
-
Абонемент «Маленькие оперы для детей»в Мариинском театре.
Проект «Маленькие оперы для детей», затеянный художественным руководителем Академии молодых певцов Мариинского театра Ларисой Гергиевой — наверное, одно из самых замечательных явлений, которое существует сегодня в сфере просветительских проектов.
Эрудиция, широта взгляда и отточенность вкуса Ларисы Гергиевой позволили создать из такой простой, казалось бы, идеи — собрать в одном абонементе камерные детские оперы, не требующие грандиозных усилий при постановке, — настоящий абонемент-шедевр.
-
«Кафе Идиот» Балета Москва — лауреат «Золотой Маски», о котором мы в свое время «забыли» написать. Продолжаем ликвидировать пробелы.
«Кафе Идиот».
«Балет Москва».
Режиссура, хореография, сценография Александра Пепеляева, художник по костюмам Сергей Илларионов.«Кафе Идиот» — энциклопедия поведенческих моделей/взаимоотношений разного плана. В названии два шифра: «Кафе Мюллер» Пины Бауш и «Идиот» Федора Достоевского. Действительно, изначально кажется, будто герои Достоевского застряли в абстрактном кафе, пытаясь найти точки соприкосновения. Дверные проемы, столики и стулья по бокам сцены, аскетичность и в то же время функциональность сценографического решения — безусловно, отсылка к «Кафе Мюллер».
-
ПТЖ на 90% отрецензировал спектакли, вошедшие в афишу «Золотой Маски». «Женитба Фигаро» Бориса Константинова, вошедшая в кукольную программу — одно из наших упущений. Спешим ликвидировать пробелы.
«Безумный день, или Женитьба Фигаро». П.-О.-К. Бомарше.
ГАЦТК им. С. В. Образцова (Москва).
Режиссер Борис Константинов, художники Виктор Антонов, Елизавета Дворкина.«Безумный день, или Женитьба Фигаро» в ГАЦТК имени С. В. Образцова — это дерзкий вызов сегодняшнему положению дел в театре кукол. Во¬-первых, постановочная группа рисковала, взяв массивный и неподъемный для куклы текст Бомарше для большой сцены, которую необходимо было заполнить сценографически, событийно, актерски. Во-вторых, в спектакле используются тростевые куклы. А ведь нет ничего более жалкого, чем неумело управляемая, переносимая с места на место тростевая кукла, заваливающаяся в разные стороны по причине «мастерства» кукловода, наскучившая через несколько секунд из-за обилия реплик, доносящихся из-за ширмы. Но режиссер Константинов тонкой нитью соединяет приемы классического театра и фирменный стиль образцовского театра в узорчатое полотно, наполненное ритмом, мастерством и доброй порцией легкого юмора.
-
«Гроза». А. Н. Островский.
Театр им. Е. Вахтангова.
Режиссер Уланбек Баялиев, художник Сергей Австриевских.Здоровенная мачта, да и сам парус свалились в спектакль Уланбека Баялиева прямо с картины Левитана «Свежий ветер. Волга». Но если там, потеснив и прижав к берегу романтический парусник, курсируют, согласно житейской и исторической логике, баржи и пароходы, которыми владеют конкретные люди (например, Паратов...), то тут вам не будет никакой конкретики. Декорация отбрасывает к семантике чистого романтизма: это берег после кораблекрушения, земля рухнувших парусов (хорошо, что не алых) и разбившихся надежд.
Многозначительно? Да, как и все в этом спектакле.
-
«Идиот». Ф. М. Достоевский.
Донской театр драмы и комедии им. В. Ф. Комиссаржевской (Казачий драматический театр).
Режиссер Ашот Восканян, художник Степан Зограбян.Ашот Восканян начал свою жизнь в качестве главного режиссера новочеркасского Казачьего драматического театра не с комедийной пешки (как нередко поступают новые люди — для «разгона»), а сразу сделал ход конем: объявил, что будет репетировать «Идиота».
И вот премьера.
-
Хотя идея этого номера, центральный раздел которого называется «Театр и религия. Перекрестки», возникла прошлой весной, она не была прямо продиктована «делом „Тангейзера“», запретительными жестами со стороны РПЦ и погромными акциями «православных активистов» с их свиными головами, оставленными перед МДТ и МХАТом. Это все — дела политические, «новая азефовщина» и мракобесие. Уже 15 лет прошло с того момента, когда Иоанн Павел II написал послание «Художникам мира» (он утверждал в нем, что человек-художник — образ Творца, а вдохновение сопоставимо с действием Духа Святого), а РПЦ, находящаяся в лоне того же христианства, выступает с инициативой вмешательства церкви в светское искусство.
Прямо про это мы не хотели. В то же время номер, конечно, связан с реальной жизнью и «делом „Тангейзера“»: мы хотели противопоставить публицистическим дискуссиям — общие взгляды на отношения театра и религии в самых разных аспектах и на территории разных конфессий. Хотели дать мировоззренческий срез театрального сообщества. Связаны ли вопросы взаимоотношений театра и религии с верой? Или связаны они исключительно с культурой? Ведь европейское искусство, несколько веков находящееся в пределах христианской парадигмы, абсолютно не может обойтись без философии христианства, без его категориальности, без его заповедей и мифологем. С другой стороны — искусство работает с этими мифологемами и атрибутами, исходя не из их сакральной, а из собственной образной природы.
-
«Старик и Волчица». По мотивам черкесской народной сказки «Старик и Волк».
Театр-студия Karlsson Haus.
Режиссер Евгений Ибрагимов.Жанр работы «Старик и Волчица» Евгения Ибрагимова определен как «спектакль-игрище». Действительно: звучит баян, появляются артисты в черкесках и представляют историю, о которой пойдет речь далее.
Затем — буквально из ничего — создается целый мир: появляется соломенного цвета ширма, поверх нее ставят два деревца, которые символизируют лес, натягивают черно-белый задник с изображением гор — и вот перед нами Кавказ. Аутентичная черкесская народная сказка, оформление которой выполнено из природных материалов: тростевые куклы и все, что вокруг, сделано из дерева, холстины и шерсти. Живая архаика — так характеризует спектакль Евгений Ибрагимов.
-
О спектаклях Калужской драмы
Заповедник — это ведь неплохо. Это сохранение, сбережение.
Другое дело — театральный заповедник, где тянут к тебе со сцены лапы бутафорские деревья из спектаклей твоего младенчества, для нагнетания напряжения сцена подсвечивается зловеще-красным, а скрипка аккомпанирует светлой любви... Где все главное произносится с авансцены и громко, планшет сотрясают ходульные страсти, а зрители либо смотрят на все это, затаив дыхание, либо, выходя из зала, сетуют на авангардность спектакля: «Осовременивание — это не по мне. Боюсь даже вести дочку Лерку, когда мы с бабушкой ходили, как-то спокойнее ставили».
-
«Гамлет». Сочинение для сцены Льва Додина по Саксону Грамматику, Рафаэлю Холиншеду, Уильяму Шекспиру, Борису Пастернаку.
МДТ — Театр Европы.
Режиссер Лев Додин, художник Александр Боровский.Этого «Гамлета» интересно смотреть! Некоторое время назад я понял, что больше не вынесу никакой, совсем никакой постановки «Гамлета» и «Трех сестер» — ни глубокой, ни метафорической, ни постдраматической, комической ли, депрессивной ли, никакой. Хотелось новой пьесы: с неизвестным сюжетом, с оригинальными характерами, в непривычной эстетике. Спектакль Додина — именно по новой пьесе, со всеми перечисленными обстоятельствами. По современной, во всех смыслах современной, пьесе.
-
«Гамлет.eXistenZ». Игра в одном действии по пьесе В. Шекспира.
Камерный театр Малыщицкого.
Режиссер Петр Шерешевский, художники Александр Мохов и Мария Лукка.В основе премьерного спектакля Петра Шерешевского о принце Датском сюжет фантастического триллера Дэвида Кроненберга «eXistenZ», жутковатой истории об Аллегре Гелле, создательнице виртуальной игры под названием «eXistenZ», в которой события реальной жизни смешиваются с миром выдуманным. Интеллектуальная и беспощадная игра в одном действии по пьесе Шекспира, затеянная режиссером, лишена какого бы то ни было сочувствия, пощады и созидания. Напротив, с самого начала тебя погружают в виртуальный агрессивный и деструктивный мир. В лабораторию по исследованию человекоподобных. В жестокую игру под названием «Гамлет. eXistenZ».
-
«Корабль Экзюпери».
Театр «Особняк».
Режиссер и художник Яна Тумина.Уже народ переболел обязательной нежностью к «Маленькому принцу», прочел «взрослого» Экзюпери, уже он перестал быть именем нарицательным. Уже детские театры пережили шок от каприза наследников: снять все версии «Принца», где есть шаг в сторону от исходных авторских картинок; уже наследники поступились этим своим императивом...
Яна Тумина разворачивает в уникальном пространстве «Особняка» свою — особняковую — пустыню. Назвать сцену театра маленькой не получится. Здесь, как правило, разверзаются миры, даже если играют двое.
-
Сегодня на «Золотой Маске» «Ваня» — миниатюра Алексея Лелявского про время драконов. Спектакль выдвинут в четырех номинациях — как лучший спектакль, работа режиссера, художника и актера в театре кукол.
«Ваня».
Театр Karlsson Haus.
Режиссер Алексей Лелявский, художник Александр Вахрамеев.Время драконов порождает сказки про борьбу с ними.
Тоскливо и протяжно заливается гармонь, звонко бренчит балалайка. Из темноты возникает фигура человека, лежащего на земле в неудобной, скрюченной позе, будто повалившегося наземь после пьянки. Сказка сказывается в непростых условиях. Все действие происходит на невысокой площадке — помосте, приподнятом над полом и замкнутом сверху низким потолком.
-
«На всякого мудреца довольно простоты». А. Н. Островский.
Пермский академический Театр-Театр.
Режиссер Борис Мильграм, художник Виктор Шилькрот.В пьесу «На всякого мудреца довольно простоты» Островским вплетено множество водевильных ситуаций, однако современники не оценили такой неординарный художественный прием и упрекнули драматурга в измене реализму. Худрук Пермского Театра-Театра Борис Мильграм, напротив, решил покориться авторскому замыслу, чтобы создать на сцене водевиль. Театральный жанр, бурно расцветший в России еще в XVIII веке, сегодня выглядит архаично, поэтому перед режиссером стояла задача не утонуть в многовековой пыли и создать драматический спектакль с песенками-куплетами и танцами, интересный современному зрителю. Так возникла постановка на грани жанров и стилей, начинающаяся словами: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. В искусстве драматическом все будет...». Что именно будет, артист Сергей Детков, произносящий этот текст, не уточняет, а будет многое: музыка Лоры Квинт в аранжировке Татьяны Виноградовой, танцы и пластические этюды Ирины Ткаченко и актерские работы, которыми хочется наслаждаться.
-
С режиссером Алексеем Франдетти беседует Серафима Пантыкина
В Свердловском театре музкомедии в эти дни играют премьеру «Бернарды Альбы». Вверху на премьерной афише — «Впервые в России», внизу — слоган «Любовь убивает любовь». За спиной режиссера Алексея Франдетти постановка камерного мюзикла «Рождество О. Генри», комикс-опера «Viva la Mamma» в Красноярске, «Пробуждение весны» в содружестве с К. Серебренниковым в Гоголь-центре, совместные шоу со Stage Entertainment. В будущем Франдетти ждут постановки в МХТ им. Чехова, Театре им. Пушкина и разные телевизионные программы.
-
Сегодня у нас в блоге два полярных мнения о документальном проекте про и с участием бездомных, показанном неделю назад в Аннекирхе.
«НеПрикасаемые».
Автор идеи и режиссер Михаил Патласов, художник Владимир Абих. -
XX фестиваль «Йошкар-Ола театральная»
«...Мы пока еще живем в Европе! И мы христиане!» — бургомистр захолустного городка Гюллена (в его роли народный артист Республики Марий Эл Виктор Гришин) сам не верит в то, что произносит с таким пафосом. Зрительный зал Академического русского театра драмы имени Г. Константинова (переполненный, кстати) в городе Йошкар-Оле, собравшийся на спектакле «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта, коллективно вздрагивает и вообще реагирует очень остро. Хотя, казалось бы, ему-то чего волноваться по поводу гибели европейской цивилизации? Столица Марий Эл стараниями главы республики Леонида Маркелова, влюбленного в «настоящую Европу», превращена в город, где есть кусочек Голландии (набережная Амстердам с одной стороны реки Малая Кокшага и набережная Брюгге с другой, это официальные названия), где центральная площадь напоминает о венецианской Сан-Марко, а неподалеку от бронзового Рембрандта, только мост перейти — памятник принцессе Монако Грейс и ее супругу.
-
«Мера тел».
Театр «Провинциальные танцы» (Екатеринбург) совместно с Инженерным театром «АХЕ» (Санкт-Петербург).
Режиссеры, художники Максим Исаев и Павел Семченко, хореограф Татьяна Баганова.30 марта Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» и Инженерный театр «АХЕ» показали на Эрарта Сцене спектакль «Мера тел».
В основу первого опыта сотрудничества двух театров лег знаменитый рассказ Д. И. Менделеева о создании периодической системы химических элементов, которая привиделась ему во сне
-
Сегодня 5 апреля впервые за последние 25 лет в Петербурге открываются большие гастроли Татарского государственного Академического театра им. Г. Камала. На основной сцене Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова будут представлены шесть спектаклей. Первый из них — «визитная карточка» татарского театра — «Голубая шаль» в постановке Фарида Бикчантаева. О спектакле рассказывает Надежда Стоева. Полную афишу гастролей можно увидеть здесь.
-
Сегодня на фестивале «Золотая Маска» «Маленькие трагедии» Русского драматического театра Удмуртии. Спектакль выдвинут в четырех номинациях: спектакль большой формы, работа режиссера, работа художника и мужская роль. О нем – материал Татьяны Джуровой из ПТЖ № 79.
-
«Крем, джем и буги-вуги». Мюзикл для всей семьи.
Либретто Максима Леонидова, Александра Шаврина и Андрея Носкова.
Музыка Максима Леонидова.
Режиссер Андрей Носков, продюсер Алики Усубиани, художник Яна Глушанок.Мюзиклу трудно приходится в России в силу его неумолимой затратности: он не рассчитан на небольшие площадки, не может обойтись посредственным светом, дешевой декорацией или бюджетными костюмами. Здесь требуется хорошая музыка и качественное либретто. Отсутствие традиций мюзикла в России рождает проблему постановочной и исполнительской школы, превращая вопрос кастинга практически в непреодолимое препятствие. Уже готовый мюзикл сталкивается с неминуемой проблемой отсутствия прокатной практики подобного рода затратных спектаклей. В каком-то смысле мюзикл в России — это всегда компромисс. Спектакль «Крем, джем и буги-вуги» пытается пройти мимо этих, казалось бы, очевидных проблем.
комментарии