
-
Федерико Гарсиа Лорка. «Дом Бернарды Альбы». БДТ им. Г. А. Товстоногова.
Режиссер Темур Чхеидзе, художник Георгий Алекси-МесхишвилиФедерико Гарсиа Лорка написал более десяти пьес, самыми репертуарными из которых остаются три «андалузских трагедии»: «Кровавая свадьба», «Йерма» и «Дом Бернарды Альбы». Это как раз те пьесы, которые можно поставить в эстетике русского психологического театра, структура пьес позволяет это. Темур Чхеидзе останавливает свой выбор на «Доме Бернарды Альбы», и ставит эту пьесу так, что зрители не просто наблюдают за картинами из жизни испанских селений, а в прямом смысле слова попадают в дом Бернарды Альбы.
-
Леонид Десятников. «Утраченные иллюзии».
Большой театр (Москва).
Хореограф Алексей РатманскийНа первый взгляд кажется, что «Утраченные иллюзии» наследуют поискам Алексея Ратманского 2000-х годов, когда в Большом театре хореограф последовательно реанимировал три значительных названия отечественного балетного репертуара 1930-х. При известных различиях стилистических знаменателей этих спектаклей (соц-артовский «Светлый ручей» делался в соавторстве с Борисом Мессерером, сценографию к конструктивистскому «Болту» сочинял Семен Пастух, для «Пламени Парижа» понадобились цитирующие французские гравюры XVIII века Илья Уткин и Евгений Монахов), сюжетом каждого из них была работа с советским балетным текстом. «Утраченные иллюзии» как будто продолжают этот ряд: точкой отсчета будущей постановки стало оригинальное либретто блистательного художника Владимира Дмитриева, созданное для одноименного балета Бориса Асафьева и Ростислава Захарова (ЛГАТОБ им С. М. Кирова, 1936) — на которое Ратманский предложил сочинить музыку Леониду Десятникову.
-
Сегодня ушла из жизни Заслуженная артистка России, любимая ленинградская-петербургская актриса Инна Александровна Слободская. Мы чтили ее при жизни, будем с благодарностью вспоминать. В память об актрисе мы открываем в блоге ее портрет, написанный Давидом Золотницким и опубликованный в № 28 «Петербургского театрального журнала».
Наша почтенная «старушня» Инна Слободская (до чего же не пристает к ней такое прозвище — знак актерского амплуа!) завершила свой пятьдесят пятый сезон на петербургской сцене и вступает в следующий — не менее содержательный, надо думать.
Возрастные роли, как их повелось называть, не мешают заслуженной артистке быть на редкость разнообразной. Она по убеждению не в силах повториться. И остается одной из лучших мастериц на нашей сцене.
-
А. С. Пушкин. П. И. Чайковский. «Пиковая дама». Гродненский областной театр кукол.
Режиссер Олег Жюгжда, сценография и куклы Маргарита Сташуленок, вокальная подготовка Алла АргеткинаПредставление гродненского театра начинается с пролога — еще до входа в зрительный зал один из артистов, до поры исполняющий должность банкомета, предлагает зрителям развлечься: в шутку (то есть без денежных ставок) понтировать против него — просто чтобы понять правила игры.
Сам спектакль «Пиковая дама» — пример распространенного «третьего жанра» кукольного театра. И если довольно часто в кукольной среде сочетание куклы и актера используется только как любопытный прием, не несущий добавочные смыслы, а лишь запутывающий повествование, то в этой постановке на стыке актер — кукла рождается метафора.
-
XIII фестиваль «Встречи в России» в Петербурге
Джошуа Собол. «Гетто». Театр имени А. С. Грибоедова (Тбилиси).
Режиссер Автандил ВарсимашвилиВот думаю: напишу: «Тема Катастрофы для меня, не нюхавшей войны, — святая тема». И кому нужна эта информация? Кондово, вроде как, звучит, и пафосно. Но нет же синонимов. Безо всяких лексических затей: по-другому не выразить именно эту архипрозрачную мысль.
Холокост — то, что невозможно ни представить доподлинно, ни понять, а уж тем более — простить. Произношу не машинально, не как затертую аксиому, без интонационной ленцы: «ну, да, ну да, понятное дело, е2—е4, тоже мне новость».
-
Организационный комитет фестиваля «Ново-Сибирский транзит» начал приём заявок от драматических театров Сибири, Урала и Дальнего Востока на участие во Втором Межрегиональном театральном фестивале «Ново-Сибирский транзит». Фестиваль состоится в мае 2012 года. Подробную информацию, положение, форму заявки вы найдете на сайте фестиваля.
Фестиваль-конкурс «Ново-Сибирский транзит» объединяет драматические театры трех крупнейших регионов России. Проводится каждый четный год в Новосибирске и представляет лучшие спектакли Сибири, Урала и Дальнего Востока. Учредители фестиваля — Администрация Новосибирской области и Новосибирский государственный академический драматический театр «Красный факел». Фестиваль проводится при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Фонда Михаила Прохорова, Мэрии Новосибирска.
-
Сегодня, 27 апреля 2011 года, на Введенском кладбище в Москве состоятся похороны актера и режиссера Михаила Михайловича Козакова. В память об артисте мы публикуем в блоге интервью, сделанное в 1999 году для № 20 «Петербургского театрального журнала».
Михаил Козаков. Если бы я жил только в драматическом высокочастотном напряжении, меня давно бы не стало. Театр — площадное действо, и надо уметь развлекать площадь, это большое искусство. Если у тебя сегодня есть потребность шутить, развлекаться на сцене, быть легкомысленным, то это необходимо делать. Как говорил тот же Бродский: «Коли ты вылез на сцену, то должен хотя бы сделать вид, что жизнь находится под контролем человека». Есть два спасения у современного человека: религия и искусство. И человек искусства обязан давать кислород. Даже если внутри него самого его нет. Лично я как зритель обожаю, когда меня развлекают. Обожаю американские мюзиклы пятидесятых годов.
-
С 18 по 24 апреля в Ярославле прошел третий ежегодный молодежный фестиваль «Будущее театральной России» («БТР»). За неделю здесь было сыграно 24 спектакля, привезенных студентами из 17 театральных вузов страны. На посвященной фестивалю итоговой конференции директор «БТР» и ректор ЯГТИ Сергей Куценко признался, что в этом году фестивальная программа была составлена стихийно. Спектакли, привезенные на смотр, не проходили специального отбора — участники просто предоставили лучшие, по их собственному мнению, работы. С одной стороны, минус подобной стихийности очевиден: многие спектакли, равнодушные к современности, выглядели музейными экспонатами, пришельцами из далекого прошлого. С другой стороны, получившаяся в итоге фестивальная линейка в полной мере проявляла если не будущее, то уж точно настоящее театральной России.
-
С 24 апреля по 1 мая 2011 года в Петербурге проходит Тринадцатый международный фестиваль русских театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России». Учредители фестиваля — Министерство культуры Российской Федерации, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургское Отделение Союза театральных деятелей России (ВТО), Фонд содействия развитию культурных программ «Балтийский международный фестивальный центр» и Театр-фестиваль «Балтийский дом».
В этом году на фестивале представлены театральные коллективы из Армении, Белоруссии, Грузии, Латвии, Литвы, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Эстонии, которые привезли к нам свои лучшие спектакли.
Про фестиваль «Встречи в России» неоднократно писал в «Петербургском театральном журнале» наш автор Борис Тух. О том, что происходило на шестом и седьмом фестивале читайте в архиве журнала.
В блоге мы публикуем нынешнюю программу «Встреч в России».
-
«Сны Моисея». Театральная группа «Мисторин» (Израиль).
Режиссер Юлия Гинис«Возможно, даже те, кому хорошо знаком библейский сюжет об Исходе из Египта, не узнают его в нашем спектакле. Но мы и не пытались воспроизвести его буквально, наш главный сюжет — история народа глазами матери. И то, как каждый из вас „прочтет“ увиденное, будет самым правильным прочтением» — с такими словами обратилась к зрителям Юлия Гинис, постановщик спектакля «Сны Моисея».
Израильскому театру «Мисторин», который она возглавляет, всего пять лет. Но спектакли этого театра (где сочетаются движение, танец, инсталляции из тканей, маски и костюмы) уже успели увидеть в Сербии, Румынии, Армении, Финляндии, Польше, Эфиопии, Буркина Фасо, Того и России. Группа «Мисторин» начиналась как семейный проект. Когда в 2004 году Юлия Гинис вместе с Яаковом Синичкиным, специалистом по переводу и изучению еврейских текстов, создали первый спектакль, основанный на отрывках из Талмуда — он назывался «Мисторин» и дал название группе. Сегодня помимо Яакова и Юлии в группе восемь актеров, как выходцев из СНГ, так и коренных израильтян. 19 и 21 апреля «Мисторин» показал на камерной площадке Театра на Васильевском (Малый пр., 49) пластическое представление, объединяющее истории о рождении пророка, спасителя и героя в разных культурах.
-
Театрально-культурный центр им. Вс. Мейерхольда завершил набор в Пятую режиссерскую магистратуру Школы-студии МХТ и ЦИМа.
«Я начал заниматься “этим” еще в детстве…», «Однажды я попробовал “это” и мне понравилось…», «Меня, конечно, считали странным, потому что в нашем городе только я занимался “этим”…» — примерно так каждый из магистрантов, выходя в центр маленькой черной комнаты ЦИМа, представлял себя зрителям. Не трудно догадаться, что под «этим» подразумевался театр, зараженность которым и собрала здесь столь разных людей. Магистрантам было дано задание — рассказать о своей родной стране. Короткие отрывки, показанные нон-стоп, за сорок минут, явились своеобразными визитными карточками стран. География показа оказалась весьма обширной — от Сибири до Армении, от Литвы до Молдавии. Однако внутренняя сущность всех работ была примерно одинакова. Если попытаться обобщить, то нам демонстрировали некие «рефлексии в миниатюре»: каждый из режиссеров рассматривал настоящее своей страны в постсоветском пространстве.
-
В архиве появился № 34. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
«Беовульф» Det Fortaellende Teater (Копенгаген) на фестивале «Арлекин»
«Беовульф» (фантазия по мотивам англосаксонского эпоса).
Det Fortaellende Teater (Копенгаген).
Режиссер Йеспер ла Кур АндерсенКак бы сделать так, чтобы и наш детский театр стал таким? Может, надо, как в Дании? Распустить полумертвые раздувшиеся государственные театры, выдать микроавтобусы и студии тем, кто действительно хочет работать для детей. Дать им волю и денег, собираться дважды в год на большой фестиваль-смотр крохотных театров-энтузиастов. Устраивать эти фестивали в каком-нибудь Богом забытом российском городке, чтобы на две недели в нем закипала жизнь, а заброшенные дети оставляли бы пивцо по подъездам, и с азартом волонтерили бы на этих сборищах, получая в качестве бесплатного приложения к своей работе возможность увидеть лучшие спектакли для детей и молодежи. Но нет. Невозможно все это в российских широтах. Не те масштабы территориальные, не тот уровень сознания и доходов, и вообще — не то, не то...
-
«Бабушки». Театр «Практика» (Москва).
Автор и режиссер Светлана ЗемляковаУ каждого из нас есть бабушка, и даже если ее нет в живых, этот образ хранится в архивах памяти. Потому что бабушка — это пирожки с яблоками, разговоры о «Кармелите», войны с соседями, ценные советы по подбору женихов. Словом, бабушка — целый мир, который невозможно вместить ни в одно слово. Раньше было невозможно, но театр «Практика» вместил.
В работе над «Бабушками» авторы использовали книгу «Русская деревня в рассказах ее жителей» под редакцией Леонида Касаткина, аудио и видео материалы, собранные сотрудниками Института Русского языка им. В. В. Виноградова РАН, а также отрывки из романа Олега Павлова «Асистолия». Но «бабушки» в исполнении выпускниц Мастерской Олега Кудряшова (Марина Ворожищева, Яна Гурьянова, Ирина Латушко, Надежда Лумпова, Елена Маховая, Инна Сухарецкая) — вовсе не натуральные сибирячки, колхозницы, жительницы глухой деревни, а скорее носительницы некоего бренда «русской старушки».
-
18 апреля в Санкт-Петербургском отделении СТД РФ прошла отчетно-выборная конференция
На отчетных конференциях СТД я не была давно. А тут неожиданно узнала, что — делегат...
Весна, солнце, Дом актера.Первым впечатлением было впечатление энергетически-визуальное: совершенно советская, давно позабытая уныло-геронтологическая картинка. Полупустой зал Дома актера, тихая, непраздничная атмосфера... Это разительно отличалось от впечатления 25-летней давности, когда меня, молодого критика, впервые выбрали делегатом на такую же конференцию еще не переименованного ВТО. Мало того, мне, тридцатилетней, было поручено сделать доклад о состоянии ленинградских театров. Битком набитый зал Дома актера, лица великих, во главе президиума — тогдашний Председатель Правления Кирилл Юрьевич Лавров. ВТО было сильной, многолюдной, глубоко уважаемой организацией.
-
17 апреля 2011 года в Петербурге открылся Восьмой Всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
«Арлекин» открыли, можно сказать, в «рабочем порядке» — без оглушительных фанфар и ослепительных световых эффектов. Думается, что вполне достойным антуражем для краткой церемониальной части послужили уже сами стены большого зала «Зазеркалья», дышащие свежестью и чистотой. Отрадные последствия недавнего ремонта многие представители театральной общественности и участники программы наблюдали впервые (а кое-кто из профессионалов отметил даже улучшение акустических качеств фестивальной площадки).
-
А. П. Чехов. «Чайка». Театр «Сатирикон».
Режиссер Юрий Бутусов, художник Александр Шишкин, композитор Фаустас ЛатенасВечером 15 апреля, пока в московском Гостином дворе вручали «Золотые маски», на сцене театра «Сатирикон» проходила премьера «Чайки» в постановке Юрия Бутусова.
Примерно год назад в афише МХТ мелькнул «Иванов» Юрия Бутусова. Это было первое обращение режиссера к Чехову, попавшее в поле внимания отечественных театралов (в Корее к этому времени Бутусовым уже была поставлена «Чайка»). Но оказалось, что дирекция одного из самых влиятельных театров страны не может позволить себе эксперимент на главной сцене, если он не собирает кассу, независимо от его художественной ценности.
-
Михаил Дурненков. «Хлам». Центр драматургии и режиссуры (Сцена на Беговой).
Режиссер Марат Гацалов, художник Ксения ПеретрухинаПункт назначения — Москва. Станция метро — Беговая. По переходу — налево и прямо-прямо-прямо мимо пивных ларьков, по обочине трассы, по направлению к кубам новостроек из стекла и металла. Заблудиться невозможно, в метро с января висит табличка с загадочным сочетание «ЦД и Р», то есть — «Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина», одно из мест прописки «Новой драмы». Дорога петлистая, люди на пути встречаются разные. В основном, колоритные алкоголики из раннего Василия Сигарева или гастарбайтеры из Александра Родионова. Самая что ни на есть «человеческая комедия». Конечно, с выпадением ключевого звена в лице московских манагеров, но присутствие их, проносящихся мимо на машинах и обдающих тебя доброй струей густой индустриальной грязи, можно почувствовать. «Per aspera ad astra». Перейдем к делу, вернее, к спектаклю.
-
«Фауст» (по мотивам И.-В. Гёте). Театр «Вестурпорт» (Рейкьявик, Исландия).
Режиссер Гисли Эрн ГардарссонМного праздников смешалось в этом спектакле. Начало истории Доктора Фауста, как известно, приходится на канун Пасхи. На сцене — Рождество. Черти при этом стопроцентно хэллоуиновские — как будто все они получили подарочные купоны на обмундирование в карнавальной лавке. Во второй части постановки возникает ощущение, что действие и вовсе происходит на выпускном балу в американской школе: нам показывают голливудскую молодежную комедию про то, как главный герой очень хочет, но всё никак не может растлить первую красавицу класса. И хотя благоволящий герою Ад мобилизовал ему на помощь целую прорву бесов, не пожалел серы и селитры, подготовил акробатические кунштюки и рассадил чертиков по табакеркам — все бесполезно. Громоподобный голос зацикленного на чести сестры Валентина настигает незадачливых любовников даже на Брокене. Впрочем, этот блюститель морали столь безупречен и зануден (такими бывают лишь американские солдаты в патриотических фильмах), что когда бесхитростная Маргарита недрогнувшим голосом отправляет его в ад, зрительские симпатии, кажется, всецело на ее стороне.
-
Вчера, 15 апреля, в Москве прошла 17-я церемония награждения Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
Лучшим драматическим спектаклем большой формы стал «Дядя Ваня» Театра имени Евгения Вахтангова в постановке Римаса Туминаса.
Лучшим режиссером драмы избран Андрей Могучий с «Изотовым» в Александринском театре. За эту же постановку «Золотая маска» вручена художнику Александру Шишкину (о спектакле читайте здесь и здесь).
«Маску» за лучшую женскую роль в драме получила Ольга Яковлева («Обрыв», МХТ им. Чехова), за лучшую мужскую роль — Игорь Гордин («Кроткая», Московский ТЮЗ).
комментарии