
-
«Товарищ Кисляков». По мотивам романа П. Романова.
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Андрей Калинин.«Товарищ Кисляков» Пантелеймона Романова легко вписывается в ряд постановок, которые выходили последние года четыре. 100-летие Октябрьской революции, в том числе, подхлестнуло интерес к драматургии и литературе 1920-х: здесь еще можно обнаружить героев разного социального происхождения и возраста, здесь еще дают голос тем, чьи убеждения расходятся с установками большинства, и здесь еще есть рефлексия по поводу новых порядков. Своей постановкой Андрей Калинин вводит в обиход российского театра имя писателя, находившегося в забвении более полувека. Таких сюжетов в истории нашей литературы, к несчастью, предостаточно, но этот случай интересен еще и потому, что в отличие, скажем, от Михаила Зощенко, с которым Романов негласно соперничал в 1920-х, он был известен разве что специалистам. Меж тем, Пантелеймон Романов был в числе тех, кто пытался разобраться с метаморфозами, происходившими с интеллигенцией, будучи прекрасным бытописателем с чувством юмора сродни зощенковскому.
-
В Мензелинске в рамках всемирной акции Small Size Days прошел Первый творческий образовательный форум бэби-театров «Лэклэк» (в переводе — «аист»).
Small Size — это международное объединение бэби-театров, которое ратует за доступность театрального искусства с самого раннего возраста. В акции Small Size Days принимают участие театры по всему миру — в этом году к ним присоединился и Татарстан. Флагманом бэби-театра в республике решился стать Мензелинский государственный татарский драматический театр им. Сабира Амутбаева. Мензелинск — старинный купеческий город с населением всего 17 тысяч человек, но именно здесь в 2018 году появился первый национальный бэби-спектакль — «Татарский орнамент. Ожившие узоры» Алмаза Садриева.
-
«Первый субботник». В. Сорокин.
Театр «Организмы».
Художники и авторы спектакля Владимир Антипов, Алексей Забегин, Антон Батанов, Александр Панфилов, Катерина Мельникова, Евгения Долгова, Александр Бянкин, asp_id.Театр «Организмы» впервые обращается к литературному источнику — сборнику рассказов Владимира Сорокина «Первый субботник». До этого в репертуаре маленького петербургского театра были только спектакли по текстам собственного сочинения: «Ноу Шоу» — рассказ об экзистенциальном ужасе жизни российского обывателя, «Клоуны в лесу» — психоделический трип на батальную тематику и др. Эстетическое кредо «Организмов» — безыскусность — роднит театр с представителем московской концептуальной школы Сорокиным. Схожи и композиционные принципы, по которым работают театр и писатель: постмодернистское ироническое пародирование традиционных кодов, нарушение структуры с помощью неожиданных сломов, выводящих действие в абсурд.
-
«Дети солнца». М. Горький.
Александринский театр.
Режиссер и художник Николай Рощин.Слева — темный, грязный народ, неподвижно лежащий на голых кроватях. «Русь не шелохнется, Русь — как убитая». Сокрытая искра возгорается только в моменты побоев и пьяных драк, когда все валятся на матрасы нерасчленимой нетрезвой массой.
Справа — хилая интеллигенция. «Маленькие, жалкие людишки...» — буквально как декламировал в другой горьковской пьесе («Дачники») герой Влас. Нелепые глуповатые доходяги, они, чуть что, тоже валятся на кровати.
-
«Волки и овцы». А. Н. Островский.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер Анджей Бубень, сценография и костюмы Светланы Тужиковой.Анджей Бубень, прежде ставивший в «Балтийском доме» современную прозу («Зеленый шатер», «Детство 45–53: а завтра будет счастье...» Л. Улицкой) и драматургию («О чем говорят мужчины & женщины» Я. Реза), после пяти лет перерыва возвратился на эту сцену с русской классикой: прошла премьера его спектакля «Волки и овцы» по А. Н. Островскому.
-
В Прокопьевске прошла ежегодная лаборатория под руководством Павла Руднева. Несколько лет подряд материалом для нее были современные пьесы. В этом году театр решил исследовать неизвестную классику — забытые произведения известных авторов. Какие-то из этих текстов редко ставились, даже тогда, когда были написаны, какие-то были популярны в советское время, но сейчас их сложно адаптировать к нашей жизни. Прокопьевский театр проявил смелость и пошел на риск, предоставив режиссерам возможность искать и пробовать, и теперь можно говорить о том, какие тексты прошли проверку временем.
-
Из-за карантина общим решением организаторы перенесли показ спектаклей на 21–25 сентября, назвав фестиваль-2021 «ОСЕННИЙ МАРАФОН».
Но если что-то не устроить в феврале — город начнет забывать о Володинском. Поэтому было решено провести в обычные сроки «Первую читку» — знаменитый драматургический проект представления новых текстов. Их, более 300 штук, читали не только внутренние эксперты (под руководством театроведа-модератора Ольги Каммари это были Нияз Игламов, Ника Пархомовская, Олжас Жанайдаров, Дмитрий Крестьянкин, Алексей Стрельников, Анна Самсоненко), но и шорт-ридеры, практики, люди знаменитые. В этом году ими стали драматурги Евгений Гришковец, Ольга Мухина, Наталья Скороход, режиссер Яна Тумина, продюсер и критик Олег Лоевский.
-
«Горе от ума». А. С. Грибоедов.
РАМТ.
Режиссер Алексей Бородин, художник Станислав Бенедиктов.Этот спектакль, как книги Франсуазы Саган, полон свежих чувств. Алексей Бородин, конечно, плеснул колдовства в знакомый текст.
Легкое дыхание с первой сцены. Катается на коньках по сцене слуга Петрушка, жмурится от первых лучей солнца веселая Лизанька, и вы сразу потонете в этом рассвете. Тяжелейшую на вид декорацию — белые стены с дверями — актеры передвигают движением руки. Стены раздвигаются, складываются в линию или острый угол, заливая одну комнату солнцем и оставляя другую в тени. Волшебная работа со светом Нарек Туманян.
-
Олег Данилов, киносценарист, много лет жил в фильмах режиссера Дмитрия Астрахана, это была пара, которая оживала из фильма в фильм. У них был успех на международных фестивалях и просто успех. Много хороших актеров присоединялось к ним заметными ролями. Талантливый фильм — это всегда много людей, украшающих талантом свою профессию и собранных вместе для какой-то значительной цели. Эту цель на старте определял сценарист Олег Данилов, дальше она росла в творчестве разных людей, но все знали: если фильм делают писатель Данилов и режиссер Астрахан, это будет культурная цель, украшающая нашу жизнь.
-
Она всегда в работе. Любая встреча с ней, даже кратко в лифте, это короткий брифинг о новостях литературы или насущных нуждах режиссерской мысли. Я говорю, и понимаю, что она хочет получить от диалога максимум: впечатление о новом тексте, вдруг появилась интересная пьеса, роман, повесть. Марина Брусникина по скорости чтения и уровню знаний о современной прозе и драматургии может переплюнуть любого критика. Говорит, что умению быстро и качественно читать ее научил школьный педагог: всегда читает с карандашом, это дает возможность ухватывать основное и структурировать восприятие. Говорит: «От количества того, что нужно прочесть, увеличивается скорость чтения».
-
«Версальский экспромт». Сценическая версия Ю. Урюпинского по мотивам комедии Мольера.
Экспериментальная Сцена п/р А. А. Праудина.
Режиссер Анатолий Праудин, сценография и костюмы Ксении Бурланковой.Конец Экспериментальной Сцены в прежнем ее формате Анатолий Праудин решил отметить манифестом.
Завершать — так завершать. Покидать — так покидать. Кидать перчатку — так кидать.
Он взял одноактный «Версальский экспромт», пьесу-репетицию Мольера, в котором тот резко и вполне некорректно сражается (мягче — выясняет эстетические отношения) с театром «Бургундский отель» и его труппой, в частности, с трагиком Монфлёри, тем самым, с которым потом будет сражаться Сирано де Бержерак.
-
Уважаемый Александр Владимирович!
В связи с истечением 25 февраля 2021 года срока действия договора Департамента культуры города Москвы с Кириллом Серебренниковым в качестве художественного руководителя Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя («Гоголь-центр») сообщество российских театральных критиков просит Вас вновь предложить К. С. Серебренникову руководство театром.
Более восьми лет мы наблюдали и описывали становление «Гоголь-центра». Будучи театральными экспертами, мы беремся утверждать: «Гоголь-центр», созданный режиссером и педагогом Кириллом Серебренниковым, стал выдающимся явлением в истории российского театра.
-
«Серая радуга».
Один театр (Краснодар).
Автор текста и режиссер Николай Русский, художник-постановщик Юлия Застава.Спектакль «Серая радуга» — метафизическое варьете, в котором трагическая история рассказана на языке эстрадных жанров. Здесь и поэтический вечер, и абсурдистский конкурс, и пародия, и пластические этюды, и опереточные номера, и перевоплощения, и чревовещание, и клоунада, и высокая трагедия.
На площадке появляется артист в сером костюме, демонстративно складывает пальцы рук в «замочек» и задирает подбородок. На манер опереточного персонажа он напевает под игривую музыку: «У девочек так пахнет изо рта, когда ты рядом с их молочными губами...» Это Сергей Сергеевич (Михаил Хмыз), а текст песни — драконящие его зависть стихи Ивана Егоровича.
-
Ассоциация театральных критиков и Ассоциация музыкальных критиков выступают против полицейского насилия в стране
Независимые профессиональные Ассоциации театральных и музыкальных критиков (АТК и АМК) выступают против полицейского насилия. Мы требуем отменить фактический запрет мирных собраний и митингов, прекратить практику незаконных задержаний и наказаний, избиений и унижений людей, собирающихся мирно и без оружия, чтобы заявить о своей гражданской позиции. Мы настаиваем на освобождении задержанных в ходе мирного протеста. Мы выражаем солидарность с теми, кто выступает за соблюдение принципов демократии, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
-
Лаборатория «Электрификация» по произведениям Андрея Платонова в Новокузнецком драматическом театре
В Новокузнецке в седьмой раз прошла лаборатория под руководством Александра Вислова, посвященная творчеству русских писателей. Каждый год театр усложняет себе задачу: последние лаборатории были по текстам Лескова, Солженицына, Набокова, теперь поводом для размышлений стали произведения Платонова. За два дня, пока шли показы, зрители посмотрели и обсудили шесть эскизов и смогли не только познакомиться с рассказами и пьесами писателя, но и узнать про него самого, про то, какими драматичными были его отношения с советской властью, и про то, как несвобода человека, его зависимость от обстоятельств проявляется сегодня.
-
«Лавр». Е. Водолазкин.
МХАТ им. М. Горького.
Режиссер Эдуард Бояков, художник Александр Цветной.Вот такое длинное название.
А что вы хотели? 3.30 с антрактом, последовательное изложение толстого романа (инсценировки, по сути, нет: как пишется, так и слышится) под аутентичные напевы вокалистки Варвары Котовой (гитарные партии осуществляет Сергей Калачёв, на маримбе играет перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских, все это электронно обработано и дополнено роком и хип-хопом). Имеются также хороводы на фоне орнаментов, православные чтения, наклеенные бороды старцев, звонкоголосые сладкие дети со светлыми взорами и кондитерской пластикой, куски холста, сразу оказывающиеся хорошо пошитыми поневами, красные адские молнии, символизирующие грехи, естественно — настоящая вода, в которой полощут белье, подоткнув юбки, древнерусские стройные бабы в хороших гримах и прическах, павловопосадские платки, оперная массовка, вполне логичное для постмодернистской природы романа смешение веков и фактур (избу, в которой полыхает очаг, обрамляет неоновая рамка). Ну, и гиперреализм в виде настоящей овчарки, играющей волка. Надо всем этим вертепом «большого стиля» с непрекращающимся мультимедийным и музыкально-этнографическим сопровождением каждого физического движения в финале возносится сияющий неоновый православный крест.
-
«Правда — хорошо, а счастье лучше». По мотивам пьесы А. Островского.
Драматический театр Балтийского флота.
Режиссер Михаил Смирнов, декорации и костюмы Валерия Полуновского.Островский — национальный драматург, который вывел галерею узнаваемых российских типов... Михаил Смирнов называет свой спектакль «комедия-боевик» и выводит на сцену эту самую галерею типов, которые оказываются до грусти актуальны. Но сценическое режиссерское исследование находит и позитивные, в какой-то мере гуманистические смыслы в современных реалиях.
-
Cегодня день 100-летия Владислава Игнатьевича Стржельчика.
Театральному Петербургу средних и пожилых лет не надо ничего расшифровывать в этом имени. Тем, кто родился в 90-е, — уже надо. Но не будем. Отошлем к Википедии, к фильмам (пересмотрите «Адъютанта его превосходительства», а потом «Фиесту»). А еще откроем два очень старых текста из «ПТЖ» первого десятилетия.
Первый из них — портрет Владислава Стржельчика пера Лены Вестергольм, — это Стржельчик «живее всех живых».
Второй — дневник Андрея Толубеева о Стржельчике уходящем.
Две такие точки в день 100-летия.
-
«Дуэль». А. Чехов.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова, художник Анвар Гумаров.Почти каждый раз, когда режиссер и театр берутся за чеховскую прозу, приходится занудничать и начинать с вопросов. Например: что оттолкнуло от пьесы — от театра и драматического действия, и привлекло к тому, что особо и не напрашивалось стать театром? У Чехова, который вошел в мировую культуру именно как автор пьес, в случае «Дуэли» был выбор, но она, «Дуэль», оказалась расслышанной и сделанной все-таки как повесть. Конечно, сцена и режиссер всегда в своих особых правах, но задаться вопросом «что за особое право на этот раз?» — не лишне.
-
Однажды, лет двадцать назад, мы с Ириной Павловной Уваровой оказались соседями на хоккейной трибуне: магнитогорский фестиваль «Театр без границ» подарил его участникам поход в Ледовый дворец. Кто с кем играл, не помню, никогда не был болельщиком. Перед началом матча исполняли российский гимн, так положено. Тот самый слегка обновленный сталинско-михалковский гимн, как раз тогда возвращенный в оборот. О нем много спорили, даже ругались. Но в Ледовом дворце все встали. Ирина Павловна осталась сидеть. Лицо было бесстрастным, лишь на мгновение промелькнула тень брезгливого недоумения и, пожалуй, презрения. Я тоже не встал, а в перерыве мы ушли. У нее были личные счеты с этим гимном, этим временем и «Софьей Власьевной» (советской властью). Она была вдовой Юлия Даниэля, писателя, поэта, переводчика, диссидента.
комментарии