Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • БЫВАЛЬЩИНА

    В рамках фестиваля казачьей культуры «Александровская крепость» в Усть-Лабинске с 30 сентября по 1 октября во второй раз прошла театральная лаборатория.

    Театральная история на «Александровской крепости» продолжилась. На этот раз — в Усть-Лабинске. Темой лаборатории Олег Лоевский выбрал казачьи сказки, которые внимательно отобрала литературный куратор Вера Сердечная.

    Сам фестиваль «Александровская крепость», организованный фондом «Вольное Дело» Олега Дерипаски, — это место концентрированной культуры казачества. На два дня в небольшом Усть-Лабинске от озера Копытце и до самой крепости развернулось настоящее пышное казачье гулянье. Помимо бесчисленных песенных выступлений была и масса образовательных лекций этнографов и фольклористов. В этом смысле лабораторные показы, прошедшие в трех разных локациях (озеро Копытце, Александровская крепость, Городской ДК), были сайт-специфичными: сложно представить более концептуальное место для спектаклей по казачьим сказкам.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • Я СКАЖУ ТЕБЕ С ПОСЛЕДНЕЙ ПРЯМОТОЙ

    К 90-летию Александра Гельмана

    По давней привычке перед тем, как поздравить публичного человека с днем рождения, заглядываю в гугл. Мировое хранилище подсказок в случае Александра Исааковича Гельмана (а сегодня это его случай) дает импульс воображению. Ну, например, освежил в памяти, что на идише фамилия нашего героя вполне говорящая: светлый человек.

    Полжизни я был рядом с ним. Напомню, что в Художественном театре в разные годы сыграли шесть с половиной пьес Гельмана (половинка — в соавторстве с Ричардом Нельсоном, американским писателем). В годы застоя его пьесы часто именовали производственными драмами. Это ерунда, конечно. Советская производственная пьеса — это «Зеленая улица» в сталинском МХАТе, спектакль, который Ефремов вспоминал как самое оскорбительное зрелище его театральной юности.

    Читать дальше | Комментарии 4 комментария
  • Ч — ЧАЙКА Ч — ЧЕХОВА

    «Ч-Чайка». По мотивам пьесы А. П. Чехова.
    Тюменский большой драматический театр.
    Режиссер Роман Габриа, художник-постановщик Анвар Гумаров.

    20 октября на «Ч-Чайке» в постановке Романа Габриа произошел настоящий театральный скандал. Конечно, не такой, как бывало раньше, два века назад, когда зрители бушевали на премьере пьесы Гюго «Эрнани» (см. литографию Ж.-И. Гранвиля). Но все-таки во время премьеры много зрителей ушло, а больше половины зала осталось. И эти оставшиеся бурно аплодировали и кричали артистам «браво». На следующий день соцсети взорвались от благодарностей, но думаю, те, кто ушел, тоже что-нибудь напишут в любимом народом жанре.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УЛЬЯНЕ ЛОПАТКИНОЙ — 50. БАЛЕРИНА В PRESENT CONTINUOUS

    Ульяна Лопаткина завершила свою карьеру артистки балета одномоментно в 2017 году, в сорок с небольшим (по правилам артисты балета уходят на пенсию в 38, на практике — некоторые звезды танцуют до 50 или даже 60, уникумы вроде Плисецкой — даже до 80 лет). Она сразу будто исчезла со всех радаров — напрасно ее следы искали поклонники, напрасно чиновники издавали указы о ее назначении на высокие посты в школе — Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, рассчитывая, что ученица известнейшего педагога и балерины Наталии Дудинской будет преподавать или руководить в alma mater.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • КАМЕРТОН

    К юбилею Татьяны Шестаковой

    Спустя годы внезапно прозреваешь — Лев Додин в поисках истины о человеке так или иначе всегда помещал в центр конструкции своих сценических миров женщину, которая должна была спасти собой этот мир, оправдать земную жизнь, полную забот, бед, страданий и радости, пока мужчины, раскачиваясь на экзистенциальных качелях — от ада до рая, искали Бога и сражались со своими демонами. Женщина же, маленькая женщина Татьяна Шестакова, в своих ролях будто бы пыталась связать узелками расходящиеся швы этого мира: ее голос, эти певучие интонации блаженной плакальщицы, как голос птички, кружащейся над разоренным гнездом, — от Лизаветы в «Доме», Молли Суини до так и не выросшей девочки Раневской в «Вишневом саде».

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВЫЙ «АРТИСТ» НА ЦВЕТНОМ

    О Первом Международном фестивале циркового искусства «Артист»

    В привычные сентябрьские даты накануне Дня Москвы в Цирке Никулина прошел первый Международный фестиваль циркового искусства «Артист». С новым названием он вписался в старый формат — в эти же самые дни в Цирке Никулина всегда проходил Московский международный молодежный фестиваль-конкурс циркового искусства. Изменение названия организаторы связывают с перезагрузкой, творческой трансформацией, хотя даже беглый взгляд на программу фестиваля свидетельствует о том, что глобальных изменений не произошло.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОДИННАДЦАТАЯ КАЗНЬ ЕГИПЕТСКАЯ

    «Книга всех вещей». По книге Г. Кейера.
    Арт-группа «Доллгауз».
    Художник Натали Губанова, авторы Платон Мавроматис, Валя Бриг и Натали Губанова.

    Это книгоцентричная рецензия: мое впечатление от представления борется с любовью к книге.

    Жанр представления, которое я увидела у «Доллгауза» — ведьмин квартирник, но за то время, что он шел, появилось еще одно определение — «одиннадцатая казнь египетская». Казней было десять, а эту — одиннадцатую, весьма ироничную — создатели ведьминого квартирника придумали для зрителей. Так, наверное, должно было быть, поскольку главные героини и герой этого шоу — ведьмы, а они хоть и в прошлом, но все-таки имеют отношение к мучениям человека. Для арт-группы принципиально отсутствие режиссера и фигуры актера, в качестве декорации используются бытовые предметы и вещи, никакой бутафории.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • УСКОЛЬЗАЮЩАЯ КРАСОТА

    Диптих «Ловля форели на рассвете» и «Ловля форели на закате». Фантазия на тему романа Р. Бротигана «Ловля форели в Америке».
    Театр Karlsson Haus.
    Режиссер Борис Павлович, художник Ольга Павлович.

    Форели сверкают на речных волнах переливчатыми чешуйками и проворно уплывают, оставляя в памяти брызги воды и отблески солнечных лучей. Моменты жизни ускользают-исчезают-растворяются, оставляя в памяти неощутимый шлейф (не)случившегося события. Хипповые соло The Beatles перетекают в трагическое акапельное исполнение «Paint It, Black» The Rolling Stones, потом — в потусторонний, мечтательный зов «Голливуд!». Премьеры «Ловли форели...» — песни сиюминутности и мимолетности.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

    «Научи меня любить». По пьесе Е. Бронниковой и Р. Дымшакова.
    Театр на Васильевском.
    Режиссер Артем Злобин, художник-постановщик Алена Ромашкина.

    Социальная драма учеников Николая Коляды Екатерины Бронниковой и Романа Дымшакова в руках режиссера Артема Злобина превращается в историю с трагическим концом. Ей 37, ему 17: простая училка и среднестатистический школьник неожиданно влюбляются друг в друга. Эта тема популярна как в русском, так и в зарубежном кинематографе и кажется избитой, однако режиссер находит для этой истории предельно откровенную интонацию.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • НОВАЯ ОПТИКА И СТАРЫЕ ГРАБЛИ

    «Последнее лето». А. Козлова.
    Театр Наций.
    Режиссер Данил Чащин, художник-сценограф Максим Обрезков.

    Возникает впечатление, возможно, субъективное, что будь за стенами театра другие времена, и рецензия на этот спектакль была бы другой. Однако оптика решительно изменилась. Все видится как будто заново, в новом свете и «пробивает» так, как не пробило бы еще каких-то пару лет назад.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОГЛУШАЮЩЕ ТИХИЙ ТЕАТР

    «Красная книга».
    Московский еврейский театр «Шалом».
    Режиссер и драматург Александр Плотников, сценограф Константин Соловьев, автор идеи Олег Лоевский.

    «Красную книгу» в театре «Шалом» Александр Плотников поставил в жанре «реконструкции правды в семи песнях». Семь монологов людей, выживших во Второй мировой войне и Катастрофе, Холокосте. Их режиссер написал по текстам Ильи Эренбурга, Василия Гроссмана, Арада Ицхака, Эмануила Иоффе, Ильи Альтмана и Леонида Смиловицкого. Обрамлены эти монологи цитатами из Библии.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • К ПРИНЦУ НА САМОЛЕТИКЕ

    «Дюймовочка». Е. Подгайц.
    Театр «Урал Опера Балет» (Екатеринбург).
    Режиссер Надежда Столбова, сценограф Ксения Кочубей, дирижер Максим Козлов.

