Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

23 октября 2023

УЛЬЯНЕ ЛОПАТКИНОЙ — 50. БАЛЕРИНА В PRESENT CONTINUOUS

Ульяна Лопаткина завершила свою карьеру артистки балета одномоментно в 2017 году, в сорок с небольшим (по правилам артисты балета уходят на пенсию в 38, на практике — некоторые звезды танцуют до 50 или даже 60, уникумы вроде Плисецкой — даже до 80 лет). Она сразу будто исчезла со всех радаров — напрасно ее следы искали поклонники, напрасно чиновники издавали указы о ее назначении на высокие посты в школе — Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, рассчитывая, что ученица известнейшего педагога и балерины Наталии Дудинской будет преподавать или руководить в alma mater.

Сцены из балета «Лебединое озеро».
Фото — Наташа Разина © Мариинский театр.

Вместо этого Ульяна сама решила поступить учиться в университет, чтобы получить совершенно новую специальность. Сейчас она ведет активную деятельность в сфере благотворительности, изредка попадая на страницы светской хроники. Но за время, прошедшее с тех пор, как Лопаткина оставила сцену, были созданы многочисленные фанатские сайты, блоги, ютуб-каналы, где легально и нелегально «вывешиваются» видеофрагменты былых выступлений Лопаткиной, набирающие сотни тысяч просмотров. Раритетные записи с трясущейся картинкой Лопаткиной-Офелии из балета Николая Червинского «Гамлет» в хореографии Константина Сергеева или Лопаткиной в сцене «Фрески» из балета Цезаря Пуни «Конек-горбунок», растиражированные официальные копии «Лебединого озера» Мариинского театра с участием Ульяны, ее соло из балета Дж. Баланчина «Драгоценности», показанного телеканалом «Культура», и многие другие видеодокументы — все это живет полноценной жизнью на сетевых просторах не в архивном формате «наследия», а как самое актуальное искусство. Рейтинги видео c Лопаткиной очень высоки. Таким образом ни сама танцующая Лопаткина, ни ее творчество не уходят в прошлое.

Сцена из миниатюры «Лебедь».
Фото — Наташа Разина © Мариинский театр.

Лопаткиной повезло: в начале 90-х она стала одной из первых, чьи выступления на сцене Мариинского театра фиксировали объективы пиратских видеокамер. Передаваемые из рук в руки аналоговые записи подкрепляли живые впечатления: примерно с 1995 года на спектакли — вводы, повторы вводов, третьи, четвертые, пятые, сотые выступления балерины в «Жизели», «Лебедином озере», «Баядерке», «Раймонде», балетах Баланчина и Ролана Пети, Фокина и Григоровича, Ратманского и Ноймайера, Аштона и Форсайта — специально приезжали зрители из Москвы и других городов России, регулярно прилетали иностранцы. Не раз на такие первые или вторые выступления Ульяны в компании учениц в Санкт-Петербург ездил и Вадим Моисеевич Гаевский, автор замечательных очерков о Лопаткиной, главный «певец» ее таланта в реальном времени. А историкам балета, сегодняшним и будущим, придется учитывать кроме книг Гаевского и газетных статей и «обратную связь» с молодыми балеринами, просматривающими записи, — она создается и сохраняется как своеобразная летопись.

Сцены из балета «Баядерка».
Фото — Наташа Разина © Мариинский театр.

Вышеописанные отклики, которые постоянно появляются, одновременно помогают и мешают думать о Лопаткиной вчерашней. Создается впечатление, что ее такой попросту нет — есть только настоящая Лопаткина, которая танцует здесь и сейчас. Когда-то Юлия Яковлева, историк балета из Петербурга, рассуждая о поколении мариинских балерин начала нашего века, назвала Ульяну Лопаткину «иконой», то есть неким идеальным образом, образцом, с которым будто бы принято сверяться. И действительно, в галерее фото- или видеообразов балерин XX и XXI веков, собранных вместе по принципу, например, «разные исполнительницы ролей Одетты, Никии, Раймонды, Пахиты, Мехменэ Бану», танцующая Лопаткина приковывает взгляд и заставляет пересмотреть фрагмент с ее танцем много раз. Как поездка на одно «Лебединое озеро» с участием Лопаткиной влекла за собой другие поездки именно на тот же спектакль с той же Лопаткиной.

Сцены из балетов «Легенда о любви» и «Бриллианты».
Фото — Наташа Разина © Мариинский театр.

Вторым по популярности балетом с ее участием «тогда и теперь» остается миниатюра «Лебедь» в хореографии Фокина, третьим — «Баядерка», четвертым — «Раймонда», и так далее. То есть получается, что Лопаткина не встает только лишь в ряд балерин, определивших балетный ландшафт 90-х годов прошлого века и двух десятков лет века нынешнего. Свобода балеринского мышления этой невероятной балерины и консервативная приверженность школе (через Дудинскую и своего главного педагога в театре Нинель Кургапкину Лопаткина является наследницей Вагановой по прямой), воспитавшей ее, гулко перекликается с той странной, не совсем полноценной свободой, которую испытывали после развала СССР студенты-первокурсники гуманитарных вузов, получив доступ к запретной литературе. Но если многие из этого поколения «Х» так и не смогли преодолеть застенчивость, происходящую от незнания иностранных языков, запущенных на уровне школьной скамьи, то Лопаткина смело шагнула в будущее и через технологии, похоже, останется там навсегда.

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога