Петербургский театральный журнал
Блог «ПТЖ» — это отдельное СМИ, живущее в режиме общероссийской театральной газеты. Когда-то один из создателей журнала Леонид Попов делал в «ПТЖ» раздел «Фигаро» (Фигаро здесь, Фигаро там). Лене Попову мы и посвящаем наш блог.
16+

Спектакли февраля 2023. Выбор редакции


  1. 6 февраля — «История от Матвея», Театр драмы Кузбасса в Театре «На Литейном» (в рамках фестиваля «Пять вечеров»), режиссер Олег Липовецкий.

    История одного класса, в которой отразилась история страны последнего тридцатилетия. Лонг-лист «Золотой Маски»-2022.

  2. 7 февраля — «Исход», МТЮЗ в Театре «На Литейном» (в рамках фестиваля «Пять вечеров»), режиссер Кама Гинкас.

    Практически — премьера нового спектакля Гинкаса. С володинскими мотивами…

  3. 8 февраля — «Горка», Каменск-Уральский драматический театр в Большом театре кукол (в рамках фестиваля «Пять вечеров»), режиссер Алексей Логачев.

    Лучшее, с моей точки зрения, прочтение пьесы Алексея Житковского. Ну, и Гран-при Фестиваля малых городов России.

  4. 9 февраля — «Жизель Ботаническая», Стерлитамакский драматический театр в Театре «На Литейном» (в рамках фестиваля «Пять вечеров»), режиссер Дмитрий Егоров.

    Один из замечательных рассказов Эдуарда Кочергина приезжает из тех краев, куда уехала героиня ленинградской истории…

  5. 11 февраля — «Палата № 6», Малая сцена Театра-фестиваля «Балтийский дом», режиссер Анатолий Праудин.

    Дождались нового умного, страшного и ироничного спектакля Праудина о России всех времен, о нашей общей палате, куда попали многие герои Чехова. Вольное и густое сочинение…


  1. 6–10 февраля — спектакли XIX Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.
  2. 21 февраля — «Гекатомба. Блокадный дневник», Театр «На Литейном», режиссер Яна Тумина.

    В основе спектакля — документальные материалы, дневниковые записи блокадников. Как всегда у Туминой, это театр ассоциаций, театр, отрывающийся от быта и жизнеподобия. О том, как трудно оставаться человеком в условиях войны. О том, какая тяжкая духовная работа шла в жителях осажденного города, которые каждый день изо всех сил старались не сдаться голоду, холоду, смерти, тоске и страху. Удивительной честности, красоты и мудрости работа./p>

  3. 24 февраля — «Электровоз ВЛ 10», театр «Karlsson Haus», режиссер Марина Солопченко.

    В этот день стоит пойти в театр. Не для того, чтобы отвлечься, а чтобы побыть в одном пространстве с людьми, у которых болит душа за этот исполненный ужаса мир. В камерной постановке на двух артистов (Марина Солопченко и Ренат Шавалиев) по текстам Дмитрия Данилова поет, плачет, жалуется, молится вся необъятная болезная Россия-матушка.

  4. 26 февраля — «Тихий Дон», театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов.

    Зрители проводят в театре весь день, погружаясь в пучину неразрешимых коллизий человека и переломного времени. Войны — Первая мировая и Гражданская, революция, гибель старого мира… Герои с их страстями, любовью и страхом оказываются вовлечены в кровавые события, и история ножом разрезает частную жизнь. Сильное высказывание режиссера и театра «Мастерская».

  5. 28 февраля — «Сектор Газа (Одиссея. Документальная трилогия. Третья часть)», ЦЕХЪ театр, режиссер Анатолий Праудин.

    Создатели документальной трилогии «Одиссея» высказались против попрания человека путем насилия как нельзя более прямо. В ходе подготовки этого спектакля творческая группа отправилась в опасную зону действующего военного конфликта, в котором страдает мирное население (режиссер и актер жили в кибуце недалеко от границы с Газой). Получилась сложносочиненная, но ясно рассказанная притча. Виктор Бугаков играет нежно, без педали, тонкими штрихами.


  1. 6–10 февраля — спектакли XIX Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.

    Большая программа под общим заголовком «Володин без Володина» со спектаклями из Кемерово, Стерлитамака, Каменск-Уральского, Москвы и Петербурга о том, как остаться человеком.

  2. 16, 26 февраля — «Идиот», театр «Приют комедианта», режиссер Петр Шерешевский.

    Лаконичный и горький спектакль о продолжении сюжетов Достоевского в сегодняшней жизни. Прекрасные актерские работы./p>

  3. 17, 18 февраля — «Палата № 6», Театр им. Ленсовета, режиссер Евгения Богинская.

    Появление второй «Палаты» в городской афише за два месяца — симптом, и его надо осмыслить.

  4. 26 февраля — «Марина! Какое счастье!», театр «Комедианты», режиссер Нина Мещанинова.

    Тот редкий случай, когда весьма спорный спектакль стоит смотреть ради одной актерской работы. Мария Смольникова в роли Сонечки Голлидэй в крошечном зале театра не оставляет сомнений — мы современники выдающейся актрисы.

  5. 28 февраля — «Оптимистическая трагедия», Александринский театр, режиссер Виктор Рыжаков.

    Через пять лет после премьеры спектакль зазвучал так, что кажется, был поставлен вчера. Редкий случай, когда все актеры знают, о чем играют, а зрители ловят каждое слово — в центре истории гибель полка.


  1. 10, 23 февраля — «Волк», театр «Блоха», режиссер Кирилл Люкевич.

    Любитель Канье Уэста, веган и зожник, последний волк на районе в исполнении Никиты Касьяненко поведает историю своего рода от братьев Гримм до тайной подворотни в Песках, где и расположился самый маленький в Петербурге театр «Блоха». Не пропустите чудо театра на расстоянии вытянутой руки.

  2. 14, 28 февраля — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.

    Образцовая энциклопедия русской хтони.

  3. 23, 24 февраля — «Первый субботник», театр «Площадка 51», режиссеры Владимир Антипов и Алексей Забегин.

    Лучшая адаптация Владимира Сорокина на российской сцене.

  4. 26 февраля — «Мария Стюарт», Театр «ТОК», режиссер Андрей Богданов.

    Блистательное кабаре с элементами пантомимы, исполненное на псевдонемецком языке, с танцами, побегом и английским политическим эквилибром.

  5. 26 февраля — «Тихий Дон», театр «Мастерская», режиссер Григорий Козлов.

    Мощное, долгое, эпическое сочинение, наполненное любовью, страстью, смертью, рождением, дружбой, предательством… Житие хутора Татарского, затягивающее в себя так же быстро и стремительно, как и тихие воды Дона.


  1. 4, 21 февраля — «Ленин из Ревды», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Дмитрий Крестьянкин.

    Один из самых интересных и многообещающих режиссеров Дмитрий Крестьянкин ставит наверху парадной лестницы статую Ленина и предлагает зрителям ощутить себя на час с лишним жителями маленького города Ревды, где происходит народный сход, на котором никак не могут решить, убирать Ленина с центральной площади или нет. Остроумный, горький, неожиданный спектакль о том, как непредсказуемо иногда переплетаются человеческая память, ностальгия о прошлом, исторические мифы и большая история.

  2. 14 февраля — «Отелло», Александринский театр, режиссер Николай Рощин.

    Самый лучший способ отметить День всех влюбленных, особенно если вы ненавидите этот праздник, — отправиться на премьеру в Александринский театр, где шекспировская трагедия о яде ревности и смертельных чувствах с бессмертным «молилась ли ты на ночь, Дездемона?» будет разыграна с непривычных для вас позиций, а Яго в исполнении Ивана Волкова может стать самым любимым персонажем в этой очень красивой театральной story.

  3. 14, 28 февраля — «Шатуны», Театр-фестиваль «Балтийский дом», режиссер Роман Муромцев.

    Юрий Мамлеев, как и Владимир Сорокин — из той породы писателей, чьи страшные сказки в какой-то момент оборачиваются сбывшимся предсказанием. Так и здесь — путешествие по русской хтони, которую так талантливо изобразил молодой режиссер, уже кажется скромной пародией на нашу реальность. Спектакль этот — одно из самых удачных воплощений прозы Юрия Мамлеева.

  4. 15, 22 февраля — «Деревня канатоходцев», театр «Открытое пространство» на площадке «Скороход», режиссер Яна Тумина.

    По-прежнему «Деревня канатоходцев» — один из самых ярких и совершенных спектаклей Яны Туминой, которая создает свой уникальный синтетический театр, соединяя в общем котле этнического многозвучия дагестанские предания и горловое пение северных народов, работая с различными жанрами кукольного театра, чтобы получить в итоге невероятной красоты и магии произведение.

  5. 22 февраля — «Товарищ Кисляков», Новая сцена Александринского театра, режиссер Андрей Калинин.

    Спектакль по забытому сатирическому роману о приключениях интеллигента в Москве 20-х годов, с мрачными и обязательными размышлениями о будущем страны и народа, о трансформации героя, решившего не отделяться от масс. Пусть столетняя дистанция не смущает — сатира этого спектакля оказывается страшно злободневной, точнее, страшной и злободневной — «переобувание» за прошедший год стало самым популярным общественным аттракционом.


  1. 1, 2 февраля — «Майя», Театр танца «Фора» (Екатеринбург) на Новой сцене Александринского театра, хореограф Алена Захезина.

    Этот маленький театр существует уже более двух десятилетий, и четыре его танцовщицы до сих пор не поссорились, не разбежались, не отправились в другие города за лучшей жизнью. Спектакли «Фора» выпускает редко, готовит их по несколько лет, и каждый из них запоминается. Как «Майя» — повесть о том, как трудно разным людям жить под одной крышей, даже если она состоит всего из нескольких палочек, а дверей и вовсе нет. И как любовь к ближним может уморить даже настоящего ангела. (Нет, никакой чернухи. Очень нежный спектакль.)

  2. 4, 5 февраля — «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина, Михайловский театр, хореография А. И. Радунского, редакция М. Г. Мессерера.

    Давний советский балет, в котором роль Царь-девицы исполняла еще Плисецкая, бодр и свеж. Сказка ложь, да в ней намек, ну и артисты-«классики» с удовольствием примеряют на себя русские народные па. Но без переборов — Радунский знал и ценил классику, никаких натуральных лаптей на сцене нет.

  3. 17 февраля — «Снаружие», Компания «ОMYT» на Новой сцене Александринского театра, хореограф Надежда Коханова.

    Обитающая на проспекте Медиков танцкомпания, знакомая любителям танца по декабрьской программе в честь Охада Нахарина, представляет премьеру в Александринке. Дважды за вечер нам расскажут о том, как нехорошо вешать друг на друга ярлыки.

  4. 20 февраля — «Вне времени», Театр балета имени Леонида Якобсона на сцене Александринского театра.

    А вот эта программа по праву занимает главную сцену Александринки. Собрание миниатюр пылкого, трагического, трогательного перфекциониста, который когда-то основал этот театр, постоянно пополняется, ветераны восстанавливают в репертуаре все новые его вещи.

  5. 23 февраля — «Эсмеральда» А. С. Даргомыжского, Театр «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссер Юрий Александров, дирижер Максим Вальков.a>

    Репертуарная редкость — история Эсмеральды в опере, а не в балете. Всегда следящий за событиями в мире режиссер Юрий Александров связывает этот сюжет со случившимся уже в нашем веке пожаром собора Нотр-Дам.


  1. 6–10 февраля — спектакли XIX Всероссийского театрального фестиваля «Пять вечеров» им. А. М. Володина.

    Спектакли из Москвы, Кемерова, Стерлитамака и Каменск-Уральского в Петербурге. Володинский фестиваль без Володина, но по-прежнему о главном — о человеческом.

  2. 8 февраля — «Магазин», Небольшой драматический театр, режиссер Артем Злобин.

    Остросоциальная пьеса Олжаса Жанайдарова, тяжелая и трагическая. О национальной идентичности, ужасах мигрантства и необъяснимо жестокой человеческой природе в борьбе за выживание.

  3. 19 февраля — «Колино сочинение», Театральная лаборатория Яны Туминой, режиссер Яна Тумина.

    Хрупкий и нежный спектакль по книге Сергея Голышева «Мой сын — даун». Яна Тумина берет стихи Коли Голышева и создает особый волшебный мир, наполненный любовью. «Не будет глупых и не нужных. / Не будет горя и греха. / А будет только поэзия / Из алых губ. / И можно увидеть / Сердце мудрости. / Аминь.»

  4. 19 февраля — «Все клоуны делают это», театр «Организмы», режиссеры Владимир Антипов и Александр Бянкин.

    Депрессивная антиклоунада Владимира Антипова и Александра Бянкина в эстетике немого кино о невозможности действовать. Смешно, грустно и, кажется, совершенно безвыходно.

  5. 21, 27 февраля — «Академия смеха», Театр им. Ленсовета, режиссер Федор Пшеничный.

    Борьба Цензора и Автора, с каждым днем только обретающая актуальность. Прекрасный дуэт Сергея Перегудова и Ильи Деля.