«Песни о Родине». По мотивам произведений В. Пелевина, М. Кучерской, Д. Глуховского.
НАМТ «Глобус» при партнерстве театральной компании «Гамма».
Режиссеры Алексей Крикливый, Дмитрий Егоров и Павел Южаков,
художник Евгений Лемешонок.
Ни кобура, ни револьвер
И станут братия все люди
И каждый — Милиционер.
В Новосибирске 5–6 февраля состоялась премьера «Песен о Родине» — спектакль сделали три режиссера и, как сообщают СМИ, «ни разу не поссорились». Спектакль состоит из трех авторских «театральных вариаций на тему прозы». Прозу осваивали Павел Южаков, Дмитрий Егоров и Алексей Крикливый (в порядке предъявления), соавтором режиссеров стал художник Евгений Лемешонок. Павел Южаков выбрал рассказ Д. Глуховского «Благое дело» — по жанру близкий к анекдоту, написанный хорошей прозой; Дмитрий Егоров работал с новыми патериками Майи Кучерской, а Алексей Крикливый взялся за «Хрустальный мир» В. Пелевина. Спектакль, безусловно, состоялся как целое: печальный анекдот Глуховского подхватывает мягкая пародийно-притчевая интонация Майи Кучерской, и все это разрешается в трагически высокой точке пелевинского взгляда на историю. Особая благодарность Дмитрию Егорову, за то, что он вывел на театральную орбиту Майю Кучерскую с ее ясным оптимистичным взглядом на мир, с ее подлинным православием, не отменяющим ни свободы, ни юмора, в том числе в вопросах веры и религии. Третья часть особенно порадует поклонников Пелевина, к коим я не отношусь. Мне кажется, что Ленин, прорывающийся в Смольный через караул юнкеров-на-кокаине, остался в 1990-х. Пошутить смешнее покойного Сергея Курехина про Ленина и его грибницу, увы, невозможно. А если это не ирония, тогда что? Тем не менее, творческие работы артистов «Глобуса» были прекрасны. Многим запомнятся юный, доверчивый и чистый персонаж Никиты Зайцева и герой Никиты Сарычева — наглядная, под два метра, иллюстрация к теории о возможных последствиях юношеской «метафизической интоксикации». Сарычева мы и до этого знали, любили и многого от него ждали, а вот Зайцев для новосибирской публики — открытие. Он мог бы претендовать на «Парадиз» в номинации «надежда сцены», да жаль, «Парадиз» отменили.
Прекрасную работу сделал Павел Южаков, дав возможность Егору Овечкину сыграть сказочно-честного милиционера, в котором откликаются и Башмачкин, и Подсекальников, и солдат Иван Чонкин. Несправедливость, беспросветный ужас воровства и произвола — главная тема, волнующая Южакова. Мне довелось с энтузиазмом писать о его «Доходном месте» несколько лет назад в «ПТЖ», так вот «Благое дело», конечно, развивает тему. «Милицанер» Овечкина — Южакова напоминает об интонациях лубочной милиционерской эпопеи Дмитрия Александровича Пригова, о его оптимистической утопии, где «каждый — Милиционер». В спектакле заняты и другие артисты «Первого театра», они участвуют в коллективном рассказе о неподкупном милиционере со всей театральной изобретательностью и студийным молодежным азартом. Художник Евгений Лемешонок придумал множество чудесных превращений предметов, которые помогают артистам сделать из коллективного рассказа настоящий театр. Чего стоит жестяное ведро с гвоздями вместо пожилого автомобиля «девятка». Деревянная площадка на возвышении со ступеньками, на которой во второй части живет неправославная белочка, в «Хрустальном мире» зловещим образом превращается в вышку конвоя.
Объединяющий актеров в пространстве сцены образ — это расчерченная нотными знаками сцена. Перед началом спектакля актеры выходят на сцену, становятся перед пюпитрами и пытаются начать свою песню о родине. Они берут какой-то звук в унисон, но песня все не выпевается. Один из актеров даже выводит звукоряд, с которого начинается песня «С чего начинается Родина», но песня так и не может начаться. Любовь к родине как неспетая песня — больно стучащий в голове вопрос и образ. Мотив все никак не может оформиться, наполниться голосами, зазвучать хоть в хоре, хоть в ансамбле, или хотя бы — соло. Тем не менее, зрителям удалось услышать голос режиссеров одного поколения, объединенный чувством гражданской ответственности и переживанием за судьбу страны.
Этот спектакль появился не только благодаря содружеству режиссеров, продюсера Анастасии Журавлевой и художника, но и благодаря усилиям частной организации — театральной компании «Гамма». Новосибирский «Глобус» предоставил сцену для проката, внес свой вклад и Томский ТЮЗ — участием актеров, доброй волей директора театра. «Гамма» объединяла все эти усилия, вела переговоры с писателями, обеспечивала информационную поддержку. На спектакль были потрачены только частные деньги, ни одно животное не пострадало. Но!
Судьба «Песен о Родине» может сложиться по-разному. Все зависит от активности православных активистов, требующих немедленного введения цензуры, и от позиции губернатора области, к которому недавно поступило обращение патриархии с требованием уволить министра культуры Василия Кузина за отказ запрещать спектакли по требованию общественников. Депутатские слушания по этому вопросу будут назначены в ближайшее время, дату пока не сообщают. Постараюсь там быть.
Ну, вот, история продолжается …
http://www.kp.ru/daily/26360/3242014/