Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

28 ноября 2022

ВИДОВОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ

«Три гносианы». Э. Сати.
Программа музыкального вечера «Бал-маскарад» в рамках XIII Международного фестиваля искусств «Дягилев P. S.» в Санкт-Петербурге.
Автор и музыкальный руководитель вечера Алексей Гориболь.
Хореограф Максим Севагин.

В этом году, вероятно, большинство крупных российских фестивалей пострадали от невозможности составить программу как обычно, с заранее выбранными хедлайнерами и масштабными гастролями (не говоря уже о том, что далеко не все просто состоялись). Но мало кто сообщил, что именно встало на стоп. Об изначальной версии «Дягилев P. S.» мы знаем от художественного руководителя Натальи Метелицы: не доехали Джон Ноймайер и Александр Уитли. Однако одно мероприятие, которое должно было пройти в год 150-летия Дягилева, уцелело. И это вечер французской музыки, который придумал Алексей Гориболь.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Вильчук.

Музыкальная программа фестиваля существовала давно, с первых лет. «Бал-маскарад» должен был стать оммажем — не самым очевидным, хотя и очень важным — страницам истории «Русского балета»: Дягилев как открыватель современных ему французских композиторов. Если попытаться вспомнить, кто придет на ум? Клод Дебюсси с «Фавном». Балетные назовут «Парад» Эрика Сати. Франсис Пуленк и «Les Biches», Морис Равель с «Дафнисом и Хлоей» всплывут не сразу. Гориболь собрал вечер маленьких пьес всех этих авторов как ненавязчивое подношение импресарио.

Гориболь же уверяет, что идея инкрустировать в музыкальный вечер маленький, формально даже без имени, балет Максима Севагина на «Три гносианы» возникла едва ли не случайно. Проверить это сложно — но то, что из всей программы («Фавн», три вокальных цикла Дебюсси, редкие «Мадагаскарские песни» Равеля, Сати) выбор пал именно на эту пьесу, выглядит продуманно и легкомысленно разом. Потому что у «Гносиан» есть свой танцевальный канон. Максим Севагин ставит танцы на пуантах, опирается на классический словарь — и соперничество с целым Хансом ван Маненом могло обернуться либо подражанием, либо поражением.

Новые «Гносианы» похожи на существующие только тем, что это балет. Ван Манен превратил пьесы Сати в один миниатюрный дуэт, сдержанный, формальный и почти механистичный. Его пара была бы похожа на статуэтки — если в фарфоре запечатлевали балерин с резко вывернутой утюжком ногой. Севагин не пошел ни в сторону деконструкции и неоклассики, ни в сторону безэмоциональности. На сцене — две девушки. Анна Окунева и Полина Заярная выглядят почти неотличимыми: высокие прически, подчеркнувшие рельеф лиц, острые линии тел, гипертрофированно выгнутые назад спины, сильные туловища. Они вместе встают лицами к заднику, синхронно поднимают правые руки — и начинают танец-соревнование.

Сцена из спектакля.
Фото — Евгений Пронин.

Севагин обнаружил в «Гносианах» потенциал быстрого движения, возможность расположить па плотно. В каком-то смысле это продолжение трактовки Гориболя — он за фортепиано лишает раннего Сати мягкости, подчеркивает аккорды, делает пьесу более рельефной. Но и так пластическое решение сперва кажется даже не конфликтующим с музыкой, а пришедшим откуда-то. Однако высокий темп танца и гипертрофированный мотив борьбы быстро «прирастают» к глазу — и оказывается, что небольшой внешний рассинхрон балету на пользу.

Героини Окуневой и Заярной живут на сцене своей жизнью: отталкиваются друг от друга, зависают в поддержках-противовесах, ненадолго поддерживают друг друга, чтобы снова отстраниться. Но это лишь первая часть. Дуэт завершается — и конфликт героинь приобретает новый окрас. Севагин сочиняет для каждой свою характеристику. Заярная оказывается «современницей», текучей, гибкой, с мягко прогибающейся назад поясницей, выделенными бедрами и бесшумным шагом в мягких туфлях. Окунева возвращается на пуантах, проходит длинную дорожку по диагонали на пальцах, натянутая, еще более прямая и жесткая, чем была, — «классика» как она есть.

Второй сегмент построен на контрасте лексики и типа тел: расслабленные позы Заярной и все более резкие, выкрученные, в какой-то момент почти уродующие фигуру движения Окуневой. Мысль «идеальное балетное тело как экспонат кунсткамеры» не нова. Похожий прием возникал, например, в «Blue Yellow», где хореограф Джонатан Берроуз превратил Сильви Гиллем в коряжку, странное, слишком мышечное существо. В «Гносианах» это вливается в общую «конфликтную» конструкцию. Героини отталкивались не потому, что две противостоящие девушки — это эффектно, а женские дуэты в этом сезоне, кажется, «носят», а потому, что внутри устроены по-разному. Их может притягивать друг к другу, но точек соприкосновения слишком мало. Лучше пойти своими путями, тихо разминуться — чем Севагин «Гносианы» и завершает.

Сцена из спектакля.
Фото — Михаил Вильчук.

Балет в «Бале-маскараде» тоже возникает и исчезает, растворяется между «Мадагаскарскими песнями» Равеля и «Обручением в шутку» Пуленка. Остается вопрос: почему танец? Помимо привета издалека — Сати написал «Парад», существует танцевальная постановка на его музыку — есть и историческая, в духе «Дягилев P. S.», причина. Диалог с наследием «Русского балета» значится среди целей смотра. А вечер, в котором звучит тщательно выбранная музыка в сочетании с переставленным балетом, в истории труппы существовал. «Бал-маскарад» позволяет вспомнить один из поздних проектов Дягилева — премьеру пьесы композитора Игоря Маркевича «Piano Concerto» и «Renard» в постановке Сержа Лифаря в один вечер. Это случилось под финал жизни компании, в конце сезона 1929 года.

Рифма с событием, которое уже больной Дягилев тщательно готовил и хотел провести, — хорошее поздравление Сергею Павловичу. Тем более что 150-летие в России прошло почти незамеченным.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога