
-
«Пётр и Алексей». Д. Мережковский.
Театр на Литейном.
Режиссер Сергей Морозов, художник-постановщик Анна Лаврова.Лаконичный и жуткий спектакль. Хроника гибели царевича Алексея как катастрофа, навсегда изменившая ход истории российского государства. Вернее, даже предопределившая его. Казалось бы, бери да топи зрителя в безысходности с первой секунды действия. Но не тут-то было. Начинается «Пётр и Алексей» позитивней некуда.
-
«Поцелуй. Конармия». И. Бабель.
Театр на Таганке.
Режиссер Денис Азаров, сценограф и видеохудожник Николай Симонов.В Театре на Таганке выпустил спектакль Денис Азаров, уже поработавший с труппой театра пару лет назад над современной версией «Снегурочки» Островского. Та крупномасштабная и разноцветная работа теперь кажется свидетельством из прошлой жизни — столько в ней веселья, размаха, ерничества. Нынешний спектакль противоположен ей во всем — короткий, сумрачный, почти бездейственный, горестный и безнадежный. Эти его характеристики и есть свойства времени, в которое он создан: осень страшного 2022 года отзеркаливает время персонажей...
-
«Шекспир. Сонеты».
Новая сцена Александринского театра.
Режиссер Антон Оконешников, видеохудожники Мария Варахалина и Алена Власова.Спектакль голосом Тихона Жизневского позиционирует себя как «реконструкцию чувств» и попытку «намеренно возродить в себе любовь». Все действие происходит в зеленом «павильоне», где стоят стол со стульями и клавесин. Справа — отдельная будка, в ней сидят люди (Иван Жуков и Евгения Фадеева), которые инструкциями через наушники будут направлять актеров в попытке реконструировать чувство.
-
«Александр Николаевич Островский. Внеклассное чтение».
Ижевский муниципальный театр «Молодой человек».
Режиссер Андрей Опарин, художник Елена Микулинская.Пьесы Островского сейчас ставят многие театры — к 200-летнему юбилею. Но в Ижевске появился спектакль не по Островскому, а про него. Вернее, про театр и про его автора. Режиссер Андрей Опарин сочинил свой спектакль на основе дневников драматурга.
Странные это дневники, их Островский вел в Щелыково, своем любимом имении, где жил только летом, как на даче. Из них понять про внутренний мир автора нельзя ничего, по крайней мере, на первый взгляд. «Встал в 7 утра. 15 градусов, ненастье. Пошел рыбу ловить. Жарко. Ловил мелочь»; «Встал в 7 утра. Ясно и жарко. В 9 ловил рыбу на омуте, 3 окуней (щука ушла)»; «Встал в 8 часов. (Северный ветер всю ночь.) 10 градусов, ясно. Переводил комедию итальянскую»; «Встал в 8 часов. Ловил рыбу. Поймал двух окуней...» — и все в таком духе.
-
«Я выбираю свободу». По воспоминаниям А. Галича из книги «Генеральная репетиция».
Невидимый театр.
Режиссер Семен Серзин.«Свобода» — слово, которое приобрело сегодня практически сакральный смысл. Вот и Невидимый театр делает Свободу с большой буквы темой болезненной рефлексии. Хотя она лейтмотивом проходит практически через все спектакли Семена Серзина в Невидимом: будь то «Как хорошо мы плохо жили» по Рыжему или довлатовская «Невидимая книга». Но, кажется, в новом спектакле рождается надежда на эту самую свободу.
В основу спектакля легла автобиографическая повесть Александра Галича «Генеральная репетиция». Поэт не понаслышке знал, каково жить в безвоздушном советском пространстве и быть к тому же неудобным для власти автором.
-
В Москве завершилась Лаборатория новой клоунады
Вслед за «новым театром» (современным по времени и актуальным по содержанию) и «новым цирком» (стремящимся наполнить цирковую форму, трюк, фокус философским содержанием) подтянулась и собственно клоунада: в Москве завершилась Лаборатория новой клоунады. Из 33 дошедших до финала реприз было отобрано 17 — хватило бы на большой спектакль, который почти весь просится в большую жизнь. Идея провести лабораторию, где клоун работает с драматургом и режиссером, принадлежит Олегу Лоевскому — главному посреднику между театральными людьми, и Лизе Гамбург — продюсеру и гендиректору «Нового русского цирка», но восходит к практике советского цирка, когда создание клоунских номеров было поставлено на поток благодаря привлечению специалистов из разных видов искусства.
-
«Чувство снега».
Совместный проект Независимой театрально-цирковой компании «Антикварный цирк» и Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева.
Художественный руководитель Елена Польди, постановщики номеров Анна Ибраева, Валерия Пивоварова и Анастасия Дементьева-Корнилова.Акапельный старушечий неведомый напев звучит в полной темноте. То ли колыбельная, то ли заклинание. Едва мерцает задник, в темное пространство врываются клубы морозного воздуха и искрящегося снега. Где-то на далеком Севере зима: воет вьюга, полыхает северное сияние и звучит народная песня, в которую постепенно вплетается птичий гомон. Плывет утлое суденышко с полной луной на нем; тащит крошечные сани девушка, а с саней падает человек; несет свою удочку рыбак, а женщина — ведро. Наклоняется к ведру человек в мохнатой алеутской шубе, а распрямляется волком. Пробегает девушка с луком, следом — девушка с лассо. Пойманный волк оборачивается человеком. Гремит гром.
-
«Сияние». И. Дягель.
«Нерв». В. Пешков.
«Минотавр». М. Рихтер.
Большой театр.
Хореографы Ольга Лабовкина, Анна Щеклеина, Патрик де Бана, сценография Ольги Лабовкиной, Галины Солодовниковой, Даши Намдакова.Три мировые премьеры в один вечер — довольно рискованная история, но генеральный продюсер MuzArts Юрий Баранов, сделавший ставку на новизну и свежий взгляд на вечные вопросы, в целом не прогадал. «Сияние», «Нерв» и «Минотавр» — триптих историй о природе человеческих чувств, поисках себя, своего человека и ответов на вечные вопросы бытия. Все три спектакля новой программы, собранной продюсером, предыдущий проект которого, «Postscript», был номинирован на «Золотую Маску», вышли довольно любопытными и дали хорошую пищу для размышлений. Исполняли их артисты Большого театра — но Большому этот спектакль не принадлежит, это частный проект, после премьеры приехавший на петербургский фестиваль «Дягилев P. S.».
-
«Три гносианы». Э. Сати.
Программа музыкального вечера «Бал-маскарад» в рамках XIII Международного фестиваля искусств «Дягилев P. S.» в Санкт-Петербурге.
Автор и музыкальный руководитель вечера Алексей Гориболь.
Хореограф Максим Севагин.В этом году, вероятно, большинство крупных российских фестивалей пострадали от невозможности составить программу как обычно, с заранее выбранными хедлайнерами и масштабными гастролями (не говоря уже о том, что далеко не все просто состоялись). Но мало кто сообщил, что именно встало на стоп. Об изначальной версии «Дягилев P. S.» мы знаем от художественного руководителя Натальи Метелицы: не доехали Джон Ноймайер и Александр Уитли. Однако одно мероприятие, которое должно было пройти в год 150-летия Дягилева, уцелело. И это вечер французской музыки, который придумал Алексей Гориболь.
-
Переписка Марины Дмитревской и Елены Строгалевой
«Красный фонарь». А. Синяев.
Театральный музей.
Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Александра Мошура.Привет, Лена!
Как я хотела спектакля о Теляковском, сыгранного в его кабинете, когда бежала на встречу c Вами в наш любимый Театральный музей, где тепло и уютно, где ты защищен от ветра и темноты ноября-22 всей театральной культурой начиная с 1756-го...
Я хотела этого и из-за самого Теляковского, и из-за того, что имя Дмитрия Крестьянкина все больше овладевает театральными умами, а я ничего не видела, но от своих студентов уже много раз слышала, что «Красный фонарь» — «отличный спектакль»... В нынешних неуютных трагических обстоятельствах так хотелось зарыться в плюш Серебряного века — и, с одной стороны, эмигрировать, с другой — понять и отождествиться, и чтобы возникли умные или глупые собеседники, и чтоб, знаете ли, поползли тени... И чтоб — легендарно, как в «Перламутровом веере» у Габриадзе: «Представьте: утро, и нынешняя Академия русского балета им. Вагановой. Теляковский сидит на коне, который положил ноги на стол.
-
«Эйнштейн и Маргарита». По пьесе А. Гельмана «Альмар».
Театральное агентство «Entracte».
Режиссер Александр Марин.Спектакль «Эйнштейн и Маргарита» — классический пример антрепризного спектакля. Два актера. Две звезды — Алексей Серебряков и Ксения Раппопорт — играют на пустой сцене два часа кряду. Без концептуальных ужимок, без великих режиссерских теорий. Почти без света. Как правило — в тишине.
Один на один: откровение зрительного зала и двух больших артистов.
-
Сегодня, 26 ноября, Ассоциация театральных критиков обратилась к Председателю Союза театральных деятелей РФ Александру Калягину с запросом о причинах отстранения от работы, утвержденных ранее экспертов «Золотой маски» сезона 2022-2023. Приводим текст письма полностью...
-
«Черевички». П. И. Чайковский.
Урал Опера Балет (Екатеринбург).
Дирижер Константин Чудовский, режиссер Борис Павлович, художники Мария Лукка, Александр Мохов, Анастасия Соколова.В далеком-далеком космосе летит сияющая планета, похожая на елочный шар. Где-то на другой далекой-далекой планете медленно-медленно идет массивный мамонт — из правой в левую кулису. Так начинаются «Черевички» Петра Ильича Чайковского, что в Екатеринбургском театре оперы и балета (выступающем под маркой Урал Опера) поставил Борис Павлович. Никакого года 2022, 2014 и далее по списку. Театр, кажется, зовет нас прочь от горестей и забот, в уже начинающуюся предрождественскую счастливую суету — и в сказку.
-
«Обыкновенное чудо». По мотивам пьесы Е. Шварца. Музыка Г. Гладкова.
ТЮЗ им. А. А. Брянцева.
Режиссер Алексей Франдетти, художник Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель и дирижер Александра Чопик.Спектакль ТЮЗа «Обыкновенное чудо», казалось бы, изначально обречен на успех: прекрасная пьеса Евгения Шварца, замечательная музыка Геннадия Гладкова, чудесный фильм Марка Захарова сделали материал культовым. Он давно вошел в обиход и живет в репликах типа «а кто у нас муж?», звучит в милых сердцу мелодиях с бессмертными текстами о том, как «крылышками бяк-бяк-бяк-бяк», и многих других, вспоминать которые можно до бесконечности.
-
Вологодский театр кукол «Теремок» отметил 85-летний юбилей не только привычным в подобных случаях праздничным вечером, но и самым что ни на есть рабочим утром. Театр провел лабораторию. Решили не просто вспоминать славное прошлое, а представить задел на будущее.
Режиссер Анна Коонен и художник Александра Громова сделали эскиз «Наводнения» по Евгению Замятину, Филипп Бородин представил свое решение «Мама мыла раму» Льва Рубинштейна.
-
В Кудымкаре прошел IV Межнациональный театральный фестиваль «Сообщение». Вместе с председателем жюри Татьяной Тихоновец на нем работали и редакторы «Петербургского театрального журнала» Ирина Селезнева-Редер и Алексей Исаев.
-
Очень трудно определить место, или скорее — «объем» Някрошюса в моем профессиональном и жизненном опыте, потому что влияние его спектаклей и его мира в целом было буквально — не метафорически — личностно образующим. «Мы созданы из вещества того же, что наши сны...» Мы (во многом) созданы из вещества впечатлений от его спектаклей. Отрефлексировать это влияние сложно, ведь в нем много внерационального, чувственного, почти магического.
-
«Идите и показывайте!». А. Житковский.
Театр на Литейном.
Режиссер Дмитрий Егоров.«Идите и показывайте» — слова Никиты Хрущева, адресованные участникам независимой студии «Новая реальность» на выставке 30-летия МОСХа в Манеже в 1962 году. Фраза эта стала завязкой конфликта в спектакле Дмитрия Егорова с одноименным названием, жанр которого режиссер определил как «документальный праздник».
-
Вечер современной хореографии на X Фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva:
«Сингулярность».
Автор идеи и хореограф Кирилл Радев, композитор Андрей Чапоров, художник по костюмам Татьяна Луданик, художник по свету Татьяна Мишина, художник по лазерному контенту Алексей Ефаринов.
«Форма ноль».
Хореография и концепция сценографии Павла Глухова, художник по свету Татьяна Мишина.10-й Context продолжается — и показывает еще две работы победителей Конкурса молодых хореографов. Участники едва ли похожи. Павел Глухов работал в регионах, например, в Воронежском Камерном театре. Кирилл Радев обитает в Испании и ставит онлайн. Однако внутри Вечера их сочинения образуют подобие общего пространства — за счет света. Его придумала Татьяна Мишина — и то, как прожекторы сочетаются с дымом на сцене, как из сочетания луча и клубов получается самостоятельная субстанция, которая частично заменяет сценографию и может быть партнером танцовщиков, хочется обдумывать особо. Работа Мишиной, узнаваемая, с сильным авторским почерком, соединяет два спектакля.
-
«Омон Ра». По роману В. Пелевина.
МХТ им. А. П. Чехова.
Режиссер Михаил Рахлин, художник-технолог Мария Мелешко.В мире театра и кино Пелевин гость не редкий. Из года в год экранизации романов чередуются с постановками преимущественно его ранних произведений. За последние несколько лет романы Пелевина превращали в мюзиклы, как, например, «Generation „П“» в Челябинском Камерном, и ставили по ним оперы с дополненной реальностью, как «Любовь к трем цукербринам» в Театре им. Наталии Сац. Делали site-specific и выставку контемпорари-арт, как «Ай фак. Трагедия» Константина Богомолова в башне «Меркурий» комплекса «Москва-Сити». Не обходил стороной Пелевина и драматический театр, однако последняя громкая постановка по Пелевину в столице случилась шесть лет назад — это был спектакль Максима Диденко «Чапаев и Пустота» в московском Театре «Практика». И вот спустя эти шесть лет ожиданий Михаил Рахлин выпускает на Малой сцене МХТ им. А. П. Чехова спектакль по «космической Одиссее» Пелевина — «Омон Ра». И получился он про то, что детские мечты иногда лучше не осуществлять, потому что реальность может оказаться всего лишь фикцией, придуманной кем-то другим — сильным и подлым.
комментарии