Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

8 мая 2011

УЗНАВАНИЕ

«О солдате, танцовщице, тролле и человеке» (по мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»). Большой театр кукол.
Режиссер-постановщик Яна Тумина, художник Кира Камалидинова

Место действия сложно назвать детской, полной солдатиков, замков, щелкунчиков и других примет эпохи Андерсена и Гофмана. Это черное открытое пространство, где находятся подвесной потолок из металлических балок и пластин с дырами разной величины и еще железная дверь, напоминающая о тюрьме. Только справа покачивается на канатах турник для мальчика. Точнее — для Человека в обычных кепке и джинсах.

Здесь нет розового флера, все по необходимости. Если по сюжету должны быть замок, танцовщица и лебеди, то у железной двери откинут полочку (как для кормежки узника), посадят на нее одинокого бумажного лебедя, а сквозь прутья решетки высунется очень серьезная Танцовщица. На лице Екатерины Белевич не промелькнет ни стандартная сказочная улыбка диснеевской красавицы, ни своя собственная. Она со строгостью поправляет прическу и грим, ее балетные движения точны. Ни шопенки, ни пачки — ничего от балерины, кроме пуантов. Белое платье со стоящей равнобедренным треугольником юбкой, на груди, в виде розетки, — поблескивающий черный круг. Униформа Солдата — козырек вместо кивера, серебристая куртка и штаны (одна штанина черная, другая серебряная). А оловянное солдатское сердце — маленький стальной слиток, качающийся в центре сцены под прицелом из двух зеленых лазерных линий.

Спектакль рассказывает сказку с конца, со смерти героев, от лица виновника их смерти — Человека. Но кто подговорил его бросить солдатика в огонь? Тролль из табакерки, случайно открытой Человеком. Из маленькой трясущейся игрушки вырастает существо, причастное тайнам бытия гофманианского толка, то ли черт, то ли Мефистофель, в бархатном темном плаще и черном парике с хвостиком (Михаил Ложкин). Он вполне резонно замечает, что следовать его советам было вовсе не обязательно. Чтобы разрешить спор с Троллем, Человек мучительно припоминает начало сказки. И вдруг оказывается Солдатом, отождествляет себя с ним.

Все злоключения героя, якобы подстроенные Троллем, передаются с помощью акробатических упражнений на турнике. Например, когда Солдат выпал из окна, застрял между плит мостовой вниз головой — тогда и актер Денис Казачук висит вниз головой, не переставая рассказывать сказку от первого лица и пререкаться с Троллем, который в лучших традициях любовного треугольника пытается помешать встрече Танцовщицы и Солдата, потому что сам без ума от нее. Влюбленные озвучивают простые диалоги о любви друг к другу, которых не найдешь в сказке Андерсена, и все вместе играют в корриду, чтобы, видимо, показать накал страстей. Актеры Мастерской Руслана Кудашова настолько увлечены игрой в живом плане, что их куклы оказываются нужными только в качестве каскадеров: они заменяют актера там, где надо, например, плыть по лучу от софита выше и выше (то есть действуют в условиях, пригодных только для куклы).

Когда же приходит время бросить Солдата в топку, дальнейшее развитие событий прерывает старый спор Человека и Тролля, с которого начался спектакль. Человек сыграл роль Солдата и научился сочувствию: теперь он не хочет подчиняться приказу Тролля (выкинуть игрушечного Солдата в огонь). Но Танцовщица решает за них: она вместе с оловянным Солдатом сгорает от огня и от любви, как у Андерсена. Здесь актеры вновь заменяются куклами, которые восходят по клубящимся красным вихрям огня все выше и выше. Сказку переделать нельзя, но очень важно стать свободным и суметь сделать собственный выбор, даже если он ни на что не сможет повлиять.

В именном указателе:

• 

Комментарии (1)

  1. Ольга

    Софья, я не могу с вами согласиться. Вот вы говорите, персонаж Дениса Казачука научился сочувствию за время рассказа истории. Мне кажется, что вы пытаетесь насытить роль психологизмом. На самом деле, по моим ощущениям, таких серьезных изменений с персонажем не происходит. Он в самом начале спектакля приходит в свою комнатку и вспоминает самую яркую историю из детства. Он помнит, что самой любимой его игрушкой был оловянный солдатик и накак не может понять, зачем выбросил его в огонь?! Именно в этом они пытаются разобраться с Троллем. Конец спектакля возвращает его к вопросу: ЗАЧЕМ?

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога