Открытие цирка случилось 15 декабря.
Его ждали почти с замиранием сердца, ведь в процессе реконструкции строители и руководство цирка не уставали повторять, что главная цель — вернуть цирку было величие времен Чинизелли. Цирк действительно предстал на открытии другим. И внешне, и внутренне он стал лаконичнее, лишился ненужной мишуры, расстался со всем случайным и допотопным на манеже и в фойе, и в своей торжественной простоте, совершенный и в смысле оборудования, и в смысле содержания, предстал перед петербургской публикой готовым к новому этапу в истории российского цирка. Новый старый стиль транслируют и золоченые ливреи камердинеров, и многочисленные выставленные в коридорах исторические афиши, и даже гардеробные стойки, на которых между указанием гардеробных номеров светятся золоченые таблички «Цирк Чинизелли». В зрительном зале восстановлены царская ложа и очертания околобарьерных лож. Между креслами амфитеатра и партера сделали удобный проход, позволяющий публике быстрее, чем прежде, покидать зал. Оркестр, как это и было когда-то, разместили над форгангом.

Гаэтано Чинизелли - Вениамин Смехов перерезает красную ленточку.
Фото — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум.
Представление по случаю открытия цирка прокладывало мост от прошлого к будущему. Причем от самого давнего и самого что ни на есть блестящего прошлого. И на манеж вышел сам Гаэтано Чинизелли. Вениамин Смехов в этой крошечной роли (которая разрослась к представленной спустя три дня «Золушке») оказался настолько близок по духу, по стати легендарному основателю петербургского цирка, что хотелось выпрыгнуть на манеж и прикоснуться к истории буквально. Путаясь в русском и итальянском, Чинизелли — Смехов провозгласил: «На берегу Фонтанки, наперекор метели, цирк каменный построил маэстро Чинизелли». И в зале погас свет, а на манеже остановился луч прожектора. И тут снова захотелось вскочить: в своем знаменитом номере «Лучик» Олег Попов впервые после 26 лет вышел на арену Петербурга. Сектор, занятый молодыми и старыми, русскими и иностранными цирковыми артистами, взвыл от восторга. А добровольный шпрехшталмейстер этого вечера, не менее легендарный и до сих пор совершенно замечательный Александр Фриш носился у барьера перед публикой и гремел на весь цирк на всех языках: «Дамы и господа, мадам и месье, леди и джентльмены! Олег Попов!». И зал вставал и выл еще громче.

Аттракцион «На слонах вокруг света» под руководством н. а. России Таисии Корниловой.
Фото — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум.
Собственно, после выхода Чинизелли — Смехова и Олега Попова цирк уже можно было считать открытым. Однако не хватало еще одной важной составляющей будущего цирка — театральной клоунады. И в этом неоценимую услугу устроителям открытия оказали чиновники. После традиционных теплых приветственных слов и поздравлений министр культуры Владимир Мединский, губенатор Петербурга Георгий Полтавченко, председатель городского ЗАКСа Вячеслав Макаров, певец Иосиф Кобзон и директор Росгосцирка Вадим Гаглоев, сами того не ожидая, разыграли клоунский номер, блестяще срежиссированный Славой Полуниным. С огромными ножницами в руках Полунин заявил, что ленточку в цирке не перерезают, а, как на карнавале, — перерезают галстуки. И обескураженные чиновники побежали от Полунина по манежу, прикрывая, а то и развязывая и пряча в карманы свои галстуки. Запланированной жертвой Полунина стал директор Росгосцирка. Его галстук, точнее спрятанную под ним и размотавшуюся красную ленточку, и перерезал сам Чинизелли. На этом шутки не закончились, и оказалось, что на манеж, по давней традиции, нужно выпустить кошку, да вот только в цирке вместо кошки принято выпускать… слона. И ворвавшаяся на манеж юная слониха Маргоша весело разметала вдоль барьера и чиновников, и громадные резиновые мячи, предназначенные для игры со зрителями.

Олег Попов и труппа артистов на поклонах.
Фото — IV Санкт-Петербургский международный культурный форум.
Классическую цирковую нагрузку взяли на себя специально приглашенные ради открытия артисты цирка со всей страны и занятый в грядущей «Золушке» Королевский цирк Гии Эрадзе. В хорошем темпе, в роскошных костюмах и сопровождаемые великолепным кордебалетом, цирковые артисты исполняли лучшие свои номера. Взмывали под купол акробаты на полотнах, качались на золоченых люстрах воздушные гимнасты, летали дрессированные голуби, крутили несчетные сальто акробаты на подкидных досках. Как поклон конному цирку Чинизелли вышагивал по манежу бархатный конь в высшей школе верховой езды, а вслед за ним не меньшую сноровку демонстрировали дрессированные на свободе пони. Режиссеры открытия постарались вспомнить о всех цирковых жанрах, и в одном из номеров на манеже и в зрительном зале по очереди и все вместе показывали свое мастерство силовые акробаты, гимнасты, антиподисты, жонглеры и эквилибристы. Крупнокалиберная дрессура завершала представление: в аттракционе династии Корниловых слоны балансировали на шаре, ползали по манежу, кружились и даже, к благоговейному ужасу зрителей первых рядов, прогуливались по барьеру.
Как ветер приносит рокот камнепада прежде самого камнепада, так и представление по случаю открытия доносило до зрителей эхо грядущих перемен. Исполненное в хорошем темпе, в совершенно волшебном свете и с использованием новых технических возможностей купольной машинерии представление с участием первоклассных артистов продолжает традиции цирка Чинизелли и словно предвосхищает грядущие спектакли, в которых больше не будет места натужным репризам, примитивной дрессуре и бессмысленному трюкачеству.
Свершилось!!! "…А цирк — это самое лучшее место во всем мире!" (К. С.)