Кармен», посвященный творчеству Жоржа Бизе, в Большом зале Капеллы; показ кинофильма «Оскар и Розовая дама» по сценарию и в режиссуре самого автора романа, а также читка и обсуждение его новой пьесы «Если начать сначала».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «АRTОКРАИНА» — 5

    Сегодня спектаклем из Израиля «Все, наконец!» в Петербурге открылся V Международный фестиваль камерных театров и спектаклей малых форм «АrtОкраина». О спектаклях и событиях фестиваля мы будем рассказывать по ходу его действия. А пока предлагаем вашему вниманию афишу. Спектакли проходят в театре «За Чёрной речкой»

    Читать дальше | Комментарии 13 комментариев
  • КАТАЛОГ ГЕРОЕВ: МЕЖДУ ИСАЕВЫМ И СЕМЧЕНКО

    «Между двумя». Публичные опыты отражения Тибетской книги мертвых «Бардо Тодол».
    Инженерный театр АХЕ.

    В этом году Инженерному театру АХЕ исполняется 25 лет — за четверть века, не обретя ни последователей, ни подражателей, АХЕ сформировал собственный театральный язык, особенности которого сегодня сформулированы и подробно описаны в театроведческих статьях и исследованиях («Очерки визуального театра» Дины Годер, статья Анны Ивановой-Брашинской «Словарь АХЕ», статьи Татьяны Джуровой и т. д.).

    Спектакль «Между двумя» на Малой сцене БДТ, премьера которого состоится 21 ноября, а также ряд предшествующих ему «общедоступных» показов-репетиций — попытка Максима Исаева и Павла Семченко «каталогизировать» лучшие идеи, изобретения, приемы из спектаклей разных лет, тем самым подведя своеобразный итог.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АКТЕРЫ БЕССТРАШНЫЕ И БЕЗЗАЩИТНЫЕ

    «Кто боится Вирджинии Вулф». Э. Олби.
    МТЮЗ.
    Режиссер Кама Гинкас, художник по костюмам Светлана Логофет.

    В московском ТЮЗе настоящая Болдинская осень: Яновская и Гинкас выпустили по два новых спектакля, и каждый — повод для зрительского интереса и серьезных разговоров профессионалов. Последний по времени, сразу после «Кошкиного дома» Яновской, — «Кто боится Вирджинии Вулф» Гинкаса по знаменитой пьесе Олби.

    Режиссер не просто перенес действие в фойе — он посадил зрителей прямо в комнату, где на их глазах разворачиваются изощренные игры супружеской четы Марты и Джорджа. Кто-то из публики сидит под картиной, которую разглядывают гости — Хани и Ник, пытаясь наладить светский разговор, кто-то едва не наступает на туфли, сброшенные пьяной Мартой, а два кресла на колесиках, которые в такт яростным диалогам героев стремительно передвигаются по диагонали небольшого пространства, того и гляди отдавят чьи-то ноги. Тут уже не сфальшивишь: актеры, как это любит делать Кама Гинкас, поставлены в экстремальные обстоятельства. Они ничем не защищены. Зрители тоже.

    Читать дальше | Комментарии (0)