С 3 по 11 ноября в Киеве прошел Международный драматургический фестиваль «Неделя актуальной пьесы».
Констатация глубокой печали в связи с отсутствием актуальной драмы на украинской сцене уже успела стать «общим местом». На все претензии, возникающие в связи с архаичностью репертуара и отрывом от реальности, театр отвечает отсутствием интересной новой отечественной драматургии. И не то чтобы в театре не шли постановки современных (живых) драматургов: они вроде как и есть, но ни одна из них не стала резонансным событием. Или хотя бы просто событием. Многочисленные комедии и сентиментальные пьески уважаемых членов союза писателей или успешных бизнесменов, самостоятельно спонсирующих постановки своих произведений, никак нельзя назвать злободневными. И то, что их авторы живы, еще ничего не означает: критерии жизнеспособности в таких обстоятельствах не ограничиваются биологическими параметрами, если уж мы говорим о театре, а не о куриной ферме.
Зачастую аудитория, которой заполняется зрительный зал, это либо люди, посещающие театр-здание в силу привычки, либо маньяки, которые жить не могут без сцены. Именно благодаря последним в начале ноября состоялся III международный драматургический фестиваль «Неделя актуальной пьесы», который за три года успел вырасти, возмужать и вовлечь в свое прекрасное безумие большую аудиторию. Сегодня можно с уверенностью сказать, что «Неделя актуальной пьесы» не имеет равных по своей значимости для развития украинского театра на этом этапе. И если так пойдет и дальше, через пару лет у нас вырастет своя «Любимовка». Уже сейчас качество текстов, подаваемых на конкурс, существенно выросло, как, впрочем, увеличилось и количество желающих принять участие в фестивале. Но главным его достижением стало развенчание мифа об отсутствии в Украине современной драматургии. Оказалось, она у нас есть.
Учредитель и организатор фестиваля — центр «Текст», состоящий из трех человек: театрального критика и драматурга Марыси Никитюк, режиссера Андрия Мая и драматурга Натальи Ворожбит. В этом году фестиваль сопровождался обширной образовательной программой: в режиме мастер-классов шла работа школ для режиссеров, драматургов, критиков и сценографов. Секретами мастерства и опытом реформирования отжившей свой век театральной системы делились Михаил Угаров, Елена Гремина, Анна Степанова, Елена Ковальская, Михаил Дурненков, Ксения Перетрухина, Саша Денисова и Виктор Рыжаков, а украинский сектор был представлен Станиславом Моисеевым, Мариной Котеленец, Аллой Рыбиковой и Владиславом Троицким. Кроме 20 украинских пьес из основной программы фестиваля, были прочитаны тексты новой немецкой драматургии и те, что возникли в семинаре театра «Роял Корт».
Центральная просветительская миссия московских гостей — познакомить наших драматургов с технологиями и достижениями документальной драмы. В отличие от российского контекста, где этот жанр успел перекочевать из зоны эксперимента в театральный мейнстрим и даже стал преподаваться в некоторых театральных вузах, Украина только в начале этого пути.
Донорское вливание новых смыслов и формирование отправных точек для начала культурной экспансии в пределах поколения, вне всяких сомнений, оживит функционирование украинского театрального организма. Однако достигнет ли здесь своего апофеоза документальная драма как независимый тренд — сказать сложно. Скорее всего, как это в свое время случилось с психологическим театром, со временем он мутирует в иное по качеству явление.
Сейчас ясно одно: молодые драматурги и режиссеры разъехались по домам, зараженные опасной бациллой, активирующей механизм запуска творческих ресурсов. Очень хотелось бы, чтобы этот пыл не угас в четырех стенах маленьких квартир в провинции, и услышанные на фестивале пьесы (многие из которых действительно талантливы) были бы наконец поставлены. Потому что фестивальная «зарядка» — это очень хорошо, но если не будет дальнейшей работы, ждать ощутимого результата вряд ли стоит. Стратегия «интервенции», обозначенная организаторами в этом году (когда фестиваль проводиться сразу на нескольких площадках и сам приходит «в гости» к театрам), была направлена на преодоление отчужденности между новой драмой и академической сценой. Однако насколько эффективно и правомерно внедрение достаточно радикальных текстов в театр, куда ходят «девственные» в эстетическом отношении граждане — тоже вопрос. Площадок же, подобных «Театру. doc» или «Практике», у нас пока еще не создано.
Диапазон творческого поиска новой украинской драмы предельно широк: от необытописательства жизни украинского села, представленного творчеством Веры Маковий, до экзистенциального парадокса в текстах изобличителя механики социальных стандартов Виталия Ченского. То же самое с формой, где рядом с традиционной аристотелевской драмой соседствуют лингвистические эксперименты неподдающихся маркировке категорий. И, тем не менее, лидерами в списке тем, вдохновивших драматургов на создание своих произведений, стали политика и власть. Это не удивительно: политический театр в Украине сейчас демонстрирует такие глубины абсурда, о постижении которых театр драматический может только мечтать. Самыми яркими текстами в рамках этой проблематики стали «Партия» Евгения Марковского и «Бал Бетманов» Татьяны Киценко. Евгений Марковский с помощью живой разговорной речи и карикатур раскрывает абсурдность социальных моделей общества, где власть это — просто авантюра, и жизнь реальных людей, жителей страны, зависит от игр и капризов группки проходимцев, не отдающих себе отчет в собственной значимости. Мне кажется, что постановок именно таких текстов жаждут как воздуха и эстетствующие театралы, и широкие массы — но, к сожалению, преградой для их популяризации служит высокохудожественный мат, которым сочно сдобрены диалоги провинциальных политиканов — ханжеская природа академического театра такого не потерпит. С другой стороны к проблеме власти подошла Татьяна Киценко. В своей пьесе «Бал Бетманов» она исследует разрастание ризомы власти в личности с помощью приемов мистического гротеска. В секторе психологической драмы вне всяких сомнений лидирует Оксана Савченко (пьесы Савченко и Марковского были представлены в рамках программы финалистов семинара театра «Роял Корт») которая изучает территорию кризисных состояний и пути их преодоления. Но лично для меня главным творческим открытием этого фестиваля стала дебютная читка Дмитрия Левицкого «Сцены убийства», где автор работает на поле соотношения социальных масок и вариативности их личностных проявлений. Пьеса «на троих» где в диалог вступают Мать, Сын и Проститутка, которую сын привел в дом. Сцена диалога с последующим убийством повторяется в разных интерпретациях. То в одном, то в другом участнике пикировки проявляется человечность, жестокость, обнаруживает себя пустота. Неизменным остается лишь убийство дворняги, которую лишают жизни просто так, по прихоти, где-то за пределами истории. Круг за кругом повторяется одна и та же сцена. Жертвы и палачи меняются ролями. В результате создается странный многоликий фантом мира, где нет личности, а образы возникают как произвольные комбинации смыслов.
Мажорным аккордом в финале прозвучал мастер-класс Владислава Троицкого, художественного руководителя театра «ДАХ» и создателя мультиартового фестиваля «ГОГОЛЬFEST», принесшего благую весть о создании огромного арт-кластера на территории промзоны, где проходил в этом году «ГОГОЛЬFEST». С середины апреля на территории арт-кластера начнет работу в пилотном режиме «Центр Инновационной режиссуры», который откроет свои двери для молодых режиссеров, сценографов и актеров.
В который раз происходящее в Киеве становится известным для остальной Украины каким-то неестественным путем. Даже в достаточно большом и близком Днепропетровске. Остается непонятным: не можем сорганизоваться или не хотим? Ханжество процветает только в провинциальных академических театрах или этой болезни подвержены и совсем молодые и начинающие?.. Где СТД, где Центр Курбаса, о министерстве культуры смешно и вспоминать.
Досадно, тема и вправду интересная.