
-
«Язык птиц». По мотивам поэмы Фарида ад-Дина Аттара.
БДТ им. Г. А. Товстоногова совместно с Центром творчества, образования, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».
Режиссер и автор сценария Борис Павлович, художник Катерина Андреева, режиссер по пластике Алина Михайлова.Сегодня, 2 апреля, во Всемирный день аутизма, в репетиционном зале БДТ им. Г. А. Товстоногова состоится второй показ спектакля, который Борис Павлович, курирующий в театре социальные проекты, придумал и сделал с актерами театра и студентами Центра «Антон тут рядом».
-
«Если я не сдал текст в дэдлайн — значит я умер. Других вариантов быть не может», — говорил Дмитрий Циликин чеканно, строго, чопорновато, не раз и не два.
Всегда, когда речь у нас заходила о ком-то из коллег, легко игнорирующем такую сущую «безделицу», как непунктуальность.
-
«Ревизор». Н. В. Гоголь.
Российский государственный театр драмы им. Федора Волкова (Ярославль).
Режиссер Денис Азаров, художник Илья Кутянский.Многоуровневое пространство «Ревизора» отражает множественность смыслов комедии Гоголя. С самого начала спектакля очевидна эклектика в образной системе, в пространственно-временных и художественных решениях. Цитаты из фильмов, смысловая многослойность, нагромождение гротесковых образов позволяют с легкостью определить, что перед нами разыгрывается постмодернистский сценический текст.
На сцене сложная двухэтажная инсталляция, в которой прочитываются очертания дома. Каждый закуток продуман до мелочей. По ходу действия там будут показаны значимые эпизоды, разрозненные актерские этюды, которые разыгрываются одновременно с основным действием. В целом картинка похожа на кукольный домик, вывернутый наизнанку.
-
«Я была в доме и ждала...». Ж.-Л. Лагарс.
Московский драматический театр им. Вл. Маяковского.
Режиссер Анатолий Шульев, художник Ольга Богатищева.Жан-Люк Лагарс (1957–1995) изобрел свою собственную манеру писать тексты для сцены. Такую, что для режиссеров постановка его пьес — настоящий вызов. К слову, сам он был режиссером, и его спектакли по собственным произведениям неизменно были провальными. Но это не помешало ему стать культовым автором, которого сейчас во Франции ставят чаще других драматургов второй половины XX века. «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел» — предпоследний текст Лагарса, написан в 1994 году. Он уже знал, что умирает от СПИДа, и это не лишняя подробность для понимания его пьесы.
-
Очередной донской фестиваль «Мельпомена» — тринадцатый. Как правило, почти все спектакли уже видены в премьерном варианте, но до чего же интересно наблюдать их жизнь, посмотрев через полгода, например! Одни набирают силу, другие «расползаются».
Шолоховский «Тихий Дон», например, в этот раз был сыгран артистами Ростовского театра драмы с особым внутренним волнением, будто дело шло о событиях сегодняшних. Настойчиво билась и клокотала в душах запутанных и заплутавших людей болезненная мысль о ничтожной цене человеческой жизни. Да оставьте нас в покое с вашими революциями и контрреволюциями, генералами и комиссарами! Дайте пожить около своих детишек, на земле всласть поработать, хозяйство поднять... Чем не тема нынешнего дня!
-
«Жанна». Я. Пулинович.
Театр им. Ленсовета.
Режиссер Мария Романова, художник Эмиль Капелюш.В последние 10–20 лет популярным комедийным сюжетом был обмен телами между мужчиной и женщиной. Тот или другой вынуждены были пытаться устанавливать связи с миром и распутывать сюжетные хитросплетения в чуждой и даже враждебной оболочке. Но по пути к финалу гендерные противоречия стирались, герои на собственной шкуре убеждались в том, как нелегко приходится их противникам, и в итоге в вечной «битве полов» наступало перемирие. Создатели спектакля «Жанна», кажется, транслируют идею, что в современном мире женщины и мужчины поменялись местами без надежды на обратное превращение, а война давно проиграна обеими сторонами.
-
Вчера и сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Панночка» томского театра «Скоморох». Напоминаем, что спектакль Владимира Бирюкова был выдвинут в трех номинациях — лучший спектакль театра кукол, работа режиссера и работа художника. О нем у нас материал из ПТЖ № 81.
«Панночка». Н. Садур.
Томский областной театр куклы и актера «Скоморох».
Режиссер Владимир Бирюков, художник Виктор Никоненко -
«Слово и дело».
Театро Ди Капуа.
Автор идеи Илона Маркарова, режиссер Джулиано Ди Капуа, сценография Максима Исаева, музыкальное оформление Олега Гулевского (живой звук).Кажется, Театро Ди Капуа задумал целый цикл исторических «лекций» или сериал в духе тех, что делал лет 20 назад Леонид Парфенов. Вслед за «Жизнью за царя» последовало «Слово и дело» на основе документов XVII века.
Премьера Театро ди Капуа выстроена на доносах, жалобах и челобитных государю. Его прямая речь принадлежит патриарху Никону, протопопу Аввакуму, боярыне Морозовой и ее сестре Евдокии Урусовой, Семену Дежнёву и многочисленным другим, менее значимым, персонам. Львиная доля документов связана с церковным расколом, процессами и репрессиями, им вызванными.
-
В Казани прошел 34-й оперный фестиваль имени Федора Шаляпина
Шаляпинский оперный — в феврале, Нуриевский балетный — в мае. Вот две вехи, определяющие течение сезона в Татарском театре оперы и балета. Шаляпинский старше Нуриевского на пять лет. Он был основан в 1982 году, на излете советской власти, сумел пережить безвременье и безденежье ранних 90-х, расцвел в нулевых, пышно отпраздновав 30-летие в 2012 году.
-
«СВАН». По пьесе А. Родионова и Е. Троепольской.
Мастерская Дмитрия Брусникина.
Режиссер Юрий Квятковский.Несмотря на очевидное созвучие, к роману Марселя Пруста новая постановка Юрия Квятковского, казалось бы, не имеет никакого отношения. В основе — оригинальный текст, написанный Андреем Родионовым и Екатериной Троепольской. Да еще не просто текст — пьеса в стихах. С чем «СВАН» напрямую соотносится, так это с историей черных лебедей как представителей высшей избранной расы времен гитлеровской Германии. Об этом свидетельствует и устрашающая символика — над сценой висит пара зловеще мерцающих лебедей, и всякого рода атрибутика — заградительные ленты, нашивки на костюмах артистов, обилие видеокамер.
-
Лаборатория «Разговор на равных» в Пермском ТЮЗе
Каждый молодежный театр в наше время ощущает нехватку пьес для подростков, а уж современных — тем более. Над этой проблемой давно задумались в Пермском театре юного зрителя. И запустили четыре года назад лабораторию «Разговор на равных». Первые две лаборатории были режиссерскими, призванными дать возможность молодым режиссерам прийти в театр со своей идеей и облюбованной пьесой, желательно современной. В итоге репертуар театра пополнился четырьмя новыми спектаклями, адресованными подросткам. На третий раз «Разговор» произошел в первую очередь с молодыми драматургами.
-
В Петербурге «Этюд-театр» переехал на «Площадку 51»
Платформа «Скороход», театр Музея Достоевского и многие экспериментальные пространства Петербурга, конечно, осиротели. Потому что «Этюд-театр», наконец, обрел свой дом и больше не будет скитаться и играть спектакли на этих сценах. Спасибо всем, кто давал приют!
Новый театр называется «Площадка 51», и это красиво. 51 — номер аудитории фильштинцев в институте. И понятно, что эта аудитория была для каждого актера и режиссера «Этюд-театра» больше чем домом в течение пяти лет учебы... Кстати, говорят, что когда в новое пространство пришли в первый раз, там было офисное помещение с перегородками, и на последней двери тоже висела табличка «51». Так что... Нумерология, магия чисел. Да, между прочим: театр открылся в свой день рождения — 19 марта.
-
«Звездный мальчик». О. Уайльд.
Моноспектакль Дины Корзун.
Режиссер Максим Диденко, фортепиано — Шолпан Шарбакова.Дина Корзун, которую прославила роль Яи в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского, уже давно живет в Лондоне, снимается в кино и сериалах производства BBC. В России ее можно увидеть редко, как правило, на праздниках благотворительного фонда «Подари жизнь», соучредителем которого она является. В помощь фонду она решила сыграть премьеру своего моноспектакля в Москве в Театре Et Cetera. Потом спектакль привезли на гастроли в в Петербург на площадку «Эрарта».
-
Вчера и сегодня в программе «Золотой Маски» спектакль Дмитрия Волкострелова, поставленный в ТЮЗе им. Брянцева. Напоминаем, что «Беккет. Пьесы» выдвинут в двух номинациях: «Спектакль малой формы» и «Режиссура». О нем у нас статья Аси Волошиной, опубликованная в блоге, и Татьяны Джуровой из № 78 ПТЖ.
-
«Молчи, Эдип». М. Курочкин.
Театр.doc.
Режиссер Владимир Мирзоев, художник Сергей Тырышкин.«Когда у большой страны Эдипов комплекс, она ведет себя как маленькая» — установка, с которой Владимир Мирзоев приступал к своему новому спектаклю. Словно практикующий доктор, он и раньше пытался препарировать тот или иной общественный недуг. Архаизацию сознания — в антрепризном «Возвращении домой» по Гарольду Пинтеру. Подавленность и подавление в социуме — это «Вишневый сад» в Театре имени Пушкина. В наскоро переписанном на злобу дня Владимиром Войновичем «Трибунале», пьесе изначально 1985 года, с труппой театра «Кураж» ставил вопросы конформизма и личной ответственности. Теперь, взявшись за инфантилизацию со всеми сопутствующими ей комплексами, собрал в ДОКе команду, с которой до этого выпустил «Толстой — Столыпин». А за соответствующим текстом обратился к Максиму Курочкину. Спектакль вышел по-доковски, в хорошем смысле, бедным, но по-мирзоевски — богатым на всевозможные шарады, кунштюки и небольшие, в рамках часового действа, аттракционы.
-
«Хорошие новости». Ю. Тупикина.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Данил Чащин, художник Дмитрий Горбас.Если бы среди провинциальных театров проводились соревнования по городскому вербатиму, Прокопьевский драматический стал бы чемпионом. Нынешняя премьера — уже пятый спектакль, созданный в этой технике. После «Горько!» и спектакля «Соль-минор» здесь придумали сделать серию вербатимов, каждый из которых посвящен прокопчанам определенного возраста. Этот проект открыл «ПодростОК», продолжил «Тридцать плюс». «Хорошие новости» завершают и венчают трилогию: в центре истории 60-летние персонажи, но среди действующих лиц есть 30-летние и 80-летние. Каждый месяц эти три спектакля будут играть три вечера подряд, получится своеобразный вербатим-сериал.
-
Сегодня конкурсная программа «Золотой Маски» представляет «Сон в летнюю ночь» театра «Мастерская П.Н. Фоменко». Спектакль выдвинут в трех позициях: «Спектакль большой формы», «Работа режиссера» и «Лучшая женская роль». За последнюю будет бороться Ирина Горбачева (Елена). У нас в блоге о спектакле рассказывала Марина Шимадина.
-
«Машина Мюллер».
Гоголь-центр.
Режиссер и художник Кирилл Серебренников.Драматургия Хайнера Мюллера — тот пласт послевоенной интеллектуальной европейской литературы, который (за исключением единичных ярких опытов: «Медея. Материал» Анатолия Васильева, «Гамлет-машина» Андрея Могучего, «Квартет» Теодора Терзопулоса, «Любовная история» Дмитрия Волкострелова) так и не стал фактом биографии российского театра. Как и драматургия младших коллег Мюллера из постбрехтовской плеяды, например, Эльфриды Елинек, чьи экспериментальные тексты — значительная страница в истории европейской сцены.
-
«Гамлет». У. Шекспир. Перевод Бориса Пастернака.
Свердловский академический театр драмы.
Режиссер и художник Евгения Беркович.«Строптивая». По мотивам комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой».
Курганский театр драмы.
Режиссер Алессандра Джунтини, художник София Матвеева.«...Русский театр предпочитал, с одной стороны — „Гамлета“, а с другой — „Укрощение строптивой“». Это суждение Алексея Вадимовича Бартошевича, адресованное вообще-то прошлому веку, совершенно не устарело и в нынешнем. По-прежнему предпочитает. В драмтеатрах двух уральских городов вышли премьеры «Гамлета» (Екатеринбург) и «Укрощения строптивой», сокращенного до просто «Строптивой» (Курган).
-
«Дядя Ваня». А. Чехов.
Воронежский Камерный театр.
Режиссер Михаил Бычков, художник Николай Симонов.И чем не из вампиловской гостиницы «Тайга» эта «нянечка» Марина Тимофеевна, в синем сатиновом халате советской уборщицы-«технички», разливающая в эмалированные кружки чай из металлического бачка?
И чем не «чулимский» Шаманов этот доктор Астров в грубом, видавшем виды «хэмовском» джемпере реглан английской резинкой, какие не раз носили геологи и альпинисты на экранах 1960–70-х? «Держись, геолог, крепись, геолог...» Эта Пахмутова вполне могла бы звучать среди ее же «Беловежской пущи», «Надежды» и песенки композитора Рыбникова про Африку, в которой, должно быть, сейчас такая жарища: «Аааа! Крокодилы, бегемоты! Аааа! Обезьяны, кашалоты...»
комментарии