Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

1 марта 2015

ВОЗРАСТ ВЕРШИН

«30+». Ярослава Пулинович, Полина Бородина.
Прокопьевский драматический театр.
Режиссер Вера Попова, художники Леша Лобанов и Катерина Андреева.

Прокопьевский театр любит verbatim: «Горько!», «Соль минор» не один сезон украшали афишу.

«30+» ‒ это вторая часть трилогии о прокопчанах, начатая в прошлом году спектаклем «Подросток». Замечательная идея продолжить эту тему (она принадлежит заместителю директора театра Марине Сергиенко) выиграла в свое время грант фонда Михаила Прохорова. Суть ее в том, что театр готов поставить своеобразный документальный триптих — три спектакля о прокопчанах разных поколений. Пьесу для первого — «Подросток» — написал Вячеслав Дурненков, много дней интервьюировавший прокопьевских тинейджеров. Режиссер Вера Попова сделала спектакль, который успешно был показан на российских фестивалях. В основу третьего будут положены беседы с ветеранами…

Из названия ясно, что вторая часть триптиха посвящена поколению молодых, но уже состоявшихся. Авторы пьесы — екатеринбургские драматурги Ярослава Пулинович и Полина Бородина — не стали придумывать подобно Дурненкову сюжет с интригой: они просто наполнили текст монологами персонажей. Так что перед режиссером стояла непростая задача: сделать сценическую версию разговоров, выявить завязки и развязки конфликтов.

Скажу сразу: это получилось.

Действие происходит в некоем пространстве, напоминающем кафе (или, скорее, антикафе): стеллажи с книгами и телевизорами вокруг, зрители и актеры сидят вперемешку за столиками… Тамада за пультом (звукорежиссер Андрей Вольф) время от времени «выполняет заявки»: то включает танцевальную музыку, то заводит караоке с изображением на большом экране. Очень скоро мы понимаем: перед нами — встреча одноклассников. Тех, что окончили школу 15 лет назад, а сейчас, как водится, готовы похвалиться своими достижениями, свести счеты с прошлыми обидами, окончить свои «недописанные романы».

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Эта линия — игра с прошлыми отношениями и установление новых — решена режиссером очень внятно и весьма занимательно. Мы быстро понимаем, кто в кого был влюблен, кто с кем соперничал, кто кого слегка презирает… Необычная рассадка зрителей практически растворяет артистов в публике. Как призналась после спектакля одна из зрительниц, «я едва удержалась, чтобы вместе с ними „после третьей“ на танцпол не выскочить!» Кстати, опрокидывание рюмок тут тоже придумано замечательно: актеры просто хлопают рукой по краю стола, обозначая завершение каждого тоста. И весьма умело показано, как вечеринка набирает градус. Развязываются языки, кого-то тянет на откровенность, кто-то начинает философствовать, а там уж и до драки недалеко… В завершение «самые стойкие» остаются тесным, почти семейным, кружком, чтобы выяснить последние вопросы.

В спектакле звучат истории, которые могут показаться необычными. Елена (Наталья Денщикова) рассказывает о том, как нашла своего «принца», — им оказался вдовец с маленькой дочкой на руках. История любви превратилась в историю мачехи. Актриса читает свой монолог, то и дело меняя позы йоги (только что ведь похвасталась подружкам, что посещает эти занятия!). За ее спиной, на экране, возникают картинки, словно нарисованные детской рукой: маленькая девочка с куклой, девочка плачет, девочка пишет письма маме «на небо». И вывернутое самым неожиданным образом тело актрисы вдруг причудливо рифмуется с теми немыслимыми педагогическими «узлами», которые каждый день ей приходится развязывать. Блистательная работа артистки в этом эпизоде сделала его едва ли не самым ярким в спектакле.

А кульминацией, конечно, стала сцена с тестом. Повар Денис (Сергей Жуйков) рассказывает трагическую историю о том, как погибли в автокатастрофе его жена и ребенок. Его монолог, сопровождаемый коллективной лепкой теста (его тут мнут, скручивают в жгут, рвут на части), превратился в трагическую метафору хрупкости человеческой жизни.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

«30+» получился отнюдь не «местным спектаклем». Это спектакль о «первых главностях». О том, что все самое важное в этом прекрасном возрасте человек уже понимает: он пережил и первые серьезные утраты, и первые успехи. Он определился со «своей колеей» и с теми, кто будет окружать его в жизни… «Просто мама» и депутат, делающий карьеру, местная телезвезда, предприниматель, вагоновожатая — эти персонажи дают типичный срез жизни повзрослевших одноклассников. Но не социальные расклады важны авторам спектакля в первую очередь. А те уроки и выводы, к которым приходит человек в возрасте первой зрелости. И первые порции мудрости в этом возрасте тоже уже усвоены… Замечателен в этом смысле монолог вагоновожатой («потенциальной убийцы») в исполнении Ольги Гардер.

Несмотря на обилие трагического материала, спектакль в целом получился вполне оптимистичным. Как и сам этот возраст — 30+.

Надо признать, не во всех эпизодах режиссеру и актерам удалось справиться с рыхлостью, «рассыпчатостью» пьесы. Некоторые сцены остаются без какого-то важного пуанта, проброшенные «между прочим», они оставляют зрителя в недоумении: будет продолжение?

Прокопчане, что неудивительно для маленького города, знают в лицо большинство прототипов, выведенных в спектакле. На премьере присутствовала одна такая семейная пара — Николай и Катя Перехожевы. Он — инвалид-колясочник, она — юная особа, пленившаяся им на «робинзонаде инвалидов». Их счастливый брак — удивительная история взаимопонимания, самоотверженности и везения. Да, везения, как ни парадоксально это звучит! Так вот: их мнение о спектакле — восторженное.

Согласимся: нечасто, увидев себя в зеркале сцены, мы реагируем подобным образом.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Оставить комментарий
  • (обязательно)
  • (обязательно) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога