Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • О СТАРОМ И НОВОМ ЧЕЛОВЕКЕ

    «Товарищ Кисляков». По мотивам романа П. Романова.
    Новая сцена Александринского театра.
    Режиссер Андрей Калинин.

    «Товарищ Кисляков» Пантелеймона Романова легко вписывается в ряд постановок, которые выходили последние года четыре. 100-летие Октябрьской революции, в том числе, подхлестнуло интерес к драматургии и литературе 1920-х: здесь еще можно обнаружить героев разного социального происхождения и возраста, здесь еще дают голос тем, чьи убеждения расходятся с установками большинства, и здесь еще есть рефлексия по поводу новых порядков. Своей постановкой Андрей Калинин вводит в обиход российского театра имя писателя, находившегося в забвении более полувека. Таких сюжетов в истории нашей литературы, к несчастью, предостаточно, но этот случай интересен еще и потому, что в отличие, скажем, от Михаила Зощенко, с которым Романов негласно соперничал в 1920-х, он был известен разве что специалистам. Меж тем, Пантелеймон Романов был в числе тех, кто пытался разобраться с метаморфозами, происходившими с интеллигенцией, будучи прекрасным бытописателем с чувством юмора сродни зощенковскому.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • БЭБИ-ТЕАТР ПО-ТАТАРСКИ

    В Мензелинске в рамках всемирной акции Small Size Days прошел Первый творческий образовательный форум бэби-театров «Лэклэк» (в переводе — «аист»).

    Small Size — это международное объединение бэби-театров, которое ратует за доступность театрального искусства с самого раннего возраста. В акции Small Size Days принимают участие театры по всему миру — в этом году к ним присоединился и Татарстан. Флагманом бэби-театра в республике решился стать Мензелинский государственный татарский драматический театр им. Сабира Амутбаева. Мензелинск — старинный купеческий город с населением всего 17 тысяч человек, но именно здесь в 2018 году появился первый национальный бэби-спектакль — «Татарский орнамент. Ожившие узоры» Алмаза Садриева.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ДЕКОНСТРУКЦИЯ ШКОЛЫ

    «Первый субботник». В. Сорокин.
    Театр «Организмы».
    Художники и авторы спектакля Владимир Антипов, Алексей Забегин, Антон Батанов, Александр Панфилов, Катерина Мельникова, Евгения Долгова, Александр Бянкин, asp_id.

    Театр «Организмы» впервые обращается к литературному источнику — сборнику рассказов Владимира Сорокина «Первый субботник». До этого в репертуаре маленького петербургского театра были только спектакли по текстам собственного сочинения: «Ноу Шоу» — рассказ об экзистенциальном ужасе жизни российского обывателя, «Клоуны в лесу» — психоделический трип на батальную тематику и др. Эстетическое кредо «Организмов» — безыскусность — роднит театр с представителем московской концептуальной школы Сорокиным. Схожи и композиционные принципы, по которым работают театр и писатель: постмодернистское ироническое пародирование традиционных кодов, нарушение структуры с помощью неожиданных сломов, выводящих действие в абсурд.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АПОКАЛИПСИС И НЕМНОГО НЕРВНО

    «Дети солнца». М. Горький.
    Александринский театр.
    Режиссер и художник Николай Рощин.

    Слева — темный, грязный народ, неподвижно лежащий на голых кроватях. «Русь не шелохнется, Русь — как убитая». Сокрытая искра возгорается только в моменты побоев и пьяных драк, когда все валятся на матрасы нерасчленимой нетрезвой массой.

    Справа — хилая интеллигенция. «Маленькие, жалкие людишки...» — буквально как декламировал в другой горьковской пьесе («Дачники») герой Влас. Нелепые глуповатые доходяги, они, чуть что, тоже валятся на кровати.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ЕЩЕ РАЗ ПРО ВОЛКОВ

    «Волки и овцы». А. Н. Островский.
    Театр-фестиваль «Балтийский дом».
    Режиссер Анджей Бубень, сценография и костюмы Светланы Тужиковой.

    Анджей Бубень, прежде ставивший в «Балтийском доме» современную прозу («Зеленый шатер», «Детство 45–53: а завтра будет счастье...» Л. Улицкой) и драматургию («О чем говорят мужчины & женщины» Я. Реза), после пяти лет перерыва возвратился на эту сцену с русской классикой: прошла премьера его спектакля «Волки и овцы» по А. Н. Островскому.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ПРОВЕРКА ВРЕМЕНЕМ

    В Прокопьевске прошла ежегодная лаборатория под руководством Павла Руднева. Несколько лет подряд материалом для нее были современные пьесы. В этом году театр решил исследовать неизвестную классику — забытые произведения известных авторов. Какие-то из этих текстов редко ставились, даже тогда, когда были написаны, какие-то были популярны в советское время, но сейчас их сложно адаптировать к нашей жизни. Прокопьевский театр проявил смелость и пошел на риск, предоставив режиссерам возможность искать и пробовать, и теперь можно говорить о том, какие тексты прошли проверку временем.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ» ИМ. А. ВОЛОДИНА ЗАВЕРШИЛАСЬ ПРОГРАММА «ПЕРВАЯ ЧИТКА» — 2021

    Из-за карантина общим решением организаторы перенесли показ спектаклей на 21–25 сентября, назвав фестиваль-2021 «ОСЕННИЙ МАРАФОН».

    Но если что-то не устроить в феврале — город начнет забывать о Володинском. Поэтому было решено провести в обычные сроки «Первую читку» — знаменитый драматургический проект представления новых текстов. Их, более 300 штук, читали не только внутренние эксперты (под руководством театроведа-модератора Ольги Каммари это были Нияз Игламов, Ника Пархомовская, Олжас Жанайдаров, Дмитрий Крестьянкин, Алексей Стрельников, Анна Самсоненко), но и шорт-ридеры, практики, люди знаменитые. В этом году ими стали драматурги Евгений Гришковец, Ольга Мухина, Наталья Скороход, режиссер Яна Тумина, продюсер и критик Олег Лоевский.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НЕМНОГО СОЛНЦА В ЗАМЕРЗШЕЙ ВОДЕ

    «Горе от ума». А. С. Грибоедов.
    РАМТ.
    Режиссер Алексей Бородин, художник Станислав Бенедиктов.

    Этот спектакль, как книги Франсуазы Саган, полон свежих чувств. Алексей Бородин, конечно, плеснул колдовства в знакомый текст.

    Легкое дыхание с первой сцены. Катается на коньках по сцене слуга Петрушка, жмурится от первых лучей солнца веселая Лизанька, и вы сразу потонете в этом рассвете. Тяжелейшую на вид декорацию — белые стены с дверями — актеры передвигают движением руки. Стены раздвигаются, складываются в линию или острый угол, заливая одну комнату солнцем и оставляя другую в тени. Волшебная работа со светом Нарек Туманян.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ОЛЕГА ДАНИЛОВА

    Олег Данилов, киносценарист, много лет жил в фильмах режиссера Дмитрия Астрахана, это была пара, которая оживала из фильма в фильм. У них был успех на международных фестивалях и просто успех. Много хороших актеров присоединялось к ним заметными ролями. Талантливый фильм — это всегда много людей, украшающих талантом свою профессию и собранных вместе для какой-то значительной цели. Эту цель на старте определял сценарист Олег Данилов, дальше она росла в творчестве разных людей, но все знали: если фильм делают писатель Данилов и режиссер Астрахан, это будет культурная цель, украшающая нашу жизнь.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЮБИЛЕЮ МАРИНЫ БРУСНИКИНОЙ

    Она всегда в работе. Любая встреча с ней, даже кратко в лифте, это короткий брифинг о новостях литературы или насущных нуждах режиссерской мысли. Я говорю, и понимаю, что она хочет получить от диалога максимум: впечатление о новом тексте, вдруг появилась интересная пьеса, роман, повесть. Марина Брусникина по скорости чтения и уровню знаний о современной прозе и драматургии может переплюнуть любого критика. Говорит, что умению быстро и качественно читать ее научил школьный педагог: всегда читает с карандашом, это дает возможность ухватывать основное и структурировать восприятие. Говорит: «От количества того, что нужно прочесть, увеличивается скорость чтения».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • САМОУБИЙЦА

    «Версальский экспромт». Сценическая версия Ю. Урюпинского по мотивам комедии Мольера.
    Экспериментальная Сцена п/р А. А. Праудина.
    Режиссер Анатолий Праудин, сценография и костюмы Ксении Бурланковой.

    Конец Экспериментальной Сцены в прежнем ее формате Анатолий Праудин решил отметить манифестом.

    Завершать — так завершать. Покидать — так покидать. Кидать перчатку — так кидать.

    Он взял одноактный «Версальский экспромт», пьесу-репетицию Мольера, в котором тот резко и вполне некорректно сражается (мягче — выясняет эстетические отношения) с театром «Бургундский отель» и его труппой, в частности, с трагиком Монфлёри, тем самым, с которым потом будет сражаться Сирано де Бержерак.

    Читать дальше | Комментарии 8 комментариев
  • ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АТК В ПОДДЕРЖКУ ГОГОЛЬ-ЦЕНТРА И КИРИЛЛА СЕРЕБРЕННИКОВА

    Уважаемый Александр Владимирович!

    В связи с истечением 25 февраля 2021 года срока действия договора Департамента культуры города Москвы с Кириллом Серебренниковым в качестве художественного руководителя Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя («Гоголь-центр») сообщество российских театральных критиков просит Вас вновь предложить К. С. Серебренникову руководство театром.

    Более восьми лет мы наблюдали и описывали становление «Гоголь-центра». Будучи театральными экспертами, мы беремся утверждать: «Гоголь-центр», созданный режиссером и педагогом Кириллом Серебренниковым, стал выдающимся явлением в истории российского театра.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВОТ ТЕБЕ ТВОЯ НЕЖНОСТЬ. ВОТ ТЕБЕ ТВОЯ ЮНОСТЬ

    «Серая радуга».
    Один театр (Краснодар).
    Автор текста и режиссер Николай Русский, художник-постановщик Юлия Застава.

    Спектакль «Серая радуга» — метафизическое варьете, в котором трагическая история рассказана на языке эстрадных жанров. Здесь и поэтический вечер, и абсурдистский конкурс, и пародия, и пластические этюды, и опереточные номера, и перевоплощения, и чревовещание, и клоунада, и высокая трагедия.

    На площадке появляется артист в сером костюме, демонстративно складывает пальцы рук в «замочек» и задирает подбородок. На манер опереточного персонажа он напевает под игривую музыку: «У девочек так пахнет изо рта, когда ты рядом с их молочными губами...» Это Сергей Сергеевич (Михаил Хмыз), а текст песни — драконящие его зависть стихи Ивана Егоровича.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • АССОЦИАЦИИ ТЕАТРАЛЬНЫХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ КРИТИКОВ — ПРОТИВ ПОЛИЦЕЙСКОГО НАСИЛИЯ

    Ассоциация театральных критиков и Ассоциация музыкальных критиков выступают против полицейского насилия в стране

    Независимые профессиональные Ассоциации театральных и музыкальных критиков (АТК и АМК) выступают против полицейского насилия. Мы требуем отменить фактический запрет мирных собраний и митингов, прекратить практику незаконных задержаний и наказаний, избиений и унижений людей, собирающихся мирно и без оружия, чтобы заявить о своей гражданской позиции. Мы настаиваем на освобождении задержанных в ходе мирного протеста. Мы выражаем солидарность с теми, кто выступает за соблюдение принципов демократии, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ СЕГОДНЯ

    Лаборатория «Электрификация» по произведениям Андрея Платонова в Новокузнецком драматическом театре

    В Новокузнецке в седьмой раз прошла лаборатория под руководством Александра Вислова, посвященная творчеству русских писателей. Каждый год театр усложняет себе задачу: последние лаборатории были по текстам Лескова, Солженицына, Набокова, теперь поводом для размышлений стали произведения Платонова. За два дня, пока шли показы, зрители посмотрели и обсудили шесть эскизов и смогли не только познакомиться с рассказами и пьесами писателя, но и узнать про него самого, про то, какими драматичными были его отношения с советской властью, и про то, как несвобода человека, его зависимость от обстоятельств проявляется сегодня.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • МЕЖДУ СОБАКОЙ И ВОЛКОМ, ИЛИ ИНДИЙСКОЕ КИНО ПРО РУССКОГО ПРАВЕДНИКА

    «Лавр». Е. Водолазкин.
    МХАТ им. М. Горького.
    Режиссер Эдуард Бояков, художник Александр Цветной.

    Вот такое длинное название.

    А что вы хотели? 3.30 с антрактом, последовательное изложение толстого романа (инсценировки, по сути, нет: как пишется, так и слышится) под аутентичные напевы вокалистки Варвары Котовой (гитарные партии осуществляет Сергей Калачёв, на маримбе играет перкуссионист-мультиинструменталист Петр Главатских, все это электронно обработано и дополнено роком и хип-хопом). Имеются также хороводы на фоне орнаментов, православные чтения, наклеенные бороды старцев, звонкоголосые сладкие дети со светлыми взорами и кондитерской пластикой, куски холста, сразу оказывающиеся хорошо пошитыми поневами, красные адские молнии, символизирующие грехи, естественно — настоящая вода, в которой полощут белье, подоткнув юбки, древнерусские стройные бабы в хороших гримах и прическах, павловопосадские платки, оперная массовка, вполне логичное для постмодернистской природы романа смешение веков и фактур (избу, в которой полыхает очаг, обрамляет неоновая рамка). Ну, и гиперреализм в виде настоящей овчарки, играющей волка. Надо всем этим вертепом «большого стиля» с непрекращающимся мультимедийным и музыкально-этнографическим сопровождением каждого физического движения в финале возносится сияющий неоновый православный крест.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • КОЛЫБЕЛЬ МИРА

    «Правда — хорошо, а счастье лучше». По мотивам пьесы А. Островского.
    Драматический театр Балтийского флота.
    Режиссер Михаил Смирнов, декорации и костюмы Валерия Полуновского.

    Островский — национальный драматург, который вывел галерею узнаваемых российских типов... Михаил Смирнов называет свой спектакль «комедия-боевик» и выводит на сцену эту самую галерею типов, которые оказываются до грусти актуальны. Но сценическое режиссерское исследование находит и позитивные, в какой-то мере гуманистические смыслы в современных реалиях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • 100-ЛЕТИЕ СТРЖЕЛЬЧИКА

    Cегодня день 100-летия Владислава Игнатьевича Стржельчика.

    Театральному Петербургу средних и пожилых лет не надо ничего расшифровывать в этом имени. Тем, кто родился в 90-е, — уже надо. Но не будем. Отошлем к Википедии, к фильмам (пересмотрите «Адъютанта его превосходительства», а потом «Фиесту»). А еще откроем два очень старых текста из «ПТЖ» первого десятилетия.

    Первый из них — портрет Владислава Стржельчика пера Лены Вестергольм, — это Стржельчик «живее всех живых».

    Второй — дневник Андрея Толубеева о Стржельчике уходящем.

    Две такие точки в день 100-летия.

    Читать дальше
  • ЧЕХОВ: ЛИТЕРАТУРА-ДУЭЛЬ-ТЕАТР

    «Дуэль». А. Чехов.
    Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
    Инсценировка, постановка и музыкальное оформление Леонида Алимова, художник Анвар Гумаров.

    Почти каждый раз, когда режиссер и театр берутся за чеховскую прозу, приходится занудничать и начинать с вопросов. Например: что оттолкнуло от пьесы — от театра и драматического действия, и привлекло к тому, что особо и не напрашивалось стать театром? У Чехова, который вошел в мировую культуру именно как автор пьес, в случае «Дуэли» был выбор, но она, «Дуэль», оказалась расслышанной и сделанной все-таки как повесть. Конечно, сцена и режиссер всегда в своих особых правах, но задаться вопросом «что за особое право на этот раз?» — не лишне.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • ПАМЯТИ ИРИНЫ УВАРОВОЙ

    Однажды, лет двадцать назад, мы с Ириной Павловной Уваровой оказались соседями на хоккейной трибуне: магнитогорский фестиваль «Театр без границ» подарил его участникам поход в Ледовый дворец. Кто с кем играл, не помню, никогда не был болельщиком. Перед началом матча исполняли российский гимн, так положено. Тот самый слегка обновленный сталинско-михалковский гимн, как раз тогда возвращенный в оборот. О нем много спорили, даже ругались. Но в Ледовом дворце все встали. Ирина Павловна осталась сидеть. Лицо было бесстрастным, лишь на мгновение промелькнула тень брезгливого недоумения и, пожалуй, презрения. Я тоже не встал, а в перерыве мы ушли. У нее были личные счеты с этим гимном, этим временем и «Софьей Власьевной» (советской властью). Она была вдовой Юлия Даниэля, писателя, поэта, переводчика, диссидента.

    Читать дальше | Комментарии (0)