
-
«Ливия, 13». К. Редеркнехт.
Новая сцена Александринского театра.
Совместный проект с Гёте-Институтом в Санкт-Петербурге.
Режиссер Михаил Патласов.В тесной «шлюпке» медиастудии Новой сцены народу набилось, будто где-то по соседству потерпел крушение какой-нибудь «Титаник». Это театральная публика поспешила застать в городе самый кочевой спектакль Новой сцены — «Ливия, 13», созданный по пьесе швейцарского драматурга Крестине Редеркнехт. Но увидели мы, скорее, его демонстрационную версию. Постановка Михаила Патласова адресована подросткам, и лишь с их непосредственным участием (желательно в отсутствии взрослых) может состояться вполне. Дело спасает лишь то, что в смешанном зале все же находятся окруженные со всех сторон учителями и другими разнообразными взрослыми истинные адресаты спектакля.
-
«Снежная королева».
Екатеринбургский Академический театр оперы и балета.
Композитор Артем Васильев, дирижер-постановщик Павел Клиничев, хореограф-постановщик Вячеслав Самодуров.«Снежная королева».
Муниципальный театр балета «Щелкунчик» (г. Екатеринбург).
Музыка сборная, балетмейстер-постановщик Петр Базарон (Санкт-Петербург), художник-постановщик Ольга Меньщикова.Ганс Христиан Андерсен не любил маленьких детей. Он также не считал сказки чем-то значительным для своей писательской карьеры и делал ставку на «крупную форму» — романы, пьесы. А еще его «долговязая фигура и угловатые движения» (по воспоминаниям его приятеля, хореографа Бурнонвиля) не позволили ему в свое время стать балетным артистом. Реальность такова, что и взрослые зачитываются его сказками (ведь их многозначность и глубина даст сто очков вперед иному роману), и «нелюбимые» дети. А связь с хореографическим искусством (балет на сюжеты Андерсена «Сказки в картинках» был-таки поставлен все тем же Бурнонвилем) продолжалась всю жизнь и во всем творчестве чудаковатого датского фантазера. Продолжается и в наши дни.
-
«Человеком года» члены АТК почти единодушно назвали Константина Райкина за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества.
Лонг-лист в этой номинации при рейтинговом голосовании выглядит так:
1. Константин Райкин. За смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества
2. Евгений Миронов. За создание Нового пространства Театра Наций и уникальную коллекцию режиссерских имен в афише театра.
3. Инна Соловьева. За создание выдающегося историко-театрального труда «Первая студия. Второй МХАТ»
4. Теодор Курентзис. За художественные и репертуарные достижения Пермской оперы в 2016 году.
5. Всеволод Лисовский. За серию экспериментальных спектаклей в «Театре. doc».В номинации «Спектакль года» лучшим спектаклем по версии АТК стал «Князь» в постановке Константина Богомолова (театр «Ленком», Москва).
-
В начале декабря в Канском драматическом театре прошла театральная лаборатория — уже в шестой раз.
Несколько лет подряд концепцию этой лаборатории умело и небанально разрабатывают театральный критик Павел Руднев и директор театра Вера Сазонова. Они приглашают перспективных молодых режиссеров, устраивают образовательную программу и, как водится, показы эскизов с обсуждением и голосованием зрителей. Темы каждый раз новые — из последних, к примеру, «Забытая классика» или «Грубый нежный возраст».
-
Петрушка под дулом пистолета, изображенный на нашей обложке прекрасным Борисом Петрушанским, коротко характеризует ситуацию с ближайшей будущностью журнала. Обложка торжественно и аллегорически портретирует редакцию «ПТЖ» как того самого Петрушку. Неизвестно, пристрелят ли (и кто — свои или чужие), а также сумеет ли старый Петрушка научить представлениям другого, поменьше. Родится ли новый «петрушечный» формат или петрушка-внук, собственно, и стреляет в Петрушку-прародителя…
Пока совершенно неясно, в каких формах сохранится «ПТЖ» в 2017-м. Конечно, мы делаем все, чтобы не потерять саму организацию, подвал и сайт, ищем формы своего нового бытования. Многие читатели и коллеги советуют нам остаться только в сети, путают журнал и блог, не понимая, что в сети и на бумаге печатаются совершенно разные тексты.
-
«Мама». А. Волошина.
Театр им. Ленсовета.
Акция Юрия Бутусова.Мамы нет. Про маму будет. Мамой не буду.
Это короткий пересказ исповедальной пьесы Аси Волошиной, которую главный режиссер Театра Ленсовета Юрий Бутусов представляет в формате читки на Малой сцене и лаконично называет «акцией». Поначалу кажется, что мы слушаем историю про взаимоотношения дочери с матерью. Но ближе к финалу понимаем, мама — повод сказать о чем-то большем.
-
«Трамвай „Желание“». Т. Уильямс.
Малый театр (Москва).
Режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время.
-
В архиве появился № 83. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
О спектаклях няганского ТЮЗа
Ровно год назад произошло мое знакомство с театром Нягани. За это время многое переменилось. Появился художественный руководитель — им стал балетмейстер Николай Реутов. Из «детского музыкально-драматического» театр стал ТЮЗом. Труппа, и без того не старая, еще больше помолодела — в ее состав вошли выпускники драматического факультета петербургского Университета культуры и искусств. Директору Анастасии Постниковой, заманившей на работу восемь молодых актеров и обеспечившей их жильем, удалось невозможное. Ведь выпускники петербургских вузов редко покидают город, а выпускники драматического факультета СПбГУКИ вообще редко работают по специальности: если учесть, что драмфак РГИСИ что ни год выпускает 2–3 курса, то шанс работать в театре сводится к нулю, слишком высока конкуренция.
-
«Ахматова. Поэма без героя».
Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова.
«Гоголь-центр».
Художник и художник по костюмам Кирилл Серебренников.«Ахматова. Поэма без героя» — третий спектакль проекта «Звезда» в «Гоголь-центре». Театр задумал цикл постановок о советских поэтах. Вышли две работы: «Пастернак. Сестра моя жизнь» Максима Диденко и «Мандельштам. Век-волкодав» Антона Адасинского. Последнее название могло быть дано всему циклу, ибо «Ахматова. Поэма без героя» — тоже о «веке-волкодаве».
-
«1987». И. Васьковская.
Театральная платформа «В Центре» (Екатеринбург).
Режиссер Дмитрий Зимин, художник Владимир Кравцев.В екатеринбургском Ельцин Центре, помимо Музея первого президента России Б. Н. Ельцина и Арт-галереи, открылась театральная платформа «В Центре», создание которой позволило президентскому Центру заниматься не только сохранением и трансляцией исторического прошлого, но и осмыслением его посредством театральных постановок. Документальный спектакль Дмитрия Зимина «1987» — это попытка представить свердловских авангардных художников 80-х годов и первые уральские художественные выставки авангардного искусства, самая яркая из которых состоялась в 1987 году в Свердловске, в доме по улице Сурикова, 31.
-
А. Володин «С любимыми не расставайтесь».
Тюменский Большой драматический театр.
Режиссер Александр Баргман. Художник Анвар ГумаровЕсли кто-то думает, что существует полнометражная пьеса «С любимыми не расставайтесь», — он сильно заблуждается. Есть буквально несколько страниц маленьких диалогов в суде — по сути, стихотворений в прозе. Есть несколько сценок Мити и Кати, Мити и Ирины. Отдельным текстом — «Перегородка», отдельным стихотворением — «Сначала были встречи...» (его читает в «Любимых» Женщина, пришедшая по объявлению о размене квартиры, героиня «Перегородки»).
Вот, собственно, и все. А дальше — полная свобода любому режиссеру наполнять спектакль то ли советскими играми «Бег в мешках» и «Безбилетный пассажир», то ли песнями начала 1970-х, то ли володинскими стихами. Лишь бы говорить о человеческой тоске и этом легендарном — «Я скучаю по тебе!».
-
VII Фестиваль экспериментальных театральных форм «Ночь в театре»
Театр «Наш дом» живет и работает в Озерске, небольшом закрытом городе в Челябинской области. «Закрытость» обусловлена опасным производством системы предприятий Росатома. О судьбе театра в таком сложном городе директор «Нашего дома» Владимир Кулик говорит без трагических интонаций, дельно и серьезно: «Специфика не просто малого, но еще и закрытого города в первую очередь заключается в ограниченности зрительской аудитории. В Озерске зарегистрировано 80 тысяч жителей, фактически проживает тысяч на 10 меньше. И только 20% из них действительно ходят в театр. И это еще очень хороший результат, скорее плюс, чем минус. По статистике, театральные зрители обычно составляют лишь 5–8% городского населения. У нас город высокого культурного уровня, в большинстве своем интеллигентный, на театре воспитанный».
-
«День опричника». Антиутопия по романам В. Сорокина.
Театр «Ленком».
Режиссер Марк Захаров, художник Алексей Кондратьев.В «Ленкоме» одновременно произошли два изменения в репертуаре: художественный руководитель театра Марк Захаров снял спектакль Константина Богомолова «Князь» по «Идиоту» Федора Достоевского и показал свою новую работу «День опричника» по одноименному произведению Владимира Сорокина. При отсутствии внешней связи между этими событиями оба они — поступки не только художественные, но и политические, и если первый выглядит уступкой господствующим умонастроениям дня, то второй — высказыванием о них же.
-
«Урод». По пьесе М. фон Майенбурга.
Театр Поколений.
Режиссер Валентин Левицкий, сценография Данилы Корогодского.Премьера «Урода» в режиссуре Валентина Левицкого состоялась 26 марта 2016 года. С тех пор спектакль был номинирован на «Золотой софит», включен в лонг-лист фестиваля «Золотая Маска» и вошел в текущую афишу «Рождественского парада». В свое время мы не писали о спектакле. Теперь исправляем ситуацию.
«Урод» — закономерный выбор для Театра Поколений, главный режиссер которого немец Эберхард Келер. Автор текста, Мариус фон Майенбург — один из лучших немецких драматургов современности. Постоянного автора берлинского «Шаубюне» причисляют к кругу так называемых «новых рассерженных» — Майенбург говорит о проблемах сегодняшнего общества, в котором человек сведен к роли товара и покупателя на сексуально-денежном рынке.
-
В Краснодаре завершился пятнадцатый краевой фестиваль «Кубань театральная»
Юг России принято считать скверным для театра местом. Краснокирпичной крепостью стоит на рубежах великой степи Воронежский Камерный Михаила Бычкова, а дальше — земли неизвестные, страшные, не ходи туда со своей дружиной, чтоб Ярославне не плакать. Не без оазисов, найдутся даже центры театральной контркультуры вроде ростовского «18+», но исключения лишь подтверждают правило. В России хороший театр предпочитает процветать в скверном климате.
-
«Вернувшиеся». По мотивам пьесы «Привидения» Г. Ибсена
Проект компании YBW (Москва, Россия) в рамках фестиваля NET.
Режиссеры Виктор Карина (Journey Lab) и Миа Занетти (Journey Lab).Спектакли-«бродилки» сегодня популярны, и вот уже русский вариант иммерсивного шоу известной американской компании Journey Lab можно увидеть сегодня в Москве. Полгода режиссеры Виктор Карина и Мия Занетти вместе с большой командой актеров обустраивали и обживали старинный особняк в Дашковом переулке, чтобы погрузить участников (уже не зрителей) в мир «Привидений» Ибсена. Больше всего интересовало, чего же там будет больше — театра или аттракциона, искусства или коммерции. Меньше всего я рассчитывала на какое-то тайное, личное переживание — и, как выяснилось, была неправа.
-
Сегодня празднует первоначальный юбилей уникальный театральный человек Сергей Бызгу.
Человек, которого любят друзья, однокурсники, зрители, студенты и много поколений разнообразных детей, которых он выращивает 20 лет в студии «Театр-класс».
Что удивительнее всего — Сергея Бызгу любят театральные критики, сравнивающие его дар с чаплиновским, вспоминающие то Живокини, то Мартынова, то характеризующие Бызгу как мольеровского актера, то считающие его абсолютно «володинским» человеком.
-
«Дама». По пьесе Т. Ружевича «Старая женщина высиживает».
Перевод Ивана Вырыпаева, стихи в переводе Владимира Окуня.
Театр «Современник».
Режиссер Анджей Бубень, художник Анита Боярска.Название новой премьеры «Современника» смещает акцент: театр знает свою протагонистку, Даму с большой буквы. Что ж, она того стоит! Режиссер, однако, ставит пьесу Ружевича, и феерические метаморфозы Марины Нееловой, почти не уходящей со сцены, он собирает в фокус спектакля — сколь изощренного, столь и проникающего в сердце зрителя (сужу по себе и по реакции публики).
-
IV Дальневосточный театральный форум в Южно-Сахалинске
Сахалинский «Чехов-центр» (так для краткости называют Международный театральный центр им. А. П. Чехова) в четвертый раз провел Дальневосточный форум, одна из задач которого — привлечение внимания публики, власти и общества к театральной деятельности в этом регионе.Всем понятно, что Дальний Восток удален от центра России, но, может быть, не всегда мы, жители этого самого центра — густонаселенной части нашей необъятной родины, понимаем, какие расстояния разделяют города и районы внутри одного огромного региона — и, соответственно, какие сложности в коммуникации испытывают живущие там люди. Например, участнику форума Татьяне Фроловой, режиссеру из Комсомольска-на-Амуре, чтобы добраться до Южно-Сахалинска, нужно потратить больше времени, чем гостям, прилетающим из Москвы!
комментарии