Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

11 января 2022

С ЮБИЛЕЕМ, КОНСТАНТИН ХАБЕНСКИЙ!

В день первого юбилея Константина Хабенского мы шлем ему привет с Моховой. Нет, не из 51-й, аудитории В. М. Фильштинского, которой он верен, а с Моховой, 30, где живет журнал, писавший о Косте Хабенском (назовем его так, ведь мы с Моховой) с первых шагов, с «Годо», «Войцека», «Калигулы».

Константин Хабенский

«На пестром фоне современной молодой актерской братии они выделяются особенно. Михаил Трухин и Константин Хабенский — любимцы Моховой. О них много говорят и пишут, на них ходят, как на звезд. Они и есть звезды. Талантливые, живые, заразительные, блестяще владеющие профессией. Их герои — герои нашего времени, мечущиеся и мучающиеся в поиске истины, в ожидании God-о, ироничные и одинокие. В их персонажах — взвинченный до предела нерв, тренированный мускул и одновременно необыкновенная ранимость, нежность», — так начиналась статья «Поколение войцеков и сторожей», которую многие помнят и которую мы решили перепостить в этот юбилейный день. Ее писали тогдашние студенты-театроведы, а ныне два состоявшихся режиссера Екатерина Гороховская и Дмитрий Егоров (под псевдонимом «Бур» он писал и про «Калигулу») Юрия Бутусова с Хабенским в главной роли. Спустя годы, уже учась на драмфаке, Катя и Митя не бросят кумиров своей юности и напишут про вторую редакцию «Войцека» — уже без Хабенского и Трухина.

Мы печатали интервью с Константином Хабенским, и не одно, а целых два и в разное время: с актером разговаривали М. Дмитревская и О. Варганова. Но в день юбилея редакция решила вернуться к старому «поколенческому» тексту, к истоку судьбы художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Константина Юрьевича Хабенского.

С днем рождения и удачи!

ПОКОЛЕНИЕ ВОЙЦЕКОВ И СТОРОЖЕЙ

И всю ночь по улицам снежным
Мы брели — Арлекин и Пьеро…

А.Блок «Балаганчик»

На пестром фоне современной молодой актерской братии они выделяются особенно. Михаил Трухин и Константин Хабенский — любимцы Моховой. О них много говорят и пишут, на них ходят, как на звезд. Они и есть звезды. Талантливые, живые, заразительные, блестяще владеющие профессией. Их герои — герои нашего времени, мечущиеся и мучающиеся в поиске истины, в ожидании God-о, ироничные и одинокие. В их персонажах — взвинченный до предела нерв, тренированный мускул и одновременно необыкновенная ранимость, нежность.

В сознании они неразделимы. Как Пьеро и Арлекин, хотя в первом может вспыхнуть вдруг бесшабашный азарт Арлекина, а второй позаимствует у Пьеро трагический излом бровей. Как человек — и его отражение в зеркале, хотя все грани стерты и невозможно определить, кто именно находится по ту сторону зеркала. Когда на сцене один из них — а соло звучит не менее сильно, чем дуэт, — кажется, что второй сейчас появится. Даже когда они связаны с другими партнерами, предполагаешь появление Мика-Хабенского рядом с Астоном-Трухиным в «Стороже» и Сципиона-Трухина рядом с Калигулой-Хабенским в «Калигуле». Они похожи и непохожи, идеально дополняют друг друга и каждый сам по себе — целое.

Пьеро

Если играть в ассоциации, то Михаил Трухин — низкое петербургское небо, темный призрачный город, «Портрет» Гоголя, «Униженные и оскорбленные» Достоевского, белые ночи промозглого питерского июня и туманный рассвет над Крюковым каналом… Трухин — очень петербургский артист, казалось бы, шагнувший в наше время из XIX века, из маленькой каморки, затерявшейся в сетке линий, где больной сырой петербургской чахоткой актер учит роль при колеблющемся пламени свечного огарка…

Когда актеру все время достаются чем-то схожие роли, рождается амплуа. Михаил Трухин с недавних пор прочно укрепился в амплуа «неврастеника» — амплуа довольно редком, тем более, что герой Трухина не просто неврастеник, он — интеллектуальный неврастеник (вот почему умственная неразвитость мента-лейтенанта Славы Волкова из сериала «Улицы разбитых фонарей» ему не удается).

М.Трухин (Владимир),
К.Хабенский (Эстрагон).
«В ожидании Годо».
Театр им. Ленсовета.
Фото В.Васильева

М.Трухин (Владимир), К.Хабенский (Эстрагон). «В ожидании Годо». Театр им. Ленсовета. Фото В.Васильева

П.Сезанн.
«Масленница»

П.Сезанн. «Масленница»

Его герой — нервный Пьеро, который в большинстве случаев вызывает грусть и сочувствие, а если чем и может насмешить, так это лишь своим страданием, своей забавной зрителю грустью. Столь рано Трухин уже создал себе маску — тощую, бледную, нервную, дерганую. Но в этой маске много интересного, важного, симпатичного. Три роли в спектаклях Юрия Бутусова сделали его известным. К этому прибавилась роль в «Улицах разбитых фонарей». Разумеется, это не кинороли Хабенского, который в венгерском фильме «Наташа» Томаша Тота («Женская собственность» Дмитрия Месхиева — не в счет) зарекомендовал себя как отличный киноактер. Трухину это, похоже, не нужно, ему вполне хватает того, что у него есть, — Петербурга. Его фактура изначально противоположна столичной разухабистости, которую пробовал на себе Хабенский, пытавший счастье в московском «Сатириконе», Трухин работает, тщательно используя свою ухмылку-тик и подростковые интонации. Неврастеничность его героя, плавно переходящая из одного спектакля в другой, приобретает самые различные формы — от бешеного опустошения Войцека до тихой ненормальности Астона.

Арлекин

Константин Хабенский — гибкость, гуттаперчивое лицо, способное измениться в один миг. Это нечто неуловимо бесовское и одновременно детское. Бес может быть лукавым и безумным, как в «Войцеке», или изысканно, по-театральному жестоким, как в «Калигуле». Хабенский — это бесовская живость и бесовское обаяние.

В его возможностях — и подробный психологический театр, и экзистенциальный гротеск. Он невероятно подвижен — как внутренне, так и внешне. Он умеет делать весь зрительный зал своим союзником с помощью одного подмигивания и умеет быть на сцене невероятно одиноким. Если играть в ассоциации — это ртуть, шип, стриж, болезненная мистика Гофмана, безумие венецианского карнавала. Хабенский — генератор энергии. Но это не нервная вибрация Трухина, это энергия земли, нагретой солнцем, бурлящей горной речки.

О, если только заметят, заметят,
Взглянут в глаза мне за пестрый наряд!…
Может быть, рядом со мной они встретят
Мой же — лукавый, смеющийся взгляд!
А.Блок «Двойник»

«В своем ли ты уме? Тут стоит крепостной человек, а он при нем бранится, да еще эдакими словами; не нашел другого места.» — смущенно ругался бледный Подколесин, раздетый при Степане зловещим Кочкаревым. Это был спектакль «Женитьба» — одна из первых работ Юрия Бутусова. Роль Подколесина сыграл Михаил Трухин — «фильштинец» среди «малочевцев». Об этом спектакле на Моховой вспоминают до сих пор. Совсем умудренные опытом сравнивают «Женитьбу» с «Играем „Преступление“» Гинкаса. А те, кто спектакля не видел, но много слышал, посмеиваются над фразой: «А тут, вообрази, около тебя будут ребятишки…» — здесь Кочкарев обычно прыгал к кому-нибудь из публики на колени. Однажды он прыгнул не совсем удачно. Так была выбита коленная чашечка проректора по учебной работе… С «Женитьбы» все и началось. Начала складываться команда, актеры обрели своего режиссера. Их стихией стала импровизация, их темой — поиск логики в абсурде, их пьесой — «В ожидании Годо» Сэмюэля Беккета. И не случайно среди выпускных спектаклей «фильштинцев» сценический путь продолжил лишь «Годо», что со студенческими спектаклями случается крайне редко…

Продолжить чтение

В именном указателе:

• 

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Добавить комментарий
  • (required)
  • (required) (не будет опубликован)

Чтобы оставить комментарий, введите, пожалуйста,
код, указанный на картинке. Используйте только
латинские буквы и цифры, регистр не важен.

 

 

Предыдущие записи блога