Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+
  • 100 ЛЕТ ДАВИДУ КАРАСИКУ

    Как-то так получилось, что в последние недели имя Давида Карасика звучало часто: именно на съемках его «Большой кошачьей сказки» познакомились Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Сама она рассказывала об этом так. «У нас на курсе преподавал наш замечательный телевизионный режиссер Давид Карасик. И на третьем курсе он позвал меня на съемку „Большой кошачьей сказки“ по Чапеку. Сказал: „Наталья, придешь, сыграешь эпизод — невесту Юрского“. — „Что?!! Как?!!“ — „Ничего, завтра придешь на репетицию“. Я вошла. Огромный репзал, сидит Юрский, что-то читает, листает. Давид говорит: „Познакомьтесь, Сергей Юрьевич, это моя студентка, Наташа Тенякова“. У меня — „паркинсон“: живого! вижу! кумир! боже! Это потом оказалось, что у нас разница — всего девять лет.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • О КРАСОТЕ И О ТРАВМЕ

    Три вологодские премьеры

    Из массы спектаклей на фестивале премьер Вологодской области «ВОТ» выделялись несколько работ, которые могут достойно представить регион на различных фестивалях, имеют федеральное значение.

    В большой форме лидером был «Сирано de Бержерак» Вологодского театра для детей и молодежи в режиссуре корифея этой сцены Бориса Гранатова. Труппа создала красивую сказку о самом прекрасном человеке на земле, в которой просто и ясно, спокойно и с достоинством творится тот градус идеализма, который чаще всего недоступен сегодня, тотально не совпадает с уличной реальностью. Сила театра — в перемещении зрителя в нездешнее пространство. Ремарка вербализуется, называется время действия — 1640 год, и для зрителя это настолько далеко, что вообразить невозможно.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ТАК СЕБЕ ОБЗОР

    С 27 января по 1 февраля в Петербурге проходил «Так себе» драматургический фестиваль

    «Новая волна андеграундного театра» — смело заявил о себе «Так себе» фестиваль, впечатав эту строчку во все афиши. Организаторы — шесть драматургов мастерской Н. С. Скороход. Сегодня выпускники этой мастерской — участники почти любого драматургического конкурса. На Новой сцене Александринки регулярно проводят читки пьес студентов, накануне фестиваля в Городском театре состоялась лаборатория «Вишневый Сартр» по текстам этой мастерской, их пьесы в шорт-листе «Первой читки» Володинского фестиваля, а скоро их прочтут и на студенческой лаборатории «Просто пьесы». Это только небольшой список событий, в афише которых можно встретить одни и те же имена, одни и те же названия.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • ДЕРЕВЬЯ, ПТИЦЫ И ПОРТРЕТ ЛЕНИНА

    Выставка Юрия Кононенко в Театральном музее им. А. А. Бахрушина продлится до 10 марта

    Она называется «На вешалке крылья не мять». Это строчка из его стихотворения если не совсем дает понять, с кем мы имеем дело, то приоткрывает щелочку. А имеем мы дело с ярчайшим российским художником второй половины ХХ столетия, создавшим свой мир — живописный, графический, театральный. Колючий и странный мир, в то же время исполненный таинственной жизнеутверждающей силы. Стоит пообщаться с его картинами, как настроение меняется, груз житейских тяжестей теряет в весе. Будто тебя продули-прочистили и выпустили в мир новеньким. И ты изумляешься, ибо видишь то, чего раньше не различал. Зависающих в воздухе птиц. Не каких-то ворон, ласточек или голубей, а птицу вообще, птицу — символ и знак. И мучаешься: что за знак? Пытаешься разгадать его работы, как ребусы. Почему в его графике столько столбов, свай, бревен? Да потому, что он видел это вокруг, он же в Сибири рос, такое было пространство. Полгода — снега́, бездорожье. Молчаливые мрачные лица. Заборы с вышками и без. И персонажи, и предметы — словно увидены через торосы, через слой льда (Байкал недалеко от Иркутска, где он жил). Художник обычно не давал названия своим работам. Он подписывал их свободным нерифмованным стихом.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • РУССКАЯ ОДИССЕЯ

    «Одиссея». Гомер. Инсценировка А. Сальниковой.
    СамАрт (Самарский театр юного зрителя).
    Режиссер Алексей Елхимов, художественный руководитель постановки Анатолий Праудин, художник Игорь Каневский.

    Спектакль Анатолия Праудина и Алексея Елхимова — не про героя, и даже не про древнегреческий эпос, и уж точно не про богов Олимпа. Одиссея нового времени — полуторачасовой сторителлинг с вкраплением коротких зонгов (музыкант Кук — Владимир Елизаров) о дураках. И о человечестве как очень глупом, по-детски наивном и совершенно безответственном виде жизни на Земле. Век героев канул в Лету, остатки разбросанной армии троянцев по крупицам возвращаются домой, легенды об их подвигах позабыты, а миром правят эмоции и скука. Боги устали нас любить, герои измельчали.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ИСТОРИЯ, КОТОРОЙ, ВОЗМОЖНО, НИКОГДА НЕ БЫЛО

    «Можно попросить Нину?». К. Булычев.
    Камерный драматический театр «Левендаль».
    Режиссер Искандер Сакаев, художник Наталья Кузнецова.

    В здании бывшего детского кинотеатра «Веснушка» в спальном районе города приютился Камерный драматический театр «Левендаль», открытие которого состоялось летом 2018 года. За свою недолгую жизнь театр успел выпустить два спектакля (первым стала детская сказка «Царевна-лягушка»). Премьера первого взрослого спектакля состоялась 27 января 2019 года и была посвящена 75-летию снятия блокады.

    Спектакль «Можно попросить Нину?» — «история, которой, возможно, никогда не было», поставленная режиссером Искандером Сакаевым (художественным руководителем театра) по одноименному рассказу Кира Булычева. Место действия (как и в другой постановке этого материала, сделанной в Нягани - ред.) перенесено из Москвы в Ленинград и этим приближает нас к истории, рассказанной писателем: в текст автора вплетены режиссером дневниковые записи реальных блокадных подростков и детей. Время же повисает в воздухе и становится неопределенным. Известно только, что героиня Нина переживает трудное блокадное время, когда ее собеседник, Вадим, выброшен куда-то в современность.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ОДИНОКИЙ ГОЛОС СВЕРХЧЕЛОВЕКА

    «Сивилла». П. Лагерквист.
    Театральная мастерская «АСБ», театр «Особняк».
    Моноспектакль Кристины Скварек, режиссер Алексей Янковский.

    На крошечную сцену «Особняка» сомнамбулически выходит босая женщина с распущенными волосами, в длинной кофте, из-под которой виднеется свободное красное платье. Вперив бесцветный невидящий взгляд куда-то перед собой, женщина без возраста начинает долгий монолог. Если ты не читал этой повести середины 1950-х, то сперва не можешь определиться в историко-географических координатах, проза Пера Лагерквиста отфильтрована от лексики, которая бы в этом помогла. «Родители мои были известны своим богопочитанием», «мы жили в глубине долины, не в городе», «семья у нас была крестьянская»... Это можно отнести и к раннему Средневековью, и к позднему Возрождению, и к XIX веку. Информация, источником которой в спектаклях Алексея Янковского обычно становится звучащее слово, собирается постепенно, точно элементы пазла, которые далеко не сразу, но все же соединятся в воображении зрителя и заставят иначе взглянуть на все, что происходило ранее.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ВРЕМЯ ВЕЩЕЙ

    «Фабричные». А. Володин.
    «307-я студия» на фестивале «Пять вечеров».
    Режиссер Надя Кубайлат, художник Денис Сазонов.

    307-я студия — театр, основанный недавними (2018 года) выпускниками Театральной школы Константина Райкина. «Фабричные», судя по соцсетям, — их первый спектакль, поставленный в новом статусе. Что-то в этом есть: сегодняшние дебютанты выбрали пьесу-дебют в будущем известного драматурга. В предыдущем предложении довольно сложно соединились времена. В спектакле время тоже устроено непросто, хотя и более изящно. Режиссер Кубайлат создала стильную, тонкую, современную работу, в которой совмещены прошлое с настоящим и просматривается некоторое будущее. Возможно, этому будущему и пытается противостоять спектакль.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • КОСМОС ГРАЖДАНИНА ВАСИНА

    «Слезы капали» Г. Данелия.
    Театр «За Черной речкой» (Санкт-Петербург) на фестивале «Пять вечеров».
    Режиссер Роман Габриа, художник Павла Никитина.

    Тяготеющий к условно-временным решениям и богатой образной структуре Роман Габриа в этом спектакле остался верен своему режиссерскому почерку лишь частично.

    Спектакль поставлен по фильму Георгия Данелии «Слезы капали», сценарий к которому режиссер написал в соавторстве с Киром Булычевым и Александром Володиным. В его основе лежит сказка Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева», вернее первая ее глава — «Зеркало и его осколки». Роман Габриа переносит сюжет в условное пространство, миксуя временные приметы из разных эпох. Здесь люди не подходят друг другу так же, как соседствующие в одном пространстве современная беговая дорожка и советский холодильник с пухлой округлой дверкой, на нем — шлем космонавта. До появления артистов на сцене (разумеется, будет выход из холодильника) кажется, что это тесная комнатушка какого-нибудь пенсионера, всю жизнь мечтавшего о космосе, но так и не сумевшего в него отправиться. От всего здесь веет едва уловимым сиротством.

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • «ВИШНЕВЫЙ САРТР» В ГОРОДСКОМ ТЕАТРЕ

    С 25 по 27 января в Городском театре и на Новой сцене Александринского театра прошли показы эскизов режиссерско-драматургической лаборатории «Вишневый Сартр»

    Читать дальше | Комментарии (0)
  • ГРУСТНЫЕ ТАНЦЫ НА МОРСКОМ БЕРЕГУ

    «Море. Сосны». М. Угаров.
    Центр им. Вс. Мейерхольда на фестивале «Пять вечеров».
    Режиссер Саша Денисова, художник Леша Лобанов.

    Чемодан командировочный — 1 шт., официантка в забегаловке — 1 шт., водка — 100 г, салат «Столичный» — 1 порция. Еще вареная кукуруза, трусики бикини, радиоприемник с «Голосом Америки», фотоаппарат «Зенит» и много-много кадров, уместивших в себе море, сосны, чаек, серый песок ялтинского пляжа и «самый серый и самый скучный отрезок в жизни».

    Спектакль «Море. Сосны» поставлен по одноименной киноповести Михаила Угарова. Написана она еще в 2009-м, но ни снята, ни поставлена до сих пор не была. Она — будто ремейк советского фильма «3+2» Г. Оганесяна. Красивые юноши, красивые девушки. Берег Черного моря, и море возможностей на горизонте. Дикий пляж и дикие страсти. Неумолимая жажда перемен и неисчерпаемая (как кажется) молодость.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • В АРХИВЕ ОПУБЛИКОВАН № 91

    В архиве появился № 91. Новые номера регулярно будут пополнять сайт,
    приглашаем читателей и коллег не терять из виду этот процесс!

    Читать дальше | Комментарии
  • ХРАНИТЕЛИ СУДЕБ

    «Мойры Петроградского района». К. Федоров.
    Московский областной государственный театр кукол на фестивале «Пять вечеров».
    Режиссер и художник Александра Ловянникова.

    Когда выходишь из театра на улицу и видишь, как откуда-то сверху летят снежинки, мерцающие в свете фонарей, кажется, что снова попадаешь в сценическое пространство, на улицы с макетами домов, такими похожими на настоящие здания, а над тобой какой-то великан с озорной улыбкой рассыпает «снежные хлопья» из бумажного пакета. К спектаклю, который дышит зимним петербургским воздухом, подключаешься настолько, что чувствуешь себя его частью, даже когда он уже закончился, ведь он так приближен к настоящей жизни и одновременно так далек от нее, потому что поддерживает веру в хорошие истории, справедливое мироустройство и предопределенность жизненного пути.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ГЛАВУ БЫ

    «Две стрелы». А. Володин.
    Театр-студия «Белый шар» (Москва) на фестивале «Пять вечеров».
    Режиссер Владимир Мирзоев, художник Сергей Тарышкин.

    «Две стрелы» — не самая популярная из драм А. М. Володина, хотя кажется, что антимилитаризм, заложенный в ней, не скоро перестанет быть актуальным. Человеческая жестокость, продемонстрированная драматургом в истории о людях, живущих 12 000 лет назад, и в 1980-м (дата создания пьесы), и в 2019-м никуда не делась, год от года набирая в масштабе.

    Режиссер Владимир Мирзоев отказался от стандартного, «древнего», оформления — никаких набедренных повязок и пещер. Сценография Сергея Тарышкина лаконична — десяток деревянных скамеек и пара металлических бочек, а костюмы скорее отсылают к советским реалиям времен перестройки. Впрочем, из текста никуда не исчезли «стрелы» как орудие убийства, глава рода и обозначение времени — «до захода солнца». Но прибавились «сука», «информация» и иные слова вне стилистики а ля «12 000 лет до н. э».

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • ПРОЩАЙТЕ!

    Марина Дмитревская, Наталия Каминская, Анна Родионова, Сергей Коковкин памяти Сергея Юрского

    Когда-то я написала: «Юрский — это наше всё». И жила с этим всегда. И окружающие часто говорили: «Видели тут намедни твое „наше всё“».

    Я боялась того дня, когда это «всё» может закончиться.

    Этот день настал. Сегодня. 8 февраля.

    Умер Юрский.

    Сказать нечего.

    Реально — нет слов.

    Читать дальше | Комментарии 5 комментариев
  • «НЕ УДИВЛЯЙСЯ, КОГДА ПРИДУТ ПОДЖИГАТЬ ТВОЙ ДОМ»

    О совместном проекте Русского театра Эстонии и театрального центра «Vaba Lava» в Нарве

    «Не удивляйся, когда придут поджигать твой дом». П. Демирский при участии П. Муравской.
    Режиссер Юрий Муравицкий, оформление арт-группы «RedHaus», художник-постановщик Пирет Пеиль.

    Пьеса польского драматурга Павла Демирского по мотивам реальной истории рассказывает о несчастном случае на итальянском заводе по производству холодильников, расположенном в Польше. Гибель рабочего запускает защитный механизм системы, настаивающей на собственной неприкосновенности. Молодая вдова погибшего становится невольным врагом капитализма и новой колониальной политики: ее борьба — рефлективное стремление к справедливости, а вовсе не осознанный активизм. Это единственная нота сдержанного оптимизма в беспощадной, мрачной пьесе Демирского — система, ставящая финансовый интерес элиты выше отдельной жизни, наживает себе врагов, превращает лояльных граждан в вынужденных оппонентов, отчаяние которых ведет к стихийному анархизму, желанию «метелить всех». Пьеса Демирского — холодная, мастерски структурированная: короткие сцены, в которых частная жизнь и автоматически безупречное функционирование системы то идут параллельно, то пересекаются, провоцируя коммуникационные тупики. Как часто случается в новой европейской пьесе, здесь нет психологических портретов, характеров, биографий, персонажи расставлены, как фигуры на шахматной доске, обозначены позиции и этапы развивающегося сюжета, но нет внутренней жизни и эмоциональных колебаний.

    Читать дальше | Комментарии (1)
  • «ШПАЛИКОВ» НА ФЕСТИВАЛЕ «ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ»

    Сегодня в программе фестиваля «володинское» время представлено «Шпаликовым». Спектакль екатеринбургской театральной платформы «Ельцин Центр» в постановке Николая Русского покажут на площадке Театра Поколений. О нем — статьи Марины Дмитревской и Александрины Шаклеевой.

    Читать дальше
  • ГАНДИ И МОТ

    «Ганди молчал по субботам». А. Букреева.
    Государственный русский драматический театр г. Стерлитамак.
    Режиссер и художник Андрей Шляпин.

    5 февраля спектаклем Государственного русского драматического театра г. Стерлитамака «Ганди молчал по субботам» открылся юбилейный XV Фестиваль им. А. А. Володина «Пять вечеров».

    Пьеса Анастасии Букреевой, впервые прочитанная также в рамках «Володинского» на драматургическом конкурсе «Первая читка» два года назад, оказалась очень востребованной и сразу начала свое триумфальное шествие по российским театрам. Эскизы и спектакли по этому тексту выпустили Кемеровский театр драмы (режиссер Анна Бычкова), Новокузнецкий драматический театр (Юрий Печенежский), Воронежский театр драмы (Елена Ненашева); «Школа драматического искусства» (Александр Огарев), театр «У Никитских ворот» (Галина Полищук)... не упустить бы кого.

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • В НАЧАЛЕ БЫЛИ СЛОВА

    «Исследование ужаса».
    Арт-пространство «Квартира».
    Режиссер Борис Павлович, драматург Элина Петрова, художник Катерина Андреева, художник по свету Стас Свистунович, хореограф Алина Михайлова, музыкальный руководитель Анна Вишнякова, продюсер Ника Пархомовская.

    Всех добравшихся по обледенелым дорогам и тротуарам до «Квартиры» на входе встречает дружелюбная Ника Пархомовская, продюсер проекта, предлагает переобуться и пройти на кухню, где уже собралось некоторое количество людей и где тебе готовы налить горячего чаю по первой же просьбе. Артисты уже на своих местах. Одеты все в привычную, «естественную» одежду — рубашки, брюки, свитера. Правда, если не узнаешь исполнителей в лицо, легко обманешься, приняв за зрителей. В ожидании изучаешь визави, пытаясь понять, кто же все-таки из них актер (я не всех знала до этого момента), стараешься угадать, по каким принципам будет строиться повествование и степень твоей вовлеченности. За столом идет непринужденная беседа о том, о сем, ведет ее актриса Яна Савицкая, время от времени передавая инициативу партнерам, а затем возвращая ее себе. Так и начинается «Исследование ужаса».

    Читать дальше | Комментарии 2 комментария
  • «БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ ЖИТЬ В ПОДОЛЬСКЕ»

    «Человек из Подольска». Д. Данилов.
    Омский «Пятый театр».
    Режиссер Никита Гриншпун, художник Ксения Шимановская, композитор Павел Акимкин.

    Стоит ли в очередной раз повторять, что «Человек из Подольска» Дмитрия Данилова абсолютно захватил театральное пространство? Уже появилось более десяти спектаклей, и пьеса по-прежнему продолжает триумфальное шествие по сценам страны. За последние несколько лет, пожалуй, не было другого такого случая, чтобы пьесу ставили повсеместно, как будто режиссеры договорились: в каждом городе должен быть «Человек из Подольска». Совсем недавно премьера прошла в Омском «Пятом театре», где спектакли-события случаются довольно редко, но постановка худрука Никиты Гриншпуна привлекла к себе внимание. В качестве решения пьесы, где абсурд возникает, когда главный герой пытается выяснить у полицейских, за что его задержали, режиссер предложил необычную форму, выстроив действие как музыкальный коллаж.

    Читать дальше | Комментарии (0)