Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

13 мая 2021

ДВОЯЩИЙСЯ МИР

«Папа». Ф. Зеллер.
Нижегородский ТЮЗ.
Режиссер Алексей Логачев, художник Ольга Лагеда.

Как бы ни сложилась судьба этого спектакля, его уже можно назвать этапным, потому что именно им открыл Алексей Логачев свой творческий путь в Нижегородском ТЮЗе на посту главного режиссера. Этот пост он занял не так давно — 9 месяцев назад, ровно столько, сколько необходимо было, чтобы успеть родить первого «ребеночка» и создать в окружении (в театре) благожелательную, дружескую и творческую атмосферу. Это чрезвычайно важно: театр в течение многих лет был практически стерт с театральной карты города из-за кризиса творческого и административного руководства.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

С первых дней пребывания Алексея Логачева на новом посту «ПТЖ» уже не раз откликался на творческие начинания нового главного, писал о режиссерских лабораториях «Кулибинка», о спектакле «Прощай, конферансье» (режиссер Ирина Страхова), который был поставлен под его руководством. При нем же вышел стильный, яркий и веселый спектакль «День отдыха» Елены Фирстовой.

И вот теперь — спектакль самого Логачева.

Выбор пьесы, очевидно, диктовался программными соображениями: театр хочет говорить со своим зрителем серьезно, современным сценическим языком, не опускаться до «развлекаловки». Как известно, бенефисная пьеса Зеллера чрезвычайно востребована театрами. Два с половиной часа главный герой, которому 80 лет, не уходит со сцены. При этом у него деменция, и он должен держать в напряжении зрительный зал, хотя в пьесе, строго говоря, нет сюжета, который бы позволил следить за развитием, нет ничего, что часто держит наше внимание. Зритель пребывает одновременно в мерцающем, зыбком реальном и ирреальном (рожденном больным воображением героя) пространстве, которое насыщено какими-то манипуляциями и передвижениями, но в тоже время абсолютно недвижимо…

Назначение на роль Андрэ — главного героя — народного артиста РФ Леонида Ремнева было предсказуемо: он обладает мощным темпераментом, который не всегда выплескивается наружу, но всегда хорошо ощущается даже при самом сдержанном и скупом жесте, даже при абсолютном молчании. Обладает он и настоящей актерской харизмой, заставляющей неотрывно следить за героем.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

В самом начале спектакля мы видим Андрэ, неподвижно сидящего у окна. Нам виден только его профиль. Но и его достаточно, чтобы уже приковать к себе внимание: так значителен груз лет и дум этого человека.

Раздумья героя прерывает его дочь Анна (ее точно играет Ирина Страхова), которая сразу вводит зрителя в курс происходящего: отец уже не может жить один, ему нужна сиделка, он должен с этим смириться, не капризничать, не отвергать (как это уже случилось ранее) новую «кандидатуру». А сама Анна собирается уехать из Парижа в Англию со своим новым избранником и должна быть уверена, что отец останется под должным присмотром… Поначалу кажется, что спектакль так и пойдет по этому понятному жизненному сценарию, и зритель будет наблюдать на сцене очередную семейную драму. Однако происходит совсем другое: зрителя не оставляют в роли наблюдателя, его погружают в зыбкий и призрачный мир Андрэ, когда сбиваются привычные с этим миром связи, когда неузнаваемо меняются знакомые и близкие люди (их играют разные актеры), когда невозможно достоверно понять, где происходит действие (в квартире Андрэ? в квартире Анны? в больнице?), когда само время, кажется, ходит по кругу (сколько дней длится то или иное событие? сколько времени назад уехала Анна в Лондон? и уехала ли?).

Для Андрэ, который мучительно чувствует, как от него ускользает привычное ему мироустройство, спасительной мыслью становится воспоминание о другой, любимой дочери — Элизе (Ирина Никитина): он постоянно к ней возвращается, забывая (а точнее, упрямо не желая помнить), что она погибла в катастрофе. Вот и новая сиделка Лора (Анна Сильчук) ему нравится именно потому, что похожа на Элизу. Самому же Андрэ так хочется понравиться Лоре, что он придумывает, будто в молодости был танцором и даже выбивал чечетку.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Режиссер подхватывает эту выдумку, и в ткань спектакля входит еще один персонаж — молодой человек, alter ego Андрэ (Иван Пилявский), который время от времени появляется на сцене и выбивает-таки чечетку, правда, каждый раз «не докрутив» ее до конца. Он тоже одержим встречей с Элизой. И есть замечательный эпизод, когда на авансцене из кулисы в кулису молодой человек бежит за ней, но догнать не может… (Он догонит ее, они обнимутся, но это случится уже в финале спектакля, и не на этой земле, а где-то там, далеко, где, как мы уповаем, и должны исполняться все наши мечты.)

Двоится и муж Анны (в исполнении абсолютно разных, но по-своему интересных актеров — Дмитрия Соколова и Игоря Аврова), но оба они неприятны Андрэ, ведь оба задают ему один и тот же шокирующий вопрос: «Вы еще долго собираетесь надоедать людям?»

Этот заданный вслух вопрос будто витает в воздухе. Больной деменцией человек не может не раздражать окружающих. Андрэ в исполнении Ремнева большей частью находится в неспокойном, аффектированном состоянии, и по-настоящему жалко этого человека становится как раз тогда, когда он беспомощен, плачет, осознает (пусть и частично) свою немощь. Но такой человек действительно усложняет жизнь. В спектакле основная драматургия подспудна, загнана в глубину и прорывается отдельными всплесками (так, Анна признается, что однажды во сне способствовала уходу отца из жизни).

Вообще эта пьеса — не из нашей жизни. Особенно не из жизни российской провинции. По нашим меркам, семье, попавшей в подобную ситуацию (а таких семей очень много), сама возможность нанять квалифицированную сиделку, положить больного деменцией человека в благоустроенную клинику и дать ему достойный уход, на первый взгляд, кажется прекрасным выходом из сложившихся обстоятельств.

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

Но, быть может, как раз сама эта отстраненность от реалий нашего быта и дает режиссеру возможность сосредоточиться на главных, глубинных и вечных, проблемах жизни человека (старение, болезни, способность проявить эмпатию и терпимость, и т. д.), на его отношениях с окружающими, буквально препарировать самые тончайшие и сложные переживания героя.

Этой чистой отстраненности способствует и сценическое оформление спектакля (художник Ольга Лагеда), создавшее на сцене зыбкий, постоянно меняющийся мир, состоящий из разного рода плоскостей, которые легко перемещаются и трансформируются, обозначая место действия, куда попадает герой. При этом создается странное одновременное сосуществование открытого в большой мир пространства и ограниченного маленького мирка (квартиры или больничной палаты), существующего недолго и, может быть, только в воображении Андрэ.

И цвет! Цвет в сценическом оформлении, особенно в костюмах героев спектакля, значит очень много. Мягкие, неброские, приглушенные и чистые тона, из которых золотистое платье и золотистые волосы недосягаемой Лоры выделяются особенным образом, создают необходимую эстетическую атмосферу, помогающую поднимать частную историю до акта искусства.

То же делает и музыкальное оформление (подбор Алексея Логачева, техническое исполнение Александра Суворова). Еще до того, как открывается занавес, звучит и звучит навязчивое фортепианное тремоло, от которого никуда не спрятаться и которое абсолютно рифмуется с состоянием героя. Оно будет попеременно возникать в течение всего спектакля… Есть у Элизы (за плечами артистки Ирины Никитиной вокальное отделение консерватории) два сольных выхода, эмоционально очень подымающих спектакль: это казачья колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный…» и современная неоклассическая вокальная партия.

Спектакль этот пока прошел всего один раз. Мы расстались с ним до осени, до начала будущего сезона…

Сцена из спектакля.
Фото — архив театра.

В указателе спектаклей:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога