«Звездный мальчик». О. Уайльд.
Моноспектакль Дины Корзун.
Режиссер Максим Диденко, фортепиано — Шолпан Шарбакова.
Дина Корзун, которую прославила роль Яи в фильме «Страна глухих» Валерия Тодоровского, уже давно живет в Лондоне, снимается в кино и сериалах производства BBC. В России ее можно увидеть редко, как правило, на праздниках благотворительного фонда «Подари жизнь», соучредителем которого она является. В помощь фонду она решила сыграть премьеру своего моноспектакля в Москве в Театре Et Cetera. Потом спектакль привезли на гастроли в в Петербург на площадку «Эрарта».
Дине Корзун важнее всего одна из тем сказки «Звездный мальчик» Оскара Уайльда: хочешь изменить плохой мир — начни с себя. Одетая в серый комбинезон-униформу и плащ с капюшоном, она перевоплощается во всех 27 персонажей сказки, словно «мировая душа». Кого здесь только нет: волки и коноплянки, кроты и лягушки, стражники и колдуны, нищие и короли.
У каждого героя свой голос и своя пластика. Жесты подобраны ассоциативно. К примеру, волшебный помощник главного героя — Заяц — подпрыгивает и барабанит, мать героя показана с помощью трясущейся согнутой правой руки, а сам герой тянется ввысь и гордо задирает голову к небу. Эти гротескные движения выглядят почти как танец. Виден почерк Максима Диденко, который начинал как режиссер пластического театра.
В таком рисунке роли Дине Корзун удается не только переключаться из одного героя в другого, но и передавать их эмоциональную жизнь в развитии, какие бы короткие ни были реплики. Особенно сложны для исполнения две встречи Звездного мальчика и мамы: в первой он отрекается от нее, а она проходит путь от обретения сына до его потери; во второй сын молит о прощении, и мама наконец прощает его.
Главное — то, как ведет Дина Корзун роль, поэтому музыкальное и визуальное оформление спектакля только создают нужную атмосферу. Минимум реквизита: на сцене скамеечка для актрисы и фортепиано. Пианистка Шолпан Шарбакова поддерживает зловещую атмосферу, дополняя рассказ актрисы. Она использует для извлечения звука весь инструмент: и играет на клавишах, и дергает сами струны.
Проекция на задник — иллюстрация мест действия. На черном фоне словно рисуют от руки толстым белым маркером леса, дома, ворота города, пещеру, глаза колдуна. Постепенно белые линии оттеняются красными, зелеными и синими, и в финале превращаются в разноцветные витражи нового мира, где Звездный мальчик становится Царем.
Финал спектакля поражает своей концентрированной красотой — выходит облаченный в тогу мальчик и поет необыкновенно чистым голосом, как ангел. Хоть и хочется переодеть его в треники и кроссовки, чтобы немного сбить пафос и приблизить к реальной жизни, ничего не поделаешь — это правда эффектно. Все-таки автор сказки Оскар Уайльд воспевал красоту: «Объектом Искусства должна быть не простая действительность, а сложная красота.<…>Красота открывает нам все, поскольку не выражает ничего».
В спектакле нет ничего настолько авангардного, что могло бы покоробить самого взыскательного зрителя. С одной стороны, удивительно видеть такой спектакль у режиссера-авангардиста Максима Диденко, с другой — он вполне адекватен поводу, по которому поставлен. Все служит аккомпанементом игре Дины Корзун, которая способна передать острейшие переживания, еще и переключаясь между двумя героями.
Действительно, всё в спектвкле органично. Идеальный ансамбль всех составляющих частей и деталий действия. И очень верное замечание, что все детали спектакля только аккомпанемент Дине Корзун.