Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • КРАСНЫЕ И ЧЕРНЫЕ

    «Ваш ход, королева». А. Журбин.
    Башкирский театр оперы и балета.
    Режиссеры Людмила Исмайлова и Ильмар Альмухаметов, сценограф Елена Вершинина, художник по костюмам Иван Складчиков, дирижер Владимир Мешков.

    Появившаяся в 1840 году пьеса Эжена Скриба «Стакан воды, или Следствия и причины», посвященная интригам при английском дворе в начале XVIII века, стала одним из самых известных творений драматурга. В Советском Союзе ее не раз ставили в театре, она была дважды экранизирована, а в 1988 году на этот сюжет Александр Журбин создал мюзикл, также мгновенно получивший популярность и поставленный в общей сложности более тридцати раз на разных сценах, от учебных до больших. Успех был обусловлен как легко запоминающимися мелодиями и ритмами (композитор использовал широкую палитру стилей, от галантного менуэта до жестокого танго), так и прекрасным либретто, написанным известными советскими драматургами Владимиром Константиновым и Борисом Рацером, убравшими из пьесы Скриба излишние, касающиеся больше старинной политики, подробности и сделавшими блестящую пьесу, полную очаровательного юмора и иронии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ХУЖЕ КАТОРГИ...

    «Преступление и наказание». Ф. М. Достоевский.
    Воронежский ТЮЗ.
    Режиссер Евгений Кочетков, сценография и костюмы Лилии Хисматуллиной.

    Этот спектакль режиссера Евгения Кочеткова, мне кажется, вполне может стать событием в жизни не только конкретного театра, но и всего театрального Воронежа. ТЮЗ, достаточно долгое время находившийся не на магистральных путях российского сценического процесса, с приходом Кочеткова в качестве художественного руководителя заметно преобразился: театр приглашает на постановки заметных режиссеров, как молодых, так и опытных (среди них Анатолий Ледуховский, Александр Огарев, Виктория Печерникова и др.), проводит драматургические и режиссерские лаборатории, стал постоянным участником российских и международных фестивалей, откуда не раз возвращался с престижными наградами. В прошлом сезоне впервые попал в лонг-лист премии «Золотая Маска» со спектаклем Ледуховского «Последняя жертва». У театра постепенно складывается собственный круг публики, расширяющей свое культурное поле, принимающей, несмотря на некоторые внутренние опасения, многие новаторские тенденции.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Сохраним профессиональную театральную премию и фестиваль «Золотая маска» — независимыми

    Коллеги! В редакцию «Петербургского театрального журнала» поступил текст письма, авторы которого — известные театральные деятели из разных регионов (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Красноярск, Пермь, Лесосибирск, Шарыпово, Хабаровск) — обращаются к своим коллегам. Обеспокоенные судьбой «Золотой маски» — институцией, которая много лет играла объединяющую роль в театральном процессе — они обращаются к Секретариату СТД, по инициативе которого происходят необратимые изменения в структуре и смысле фестиваля и премии.
    Редакции близок пафос письма, и все ее члены поставили свои подписи под текстом инициативной группы.
    Даже в самые тяжелые времена миссия сохранения культуры не отменяется, а искажение принципов «Золотой маски» очевидно нарушит десятилетиями создававшиеся связи между регионами. «Маска» служила делу объединения российского театра.
    Еще не поздно остановить разрушительный процесс. СТД — общественная организация, она состоит из нас, тех кто делает театр.
    Инициативная группа просит всех, кто согласен с текстом и хочет содействовать сохранению «Золотой маски», подписывать письмо Секретариату СТД.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УЛИЦЕ ЗАКОН НЕ ПИСАН

    О фестивале уличных театров «Елагин парк», проходившем с 28 по 30 июля в Санкт-Петербурге

    Елагин парк — практически идеальная локация для театрализованных мероприятий. В отличие от своих парковых собратьев, также готовых принять и выгодно представить любые события, будь то ярмарки, выставки, карнавалы или даже соревнования под открытым небом, он обладает той необходимой для театрализованных, в особенности уличных, действий инфраструктурой, которая позволяет выступать практически всем. Аллеи парка идеальны для спектаклей-променадов, многочисленные павильоны — для больших и маленьких локальных спектаклей, ступени Елагина дворца образуют естественное возвышение для спектаклей, собирающих изрядную толпу, Большая площадь позволяет развернуться масштабным уличным действам с кранами и фейерверками. Набившие в прежние годы шишек организаторы обустраивают платформы-амфитеатры там, где требуется зритель, не толпящийся и толкающийся в попытках что-то увидеть, а сосредоточенный — удобно сидящий и созерцающий. Обычно закрытый для гуляющих Масляный луг становится средоточием театрализованных променадов, спонтанной игры и пристанищем для уже насмотревшихся и нагулявшихся.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ВМЕСТО НЕКРОЛОГА

    Письмо Камы Гинкаса Марине Дмитревской

    Дорогая Марина!

    «Несчастье за несчастьем» — сказано в «Гамлете».
    Только недавно ушел удивительный, очень дорогой и очень лично мной любимый Сережа Дрейден. А теперь вот...

    С Сережей началась моя первая публичная жизнь в театре. Мой студенческий спектакль «Ночной разговор с человеком, которого презираешь» Дюрренматта мы, обнаглев, показывали в ВТО. И это был мой первый успех. А еще именно Сережа познакомил меня с «Записками из подполья» и таким образом подарил мне навсегда Достоевского.

    И вот...

    Игорь, Игорь Николаевич, Игорь Ясулович.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • ПОЛЧАСА НА СЧАСТЬЕ

    «Беатриче и Бенедикт». Г. Берлиоз.
    Большой театр.
    Режиссер Александр Петров, сценограф Семен Пастух, дирижер Жюльен Салемкур.

    Сицилийская Мессина. Город, известный мужеством и острословием жителей, любовью к хоровому пению, сиракузским вином, роскошным боскетным парком, а еще тем, что когда-то Мессину посетил Шекспир, позже написавший о ее обитателях комедию «Много шума из ничего». Еще позже Гектор Берлиоз взял эту комедию за основу оперы «Беатриче и Бенедикт», вычленив из текста великого англичанина лишь одну линию: экстравагантные отношения неординарных личностей, женщин и мужчин, не доверяющих чувству влечения друг к другу. Для Шекспира словесные поединки Беатриче и Бенедикта — в некотором роде этюд к «Укрощению строптивой». Для Берлиоза — повод для создания изысканной партитуры, полной поэтичных красот и юмора.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОКЕАН ИЛИ СТАКАН: ДИАЛОГ О НОВОЙ ВЕРСИИ «БУРИ»

    «Буря. Остров волшебства». Мюзикл на воде по мотивам пьесы У. Шекспира «Буря».
    Москвариум.
    Режиссер Юрий Квятковский, драматург Михаил Дегтярев, художник-постановщик Вадим Воля, художник по костюмам Ольга Тумакова, композитор Никола Мельников.

    Ирина Селезнева-Редер;— Тате Боевой

    Привет, Тата!

    Прежде всего, я очень рада, что до «Бури» кроме меня дошел профессиональный зритель. Мне кажется, этот опыт нуждается в разносторонней оценке, и в этом смысле мы с Вами можем друг друга дополнить и поправить. Тем более, что в этой постановке переплелось слишком большое количество сюжетов.

    То, что в «Москвариуме» родилось уникальное зрелище, не вызывает сомнений. Навскидку не вспомнить ни одного аналога, в котором в таком масштабе соединились бы усилия зооплощадки, театральной команды постановщиков, музыкальных артистов, цирковых артистов и дрессировщиков. «Буря. Остров волшебства» фигурирует на афишах как шоу, но вряд ли это слово в полной мере отражает то, что ждет зрителя.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

    О юбилейной режиссерской лаборатории «Свияжск АРТель»

    В этом году театральная лаборатория «Свияжск АРТель» — юбилейная. Десять лет на острове-граде команда энтузиастов казанского фонда «Живой город» — Инна Яркова, Диана Сафарова, Артем Силкин — создает творческое пространство поисков и смыслов, главным действующим лицом которых становится Свияжск с его уникальной историей и ландшафтом. Художественным руководителем «АРТели» неизменно выступает Олег Лоевский.

    Темы сайт-специфик лаборатории прошлых лет были сосредоточены на прошлом и настоящем Свияжска. Приглашенные режиссеры и набранные через опен-колл артисты рефлексировали о национальной идентичности и языке. О трагическом советском времени, когда остров-град был превращен в точку на карте ГУЛАГа, а в Успенском монастыре располагались сначала трудовая колония, а позже — психбольница. О современном сообществе села, число жителей которого в ходе исторических коллизий сократилось до 250 человек.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОТОМУ ЧТО ПРОСТРАНСТВО ВЕЧНО

    О неделе site-specific на Всероссийском фестивале-лаборатории современного театра «Погружение» во Владивостоке

    Владивосток — совершенно особенный город. Удаленный от центра нашей необъятной, несоразмерной человеку страны, он, кажется, совсем не переживает по поводу своей географической оторванности. Владивостоку всего 163 года, изначально он образовался как город без сословий, население которого составляли переселенцы всех мастей, отличавшиеся свободным духом и открытыми взглядами на жизнь.

    Передалось это настроение и современному Владивостоку. Молодой по историческим меркам, он одновременно и город-порт, и город-курорт: огромные корабли, стоящие на тихоокеанском побережье, соседствуют с прибрежными рейвами, звуки которых раздаются далеко за стенами клубов, сопки, таящие в себе сейсмическую опасность, — с расслабленными загорелыми пенсионерами; на стенах домов уживаются граффити с амурскими тиграми и цитатами «отца русского футуризма» Давида Бурлюка.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ

    «Двухсотлетний человек». Балет-голограмма по мотивам одноименной повести А. Азимова.
    Детский музыкальный театр им. Н. И. Сац (Москва).
    Композитор Габриэль Прокофьев, хореограф Кирилл Симонов, либретто Георгия Исаакяна, художники Анна Кострикова и Денис Сазонов.

    На Малой сцене Театра имени Н. И. Сац прошла премьера балета-голограммы «Двухсотлетний человек». Она завершила трилогию «Я, робот», состоящую из оперы, драмы и балета, которая стала главным событием сезона для Театра Сац — и закрыла этот сезон. Из-за реконструкции основной сцены, которую обещают закончить в ближайшем октябре, коллективы театра больше года либо выступали на чужих площадках, либо играли спектакли, специально созданные для Малой сцены. Сюда относится и футуристическая трилогия, впервые поднимающая в российском музыкальном театре вопросы взаимодействия человека и IT. Автором идеи этой трилогии стал Георгий Исаакян, который принял непосредственное участие во всех трех проектах — AR-опере «Любовь к трем цукербринам» Константина Комольцева по роману Виктора Пелевина, выпущенной год назад в конце прошлого сезона, в компьютерной драме «ОНА» по мотивам сценария к одноименному фильму Спайка Джонса (декабрь 2022 года) и в балете «Двухсотлетний человек», где выступил режиссером.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «НУ, А Я ЗАХОТЕЛ СТАТЬ СМЕШНЫМ...»

    Ушел из жизни Андрей Николаевич Николаев — клоун Андрюша, Народный артист РСФСР (1980), обладатель «Золотой маски Грока» (1969), режиссер-постановщик многочисленных цирковых и эстрадных номеров и программ, педагог, воспитавший немало ведущих мастеров сцены и циркового манежа.

    Разумеется, возраст (ушел на 86 году жизни); естественно, болезни (по словам близких, почти никогда не принимал лекарств, подозревая, конечно, о накапливающихся проблемах со здоровьем). Здоровье и подкачало, а на то, чтобы справиться с болезнями, сил уже не хватило.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • В НЕВЫРОСШЕМ МИРЕ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ КАЛЕЧИН

    «Калечина-Малечина». Е. Некрасова.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер Сойжин Жамбалова, художник Надя Скоморохова.

    В этом сезоне Сойжин Жамбалова поставила в Няганском ТЮЗе сразу два спектакля. Первый — «Звездный час по местному времени» по сценарию Георгия Николаева к фильму «Облако-рай», второй — «Калечина-Малечина» по роману Евгении Некрасовой. Оба спектакля — поэтичные сказания о русской жизни и извечное роуд-муви по глубинкам дворов ли, городов ли, сознания ли. В первом — жители захудалого городка провожают парнишку Колю в выдуманную им поездку в «большой мир», во втором — третьеклассница Катя, вооружившись поддержкой мифических существ, отправляется на поиски справедливости в подмосковных подворотнях.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПАМЯТИ ЮЛИИ БОРИСОВОЙ

    Уникальная судьба, 75 лет преданного служения единственному театру, в котором сыграно несколько десятков главных ролей в пьесах лучших мировых драматургов — Шекспир, Шоу, Островский, Достоевский, Шиллер, Пушкин, Гоцци, Дюрренматт, современные авторы. Арбузов посвятил ей знаменитую «Иркутскую историю».

    Ее звезда взошла на спектакле «На золотом дне» по Мамину-Сибиряку, а роль принцессы Турандот, сыгранная в1963 году во второй редакции сказки Карло Гоцци, навсегда закрепила за ней славу примы прославленной труппы. Стройная, обворожительная, лукавая, темпераментная, она покорила не только несчастных претендентов на ее руку и красавца принца Калафа- Ланового, но и всех мужчин, сидящих в зрительном зале, и женщин, потому что соперничать с ней было невозможно — только восхищаться.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОГОВОРИ С НИМИ

    «Дачники на Бали, или „Асса“ 30 лет спустя». По мотивам пьесы М. Горького «Дачники».
    Театр на Бронной.
    Режиссер Константин Богомолов, художник Лариса Ломакина.

    Их трудно поймать словами, закрепить в письме: облученный богомоловскими «Таней» и «Вероникой» на Бронной поймет. Редкая смысловая полнота, ощущение большого стиля при минимуме сценических знаков. Интонационная безупречность — как передать ее другому, не видевшему? С новыми «Дачниками» таких проблем нет: чего проще — пересказывать реплики, следуя за говорливым сценарием. Вещество театра — где оно тут?

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НИЧЕГО, КРОМЕ ПРАВДЫ И ПАФОСА

    «Уступы». Аудиовизуальный перформанс / история трудовой династии.
    Арт-пространство «Ангар» комбината «Магнезит» (город Сатка Челябинской области).
    Режиссер Иван Миневцев, драматург Екатерина Гузема, композитор Павел Поляков, художник Варвара Иваник, хореограф Наталья Шурганова.

    «Чтоб не было загадки, скажу все по порядку. Мы не поедем в Африку и даже на Кавказ. Сегодня без оглядки мы едем в город Сатку. Как! Разве ты не знаешь, что Сатка есть у нас?..» Это строчки чудесной уральской поэтессы Риммы Дышаленковой, памятной мне еще и как завлит Челябинского ТЮЗа тех баснословных лет, когда нынешний главный режиссер этого театра (сменившего имя на Молодежный) Иван Миневцев не знал еще не только о новой драме, но даже о букваре. Прошли годы, и не так давно Иван (настоящий луч света в темном царстве театрального Челябинска) получил предложение от комбината «Магнезит», главного работодателя Сатки, являющейся фактически моногородом (почти все жители, а их чуть больше сорока тысяч, так или иначе связаны с «Магнезитом»), поставить «нечто» к профессиональному празднику добытчиков магнезита и создателей огнеупоров — Дню металлурга.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

    «Наш городок». Т. Уайлдер.
    Тюменский Большой драматический театр.
    Режиссер Александр Баргман, художник-постановщик Анвар Гумаров.

    «Наш городок» Торнтона Уайлдера все-таки очень странная пьеса. В ней нет конфликта, нет драматической борьбы, нет героев-антагонистов. Она вся состоит из хороших или очень хороших людей. В ней ничего, на первый взгляд, не происходит. В двух из трех действий просто идет жизнь. Поначалу она может показаться довольно скучной. Крошечный американский городок Гроверс-Корнерс. В центре две семьи — Уэббы и Гиббсы. Все у них почти одинаково: скромный достаток, дети, урожай бобов и фасоли, домашние хлопоты, разговоры о погоде. Их существование однообразно, устойчиво и полно самых обычных дел, как и у всех обитателей этого городка. Но мало кому удавалось так остро и так драматично передать поэзию этих простых мгновений, из которых вообще-то и состоит жизнь. Уайлдеру это удалось. Фолкнер считал, что надо писать сложно о простом, и просто о сложном. «Наш городок» — пьеса о простых людях крошечного городка — считается одной из самых сложных пьес предыдущего века и одной из лучших у Уайлдера.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПРИМЕР ИНТОНАЦИИ О ЧЕЛОВЕКЕ

    Этим летом в Севкабель Порту проходил Международный фестиваль актуального кино «Пример интонации» — в честь десятилетия одноименного некоммерческого фонда Александра Николаевича Сокурова, поддерживающего молодых кинематографистов из разных частей России.

    На берегу северного города звучали знакомые и новые голоса на разных языках — у каждого своя интонация, но все направлены на человека в разных его проявлениях и окружении. О человеке как той части мира, что создается и разрушается силой его рук, и о самом мире, с которым он часто вступает в противоречивые отношения. О человеке как части пространства культуры. О человеке — близко, обостренно, честно.

    Значительная часть основной программы кинофестиваля — имена российского авторского кино: Борис Хлебников, Роман Михайлов, Алиса Хазанова, Наталия Мещанинова и Антон Елисеев — специальные и премьерные показы.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТОЛСТОЙ — В ЛЮБОМ ЖАНРЕ ТОЛСТОЙ

    7, 8 и 9 июля зрители опять гуляли по яснополянским просторам, прятались от дождя на сеновале и смотрели спектакли на свежем воздухе, потому что в это время в седьмой раз проходил фестиваль «Толстой». Тема этого года — «Анна Каренина», в честь 150-летия с начала написания романа.

    У «Толстого» совершенно особое, праздное обаяние и летний дух. Фестиваль вне сезона — подобное определение не только передает атмосферу события, но и объясняет, почему удается собирать любопытную программу. Больше театров могут приехать летом на гастроли. Но в этот раз не сложилось. Афиша значительно уступает прошлым годам по количеству проектов и разнообразию. Руководители фестиваля объясняют необычно скудную программу чередой форс-мажоров, которая привела к ее значительным изменениям всего за пару месяцев до начала.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • СТРАШНАЯ СКАЗКА ПРО СИЛУ ЛЮБВИ

    «Снегурочка». По мотивам сказки А. Н. Островского.
    Няганский ТЮЗ.
    Режиссер Филипп Гуревич, художник Анна Агафонова.

    В прошлом сезоне Филипп Гуревич поставил в Няганском ТЮЗе спектакль «Житие Спиридона Расторгуева», где рассказ Шукшина монтировался с вербатимами жителей небольших поселков Ханты-Мансийского автономного округа. Его новый спектакль идет тем же путем, прибегая к ассоциативной компиляции материала литературного и жизненного.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К ЮБИЛЕЮ РОБЕРТА СТУРУА

    Сначала, в юности, мы просто учили имена «Стуруа и Чхеидзе, Чхеидзе и Стуруа» и читали книгу Туманишвили «Режиссер уходит из театра».

    Потом был удар «Кавказским меловым кругом» и «Ричардом» — навсегда («Лир» ударил меня меньше). И Роберт Стуруа встал на полку классиков и главных режиссеров жизни. Когда в десятках российских спектаклей замелькали черные плащи, зонтики, экспрессионистские гримы и всякие другие цитаты из него, растащенные другими режиссерами, я поняла, что ударил он многих, но всегда было понятно: «Не, ребята, все не то, у вашего зонтика нет и никогда не будет такой грации, такой энергии, и — главное — нет грузинских рук, чтобы их держать. И уж конечно нет Рамаза Чхиквадзе...»

    Читать дальше | Комментарии (0)