
-
«TOPGIRLS». К. Черчилл.
Социально-Художественный театр.
Режиссер Галина Жданова, художник Анвар Гумаров.Все персонажи спектакля «TOPGIRLS» — женщины, в основе сюжета — традиционно женская проблема выбора между карьерой и материнством. Пьеса, выбранная СХТ для постановки, написана в 1982 году, но образ главной героини не потерял своей актуальности и сегодня.
Марлин — успешная бизнес-леди, исполнительный директор кадрового агентства. За свои карьерные достижения ей пришлось заплатить дорогой ценой: на родине, в провинциальном городке Марлин оставила дочь, которую удочерила и воспитывает ее сестра Джойс. Знакомая ситуация: когда классический конфликт между желанием и долгом разворачивается в душе женщины, долг этот чаще всего материнский.
-
II Тихоокеанский международный фестиваль современной драматургии «Метадрама»
Бывают фестивали, проходящие на местах, но инициированные «центром». Взять, например, «Малые города России». Его делают профессионалы, опытные в фестивальном движении, адаптирующие идею своего фестиваля ко всякий раз разным регионам и театральным локациям. «Метадраму» придумали во Владивостоке, в Приморском театре молодежи, и это сугубо местная инициатива людей, которые фестивалей раньше не делали. И вот это их как бы незнание того, «как положено», определило своеобычное лицо «Метадрамы». Идею фестиваля выдвинула, его программу определила владивостокский драматург Виктория Костюкевич, совершенно чуждая любому официозу и политикесу, чья пьеса «Рашэн лалабай» пару лет назад обозначилась на драматургических конкурсах вроде «Ремарки» и «Первой читки». Директор Приморского краевого театра молодежи Игорь Селезнев и главный режиссер Лидия Василенко организовали и воплотили его на базе своего театра.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
Эту школу олицетворяют многие ее создатели и продолжатели. Когда-то, начиная журнал, мы почти сразу организовали рубрику «Учителя». Частично из нее, частично из новых текстов пять лет назад была собрана и издана книга «Учителя» (составители Марина Дмитревская и Евгения Тропп), история факультета в лицах преподавателей и учеников (каждое эссе написано учеником об учителе). Герои книги — представители старших поколений педагогов нашего театроведческого (и портреты в ней расположены по хронологии их появления на факультете). Кому-то знаком этот том, кому-то — нет. И мы решили в течение предъюбилейных месяцев выводить в широкий читательский мир лица и творческие биографии знаковых педагогов театроведческого факультета. Вот так — серией, каждую неделю. Чтобы помнили.
Мудрый «дилетант театроведения»
Моисей Осипович Янковский, театровед, историк музыкального театра, «принадлежал» двум институтам: в 1930 году он пришел в Институт истории искусств и одновременно начал преподавать в ТСИ (ныне Академия театрального искусства). Это служение двум институтам продолжалось до последних дней жизни Янковского. Иногда он изменял науке и педагогике ради практической работы в театре — несколько лет руководил театром «Музыкальная комедия», затем Эстрадой, заведовал литературной частью Малого оперного театра. А в 1949 году покинул Институт на Исаакиевской площади не по своей воле: в период гонений на «антисоветскую группу критиков» был уволен (и не он один) «ввиду допущенных ошибок в научной деятельности», как было сказано в приказе.
-
«Восемь любящих женщин». Р. Тома.
Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова.
Режиссер Евгений Марчелли, художник Анастасия Рябушинская.Это все могло бы быть вертепом. Точно таким же, какой любовно обустраивает на авансцене Шанель (Ирина Наумкина), только в разы больше. Ведь сугробы-стены очень похожи на пещерные своды. Диван и табурет упрятаны в белоснежные пушистые шкуры. К тому же в наличии семейство, есть целенаправленно пришлые, и даже ожидается младенец... Все это могло бы быть вертепом. Если бы не ванная.
-
ОБЪЯСНЕНИЕ В ЛЮБВИ
Титова ошеломила меня сразу и навсегда. Это была любовь с первого взгляда. Я приехала на факультет повышения квалификации из провинциального вуза. Тогда было положено, что каждые пять лет все вузовские преподаватели должны проходить это испытание. (Когда я уже была у Титовой в аспирантуре, она со смехом сказала мне, что едет в ГИТИС на ФПК. Боже мой, чему можно было учить Титову?) Она пришла к нам, шестерым преподавателям из разных городов Союза, представилась и начала лекцию. И я сразу полюбила в ней все. Ее голову, гордо посаженную на длинную шею и как будто облитую коротко стрижеными черными волосами. Ее длинные, прекрасной формы ноги, которые она закидывала одну на другую, когда чувствовала себя свободной. Она иногда чуть заикалась, и это тоже было прекрасно. Я никак не могла определить, в какой момент это происходило. На лекциях — никогда. Иногда в разговорах, когда она волновалась. Но что и в какой момент заводило ее — это загадка. Еще у нее была потрясающая манера совершенно неожиданно, на какой-то фразе, которая всегда означала конец мысли, бросать: «Перерыв», сразу вставать и уходить в коридор. Она никогда не смотрела на часы, но это всегда было на 45-й минуте.
-
«Земля Нод».
FC Bergman (Антверпен, Бельгия) в рамках Театральной олимпиады.
Концепция FC Bergman: Стеф Эртс, Джо Агеманс, Барт Холландерс, Маттео Симони, Томас Верстретени, Мари Винк.Нидерландскую компанию FC Bergman, приглашенную к участию в Театральной олимпиаде в Петербурге, в 2008 году основали шесть актеров/театральных деятелей/художников: Stef Aerts, Joé Agemans, Thomas Verstraeten, Marie Vinck, Matteo Simoni и Bart Hollanders. На сайте компании можно прочитать: «Компания быстро разработала собственный театральный язык, который, помимо того, что он анархичен и немного хаотичен, по сути визуален и поэтичен. В их показах колеблющийся, постоянно стремящийся человек часто занимал центральное место». И действительно, в работах группы есть что-то от визуального и физического театра, от оживших инсталляций Ромео Кастеллуччи.
-
В 2019 году исполняется 240 лет РГИСИ (дата, впрочем, сомнительная и недоказанная: нет связи между драматическим классом, который набрал Иван Афанасьевич Дмитревский в рамках «Танцовальной Ея Императорского Величества школы» — и Школой актерского мастерства (ШАМ) Леонида Вивьена, от слияния которой с КУРМАСЦЕПом Всеволода Мейерхольда в 1922 году получился Институт сценических искусств, ИСИ... Но вот что точно — в октябре этого года исполнится 80 лет театроведческому факультету. И тут без дураков. Самая старая театроведческая школа, идущая от 1912 года и графа Валентина Зубова, оформилась в факультет в 1939 году. Был набран первый курс студентов, и 1 октября начались занятия.
-
«Два перстня». П. Пряжко.
театр post.
Над спектаклем работали: Ксения Волкова, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Коробков, Иван Николаев, Максим Петров, Алексей Платунов, Алена Старостина.Спектакль «театра post» «Два перстня» заявлен как приквел к вышедшему в 2018 году «Диджею Павлу» и поставлен по структурно схожей пьесе того же автора — так же состоящей из набора музыкальных треков прошлых лет, смонтированных определенным образом. Но стилистически режиссура спектакля довольно сильно отличается от привычного волкостреловского минимализма.
-
Год Театра. Шумят марафоны, светятся красными дорожками миллионнозатратные Форумы, по улицам Воронежа под громогласные рулады ведущих маршируют театры Черноземья и средней полосы. Идет широкоформатный, затратный праздник, и все бы хорошо, но праздник этот — со слезами на глазах, и впору уже писать «список благодеяний» власти в Год Театра.
На фоне этих сюжетов, конечно, жизнь профессионального журнала никого не волнуют. Но в Год театра погибает «Экран и сцена», а и наш журнал, как в самые худшие времена, не получил еще ни одной копейки грантовой поддержки ни от города, ни от Минкульта. И номер издан на деньги, «сэкономленные на водке и мороженом», как писали когда-то в капустнике молодые авторы, а также на средства от рекламы на сайте (спасибо всем рекламодателям).
Это номер об исторической памяти и работе с нею, а также — об исторической амнезии.
-
«Оливер Твист». Ч. Диккенс.
Красноярский театр юного зрителя.
Режиссер-постановщик Никита Бетехтин, художник-постановщик Надя Скоморохова, драматург Анастасия Букреева.Историю Оливера Твиста, мальчика, который оказался на мрачных лондонских улицах среди беспризорников, преступников и пьянчуг, Никита Бетехтин вместе с командой постановщиков превратил в жутковатый комикс. Инсценировку романа Диккенса сделала Анастасия Букреева, значительно сократив текст, отказавшись от некоторых персонажей и переставив события местами, чтобы интрига, закрученная Монком (старшим братом главного героя, который хочет сделать из Оливера вора, отправить его на виселицу и заполучить отцовское наследство), запускалась раньше и создавала напряжение в течение всего действия.
-
«Я умер от варенья». По стихам О. Григорьева.
Один театр (Краснодар).
Режиссер Дмитрий Егоров, художники Константин Соловьев и Филипп Крикунов.Дмитрий Егоров стал уже специалистом рефлексии по поводу советского прошлого: в своих спектаклях по Довлатову и Пригову, по Алексиевич и Володину он работает с мифами оттепели, застоя и перестройки, обращается к темам советского двуязычия и двоемыслия. Казалось бы, эту тематику было бы логично продолжить и при обращении к стихам питерского поэта Олега Григорьева, известного как автор детских стихов и «народных» юмористических виршей.
-
«Пикник на обочине». По повести А. и Б. Стругацких.
Сцена спектакля «Пикник на обочине» замысловато «порезана» трубами, условно обозначающими места действия, — этакий прием «Догвилля» Ларса фон Триера, но трехмерный. Его сложность, создающая неудобство актерам, присуща и самому строению спектакля. Режиссер Наталия Лапина, с одной стороны, потерялась в тексте произведения Стругацких, а с другой, усложнила сценическую версию несколькими сюжетными линиями и временными планами.
«Понедельник начинается в субботу». По повести А. и Б. Стругацких.
Санкт-Петербургский Городской театр.
Режиссер Наталия Лапина, художник Александр Якунин. -
Умер Юрий Петрович Ошеров — многолетний худрук Саратовского ТЮЗа.
Не просто вот — умер. Ему стало плохо на сцене, он упал в оркестровую яму театра, которому отдал жизнь, покалечился, уже не пришел в сознание. То есть, отдал жизнь в прямом смысле.
Есть что-то невероятно образное в этом во всем, какая-то особая сюжетность, которая отмечает избранных. Юрий Петрович много играл «маленьких людей», будь то «вечный муж» или старосветский помещик Афанасий Иванович. В его героях была лирическая нелепость, несуразность, и сам он был весь такой маленький, светлый и странный, смешной и драматический, что его реальная смерть тоже встает в ряд судеб его героев. Только Ошеров уже не выйдет на аплодисменты...
-
Третья режиссерская лаборатория, проходившая с 28 апреля по 8 июня на базе Драматического театра Балтийского флота, в этом году строилась вокруг традиции игрового театра, исследуемой на 4-м режиссерском курсе Геннадия Тростянецкого. Для этого в работу были взяты одноактовые пьесы. А отправной точкой стал вопрос о самой природе игрового театра.
-
«Сказка странствий». А. Митта, Ю. Дунский и В. Фрид.
Русский драматический театр имени Н. А. Бестужева (Улан-Удэ).
Режиссер Сергей Левицкий, художник Ольга Горячева, хореограф Игорь Григурко.Театр русской драмы имени Бестужева в Улан-Удэ закрыл свой юбилейный, 90-й, сезон громкой премьерой в новом для себя жанре. Режиссер Сергей Левицкий и хореограф Игорь Григурко поставили «Сказку странствий» по сценарию Александра Митты как яркое пластическое шоу с элементами цирка.
-
«Мне показалось».
Творческая лаборатория «Угол» (Казань).
Режиссер Вася Березин, текст Васи Березина и Михаила Дягтерева, актриса Роза Хайруллина.Казанский «Угол» — типичное пространство для театральных экспериментов. Туда ходят за необычным опытом, на какой нельзя рассчитывать в рамках большого государственного театра. Здесь — иммерсив, документ, и сюда, что кажется показательным, петербургский «театр post» приезжает на гастроли. Особую пикантность пространству придают местные крысы — небольшая лаборатория «Угла» расположена во дворе сразу между несколькими помойками, и драматические связи между нами и грызунами-перформерами возникают при первом же знакомстве. Если без шуток, то для создателей спектакля действительно очень важно место, в котором они будут работать. О психогеографии (сплаве психологии и социологии, в котором изучается влияние среды на человека) на обсуждении после спектакля говорил режиссер Вася Березин.
-
Покровская...
Глубинный дар редкой и прочной породы. Вековая генетика.
Неукротимая мощная натура, взрывной импульсивный темперамент, при этом — острота и тонкость понимания и искренность во всём. В ней всё полярно. Доброжелательность и резкость, творческая неуверенность и неожиданность ярких решений. И всё доказательно, «петелька — крючочек», тончайшее кружево, всё рукотворно, как у родных прабабок.
Такова Алла Покровская.
-
Норильский Заполярный театр драмы имени Вл. Маяковского закрыл сезон
Этот сезон для самого северного театра России был очень насыщенным. Премьер случилось много, и они продемонстрировали возможности актеров и режиссеров работать с разной драматургией, легко меняя стили и жанры. Театр представил классику и современную пьесу, выпустил визуальные и VR-спектакли, устраивал лабораторные процессы. Конечно, не все удалось увидеть, речь пойдет о самых последних премьерах. Но стоит понимать, что театральная жизнь гораздо шире и богаче представленного в этой статье. Проблем, безусловно, тоже немало. Но у кого их нет? Впрочем, ясно: театр их осознает и ищет пути к преодолению. Ну а теперь о том, что было.
-
«Сны Босха».
Цирк «7 пальцев на руке» в рамках Театральной олимпиады.
Идея и концепция Самуэля Тетрео, сценарий Самуэля Тетрео, Мартина Тулиниуса и Анжа Потье, видеопроекции и анимация Анжа Потье.Цирковая программа Театральной олимпиады невелика, но внушительна. Организаторы опираются на проверенные в России имена — Даниэле Финци Паски, Виктории Тьере-Чаплин. Цирк «7 пальцев на руке» (сокращаемый в названии обычно до «7 пальцев») в России тоже не новичок, и уже представлял свои спектакли как на Чеховском фестивале, так и в рамках независимых гастролей. На Театральную олимпиаду канадский коллектив привез свой спектакль 2016 года «Сны Босха».
-
«Чайка». А. П. Чехов.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художник Надежда Лопардина.Одиннадцать, по количеству действующих лиц, фортепиано в норильском «Дяде Ване» Петра Шерешевского задавали спектаклю концертную форму. По пустой сцене метались взметываемые сквозняком мусорные пакеты, отсылая нас в неопределенное постапокалиптическое будущее. А герои, казалось, легко могли изъяснять себя текстом «Чайки»: их живые души пока еще не совсем угасли, но все-таки им «холодно, холодно, холодно, пусто, пусто, пусто» и, пожалуй, немного страшно. В условиях КТМ все измельчало: пианино, за исключением того, за которое в начале садится тапер Дорн, детские. Взяв их на руки, артисты извлекают звуки, напоминающие резкий металлический звук ксилофонных молоточков. Звучит увертюра — ернический, в силу специфики инструментов, наигрыш, в который вплетается тема из «Лебединого озера». Далее оркестр естественным образом распадется на группу лиц без центра, чтобы в финале собраться вновь — в сцене игры в лото.
комментарии