Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • САМЫЙ ТЕПЛЫЙ ФЕСТИВАЛЬ

    VI Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм «Северные встречи» в нижневартовском Городском драматическом театре

    «„Северные встречи“ — самый теплый фестиваль» — так начинается большинство тостов на вечерних посиделках в Нижневартовске. Все гости, все театры остаются на все четыре дня, смотрят друг друга, обсуждают, дружат, обмениваются контактами, а потом приезжают друг к другу на фестивали. Настоящий профессиональный праздник.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • YESMAN

    Выставка «Человек размером с дом», ММОМА, куратор Ксения Перетрухина

    Выставка «Человек размером с дом», посвященная жизни и творчеству актера и театрального педагога Дмитрия Брусникина, размещается на всех пяти этажах пространства на Ермолаевском переулке. От простого знания о любви героя к жареной картошке зритель «из буфета» движется к внутренней кухне педагога, воспитавшего не одно поколение артистов. Но, как оказывается, до «головы великана» (пятый этаж) добраться не так уж и просто — там практически весь день проходят репетиции его учеников. Получается, в «голове» всегда движутся мысли. Поэтому Брусникин на выставке репрезентируется не пятью этажами разных смыслов, а как будто «достраивается» его учениками. А значит — живет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВРЕМЯ И СЕМЬЯ ЯШИ

    Н. Харатишвили «Восьмая жизнь (Для Брильки)». Театр «Талия» (Гамбург, Германия) в рамках Театральной олимпиады. Режиссёр Йетте Штекель, сценография — Флориан Лёше.

    В основе спектакля «Восьмая жизнь» — одноимённый объёмный роман Нино Харатишвили, история грузинского семейства Яши, охватывающая временной промежуток длиной более столетия, с начала XX века по 2005 год. Харатишвили, родившаяся в Грузии и живущая ныне в Гамбурге, написала этот роман на немецком языке. С момента выхода в свет в 2014 году он получил признание в Германии и других европейских странах (на русский не переведен), в 2018 был удостоен немецкой литературной премии Брехта, спектакли по «Восьмой жизни» идут в нескольких театрах Германии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЫ НЕ ЖЕНЩИНА, А — ПТИЦА

    «Чайки». По одноименной комедии А. П. Чехова.
    Специальный показ спектакля мастерской Р. Р. Кудашова (РГИСИ) в рамках VI Международного фестиваля «БТК-фест».

    Спектакль 4-го режиссерского курса Р. Р. Кудашова соткан из этюдов, из удивительных маленьких находок, которые вырастают в большие метафоры и связывают все три акта в единое целое. Подойдя к Чехову без придыхания, создатели спектакля уводят повествование от лирики — в пространство инфернальное, порой — мистическое. Не лишая чеховский текст иронии, грустной улыбки.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЮБИЛЕЙ ПЕТРОВА И БУБЕЛЬНИКОВА, ОБЫКНОВЕННЫЙ  И НЕВЕРОЯТНЫЙ

    Двойной юбилей в эти дни празднуют создатели и руководители театра «Зазеркалье».
    Когда-то в давнем интервью со страниц «ПТЖ» они смотрели чернобородыми красавцами (театру исполнялось 8 лет), теперь седовласые патриархи принимали поздравления с солидными датами, и все тот же «ПТЖ», хотя тоже не помолодевший, присоединяется к чествованию Александра Петрова и Павла Бубельникова!

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НЕТУ НЕТА И БЫТА

    «Ры». Микроопера.
    Театр Lusores.
    Режиссер Александр Савчук.

    28 октября в ТЮЗе им. А. А. Брянцева объявили лауреатов премии «Золотой софит» — 2019. Кроме режиссеров крупных петербургских премьер, отмеченных в традиционных номинациях, награду получил художественный руководитель театра Lusores Александр Савчук — «За театральное воплощение трансфуристской поэзии в спектакле „Ры“». Об этом спектакле я пытаюсь написать уже полгода, и все не получается — во-первых, его трудно описать; во-вторых, трудно найти подход к опере (пусть и «микро») немузыковеду. В третьих, трудно нелитературоведу говорить о трансфуристах. Но спектакль сыграли всего четыре раза, пятый (микроюбилейный) показ в театре «Особняк» назначен на 14 ноября, а будет ли следующий — всякий раз вопрос. Так что, похоже, пришло время разобраться во всех слагаемых этой истории.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • СИДДХАРТХА ГАУТАМА — СУПЕРЗВЕЗДА

    «Я — Будда».
    Национальный драматический театр им. Б. Басангова (Республика Калмыкия) в рамках Театральной олимпиады.
    Режиссер Борис Манджиев, сценография Елены Варовой.

    Привезенный из Калмыкии в рамках Театральной олимпиады спектакль Бориса Манджиева рассказывает, или, скорее, напоминает зрителю, давно всем известную историю о превращении Сиддхартхи Гаутамы в Будду Шакьямуни. В сценическом рассказе, воссоздающем этот древний сплав мифологии и религии, неожиданным становится одно из ключевых режиссерских решений: поместив на первый план наравне с Сиддхартхой его брата — Девадатту, нам смещают «точку сборки», весь спектакль — словно иллюстрированный поток воспоминаний прикованного к инвалидному креслу Девадатты (Очир Такаев). История молодости будущего Будды (Эренцен Авяшкиев) подается через эпизоды его дворцовой жизни: следующие друг за другом не всегда в хронологическом порядке, они, действительно, словно воспоминания, плавно и почти неуловимо перетекают друг в друга по своей собственной логике и внутренним взаимосвязям.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НАД МЕРТВЫМ ОЗЕРОМ

    «Чайка». А. П. Чехов.
    Тверской ТЮЗ.
    Режиссер Вероника Вигг, художник Дмитрий Горбас.

    На этом спектакле молодого британского режиссера Вероники Вигг вряд ли кому в голову придет мысль об «усталости» чеховских текстов. Вигг вернула драматургу-классику статус автора «новой драмы». К ней он когда-то и принадлежал на рубеже XIX–XX веков, а сегодня, спустя сто с лишним лет, благодаря легкой руке и безусловной чуткости Вигг, снова в нее влился.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 95

    В архиве появился № 95. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ПРОЩАЙ, САЙГОН!

    «Сайгон».
    Театральная компания Les Hommes Approximatifs (Валанс, Франция / Хошимин, Вьетнам) в рамках Театральной олимпиады.
    Режиссер Каролин Нгуен, соавтор Клер Калви, драматургия Жереми Шайдлера и Манон Уормс, сценография Алис Дюшанж.

    Сайгон, столица Французского Индокитая и государства Вьетнам, давно исчез с карты мира. Воспоминания о нем живут в кафе «Сайгон», месте действия спектакля Каролин Нгуен, в 2017 году представленного в основной программе Авиньонского фестиваля, объехавшего затем полмира и недавно показанного в Петербурге в рамках Театральной олимпиады. В кафе на парижской авеню де Шуази встречаются вьетнамские эмигранты, чтобы разделить горечь ностальгии и поговорить на своем языке, иногда заходят сюда и французы, прошлое которых связано с колониальным Вьетнамом. Начавшись в Париже, действие затем переносит нас в Сайгон 1956 года, когда последние французы покидали страну, и возвращает в финале в 1996 год, ознаменованный разрешением вьетнамским эмигрантам вернуться на родину.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЛЮДИ, ГДЕ ВЫ?

    «Король Лир». У. Шекспир.
    Старый театр (Краков, Польша) в рамках Театральной олимпиады.
    Режиссер Ян Клята, сценография и костюмы Юстины Лаговской.

    Ян Клята поставил своего «Короля Лира» про передачу власти внутри католической церкви — ход, который должен был придать шекспировской истории еще большую универсальность, одновременно поместив ее в современный контекст. И да — это у него, безусловно, получилось. Нигде не нашлось упоминания о том, что режиссер ставил что-нибудь в оперном театре, хотя амбициозность и сложносочиненность концепции, в которую режиссер встроил «Короля Лира», как раз сродни той, что практикуется, и очень даже удачно, в опере. Опера (про которую циники говорят, что она прародительница кэмпа, так как под невыносимо прекрасной оболочкой всегда скрыто нелепое содержание, читай — схематичный сюжет и средненькие тексты) прекрасно адаптируется под самые невероятные концепции. Юлий Цезарь в опере Генделя — глава миротворческой миссии ООН в Северной Африке? Отлично. Песенка герцога из «Риголетто» исполняется на столе для рулетки в казино Лас-Вегаса? Замечательно. Пока Аида и Амнерис выясняют, чьим будет Радамес, англичане в пробковых шлемах пакуют в деревянные ящики саркофаги и целые куски храмов для отправки в Британский музей? Любопытно. А если вдруг голубая каска с буквами UN на голове Юлия Цезаря кажется, как бы это сказать, немного инородной, — музыка все равно не обманет.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ЖИВОЕ МЕСТО

    О спектаклях вышневолоцкого фестиваля «Надежды России»

    В Вышнем Волочке Год театра ощутим, как мало где: после нескольких лет перерыва смог пройти 10-й фестиваль театров малых городов России. Брэнд перехвачен другим фестивалем (да их и должно быть в огромной стране не один и не два). Потому возникло новое название как подзаголовок прежнего: «Надежды России». Громко звучит, но и в самом деле бедна была бы культура страны, включая столицы, без этих своих источников.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КРУГОВОРОТ ЛЮДЕЙ В ПРИРОДЕ

    «Точки на временной оси». Д. Богославский.
    Театр «ЦЕХЪ».
    Режиссер Владимир Юров, художник Анастасия Копылова.

    Новый спектакль театра «Цехъ» в постановке Владимира Юрова родился на 1-й режиссерской лаборатории «Вторая смена» и вылился в полнометражный проект под названием «Точки на временной оси».

    «Точки на временной оси» Дмитрия Богославского — драматургический сборник новелл. Явление, прежде казавшееся оксюмороном для драматургии, а сегодня напротив ставшее одним из центральных жанров в этой области. Отчасти калькирующее новеллы «о любви» в кино: «Токио, я люблю тебя», «Париж, я люблю тебя», «Нью-Йорк, я люблю тебя» и другие. По сути же, белорусский ответ Харуки Мураками.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КНИГИ ГОРЯТ И НЕ СГОРАЮТ

    «Вымыслы». По книгам Х. Л. Борхеса «Книга песка» и «Вымыслы».
    Государственный молодежный театр Литвы в рамках XIV Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория».
    Режиссер и сценограф Адомас Юшка.

    Хорхе Луис Борхес долгое время служил директором Национальной библиотеки. Он боготворил Книгу, и героя одного из своих рассказов запер в «Вавилонской библиотеке», которая одновременно метафора и жизни, и культуры. Неудивительно, что герой заблудился там и сошел с ума — или ему так показалось. Именно он — главное действующее лицо спектакля Государственного молодежного театра Литвы «Вымыслы» в постановке ученика Някрошюса Адомаса Юшки. Он выпустил этот спектакль, еще учась на четвертом курсе.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОГДА И ЧУДЕСА, И МНОГО СКЛАДУ

    Заметки о VI Всероссийском театральном фестивале «Русская комедия» в Ростове-на-Дону

    Нынче Ростов-на-Дону принимал театры из 12 городов. Решительного отличия от принципа формирования афиши прежних фестивалей не было: ее составила в основном классика — Грибоедов, Гоголь, Достоевский... Три театра привезли спектакли по пьесам Островского, два — по пьесам Чехова. Классику-то всегда ставить будут, но что увидено в ней сегодня?

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АЛЕКСАНДР НОВИКОВ, С ЮБИЛЕЕМ!

    Сколько раз мы пробовали заказать портрет Александра Новикова, — столько раз терпели неудачу, дело не выходило: не дается он критикам на перо. Роли даются, а сам он — нет, ускальзывает. Что-то есть в его актерской природе чрезвычайно трудное для определения, для каких-то точных формул и характеристик.

    Читать дальше | Комментарии 7 комментариев
  • ЮРИЮ ПОГРЕБНИЧКО 80 ЛЕТ! ПОЗДРАВЛЯЕМ!

    Сегодня юбиляром — прекрасный Юрий Погребничко. Практически — безукоризненный и точно не требующий формальных славословий.

    Не будем ничего делать специально. В последнем номере «ПТЖ» опубликован большой текст Лидии Тильги о выставке Юрия Кононенко и «Вишневом саде» Юрия Погребничко. Откинув правила, публикуем в блоге совсем свежий «бумажный» текст и поздравляем Юрия Николаевича непосредственно с Моховой, где он когда-то учился...

    «А Погребничко все сделал неправильно. Хотя — так тоже можно». История умалчивает, что разбирал Борис Осипович Костелянец на Моховой полвека назад. Не исключено, что «Вишневый сад»: в сегодняшней премьере «Около» третий чеховский акт начинается приходом актеров в Эльсинор. Допустив в начале режиссерского пути вольнодумство, Б. О., может быть, заодно благословил и будущих зрителей Вознесенского переулка: забывать о вечном страхе разминуться с концепцией, не прочесть замысел. Верить лишь интуиции — и ходу чеховского волчка, что кружит в мире Погребничко, где хочет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕ ГОВОРИТЕ МНЕ О ЛЮБВИ

    «Три сестры». А. Чехов.
    Великолукский драматический театр.
    Режиссер Юрий Печенежский, художник-постановщик Дмитрий Горбас.

    В «Трех сестрах» Юрия Печенежского время закончилось, будущего нет. Никакой надежды на то, что «через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной», не может быть.

    Первое действие начинается почти как классическая постановка Чехова: все действующие лица в исторических костюмах, а на небольшой платформе установлены стол и фрагмент такой же классической декорации с дверью и двумя колоннами. Но вокруг этого обломка старого театра или старой жизни (или и того, и другого) — бесконечная черная пустота обнаженной глубокой сцены. Сбоку в этой пустоте лежат чемоданы. В начале первого акта с этой платформой постоянно играют: на ней — про быт, вне ее — про бытие. О Москве говорят, только сойдя в «пустоту»; Маша (Алина Бичай) в черном платье сидит поодаль, отдельно, на стуле. Все персонажи появляются из дверей в декорации, но Вершинин (Кирилл Парменов) возникает сбоку, как будто из глубины дома или из этой вселенской пустоты: он же из Москвы, которая, разумеется, вовсе не город на карте, а мечта о счастье. И с Машей они встречаются в этом экзистенциальном пространстве. Потому что суженые. Потому что судьба.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВЕЖЛИВАЯ ТРАГЕДИЯ

    «Медея». По трагедии Еврипида.
    Компания Toneelgroep Amsterdam (Нидерланды) в рамках XIV Международного фестиваля-школы «Территория».
    Режиссер Саймон Стоун, художник Боб Казенс.

    Спектакль Саймона Стоуна — лаконичный, строгий, стерильный. Место действия — вакуум, белая студия, где кто-то — Рок или равнодушный алгоритм, управляющий миром и человеком, — снимает свой фильм. Или лаборатория, где герои — профессионалы медицины — делают объектом опыта и исследования самих себя и своих близких.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОПЕЙКИ ПЛЮШКИН ПЕРЕЧЕЛ ДО СЕРЕДИНЫ

    «Мертвые души. Часть первая. Начало». Н. В. Гоголь.
    Краснодарский Молодежный театр.
    Режиссер Даниил Безносов, художник Настя Васильева.

    Трудно сказать, выиграл или проиграл режиссер Даниил Безносов, не взяв в помощь драматурга. Показана линейная последовательность романа Гоголя: от рождения Чичикова до самого его триумфа. Это «похождение» включает становление Чичикова, череду встреч с помещиками и оканчивается зарисовкой о «живых» мертвых мужицких душах. Продолжение (город, чиновники, разоблачение), как обещает театр, следует.

    Читать дальше | Комментарии (0)