Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

30 декабря 2015

ВЫШЕЛ В СВЕТ № 82 «ПТЖ»

30 декабря 2015 года «Петербургскому театральному журналу» стукнуло 23 года. Прибавьте еще год — и получится 24 с начала деятельности, с того момента, когда к Марине Дмитревской пришел Александр Македонский…

30 декабря 2015 года вышел новый номер — № 82 под условным названием «В гостях и дома» (ну, помните раннюю пьесу Володина?.. Кстати, Володинский фестиваль «Пять вечеров», учредителем которого является «ПТЖ», уже обнародовал афишу 2016.

Номер гастролей-премьер и трех режиссерских разговоров (с Виктором Рыжаковым, Евгением Марчелли и Григорием Козловым) мы провожаем уходящий год.

Провожаем год, когда впервые за десятилетия был снят с репертуара спектакль «Тангейзер» Т. Кулябина. В Новосибирске. Несмотря на определения суда, профессиональную экспертизу и вообще отсутствие какой-либо эстетической вины. И это не был вопрос православия и веры — это был вопрос политических интриг.

Мы провожаем 2015 год, когда была снята с репертуара «Ксения Петербургская» П. Зобнина в Советске. Потому что режиссер не захотел изъять по указанию отдельных служителей культа сцену, в которой православная святая бранит попа согласно своему каноническому (хотя и сравнительно недавнему) житию…

2015, когда в том же Новосибирске был административно-тихо прекращен прокат режиссерского альманаха А. Крикливого/П. Южакова/Д. Егорова «Песни о Родине», поскольку одна из «песен» была текстом М. Кучерской о православном ёжике… Теперь там поют Д. А. Пригова, поскольку песню не задушишь, не убьешь.

2015, когда некоторые критики объявляют театрам, поставившим книги новоиспеченного Нобелевского лауреата С. Алексиевич, что те взяли плохую литературу. Вот советская власть давала омскому спектаклю Г. Тростянецкого по Алексиевич Государственную премию, а нынешняя объявляет ее творчество антироссийским и тенденциозным… И ведь не возразишь: кому-то искренне не нравился в аналогичной ситуации «Доктор Живаго» — великая книга и неважная литература…

2015, когда, в борьбе за сферы влияния, произошел полный раскол в нашем «задорном цехе», задевший «Золотую маску» и делегировавший в эксперты премии людей, которые никогда не занимались театральным процессом и теперь «прыгают» в тему с парашюта. При этом все прикрыто радением о регионах. На круглом столе Санкт-Петербургского культурного Форума одним из них были объявлены имена двух столпов российского театра — С. Афанасьева и С. Федотова. Только двух. А это опять раскол. Театральная Россия поймет с полуслова.

И именно в 2015 возникла Ассоциация театральных критиков России, в которую вошло 130 коллег — и прием желающих будет продолжаться. Это первая серьезная попытка объединения цеха на профессиональной основе: ведь там, где заканчивается профессия, начинается идеология. Хотелось бы, чтобы попытка удалась и Ассоциация обрела авторитет.

«Ничего, ничего не страшно!»

Так повторяли мы в юности фразу Жванецкого.

Ничего, ничего не страшно!

Не сдадим Мейерхольда, активнее вспомним Таирова и упрочим игровые структуры Вахтангова! Особенное внимание уделим Брехту, писавшему: «Театр имеет дело со зрителем, который утомлен, опустошен рационализированным дневным трудом, возбужден всякого рода социальными трениями. Этот зритель убежал из своего собственного маленького мирка, он сидит в зале как беглец. Он — беглец, но одновременно и клиент. Он может прибежать не только сюда, но куда-нибудь еще».

Может быть, даже поддержим Станиславского. Но как поддержать его систему, как поддержать настоящий русский психологический театр, требующую внимания и сосредоточенности, долгой работы и аскезы в ситуации, принуждающей театр зарабатывать на жизнь, ставить «Примадонн», а не вживаться в материал неторопливо и скрупулезно, месяцами?…

Количество премьер в грядущем году сократится в разы, но не потому, что начнутся экспедиции и вживание в «предлагаемые». Просто надо что-то есть…

Ничего, ничего не страшно!

С Новым годом, читатели и коллеги! С новым номером — вас и себя!

Содержание номера

К читателям и коллегам

Комментарии (0)

  1. Лев Закс

    Дорогая Мариночка! В незабываемый день любимого народом и нами, грешными, твоими друзьями, журнала ПТЖ хочу в очередной раз поздравить тебя и всех твоих вас, талантливых и прекрасных компаньонок! Вопреки всем объективным условиям и субъективным факторам вы как уникальное целое живы и плодоносны, число освещаемых вами спектаклей растет, ваши эстетические изыски все изощренней, ваш гражданский дух все крепче, ваша принципиальность все принципиальней. Восхищаюсь! Завидую! Не могу угнаться! Учусь! Преклоняюсь! Долгих вам лет и вечной молодой красоты, творческого вдохновения на резко улучшенном материальном фундаменте! Будьте здоровы! Лехаим! Всегда и навек ваш Лев Закс

  2. Павел Зобнин

    Не из-за этого «Ксению» сняли, все-таки. А потому, что ее стало некому играть.

  3. Е. А.

    «…в которой православная святая бранит попа согласно своему каноническому (хотя и сравнительно недавнему) житию…»

    И все-таки в житии святой Ксении никакой брани с попом нет.

  4. Марина Дмитревская

    Когда-то я сравнивала «клейма» пьесы Леванова и все варианты воспоминаний о Ксении. Ведь житие как таковое формировалось из рассказов современников Ксении и позднейших пересказов. И помню, что недостатком пьесы мне казалось тогда следование всем сюжетам. Среди которых, помнится, было и недовольство каким-то попом. Юродивые ведь имели право клеймить кого угодно!

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога