
-
«(М)ученик». М. фон Майенбург.
Перевод с немецкого — Александр Филиппов-Чехов.
«Гоголь-центр» и «Седьмая студия». Режиссер Кирилл Серебренников, художники: Вера Мартынова, Кирилл СеребренниковХорошо в «Гоголь-центре» у Кирилла Серебренникова: нет тетенек-контролеров на входе. Проходи в книжный магазин, в кафе, тусуйся, а хочешь — иди на выставку «Запрещенный театр» на втором этаже, где в узких коридорах, образующих крест, выставлены кровоточащие материалы доносов, запретов и постановлений. МХАТ-2, Мейерхольд, Таиров, редкие документы о травле национальных театров... 15 июня все сложилось в одну картину: выставка, круглый стол о цензуре (1 июля, когда вступит в силу закон о запрете мата на сцене, совсем близко) и премьера «(М)ученика» по пьесе многолетнего соратника Остермайера, известного европейского драматурга Мариуса фон Майенбурга. Серебренников этой постановкой ответил сразу и всем — Министерству культуры, только что запретившему две пьесы и почти сорвавшему этим из-за бойкота других участников Московский книжный фестиваль, газете «Культура» с ее евразийскими фантазмами: не дождетесь!
-
Закончился IV фестиваль «Сибирский кот»
«Сибирский кот» — фестиваль-биеннале спектаклей для детей и подростков до 14 лет. Он придуман Светланой Бунаковой в бытность ее директором Томского ТЮЗа. Для Томска это было нежеланное дитя, и первый фестиваль приютил в Кемерово Аман Тулеев. Потом «Сибирский кот» прошел в Улан-Удэ. А последние два фестиваля Бунакова, ныне директор Северского музыкального театра (Северск — закрытый город недалеко от Томска), провела уже в своем театре.
-
«Сказки Венского леса». Эден фон Хорват.
Берлинский «Дойчес театр».
Режиссер Михаэль Тальхаймер.На сцене венского Фолькстеатра в рамках ежегодного музыкально-театрального фестиваля «Винер Фествохен» режиссер Михаэль Тальхаймер показал свою версию пьесы Эдена фон Хорвата (1901–1938) «Сказки Венского леса» (премьера в берлинском «Дойчес театре» — март 2013 года).
Тальхаймер, который в последнее время ставил древнегреческие трагедии, на этот раз обратился к драматургии знаменитого австрийца, чье имя для немецкоязычной Европы является значимым и символичным. «Сказки Венского леса» были написаны в 1931 году. В прошлом — Первая мировая война, в настоящем — полномасштабный экономический кризис, в будущем — нацистская Германия.
-
В Коломне завершен ХII Фестиваль театров малых городов России. Фактически вся Россия — от театра из Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край) до «Тильзит-Театра» (Калининградская область) — приняла участие в этом смотре. 16 спектаклей в финале, высококомпетентное жюри (столичные театроведы и критики) под председательством народного артиста России Евгения Князева...
И вот названы лауреаты:
Лучший спектакль большой формы (Гран-при) — «Ромео и Джульетта» (Альметьевский татарский государственный драматический театр, г. Альметьевск, Республика Татарстан).
-
«Митина любовь». И. Бунин.
Театр на Литейном.
Режиссер Андрей Сидельников, сценография Марии Плаксиной, режиссер по пластике Ирина Ляховская.Нынешний сезон был отмечен рядом бунинских премьер. Из того, что знаю — «Солнечный удар» Ирины Керученко на Малой сцене Александринского театра и «Любовь, любви, любовью, о любви» (композиция из рассказов «Темных аллей») в ярославском Театре им. Ф. Волкова. Наконец — «Митина любовь» в Театре на Литейном. Обычно Бунин очень тяжело переводится на сценический язык. Те 1000 оттенков любви, которые возникают в его рассказах, театр утяжеляет, опредмечивает, закрепляет телесно.
Такое впечатление, что в спектакле Андрея Сидельникова телесностью, наоборот, пренебрегают
-
p class="italic"> 7 по 17 июня 2014 года в Санкт-Петербурге в шестой раз пройдет Международный театральный фестиваль дипломных спектаклей творческих вузов «АПАРТ». В программе фестиваля, в этом году овпавшего с годом 235-летия профессионального театрального образования России, празднование которого проходит в рамках Года культуры и 235-летия Санкт-Петербургской академии театрального искусства, двадцать театральных работ, которые представляют творческие мастерские России, Эстонии, Беларуси и Израиля. Участники — творческие вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Челябинска, Казани и других городов. Вход для зрителей на спектакли — свободный.
-
XVIII Всемирный конгресс АССИТЕЖ и специальный выпуск фестиваля «Корчак» в Варшаве.
Раз в три года наиболее яркие примеры современных тенденций театра для детей можно обнаружить на Всемирном конгрессе ASSITEJ — организации, объединяющей театры для юной аудитории всего мира. Восемнадцатая встреча прошла в конце мая в Варшаве и была подкреплена программой специального выпуска известного фестиваля «Корчак». Россию представляли «Конек-Горбунок» Красноярского театра драмы в постановке Олега Рыбкина и «Чук & Гек» независимой питерской компании Melting Point Марии Критской
-
«Макбет». У. Шекспир.
Театр-фестиваль «Балтийский дом».
Режиссер-постановщик Люк Персеваль, художник-постановщик Аннетт Курц, художник по свету Марк ван Денесс.Выбор материала неожиданный. Не потому, что самая кровавая трагедия Шекспира сейчас не ко времени — как раз наоборот. Но всего два с половиной года назад, осенью 2011-го, Персеваль выпустил «Макбета» в гамбургском Талиа театре совместно с Рурской триеннале. Неужели за такой короткий срок масштабный проект был забыт, и фантазия режиссера успела породить нового тирана? Или мы просто имеем дело с переносом спектакля?
-
Со 2 по 8 июня 2014 года в Казани проходит III Международный театрально-образовательный форум-фестиваль «Науруз». В рамках форума традиционно пройдут семинары, мастер-классы и лекции ведущих специалистов театрального искусства и менеджмента из Германии, Греции, Колумбии, России и Франции.
-
«Далеко-далеко». По мотивам произведений Г. Х. Андерсена и братьев Гримм.
Большой театр кукол.
Режиссер Анна Иванова-Брашинская, художник Виталия Самуйлова.Жанр спектакля «Далеко-далеко» определяется в программке как взрослая сказка. Собственно, о том, что детям не найдется места на предстоящем празднике сказочной жизни, начинаешь подозревать, еще глядя на афишу: на черном фоне белые рубахи, из которых торчат руки; ладони сложены клювиком. «Клювики» красные. Понятно: жертвенные братья-лебеди. Под белыми полотнами, почти незаметная, стоит тонюсенькая девочка со стебельком крапивы в руках. Стебелек в два раза выше героини. Будущая Элиза. Последние надежды оставляешь, получив в руки программку. Она уже не черная — белая. Но все те же руки, правда, без крови, и крапива, крапива, крапива. Под одним из кустиков — обессиленная сестрица, и манящая надпись
«ДАЛЕКОдалекодалекодалеко». -
Памяти Людмилы Макаровой…
Те, кто знал Макарову, при упоминании ее имени сразу улыбались: «Люся? Ой, такая кокетка, такая хохотушка!».
Ей было за 70, потом за 80, потом 90 — а «заглазные» реплики оставались прежними: «Люся, Люсенька, Люсинда», а не Людмила Иосифовна. Кокетка, хохотушка. Я плохо себе представляю, чтобы такими словами вспоминали еще кого-то из «старой гвардии» больших актрис. Да еще в столь солидные лета.
Но она, правда, была такая.
-
В архиве появился № 74. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс! -
В Новосибирске завершился III Межрегиональный фестиваль-конкурс театров Сибири, Урала и Дальнего Востока «Ново-Сибирский транзит». Настоящей героиней фестиваля стала Татьяна Козицына, бывший директор Молодежного театра Алтая (МТА). Она была отмечена в почетной номинации «За честь и достоинство».
Тем самым театральное сообщество не только выразило уважение руководителю, который 16 лет успешно возглавлял и продвигал свой театр, но и продемонстрировало открытый протест по отношению к вопиющей травле Козицыной в Барнауле.
-
В рамках программы Театра Наций по поддержке театров малых городов России.
Куратор проекта Елена Носова.
Арт-директор лаборатории Олег Лоевский.24 мая в Кронштадте Олег Лоевский открыл очередной филиал лаборатории по современной драматургии. По традиции, два дня — три эскиза. «Фронтовичка» Анны Батуриной в постановке Александра Хухлина (РАТИ-ГИТИС, мастерская С. Женовача); «Жанна» Ярославы Пулинович — вариация Кирилла Сбитнева (СПбГАТИ, мастерская Г. Дитятковского); «Саня, Ваня, с ними Римас» Владимира Гуркина в представлении Александра Созонова (Школа-студия МХАТ, мастерская К. Серебренникова).
-
Сегодня спектаклем Андрея Могучего завершились крупномасштабные гастроли Театра Наций в Петербурге. О нем у нас статьи Наталии Каминской из № 67 и Анны Банасюкевич из блога.
-
Сегодня в гастрольной афише Театра Наций «Электра» Тимофея Кулябина. А у нас два текста о спектакле — Дарьи Макухиной (из блога) и Оксаны Кушляевой, опубликованный в № 72. Смотрим, сравниваем впечатления.
-
«Графоман». А. Володин.
Театр им. В. Ф. Комиссаржевской.
Режиссер Александр Баргман, художник Анвар Гумаров.Поскольку не так давно Александр Баргман в большом интервью энергично отменил театральную критику как профессию («Я не знаю, что такое „театральная критика“, я не понимаю, в чем смысл театральной критики. Каждый режиссер знает свои ошибки, недочеты, знает про свой спектакль больше, чем какая-то женщина, которая на основе твоего спектакля пишет какую-то бездарную статью, оскорбляя и тебя и артистов, чтобы получить за это деньги и пойти дальше »), — сразу предупрежу.
Я не женщина и, в общем, не критик (пишу чрезвычайно редко).
-
24 и 25 мая в рамках гастрольной программы Театра Наций в Петербурге была показана «Жанна» — одна из самых репертуарных пьес Ярославы Пулинович с Ингеборгой Дапкунайте в роли героини нашего времени. У нас в блоге о спектакле Ильи Ротенберга писала Ирина Алпатова.
-
«Дядюшкин сон». По повести Ф. М. Достоевского.
Новосибирский академический молодежный театр «Глобус».
Режиссер Алексей Крикливый, художник Елена Турчанинова.Огромная сцена Новосибирского молодежного академического театра «Глобус» как нельзя лучше позволяет представить бескрайние пространства государства российского, где города и деревни друг от друга — «через сотни разъединяющих верст». Кому доводилось ехать поездом через Сибирь, тому знакома унылость пустого пейзажа, перемежающегося ночью редкими огнями, а днем — топями, степями, покосившимися ветхими домами за окном.
Свою инсценировку повести «Дядюшкин сон» Достоевского главреж НГАМТ «Глобус» Алексей Крикливый разместил в зиме, в той природной красоте, когда «в лунном сиянье снег серебрится».
-
«Однажды в Эльсиноре. Гамлет». По мотивам трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака.
Театр «Мастерская».
Режиссер Роман Габриа, художник Сергей Новиков.«Перед собачьим хвостом никакой Шекспир не устоит»
Нет, и они думают, что я мог бы дважды выйти в их спектакле! Ну ладно бы один раз, покрасовался бы, покрутился бы и ушел. Как в спектакле Станиславского — Крэга, превосходная могла бы быть роль. Но сегодня Уильяму (а не Дорошевичу) почему — то захотелось выпустить меня. Что ж, я не против. Так сказать, в роли камео. Для достоверности. Мол — Дания, Эльсинор, Датский Дог и все такое. Ну, вышел бы, когда все спокойно: Боря Пастернак в углу — пишет, переводит. Папа Клавдий в покосившемся зеркальном кубе активно любит маму Гертруду. Функционер Полоний озабоченно и редко пробежит по сцене, прижимая к сердцу свой портфель. Тишина и благолепие. Заумыш Гамлет в куцем пиджаке дрыхнет в углу, конечно пьяный. Истеричку Офелию лучше сразу убрать, а то начнет завывать. Мог бы выйти и спасти все их безнадежное предприятие. Но сами виноваты! Они даже рассуждали о моем втором выходе. Это панки Розенкранц с Гильденстерном придумали. Пробирались через зрительные ряды, хватая блондинок грязными руками, вдруг вспомнили про меня! А что я буду, спрашивается, делать между первым и вторым выходом?
комментарии