    В афише «Урал Оперы Балета» привычно видеть названия, которые больше нигде в нашей стране не встретишь. «Три сестры» Петера Этвёша, «Сатьяграха» Филипа Гласса, «Греческие Пассионы» Богуслава Мартину, эксклюзивны и многие балеты. «Дюймовочка» Ефрема Подгайца в этот ряд не вписывается — не репертуарный изыск. Эта опера с успехом идет уже больше четверти века в Московском детском музыкальном театре имени Н. И. Сац в режиссуре Валерия Меркулова со сценографией Анатолия Нежного. Спектакль выдержал больше 500 представлений и был неоднократно показан в разных городах России и за ее пределами. Один из спонсоров той самой, оказавшейся очень удачной, премьеры 1997 года — давно исчезнувшая авиакомпания «Трансаэро» — в свое время даже выдвинула композитору условие, чтобы количество артистов и музыкантов, занятых в опере, не превышало число пассажиров, помещающихся на борт стандартного «Боинга», дабы ее можно было компактно вывозить чартерными рейсами.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • САМА СЕБЕ ТРОФЕЙ

    «Клеопатра». В. Качесов.
    Театр «Кремлевский балет».
    Хореограф и автор либретто Андрей Петров, художник по костюмам Ольга Полянская.

    О реальной царице Древнего Египта Клеопатре осталось немного фактов. Те, что сохранились — возможно, перевраны. Она точно правила страной — как регентша своего брата, одна и в дуэте с римскими цезарями. При ней Египет перестал быть независимым. Она пережила трех мужей-правителей. После смерти последнего, Марка Антония, покончила с собой. Не хотела достаться новому римскому завоевателю Октавиану.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • А ВОКРУГ ПОЛЫХАЕТ...

    «Дачники». По мотивам пьесы М. Горького. Сценическая версия текста Д. Богославского.
    Театр «Старый дом» (Новосибирск).
    Режиссер Никита Кобелев, художник Нана Абдрашитова.

    В новосибирском театре «Старый дом» прошла премьера горьковских «Дачников» в режиссуре Никиты Кобелева. Горького сейчас ставят много. Из последних лет можно начать отсчет со спектакля «Мещане» Лизы Бондарь в Петербургском ТЮЗе. В прошлом году видела «Последних» под названием «Отец» (в одной из ранних редакций пьеса была названа именно так, и это сбивает с толку знатоков, вспоминающих Стриндберга). Она поставлена Денисом Хуснияровым в Национальном Молодежном театре Республики Башкортостан. Недавно Дмитрий Акриш поставил «Мещан» под названием «Папа» (опять путаница с Зеллером) в Комсомольске-на-Амуре. «Дачники» идут в Челябинском театре драмы в постановке Анатолия Праудина и в Театре на Малой Бронной в постановке Константина Богомолова.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • НЕПРОСТОЙ ПРОСТОЙ ЧЕЛОВЕК

    «Человек для любой поры». Р. Болт.

    Архангельский молодежный театр.

    Режиссер Дмитрий Крестьянкин, художник Шура Мошура.

    Времена не бывают простыми. В любую эпоху свобода воли человека, верность своим принципам и совести неизбежно проверяются на прочность в столкновении с системой социума и властью. Такое противостояние свободной личности «в непростое время» оказывается в центре внимания в спектакле Дмитрия Крестьянкина «Человек для любой поры». Но в это самое непростое время особая, чуть ли не ведущая роль отводится простому человеку — тому самому, с чьего молчаливого согласия в истории свершаются трагедии.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • К МАРИНЕ ДМИТРЕВСКОЙ. БУКЕТЫ ПОСЛЕ ЛЕТА

    «Сюрпри-и-з» — слово, которое произносится на каждом шагу в сериальной продукции.

    В данном случае — оно точное. Марина Дмитревская откроет сейчас, сегодня, в круглый свой день рождения сайт «Петербургского театрального журнала» и увидит словесный букет. О котором не подозревала, так как ее дорогая редакция собрала его на театральных — российских и не только — полях. Одна из сетевых фишек нашего главного редактора — фотопредставление «Букетов Мерёва» — летней обители профессора. О них — милых и всегда разных лютиках — осведомлена вся театральная страна. «Букеты Мерёва» — давно мем.

    В юбилей же — дорогу слову! Доброе, оно — необходимо. Каждому. Долюблены обычно артисты. Театральные критики, театроведы — пусть и столь именитые — не вполне. Так нам кажется.

    Мы желаем Марине Юрьевне, Марине — сил, вдохновения и надежд!

    А теперь — страны и континенты:

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ОБРАЩЕНИЕ К ПАМЯТИ

    О V Открытом театральном фестивале «СВОЙ» в Екатеринбурге

    «СВОЙ» — фестиваль моноспектаклей и театральных дуэтов, организованный в Екатеринбурге Камерным театром Объединенного музея писателей Урала. Этой осенью он прошел уже в пятый раз.

    Хедлайнер фестиваля — спектакль «Әлиф» казанской Театральной площадки MOÑ. Это танец-ритуал, пластическая рефлексия на тему утраченной татарской письменности, исполненная Нурбеком Батуллой под живой аккомпанемент этнических инструментов и женский вокал.

    Буинский драматический театр представил моноспектакль Раиля Садриева «Дервиш» (режиссер Тимур Кулов), в котором биография татарского богослова Нургали Хасанова, жившего на рубеже XIX–XX веков, причудливо перемешивается с биографией самого Садриева — студенческой молодостью, бандитскими историями из 1990-х и, наконец, театральной карьерой. Объединяет их непрекращающийся поиск собственного пути, жажда жизни и стремление обратить в философию любую, даже самую замутненную, повседневность, чтобы цель и смысл существования за ними всегда были ясны.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ТЕМЫ С ВАРИАЦИЯМИ

    В Москве в двенадцатый раз прошел Международный фестиваль театров кукол имени Сергея Образцова — Образцовфест

    В этот раз на Образцовфест приехали спектакли из Ирана и Израиля, в остальном программу составили русскоязычные спектакли из разных городов России. Хозяева фестиваля — ГАЦТК им. С. В. Образцова — показали свой хит «Играем Шекспира», где Сергей Плотов сплел драматургию с эпизодами шести шекспировских пьес, а художник и режиссер Виктор Никоненко показал, как любое взаимодействие и отношения на сцене между актерами неизбежно оказываются вариациями вечных сюжетов, а знакомые фразы словно ткутся из самого театрального воздуха. Куклы едва ли не всех существующих типов умножали этот прием театра в театре.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВНУТРЕННИЕ ПУЛЬСАЦИИ

    О III Фестивале современного искусства PULSE в Челябинске

    Фестиваль PULSE — проект челябинского Молодежного театра. Ребрендинг бывшего ТЮЗа говорит сам за себя: это современный театр, в репертуаре которого соседствуют музыкальная сказка «День рождения кота Леопольда» и флекс по новейшей драматургии «Я танцую как дебил». Новая новая драма, школьная классика, мюзиклы и сказки — демократичная афиша Молодежного театра восхищает разнообразием. Фестиваль проходит с 2019-го раз в два года в начале сентября. PULSE — территория свободы и одновременно творческий импульс на будущий сезон для самого театра. В программе — и золотомасочные перформансы из других городов, и местные эскизы, лаборатории, опыты, и перфопрогулки, и обсуждения. Одним словом, в течение пяти дней в Челябинске вокруг Молодежного театра возникает перформативное, сайт-специфичное, партисипаторное — всем любителям неконвенционального на радость.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ЧИТIГЕН» — ЭТО БОЛЬШАЯ МЕДВЕДИЦА

    О I Международном театральном фестивале спектаклей малых форм «Читiгенфест»

    — Тысячи людей живут и не смотрят на Большую Медведицу...
— Им только кажется, что они живут.
    М. Себастиан. «Безымянная звезда»

    Хакасская поговорка гласит: «Человек определяет свою судьбу в общении с другим человеком». I Международный театральный фестиваль спектаклей малых форм «Читiгенфест», проходивший в Абакане с 8 по 13 сентября, стал той площадкой, где собрались театры из Белоруссии, Азербайджана, Республик Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва и Чувашия, для того, чтобы встретиться друг с другом, поделиться опытом, показать себя, посмотреть на других и напитаться той силой и энергией, которой славится знаменитая хакасская земля. Раскинувшись в бассейне рек Енисея и Оби с притоками Абаканом и Чулымом, Хакасия считается уникальным музеем под открытым небом. Действительно, когда едешь по бескрайней степи, покрытой седым ковылем, из которого, словно стражи подземного мира, пугающе выглядывают древние могильные камни, невольно ощущаешь магическое присутствие духов. Кто хоть раз бывал в Хакасии, тот уже никогда не забудет ее умиротворяющих пейзажей и высокого синего неба, уходящего куда-то в космическую высь. А сами хакасы и по сей день не теряют связи с предками, находясь в гармонии с природой, чтят традиции и уверенно сморят в будущее.

    Читать дальше | Комментарии (0)