Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

17 мая 2021

СУРГУТСКОЕ «ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО»

Основатель и бессменный директор Сургутского музыкально-драматического театра, Заслуженный работник культуры России Тамара Никифоровна Лычкатая уволена со своей должности. Распоряжением Правительства ХМАО — Югры ее полномочия прекращены, и в театр, который Лычкатая создала с нуля в конце 1990-х годов, мгновенно назначен другой человек. Четверть века трудовой деятельности директора Лычкатой — разумеется, отмеченной всеми возможными грамотами и заслужившей десятки официальных благодарностей, — закончились серией проверок и даже показательным обыском с оцеплением здания театра силами ОМОНа, запретом работникам пользоваться телефонами и ходить в туалет без сопровождения правоохранителей. Новый директор уже объявила Т. Н. Лычкатой в присутствии артистов и работников театра, что охране дано указание больше не пускать ее в помещение СМДТ… Все это могло бы показаться абсурдным и нереальным, но за последние годы мы почти привыкли к подобным методам ведения «театральных дел». И уже ничему не удивляемся. Но — протестуем!

Сургутский музыкально-драматический театр.

«Театральное дело» — за этими словами в России стоят разновеликие, но в чем-то схожие процессы: увольнения, снятия с должностей, суды и тяжбы, иногда запрет на профессию, как следствие — безжалостное разрушение сложившихся театральных организмов. Есть резонансные театральные дела, к которым приковано внимание всего общества, есть — потише. То «дело», о котором я сейчас напишу, вряд ли станет событием для отечественного театра, вряд ли заинтересует сотни или даже десятки коллег за пределами Югры. Но все-таки стоит об этом писать и говорить, потому что важен не только масштаб, но сам факт несправедливого отношения к человеку, который положил десятилетия своей жизни и все душевные и физические силы на строительство театра.

Сибирь богата не только газом, нефтью, углем, лесом, рудой, но и театрами — это общеизвестно, однако есть там города, где, несмотря на имеющиеся (и немалые) природные ресурсы, театров нет вовсе. Таким долгое время был и Сургут, город газовиков и нефтедобытчиков, в котором, по статистике, по два автомобиля на каждого жителя (а население в нем не маленькое, почти четыреста тысяч). Столько машин — и ни одного театра!.. Так было, пока нескольким безумцам не пришла в голову прекрасная идея — создать в Сургуте театр. Из ничего. На ровном месте.

Трудно рассказать всю драматичную историю рождения и жизни этого театра, которому за двадцать с лишним лет существования не раз грозила гибель. Сложностей хватало всегда. В первые годы были кураж молодости и азарт первопроходцев, но не было своего помещения, кочевой образ жизни изматывал. (Но в эту пятилетку бездомья театр создал 25 успешных спектаклей!) Потом здание нашлось, театр обрел некоторую стабильность, регулярно стал участвовать в фестивалях и гастролировать, получил отзывы (http://ptj. spb. ru/spectacle/surgut-muzykalno-dramaticheskij-teatr-unizhennie-i-oskorblennie/) театральной критики. Но вскоре начали уезжать артисты — в поисках счастья в столице; репертуар неоднократно приходилось создавать почти заново, занимая поредевшую труппу, придумывать, как пополнять коллектив. Разумеется, как и в любом периферийном театре, всегда остро стояла проблема профессиональных кадров — артистов учили прямо в театре, заключая договоры сначала с ГИТИСом (выпуски Бориса Голубовского и Олега Кудряшова), позже — с Челябинской академией культуры и искусства (курс Гарольда Стрелкова, педагог по актерскому мастерству Владимир Матийченко). Театр справлялся с кризисами, снова и снова доказывая, что можно расти и на такой суровой и скудной почве, как сургутская.

Тамара Никифоровна Лычкатая.

Я познакомилась с Тамарой Никифоровной в 2005 году, на премьере «Сирано де Бержерака» (кстати, это был первый спектакль в переданном театру здании бывшего ДК «Магистраль»). По рекомендации Олега Лоевского я прилетела из Омска, где закончился фестиваль «Молодые театры России», исключительно из интереса к постановкам пьесы Э. Ростана. Версия режиссера В. Матийченко показалась мне очень живой, оригинальной, лишенной всякого рода стереотипов и клише, о чем я с удовольствием написала. Тогда мне рассказали о том, как появился тут театр благодаря сумасшедшей энергии нескольких увлеченных людей, прежде всего Лычкатой, которая, кстати, не побоялась уйти в неизвестность с очень комфортного места директора ЦКиД «Камертон», существующего под эгидой Газпрома.

Давайте задумаемся хотя бы над этим фактом: ушла из системы Газпрома… Ушла создавать театр. Театр, в котором — по определению — не бывает спокойной, уютной, обеспеченной жизни. В этом шаге ярко проявилась личность Тамары Никифоровны, ее независимость, ее свобода. Думаю, об этих «неудобных» качествах еще придется поговорить.

С тех самых пор я встречалась с СМДТ множество раз, в Сургуте и в других городах — на фестивалях. Могла наблюдать за неустанным трудом строительства театра и поддержания его творческого состояния, которым занимались директор Тамара Никифоровна Лычкатая и Владимир Матийченко, режиссер, художественный руководитель. Спектакли, о которых за эти 15 лет удалось написать (https://ptj.spb.ru/archive/53/far-distance-53/sibirskie-afiny/, https://ptj.spb.ru/archive/48/chronicle-48/vserossijskij-pushkinskij-teatralnyj-festival-2007/, https://ptj.spb.ru/blog/nedlya-priyatnogo-prosmotra/), не только Матийченко, но и приглашенных режиссеров (а с Сургутским театром сотрудничали десятки российских и зарубежных постановщиков), конечно, отнюдь не всегда были выдающимися, порой — странными и спорными, но было понятно, что процесс художественных поисков здесь не останавливается. Театр иногда робко, иногда смелее нащупывал свой оригинальный путь. И на каждом этапе, даже оказавшись в очередной раз в, казалось бы, безвыходном положении, СМДТ под руководством директора и главного режиссера не сдавался, шел дальше.

Сейчас, когда Лычкатая уволена, на сайте театра все еще можно прочитать и об успехах СМДТ под ее руководством, и о ее заслугах на посту директора (интересующимся, наверное, надо поторопиться с чтением, потому что, вероятно, быстро все зачистят). И правда, можно только поражаться и удивляться: за что и как можно было вдруг уволить руководителя с исключительно образцово-показательным послужным списком и с такими успехами театра, которыми любое начальство должно, по идее, только гордиться? О том, как работает Сургутский театр, стоило бы рапортовать на всех уровнях.

Перечислю некоторые проекты Т. Н. Лычкатой, которыми она сама очень гордится и считает их творчески содержательными и экономически выигрышными.

1. «Уроки литературы в театре». Инновационный культурно-образовательный проект, реализуемый Сургутским театром совместно с департаментами образования Сургута и Сургутского района и филфаком СурГПУ с 2014 года. Охват — порядка 10–15 тысяч старшеклассников ежегодно. Каждый старшеклассник в течение учебного года посещает 5 спектаклей театра, перед показом которых на сцене театра проводят урок литературы креативные учителя словесности и молодые преподаватели филфака. Татьяна Османкина, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, заместитель главы Сургутского района, выступила соавтором проекта, будучи в статусе главы департамента образования Сургута.

Этот проект, обращенный к самой сложной зрительской аудитории — подросткам, успешно осуществляется в течение уже семи лет, вокруг некоторых спектаклей разгорелась даже дискуссия в соцсетях, что говорит о неформальном интересе зрителей. (Писала об этом в номере «Петербургского театрального журнала», посвященном отношениям театра и литературы, современной сцены и классики.) В 2020 году, во время начавшейся эпидемии коронавируса, проект уходил в онлайн-пространство, но не прерывался!

Уверена, что отнюдь неслучайно именно деятели образовательной сферы Сургута вступились сейчас за уволенную Тамару Никифоровну! Обращение к Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Н. В. Комаровой в защиту Лычкатой подписали десятки представителей общественности, в том числе журналисты и работники образования, среди которых Николай Ганущак, декан филологического факультета СурГПУ, председатель Сургутского городского фонда «Словесность».

