«Актрисы» (по «Елке у Ивановых» А. Введенского)
Центр им. Вс. Мейерхольда
Режиссер Видас Барейкис, сценография Ольги Никитиной
В магистратуре Центра им. Вс. Мейерхольда подходит к концу двухлетнее обучение девяти студентов из разных городов России и стран бывшего СНГ: в декабре 2012 года пройдет фестиваль «Объект № 5», в программу которого войдут все магистерские работы (их выпускают уже с весны). Спектакль «Актрисы» Видаса Барейкиса играют в главном зале ЦИМа, и пока это единственный спектакль «большой формы».
«Mr. FLUXUS, или Шарлатаны»
В Литве о Видасе Барейкисе говорят много: три года назад он возглавил независимое движение «NO THEATRE», а в прошлом году его театр был выдвинут на соискание одной из главных литовских театральных премий «Золотой Крест» в номинации «Новая форма». Барейкис сначала получил музыкальное образование, а потом учился на актерском курсе у Гинтараса Варнаса в Вильнюсской академии музыки и театра. Закончив, он понял, что готов быть по ту сторону от сцены, где темно, — быть на месте режиссера.
Вчерашние выпускники Варнаса, крупной фигуры в литовской режиссуре среднего поколения, работают в самых разных театральных системах, причем одновременно. Вы можете в один вечер увидеть актера в кукольном спектакле Варнаса, в следующий раз — на сцене Национального театра у Коршуноваса, а потом — в независимом театральном проекте у своего однокурсника Видаса Барейкиса. Молодые актеры не противопоставляют себя театральному мейнстриму (а Оскарас Коршуновас в современной Литве — это мейнстрим): они собираются вместе, чтобы делать свой театр.
Последний выпущенный в Вильнюсе спектакль Видаса Барейкиса называется «Mr. FLUXUS, или Шарлатаны», и тут в театр врываются законы улицы, заставляя его пружинить, отвечать на ее вопросы. Пространство, в которое создатели приводят зрителей, — это бывший дом культуры, перестроенный в скейт-парк, где поверх лепнины — гигантские прописи граффити, а вместо пола — деревянные волны. Здесь исследуется биография создателя движения американского авангарда
«NO THEATRE» занимается поисками на поле извечного спора искусства и реальности, находясь на пересечении театра и contemporary art. Образ этого театра — лицо актера, выбеленное наполовину: захватывая абсолютную власть над зрителем, он сам себя подвергает сомнению.
«Актрисы»
Учиться режиссуре Барейкис поехал в Москву, в магистратуру Центра им. Вс. Мейерхольда и Школы-студии МХАТ, к Виктору Рыжакову. Спектакль «Актрисы» — его магистерская работа.
В основе спектакля — пьеса Введенского «Елка у Ивановых», но не только она. Замысел этого эстетского, черно-бело-красного спектакля появился после актерского кастинга в ЦИМе, на который пришли 130 актрис, тоскующих по театру. Режиссер выбрал шестерых и с ними начал придумывать спектакль о готовности умереть ради сцены. Чуть позже возник текст пьесы обэриута Введенского, герои которой — дети разных лет — долго ждут елки, и там, на елке, с достоинством умирают.
Сцена приподнята и выстлана паркетом из советской квартиры. Это и пространство пьесы
По структуре «Актрисы» — опера, с ариями, хорами и интермедиями: абсурдистский примитив и острота текста Введенского открываются через оперную условность. Судебный протокол, он же — выброшенный из сюжета стишок про Ослова и Козлова, становится музыкальной интермедией (Ольга Мукукенова исполняет его как эстрадный номер — и снова стоя на стуле). Второй способ — драматические интермедии, например, методом актерских наблюдений сделанная роль Собаки (Анастасия Егорова) или няня-убийца (Ольга Цинк), в комическом перевороте оказывающаяся сумасшедшим бардом с гитарой желтой. Третий — цирковые номера Короля Лира и его верного Шута: Шут (Олеся Цихоня) извивается вокруг своего Короля в акробатических па, а полусумасшедший Лир (Алла Данишевская) ходит, не глядя на него, пошатываясь, на ходулях.
«Актрисы» — это про инстинктивную женскую конкуренцию, про данное при рождении желание кому-то служить, про тоску по главному монологу в свете софита. Героиня Соня Острова здесь — Соня Астрова (Ирина Соболева), и даже в самом этом сочетании имени с фамилией — огромная тоска чеховской Сони Войницкой по тому, чтобы стать Астровой. Тексты Шекспира, Чехова, Тургенева появились в спектакле благодаря настоящим историям актрис, которые стали отправной точкой для этой постановки. Оперное решение доминирует, но финал исподволь выводит биографию спектакля, его документальный нерв, наружу: когда все персонажи умирают в сверкании новогодней гирлянды, развешенной по всему залу, остаются актрисы, и в последней вспышке лампы будто звенит: «Смотрите на нас, мы все-таки умираем на сцене!».
Комментарии (0)