2. «Вспомним всех поименно». Международная акция, реализованная Сургутским театром совместно с кафедрой мировой истории СурГУ в 2015 году, к юбилею Великой Победы. В центре акции — спектакль «Имена на поверке» режиссера Тамары Лычкатой по произведениям поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны. Спектакль был представлен десяткам тысяч жителей в российских и европейских городах по маршруту Москва —Тула — Брест — Берлин — Дрезден — Брянск — Орел — Курск — Белгород — Ростов-на-Дону — Волгодонск — Волгоград — Воронеж. В каждом городе была поименно воздана дань памяти югорчан, погибших при защите названных городов. В 2017 году спектакль давали в Донбассе (гастроли в поддержку мирного населения, в период отпуска за свой счет), в Севастополе в День Победы — на 7 сценических площадках.

Совсем недавно, 9 мая 2021 года, спектакль «Имена на поверке» был с успехом представлен в Москве, в Театре Российской Армии.

3. «Югра — Берлин». Проект, реализуемый совместно с представительством Россотрудничества в ФРГ с 2014 года. В центре проекта — показ спектаклей для взрослой и детской аудитории на сцене «Русского дома» в Берлине.
С каждым годом проект расширялся. Во-первых, Фестиваль чтецов на русском языке среди детей, проживающих в Германии, ежегодно вовлекающий в чтецкие мероприятия десятки детей соотечественников (в 2020 году провели уже 3-й фестиваль — онлайн, во время вынужденной изоляции; он действительно востребован). Во-вторых, сотрудничество с Высшей школой театрального искусства «Эрнст Буш»: студенты посещают спектакли сургутян на гастролях; руководитель актерского курса академии «Эрнст Буш», режиссер фрау Вебер репетировала в Сургутском театре спектакль по «Коварству и любви» Шиллера (совсем немного не хватило до премьеры в апреле 2020 года из-за пандемии)…

Перечень можно продолжать и продолжать, попутно не забывая о том, что благодаря проектной деятельности театр сам зарабатывал внебюджетные средства, но пора, наверное, задаться вопросом: а что же в итоге случилось?.. Почему успешного по всем статьям директора в одночасье уволили, причем не в связи с уходом на пенсию — с приличествующими этому событию почестями и наградами, — а со скандалом, с унизительными проверками и обысками (в том числе — по месту жительства), с привлечением СМИ к широкой кампании по дискредитации деятельности и самой личности Т. Н. Лычкатой? В чем причина?..

Да, Тамара Никифоровна Лычкатая — человек неудобный, резкий, не готовый к компромиссам. Но «сложный человек» — это не профессия, а профессия Лычкатой — строитель театра, это неоспоримо. Однако, по всей видимости, эта раздражающая независимость и оказалась в результате камнем преткновения.

Ханты-Мансийский автономный округ, в отличие от других промышленных провинций России (Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Омск…), не обладает традициями в области профессионального искусства. Формирование культуры долгое время складывалось из деятельности агитбригад, КВН, разнообразной самодеятельности. Здесь нет творческих вузов, выпускающих кадры для сферы культуры. Первый музей в Сургуте создан в 1960-х, самому «старому» театру едва минуло 25 лет. Эта ситуация неоднократно приводила к непониманию между «культурным» руководством и директором профессионального театра. В последнее время это «непонимание» привело к серии проверок экономической деятельности театра и, в результате, к увольнению Лычкатой.

Само увольнение было произведено с юридическими нарушениями, о чем свидетельствует адвокат Анатолий Васильевич АНОХИН, к которому мы обратились за компетентной юридической консультацией и комментарием:"Увольнение Лычкатой Т. Н. окружные чиновники обосновали якобы совершенными многочисленными нарушениями законодательства о противодействии коррупции, выявленными в ходе выездной внеплановой проверки Сургутского театра, которые были отражены в акте окружного Департамента культуры по результатам выездной внеплановой проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, трудового законодательства, законодательства о закупках в Сургутском театре от 15.04.2021 года (далее — Акт проверки).

Однако в Акте проверки прямо указано (стр. 24, 25), что проверка трудового законодательства, законодательства в сфере закупок, договоров на оказания услуг, выполнения работ и результатов их выполнения не проводилась (ПРОШУ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ — НЕ ПРОВОДИЛАСЬ! — Е. Т.), так как УМВД г. Сургута еще 12.11.2020 года изъяло практически всю документацию и договоры Сургутского театра.

Получается, что проверка проведена незаконно, в отсутствии документов, а нарушения выявили.

В нарушение предусмотренных законом прав и гарантий директора Сургутского театра Лычкатую Тамару Никифоровну незаконно уволили, не получив письменных возражений на Акт проверки в установленный законом срок 15 календарных дней — до 01.05.2021 года, и несмотря на то что результаты выездной внеплановой проверки окружного Департамента культуры были оспорены в судебном порядке«.

Сейчас уволенная директор Лычкатая пытается защитить свое честное имя, готова предоставить любые пояснения по всем вопросам и претензиям. Подготовлено подробное заявление для прессы — с цифрами и фактами, подтвержденными документально, со ссылками на законы… К сожалению, в свободные СМИ Югры Тамаре Лычкатой не пробиться. Действует негласный, но четкий запрет. Вероятно, доказывать свою правоту ей придется через суд, хотя мы все знаем, как наша отечественная судебная машина работает, и надеяться особо не на что. Победить чиновников в нашей стране практически невозможно, увы. Я все это понимаю. И понимаю, что текст в театральном журнале не спасет дело, которому Тамара Никифоровна служила честно, горячо, неистово. Но не могу позволить себе отмолчаться и не возвысить голос в защиту профессионала, человека, в чьей честности и порядочности я уверена.

P. S. Дальнейшая судьба СМДТ туманна: руководить крупнейшим театром округа поставили не профессионала из сферы искусства — и даже не эффективного менеджера-управленца. Назначенная директором Светлана Васильевна Астраханцева 30 лет своей жизни посвятила работе в самодеятельности. Уже публично звучит: в театр привлекут представителей самодеятельности, а также вернут актеров, которые покинули театр и не играли на сцене десять (и больше) лет, соответственно — потерявших квалификацию. Художественному руководителю в первый же день было сказано: «Мы с вами не сработаемся». Разрушение еще одного театрального дома — только вопрос времени.

Театр города Сургута. Много лет его возглавляла директор от Бога — Тамара Лычкатая. Этот театр хорошо знают и в России, и за рубежом. Его спектакли не раз участвовали в российских и международных фестивалях. Из него вышли артисты, которые снимаются в российских фильмах и сериалах. В этом театре начинал известный всей России балетмейстер Олег Глушков. В нем начинала свой путь известный продюсер и менеджер Милена Авимская. Это был театр. В городе его любили, в театральном мире уважали. И во многом это происходило благодаря профессиональной деятельности Тамары Лычкатой. Она посвятила театру жизнь. Ее уволили в одну секунду. Не спросив ни коллектив, ни людей театра, с которыми она была связана профессионально. Чья-то прихоть разрушила дело всей жизни. Чья-то прихоть сломала судьбу хорошему человеку и блистательному профессионалу.

Какой в этом смысл?

В именном указателе:

• 

Комментарии 3 комментария

  1. Владимир

    Все дело в том, что Сургутский театр — ГОСПРЕДПРИЯТИЕ со всеми вытекающими отсюда последствиями. Административной машине дела нет до того, кто положил на этот театр свою жизнь — где-то в кабинетике порешали и все. Лучше было сразу создавать независимый театр.

  2. Прохожий с реальностью

    Однако,этому семейному подряду на этом госпредприятии,как я полагаю,жилось очень жирно и их не заботило,что это госпредприятие,на деньгах не написано откуда они

  3. Елене

    «Чья-то прихоть сломала судьбу хорошему человеку» — сама ТН сломала судьбы очень и очень многим хорошим людям. Никак хорошим человеком её назвать нельзя.
    А сейчас на ТН заведено уголовное (!) дело.
    А театр развивается, приходят новые актеры, режиссеры. Увеличивается количество премьер. И люди дышат свободно.

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога